27 марта Русская Православная Церковь чтит память одного из выдающихся государственных деятелей Руси середины XII века, Святого благоверного князя Смоленского Ростислава Мстиславича.
Князь Ростислав Мстиславич, прозванный Набожным, является в древнерусской истории воплощением слова пророка Исаии о царе, который будет править по правде, и князьях, которые будут править по закону (Ис. 32, 1). Князь был необычайно любим и уважаем людьми за христолюбивую жизнь, несмотря на то, что ему приходилось вести непрестанные междоусобные брани. Он был весьма почитаем народом и Церковью как заступник русской державы.
Князь Ростислав родился около 1107 года, в крещении получил имя Михаил. Ростислав - третий сын Мстислава Великого, внук князя Владимира Мономаха, его матерью была Христина, дочь шведского короля Инге I.
В 1125 году после смерти Владимира Мономаха, великим князем стал его сын Мстислав, имевший большое уважение по всей земле и получивший прозвище Великий. Старший сын Мстислава Всеволод занял место отца в Новгороде, второй сын Изяслав находился с отцом в Киеве и получил в управление Курск, а третий сын – Ростислав был направлен на самостоятельное княжение в Смоленск.
В период своего княжения Ростислав всеми силами стремился укрепить Смоленскую землю. Объединить кривичей, сделать смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств — такова была цель его внутренней политики. Для этого он образовал из Смоленской области особое княжество и стал называться великим князем смоленским. Таким образом, Ростислав Мстиславович стал родоначальником смоленской княжеской династии.
Его княжество включало в свои пределы, кроме нынешней Смоленской области, часть Псковской, половину Могилевской, части Витебской, Тверской, Московской и Калужской областей. Могущество Ростислава возросло настолько, что в 1147 г. Рязанское княжество добровольно признало вассальную зависимость от Смоленска.
Но мирно и тихо жить Смоленскому княжеству было не суждено. Уже через два года князю Ростиславу пришлось воевать против полоцких князей, а затем - с чудью. В 1139 новый великий князь Киевский Всеволод Ольгович пытался изгнать Ростислава Смоленского и его брата Изяслава Мстиславича из их княжеств. В 1142г. Ростислав помог своему дяде Вячеславу Владимировичу в войне против братьев Всеволода Ольговича - Игоря и Святослава.
Древние летописи отмечают князя Ростислава не только, как умного и мужественного военноначальника, но и обладающего высокими христианскими качествами: незлобливостью, уступчивостью и миролюбивостью.
После смерти Изяслава Мстиславича и его дяди великого князя Вячеслава Владимировича в 1154 году, киевляне призвали Ростислава быть великим князем.
Став великим князем, Ростислав больше всего заботился о мире на Земле Русской. Во времена его княжения междоусобицы на Руси практически не было. Он старался поддерживать безопасность Киева и следил за порядком. В 1165 г. он фактически присоединил к Смоленскому княжеству Витебск, куда посадил своего сына Давыда Ростиславича.
Своей примирительной, справедливой политикой Ростислав Мстиславич Смоленский сумел привлечь к себе симпатии многих удельных князей; даже с лютыми врагами русских земель, половцами, он старался наладить отношения с помощью родственных связей.
Велик вклад святого князя Ростислава Смоленского в развитие Древнерусского государства и Русской Православной Церкви.
Более 40 лет князь правил Смоленской землёй. За это время она застроилась городами и сёлами украсилась храмами и монастырями. Князь Ростислав основал города Рославль, Дорогобуж, Ельню, белорусские города Мстиславль (названный по имени его отца князя Мстислава), Кричев, Славгород.
В 1136 году святой Ростислав добился создания отдельной Смоленской епархии. А смоленский храм Успения Богородицы превратил из городского собора в церковный центр огромной Смоленской епархии. Он был строителем Смоленского Кремля и Спасского собора, Смядынского Борисоглебского монастыря, который основали на месте убийства святого князя Глеба, сохранившуюся до наших дней церковь Петра и Павла с мозаичными полами и фресками.
Князь всегда держал совет с земщиной, которая так же стремилась к достижению благополучия без внутренних конфликтов, не ограничивал её в правах.
Ростислав постоянно заботился о собирании и переписывании книг и рукописей. В самом Смоленске, в других городах и, даже, в селениях он организовал книгохранилища светской и духовной литературы. Смоленские летописи не сохранились до нашего времени, но то, что смоленская летопись существовала и ведет свое начало со времен Ростислава, не вызывает никаких сомнений. Смоленские известия 30-60-х гг. XII века стали основой «Хроники Ростиславичей», которая написана в 80-е гг., и через нее вошли в Киевский свод 1200 г., составленный по приказу сына Ростислава, князя киевского Рюрика.
В 1150 году в Смоленске при участии князя и вече была принята Уставная грамота. Эта Уставная грамота была формой общественного договора между смоленской общиной (вече) и князем. В ней говорилось о размере налогов, которые собирает князь.
В 1168 году, несмотря на преклонный возраст, он отправился в Новгород, чтобы утвердить там своего сына Святослава. По дороге, еще за 300 верст до Смоленска, его встречали послы, потом жители всех сословий приняли его с подарками - столь велика была любовь к добродетельному князю. В Великих Луках он взял клятву с новгородских послов забыть недовольство его сыном и отлучить его от княжения только посмертно. На обратном пути, уже больной, он остановился в Смоленске.
Сестра и сын уговаривали его остаться в Смоленске, чтобы быть погребенным в храме, им созданным. «Везите меня в Киев, — отвечал он, — если умру на дороге, положите меня в отчем монастыре у св. Феодора, если Бог исцелит меня молитвами Пречистой Своей Матери и св. Феодосия, постригусь в Печерском монастыре».
Не суждено было исполниться давнему желанию Ростислава - окончить жизнь иноком святой обители. Святой князь скончался на пути в Киев с тихой молитвой на устах. Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодоровском монастыре.
Князь Ростислав Мстиславич, как правитель снискал большую любовь народа во всех городах, где ему довелось управлять. Жители Смоленска считали его любимым князем, к нему прислушивались независимые новгородцы и вече Киева приглашало его на княжение (тогда как другие князья добивались власти в Киеве силой или подкупом).
Его деяния во благо государства и православного народа русского, Святой Церкви высоко оценены Православной Церковью. В 1984 году он был прославлен как святой благоверный князь.