Автор: Иванова Ольга Владимировна
Страна: Российская Федерация
Город: Звенигово
Организация: МОУ "Звениговская СОШ №3"
Проект: Межпредметный дистанционный фестиваль "Память наших времен"

«Война, священная, навеки в памяти людской»

 

Цели:

  • Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной  войны, готовность к жертвенным поступкам во имя  величия и процветания России.
  • Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной  войны, о мужестве, отваге .
  • Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
  • Учить детей ценить мир на Земле.

 

 

Задачи:

Образовательные

1) Погрузить детей в атмосферу военного времени.

2) Расширить знания школьников среднего звена о событиях 1941-1945 гг.

3) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

4) Познакомить  с песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата.

Воспитательные

1) Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

3) Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.

4) Воспитание честности, благородства, сострадания.

5) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

6) Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Развивающие

  1. Развивать интерес к изучению истории.
  2. Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

Актуальность выбранной темы для обучающихся:

Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И такие встречи –беседы  помогают осуществить  поставленные цели и задачи.

Место мероприятия в системе воспитательной работы:

Данное  мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся,  направлено на реализацию поставленных  целей и задач,  занимает важное место в моей системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Формы воспитательной работы:

    • Этическая беседа.
    • Хроника  важнейших событий  ВОВ
    • Наглядная агитация (тематические стенды, специальная литература, видео- и аудиозаписи).

Технология:

Технология  воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А.Караковский, Н.Л Селиванова)

  • Главная цель школы - формирование личности.
  • Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.
  • Идеи и принципы:

- Развитие социальной активности.

- Формирование ответственности, гражданского самосознания.

- Развитие творческих способностей детей.

- Превращение школы в большую воспитательную систему.

- Формирование целостной научно обоснованной картины.

Оформление и оборудование:

- Выставка книг, посвященных событиям Великой Отечественной Войны.

- ММ презентация, фрагменты фильмов о ВОВ.

- Записи с песнями военных лет.

- Компьютер, ММ-проектор, музыкальная колонка.

Методы и формы контроля качества мероприятия:

Беседа с обучающимися.

Примерные вопросы:

- Что нового вы сегодня узнали на классном часе?

- Какие песни прозвучали? («День Победы», «В землянке», «Вставай страна огромная…») и т.д.

Содержательная часть                                                                            (Ход мероприятия)

 Учитель: В преддверии праздника «75-летия Победы» мы должны воздать дань уважения и благодарности всему русскому воинству, стоявшему на защите рубежей нашего государства. (Слайд 1)

(Слайд 2)

С  чего  начинается   память …                                                             

 С чего начинается память – с берёз?

С речного песочка?
С дождя на дороге?
А если – с убийства!
А если – со слёз!

Константин Михайлович Симонов                                                 

                                                                                        

Учитель:   Ребята, о чем эти строки?

Что для вас память?

Всегда ли в памяти остаются только приятные воспоминания?

А если это страшные события, должны ли мы их хранить в памяти?

Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания Великой битвы с немецко-фашистскими захватчиками. Плывет тишина над старыми окопами, покрываются в мае полевыми цветами места, где велись бои, раны земли зажили.

 Одни поколения сменяют другие, помнят ли они события 1941-1945 гг?

Вопросов о войне, о том далеком историческом событии возникает очень много, на эти вопросы надо отвечать, ведь, если не знать правды, то можно все придумать, но по-своему. Так сегодня и происходит. Многие государства взяли на себя право переписывать историю Великой войны на свой лад, при этом, естественно, искажаются факты. И не случайно – президент нашей страны Владимир Путин озабочен этой проблемой, он решительно заявляет, что современные школьники должны знать всю правду о войне.

А что такое война? С чем ассоциируется у вас это слово?

Учитель:  Хорошо, вы правильно подобрали слова и по-своему объяснили слово война. (Слайд 3)

Наташа Ф .: В XX веке было две войны I Мировая и II Мировая. II Мировая война была  самой жестокой, кровопролитной, самым ужасным событием в истории XX века, она унесла  миллионы  жизней. Виновником этой трагедии стал фашизм. (Слайд 4)

Учитель: А когда началась Вторая Мировая война?  (Вторая Мировая война началась 1 сентября 1939 года)

Фашистская Германия очень быстро покорила страны Европы, но ей этого было мало – ей нужен был Советский Союз. Государство, которое смогло объединить людей разных национальностей в одну дружную семью. Люди были счастливы, свободны, сеяли хлеб, растили детей и вдруг   (Слайд № 5. Играет музыка)

Что  говорят нам эти цифры: (Слайд 5)

 

22 июня 1941 года – (22 июня 1941 года,  на рассвете, в 4 утра  Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Началась великая Отечественная война)

1418 –  (дней и ночей длилась ВОВ)

50 000 000 (жизни людей)

755 -  (Победе над фашизмом)

Ребята, но, сегодня мы поговорим не просто о войне и ее последствиях, мы поговорим о тех людях, кто ради нашего благо отдал бы самое дорогое, что есть у человека – жизнь, я хочу рассказать вам сегодня о учителях - фронтовиках Звениговского района.

