Мастер – класс: «Организация групповой работы с учащимися начальной школы».
Цель повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах.
Задачи:
1) раскрыть сущность групповой работы;
2) продемонстрировать особенности организации, технологический процесс групповой работы, а также разновидности групповых технологий;
3) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.
Ход мастер-класса
Здравствуйте уважаемые коллеги.
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, творческие силы и индивидуальность школьников смогли бы достичь своего расцвета.
Технологический процесс групповой работы складывается из нескольких элементов. Объединитесь в группы и постарайтесь расположить их по порядку от начала до конца.
Уважаемые коллеги. Сейчас я предлагаю дополнить правила работы в группе, опираясь на первые слова.
Правилами групповой работы могут быть следующими:
Таким образом, в процессе групповой работы формируется культура общения учеников.
План освоения групповой работы следующий:
1 этап – Работа в паре. «Напарники - ДУЭТ»
Сначала во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. Учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.
Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в парах. Перед вами лежат задания, прочтите и выполните их, советуясь со своим напарником. После окончания просигнальте о своей готовности.
Задание «Музыканты»
Простучать остинатный ритм «ти-ти-та» (две восьмые – четверть) под музыку «Итальянской польки» С. В. Рахманинова. Необходимо добиться слаженного исполнения ритмического рисунка на музыкальных инструментах, смены динамики, попадания хлопками на сильные доли, ускорения и замедления темпа и т.д. Цель всего этого действия – передать характер польки.
2 этап – Работа в команде по трое, четверо, впятером. «Команда – трио, ансамбль».
Уважаемые коллеги, предлагаю вам вновь выступить в роли учащихся и выполнить задание в четверках. Для ускорения процесса сами распределите между собой роли. Данное задание можно использовать при закреплении материала по теме урока.
Задание «Логические цепочки»
Каждая группа получает на обсуждение «цепочку».
Примеры цепочек:
- С. С. Прокофьев, 1242 год, Ледовое побоище, хор: «Вставайте, люди русские».
(Кантата: «Александр Невский»)
- Гусли, гудок, колокольчики . (музыкальные инструменты)
- Канты, заклички, былины. (песни)
- Краковяк, кадриль, трепак . (танцы)
- Мизгирь, Купава, леший, Лель. (герои из оперы «Снегурочка»).
Предлагаю определить, о каком произведении, композиторе идёт речь по логической цепочке.
3 этап – Работа в «Больших группах – Битва хоров». Сейчас, уважаемые коллеги, вы вновь попробуете свои силы, но уже целыми рядами.
Задание «Узнай и спой песню по рисунку»
По заранее подготовленным рисункам каждая команда должна вспомнить песню (за 30 секунд отведённого времени). Исполнить один куплет песни или припев совместно с командой.
Предлагается по рисункам спеть песню своей командой.
Второе задание «Звучащие» картины»
Вам нужно определить «О чем говорят «звучащие» картины?» Назвать картину художника и музыкальное произведение.
- М. П. Мусоргский – сюита «Картинки с выставки», картины художника Виктор Гартман.
Рис.
Организация групповой работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Создание учебной мотивации к пробуждению познавательного интереса, стремление к успеху и одобрению, формирование умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.
Итак, можно сделать вывод, что благодаря использованию групповой работы:
Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.
Список литературы:
1. А.А.Леонтьев Сборник «Школа 2000…, М.1997 статья «Педагогика здравого смысла», - с. 2-3.
2. И.А. Перфильева «Через игру на уроках музыки – к познанию эстетической сущности человека» Москва-Самара 1996, с. 12-13.
3. Д.Б. Эльконин «Психология игры» М. 1978, с. 23-25.
Цель повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах.
Задачи:
1) раскрыть сущность групповой работы;
2) продемонстрировать особенности организации, технологический процесс групповой работы, а также разновидности групповых технологий;
3) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.
Ход мастер-класса
Здравствуйте уважаемые коллеги.
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, творческие силы и индивидуальность школьников смогли бы достичь своего расцвета.
Технологический процесс групповой работы складывается из нескольких элементов. Объединитесь в группы и постарайтесь расположить их по порядку от начала до конца.
Уважаемые коллеги. Сейчас я предлагаю дополнить правила работы в группе, опираясь на первые слова.
Правилами групповой работы могут быть следующими:
Таким образом, в процессе групповой работы формируется культура общения учеников.
План освоения групповой работы следующий:
1 этап – Работа в паре. «Напарники - ДУЭТ»
Сначала во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. Учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.
Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в парах. Перед вами лежат задания, прочтите и выполните их, советуясь со своим напарником. После окончания просигнальте о своей готовности.
Задание «Музыканты»
Простучать остинатный ритм «ти-ти-та» (две восьмые – четверть) под музыку «Итальянской польки» С. В. Рахманинова. Необходимо добиться слаженного исполнения ритмического рисунка на музыкальных инструментах, смены динамики, попадания хлопками на сильные доли, ускорения и замедления темпа и т.д. Цель всего этого действия – передать характер польки.
2 этап – Работа в команде по трое, четверо, впятером. «Команда – трио, ансамбль».
Уважаемые коллеги, предлагаю вам вновь выступить в роли учащихся и выполнить задание в четверках. Для ускорения процесса сами распределите между собой роли. Данное задание можно использовать при закреплении материала по теме урока.
Задание «Логические цепочки»
Каждая группа получает на обсуждение «цепочку».
Примеры цепочек:
- С. С. Прокофьев, 1242 год, Ледовое побоище, хор: «Вставайте, люди русские».
(Кантата: «Александр Невский»)
- Гусли, гудок, колокольчики . (музыкальные инструменты)
- Канты, заклички, былины. (песни)
- Краковяк, кадриль, трепак . (танцы)
- Мизгирь, Купава, леший, Лель. (герои из оперы «Снегурочка»).
Предлагаю определить, о каком произведении, композиторе идёт речь по логической цепочке.
3 этап – Работа в «Больших группах – Битва хоров». Сейчас, уважаемые коллеги, вы вновь попробуете свои силы, но уже целыми рядами.
Задание «Узнай и спой песню по рисунку»
По заранее подготовленным рисункам каждая команда должна вспомнить песню (за 30 секунд отведённого времени). Исполнить один куплет песни или припев совместно с командой.
Предлагается по рисункам спеть песню своей командой.
Второе задание «Звучащие» картины»
Вам нужно определить «О чем говорят «звучащие» картины?» Назвать картину художника и музыкальное произведение.
- М. П. Мусоргский – сюита «Картинки с выставки», картины художника Виктор Гартман.
Рис.
Организация групповой работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Создание учебной мотивации к пробуждению познавательного интереса, стремление к успеху и одобрению, формирование умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.
Итак, можно сделать вывод, что благодаря использованию групповой работы:
Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.
Список литературы:
1. А.А.Леонтьев Сборник «Школа 2000…, М.1997 статья «Педагогика здравого смысла», - с. 2-3.
2. И.А. Перфильева «Через игру на уроках музыки – к познанию эстетической сущности человека» Москва-Самара 1996, с. 12-13.
3. Д.Б. Эльконин «Психология игры» М. 1978, с. 23-25.