Звучит тихая казачья музыка – фонограмма песни
Воспитатель: «Зима».
Зима настала. Каждый день забота.
Нет времени казачке отдыхать.
Всегда найдется для нее работа,
Обед настряпать, в хате все убрать.
Заштопать вещи, вывязать карпетки,
К подъюбошнику кружева пришить,
Игрушки смастерить для малых деток,
Весь день-деньской приходится спешить. /И.Мордвина/
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Мы уже с вами хорошо знаем, кто же такие – казаки. Казак – это не только отважный, сильный, смелый воин. Он с огромным уважением относился к женщине-казачке, будь это его мама, любимая жена, сестра, или просто незнакомая женщина. Воспитывали казаки своих дочек иначе, чем сыновей, с детства прививая им трудолюбие, опрятность, терпимость, доброту. И вырастала она настоящей хозяюшкой.
Воспитатель: Заботливо хозяйка домом управляла,
Растила по старинке своих детей.
Работы все в полях справляла,
Кормила, холила коней.
Казачек все любили, уважали,
Как спутниц храбрых в жизни и бою.
Им почести повсюду воздавали,
Так было на Кубани, Тереке, Дону! /И. Мордвина/
Музыкальный руководитель: Казачки вставали рано и трудились весь день. Они говорили:
Когда казаки были в походах, казачки возделывали поле, огороды, бахчи, виноградники, ухаживали за скотиной. Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стрепали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вышивали, вязали. Могли и болезни лечить, и хату подремонтировать, или, как говорили в старину, - подправить.
Воспитатель: Главная забота казачек – домашние хлопоты. Они говорили:
Музыкальный руководитель: Иногда бывало так, что казаки уходили в поход на долгое время – на месяцы, годы. Так вот, казачки умели ждать мужей, как никто другой. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в руке. По старому обычаю она передавала повод, приговаривая: « На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Казачка кланялась в ноги коню, чтобы тот уберег ее любимого.
Музыкальный руководитель: Ребята, послушайте песню в исполнении женской группы Государственного Кубанского Казачьего хора «Полюбыла Петруся».
Слушание. Песня «Полюбыла Петруся».
/слушание сопровождается презентацией «Казачки»/.
Музыкальный руководитель: Скажите, ребята, какой характер у этой песни?
Дети: Музыка песни грустная, печальная, жалобная, просящая, медленная.
Музыкальный руководитель: А как вы думаете, почему у этой песни именно такой характер?
Дети: Потому что казачка ждет своего казака и скучает о нем.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. Всем сердцем она желает своему любимому скорейшего возвращения домой, где его ждали и дети, и старенькие родители, которые старались поддерживать большое хозяйство, пока казак был на войне. Ведь работы было очень много. В казачьих семьях трудились, не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору – уборка урожая. А зимой с раннего утра до поздней ночи женщины ткали, шили, пряли.
Музыкальный руководитель: Уже с 7 – 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. Кубанские казачки очень любили заниматься вышивкой, плетением кружев. Народные мастерицы вышивали салфетки, вязали подзоры, ткали половики. С особой любовью и старанием работали над рушниками для « красного угла», где располагалась « божница».
/ детям показывают рушники/.
Музыкальный руководитель: Работа обязательно сопровождалась песнями. Послушайте одну из самых красивых песен, которые пели казачки, занимаясь работой. Песни, которые вы сегодня услышите, звучат не на чистом русском языке, как мы с вами привыкли разговаривать, а на особом кубанском наречии. Почему кубанские казаки говорили и пели именно так, я вам расскажу на следующем занятии, но характер музыки, ее настроение вы все равно почувствуете.
Слушание.
Песня « Як бы я мала крылья орлиные»
/ песня в исполнении ансамбля « Криница»/.
Музыкальный руководитель: Ребята, какая по настроению песня сейчас прозвучала?
Дети: Спокойная, плавная, напевная, протяжная, задумчивая, светлая, мечтательная.
Музыкальный руководитель: Правильно. Но песни пели разные и грустные, и спокойные, и веселые. Сейчас наши девочки тоже исполнят для всех нас кубанскую песню « Ой сад, ты мой сад».
Девочка: А я знаю, что на Кубани говорили:
Песня « Ой сад, ты мой сад».
/ исполняют девочки/.
Музыкальный руководитель: Спасибо вам, девочки, за песню звонкую. Вот так и жили казаки да казачки – трудились и своим трудом украшали землю кубанскую. А после трудового дня с наступлением вечера собирались хлопцы та девчата у плетня, чтобы отдохнуть. А какой же отдых без забавных игр и веселых плясок! И сейчас мы посмотрим на экран и полюбуемся на замечательный танец в исполнении хореографической группы известного нам коллектива. Танец называется «Подушечка».
Видеономер. Танец «Подушечка».
/используется мультимедийная установка/.
Музыкальный руководитель: А сейчас, а сейчас начнем и мы казачий перепляс.
Ну, ребята, что сидите? В зал скорее выходите.
Ждем от вас веселой пляски,
Радости, как в старой сказке.
Свободная танцевальная импровизация
под веселую казачью музыку.
/дети после танца садятся/.
Музыкальный руководитель: Ребята, казаки и казачки очень ценили семью, дом. Если в доме взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это они и называли настоящим семейным счастьем.
Воспитатель: В старину говорили: «Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее». В каждой семье бывают не только радости, но и беды. И казаки, казачки, их дети всегда поддерживали друг друга в любой ситуации. Какие вы казачьи пословицы знаете о семье?
Пословицы о семье.
/говорят дети/.
Музыкальный руководитель: И, конечно же, казачки любили и уважали гостей. Выставляли на стол самой вкусное и лучшее. Может быть, кто-то знает пословицы и про гостеприимство казачек?
Пословицы про гостеприимство.
/говорят дети/.
Музыкальный руководитель: Собираясь вместе, казаки и казачки с гостями любили петь песни, играть в старинные казачьи забавы. Я приглашаю девочек.
Как музыка начнет играть,
Надо ниточку в клубочек мотать.
А как музыка закончит играть,
Значит, хватит вам ниточку мотать.
Игра для девочек « Намотай клубочек».
Воспитатель: Ребята, отдохнули вы немного – пора и за работу приниматься. Я предлагаю девочкам украсить казачьи юбки и сорочки. Мы говорили о том, казачки были настоящими мастерицами, любили вышивать необычайно яркие, непохожие друг на друга узоры на своей одежде.
А мальчики попробуют себя в роли гончаров и изготовят глиняную посуду – макитру или миску. / показывает образец/.
ТВОРЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
/дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – « расписывают» «юбки», «сорочки» бум, или украшают аппликацией ; мальчики– лепят из пластилина или глины предметы казачьей утвари/
/Музыкальное сопровождение – песни Кубанского Казачьего хора/.
/в конце занятия все дети рассматривают поделки друг друга/.