Настя Я: (Слайд 6,7)

Малеев Михаил Гаврилович

Родился я 10 сентября 1925 года в селе Болгары Татарской АССР. Семья была большая, 5 человек детей: 3 сестры и брат. Мне было 4 года, когда семья переехала жить в Звенигово. Жили в бараке, в каждом углу семья, перегородок не было, посередине плита. Отец работал на заводе «Красный Волгарь» клёпальщиком.  В 1932 году я пошёл в школу. Это была единственная школа в посёлке: 2- ух этажное деревянное здание.

Жили очень бедно, часто голодали. Отец уехал на заработки в Чувашию.

Я, закончив 6 классов, тоже пошёл работать на завод «Красный Волгарь». Сначала был учеником, потом  токарем. Работал на станке. С началом ВОВ промышленность посёлка перестроили на военный лад. Завод имени С.Н. Бутякова приступил к изготовлению  аэросаней и корпусов авиационных бомб. Сроки были жёсткие.

В январе 1943 года меня призвали на фронт, это был уже третий призыв, первые два раза призывали в 1942году, но отправляли обратно, так как я был очень щупленьким и маленьким – комиссия не пропускала. Три месяца нас учили пользоваться оружием, а весной 1943 года отправили в действующую армию, на 1ый Украинский фронт рядовым стрелком.

В декабре 1943 меня первый раз ранило в левую ногу. В госпитале пролежал 4 месяца и опять на передовую, на 4ый Украинский фронт. Здесь присвоили звание сержанта и назначили командиром отделения. Весной 1944 года, после ранения, наградили Орденом Славы ІІІ степени, это была самая высокая награда сержантского состава. Вручали орден в боевой обстановке, прямо на фронте.

Вся война у меня связана с Карпатскими горами. Если раньше я говорил солдатам: «Отделение, вперёд», то теперь: «Взвод, за мной». Командиром взвода воевал всего 1 месяц, меня опять ранило в декабре 1944 года в спину. 7 осколков от гранаты вынули хирурги из спины, следы и сейчас есть. Опять госпиталь. С февраля 1945 года воевал командиром взвода здесь же, в Прикарпатье.

День победы я встречал трижды. 9 мая в Закарпатье нам объявили о конце войны. Мы вышли из окопов, радовались, но тут из миномётов нас стали обстреливать с Карпатских гор. Мы опять в окопы. Выручила наша артиллерия. Противник не сдавался, но нас в наступление уже не направляли. Работала наша артиллерия. 20 мая немцы, которые не подчинились 9 мая  приказу о капитуляции, сдались. Вот это был настоящий День Победы. Война закончилась и мы радовались тому, что остались живы.

В 1947 ОСОАВИАФИМ переименовали в ДОСААФ. Работал здесь до августа 1953 года. В это же время организовал курсы шоферов и сам же на них учился.  Сам разработал программу по подготовке шоферов и в течение нескольких зим преподавал по ней  на курсах при ДОСААФ, а сам уже в это время работал на самосвале в СМУ. Моя программа нравилась многим. О ней узнала директор Звениговской средней школы №1 Анна Ивановна Дробан и пригласила работать в школу мастером производственного обучения по автомобильному делу.  Так я попал в родную школу и проработал там 30 лет, с 1 сентября 1959 года по 31 августа 1989 года.

Настя Т: (Слайд 8)

Александров Яков Александрович

           Родился в марте 1917 года в деревне Семеновка Звениговского района в семье хлебороба. На берегу Волги проводил свое детство. Окончив среднюю школу, Яков поступил на географический факультет ордена Трудового Красного Знамени Казанского государственного университета имени В.И.Ленина. Через несколько лет, в июне 1941 года, Яков Александрович сдавал государственные экзамены, получил диплом инженера - гидролога.

           22 июня Яков проснулся с отличным настроением. Сданы два экзамена, впереди еще три и - самостоятельная жизнь! За окном ярко светило солнце, буйно зеленела листва.

           Яков решил перед экзаменом подстричься. Народу было немного. Весело, быстро щелкали ножницы в руках молодой мастерицы. Но вот всех насторожил голос диктора центрального радио Левитана :"Граждане Советского Союза! Через несколько минут будет передано важное правительственное сообщение!"

Война!

           Молодежь собралась в актовом зале. Студенты - выпускники решили сдать оставшиеся экзамены досрочно. И уже 26 июня были получены дипломы.

         Весь выпуск географического факультета направляли в Московскую военно - инженерную академию. Учили строить укрепления, наводить мосты, минировать и разминировать укрепления, открытые местности.

         Не думалось раньше Якову, что в такую грозную годину увидит он прекрасный далекий Кавказ. Здесь пришлось спешно строить мощные оборонительные рубежи. Александров был военным техником, командовал взводом саперов.

           В январе 1941 года поднялись на грозненский перевал. Шли утором. Когда туман осел, горы раскрылись во всей своей красе. Как ни устали люди, а от увиденной красоты словно онемели.

           А затем под Ростовом строили понтонные мосты через Дон. Два раза разбирали и собирали огромные переправы. Но все же с горечью пришлось отступить.  В 1942 году Яков Александров воевал в районе города Туапсе. Среди бойцов шли разговоры, что, вероятно, будет выброшен десант под Новороссийск. Готовились к этой операции в большой тайне и очень тщательно. Изучили карту окрестностей города. В ночь на 4 октября был выброшен основной десант.

          На малой земле в день своего рождения Яков Александрович получил первое серьезное ранение.

           Легендарная Малая земля под Новороссийском не давала врагу отступать.  И поэтому бомбили ее нещадно, днем и ночью. Раненных отправляли ночью. На одном из переполненных судов отбыл в тыл и Яков Александрович. Пароход "Сакко и Ванцетти", на котором плыл Александров, подорвался на вражеской мине. Корма корабля, погружалась в воду, нос еще держался, по палубе гуляли волны. Тяжелораненые, находившиеся в трюме, с нечеловеческой выносливостью упорно карабкались наверх, преодолевая ценой невероятных усилий двенадцать метров крупных трапов. Огромная жажда жизни тянула их к свету. Незаметно подплыли сторожевые катера. Моряки на руках стали переносить раненных. Спася и Яков Александрович.

          Закончилась война. Вернувшись к мирному труду Александров Яков Александрович работал учителем географии в "Звениговской школе №1", был заведующим РОНО.

Леша Л: (Слайд 9)

Петров Николай Александрович

         Родился в селе Исменцы Звениговского района в 1921 году. В 1935 году окончил Исменецкую школу крестьянской молодежи. Это был первый выпуск с семилетним образованием. Потом поступил в Козьмодемьянское педучилище и с дипломом учителя возвратился в родные места. В 1939 году Николай Петров добровольно идет в Красную Армию, перед началом войны он окончил бронетанковое училище им. Сталина в городе Харькове.

       С начала войны экипаж танка, которым командовал лейтенант Петров, участвовал в жарких схватках с немецкими захватчиками. Он сражался в рядах танкистов - гвардейцев генерала М.Катукова. В одном из боев по направлению Ярцево - Карское его танк ворвался в село и уничтожил транспортную машину с боеприпасами, миномет и десять пехотинцев. Тяжелым снарядом танк был подбит. Но и тяжело раненная машина была смертельно опасна для врага. Лейтенант Петров повел неравный бой, меткими выстрелами из орудия он уничтожил 105 - миллиметровую 75 - миллиметровую пушки врага, подбил повозку с продовольствием, мотоцикл, пулеметным огнем уничтожил 19 солдат и офицеров. В том бою танк получил свыше 70-ти вмятин, немцы бросали связки гранат на его башню, вывели из строя оптические приборы. Ослепленный, весь израненный экипаж сражался в течении суток и вышел из схватки победителем. За этот бой наш земляк был награжден орденом Красной Звезды.

        Погиб Н.Петров 22 декабря 1942 года. 23 декабря 1942 года газета "На разгром врага" вышла с передовой статьей "Честь и слава советским патриотам!", где описан боевой подвиг Николая Александровича. В ней говорилось: "...Подвиги советских богатырей, удостоенных наград, преданных сынов своей Родины - пример для всех бойцов и командиров наших подразделений. Они побеждают врага не только своей смелостью и храбростью, не только готовностью защищать Родину, не жалея сил своих и жизни. Их успехи заложены в отличном знании своего дела, оружия и техники и в умелом использовании всего этого в бою". Героический подвиг Н.Петрова потом не раз упоминался на страницах газет. И мя Николая Александровича ставилось в пример наравне с именами Героев Советского Союза. Об этом же говорят строки из стихотворения поэта Ильи Френкеля:

Храбрость Петрова, прорыв Лавриенко,

Дерзость Рахметова - с нами всегда:

Первой из первых бессмертных шеренга

В села ворвется, возьмет города

« У оврага стоит танк. Обыкновенная «тридцатьчетвёрка». Открывая верхний люк, спускаемся вниз. На неровной плите днища лежит тонкое юношеское тело в комбинезоне. Это башнер. Другое, в чёрном замасленном полушубке, неестественно согнувшись, прижалось к сиденью. Это командир экипажа лейтенант Петров. На левой стене выцарапанная надпись: «Боеприпасы кончаются. Отбиваемся». «Я остался один».

     Третью надпись, выведенную кровью, заметишь не сразу:«Умираю».  Так описывается гибель лейтенанта Петрова  в книге Н.К. Попеля «Танки повернули на  Запад».  

        Петров Н.А. погиб в бою за д.Осиновка   22 декабря 1942 года. Но все одиночные захоронения этого микрорайона были перенесены в общую братскую могилу в д.Тархово.В этой братской могиле похоронено 3360 советских воинов. Над могилой установлен памятник с мемориальной надписью: «Вечная слава героям, павшим за честь, свободу и независимость нашей Родины».

      В майском приказе 1943 года говорилось: "В борьбе с коварным и жестоким врагом пали смертью храбрых лучшие сыны нашего народа. Они погибли за нашу святыню - родную Москву, за жизнь наших отцов, матерей, сестер, жен, детей. Их имена бессмертны, как бессмертен народ, поднявшийся на священную борьбу с заклятым врагом - германским фашизмом". По этому приказу 14 танкистов, погибших в боях за Родину, были зачислены посмертно в списки личного состава. Среди них значится и имя гвардии лейтенанта Петрова.

Коля Ш: (Слайд 10)

Михайлова Прасковья Трофимовна

Родилась в 1919 году в Звенигово. Закончила Марийский Государственный Педагогический институт им. Н.К.Крупской. Работала учителем "Звениговской школы №1". В январе 1942 года добровольцем ушла на фронт. Первые три месяца училась в Чебоксарском училище связи, а в мае 1942 года была направлена в Севастопольский отдельный линейный батальон связи. Принимала участие в боях под Сталинградом. Была демобилизована в в августе 1945 года в Восточной Пруссии. Вернулась в родной поселок. Восемь лет работала в Райкоме партии в отделе пропаганды и агитации - пропагандистом.

С 1953 по 1974 год работала заведующей учебной части и учителем химии в "Звениговской школе №1"

В 1966 году Прасковья Трофимовна за многолетнюю добросовестную работу получила звание "Заслуженный учитель Марийской республики"

Петухов Захар Иванович

         Родился в Сернурском районе. Закончил Марийский Государственный Педагогический институт им. Н.К.Крупской. Работал директором "Звениговской школы №1". С 1942 года воевал на западном, 2-м украинском фронтах. в составе 6-ой гвардейской дивизии. Был командиром огневого взвода. 26 марта 1945 последний бой Захар Иванович принял у населенного пункта Теков - Шарлуга в Чехословакии. Командуя огневым взводом, он проявил себя бесстрашным воином, был тяжело ранен, но не оставил позиции, пока враг не был отброшен. Гвардии старший лейтенант Пухов был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

 Скобелев Владимир Парамонович

        Работал заведующим учебной частью и учителем русского языка в "Звениговской школе №1". Ушел на фронт 17 июля 1941 года. Зенитчики, которыми командовал взводный Скобелев сбили несколько фашистских самолетов. Они защищали небо на подступах к Москве. Погиб в октябре 1941 года.

Кусакина Тамара Сергеевна

           Тамара Сергеевна после окончания Марийского Государственного Педагогического института им. Н.К.Крупской по распределению уехала работать в Горномарийский район. Учителей в школе катастрофически не хватало. Помогала сельсовету - вела агитационную работу среди населения.

            Через два года вернулась домой в деревню Сидельниково  Звениговского района. Получила работу в финансовом отделе, собирала налоги с населения. Обслуживала участок от Звенигово до Черного озера. С начала войны Тамара Сергеевна трижды писала заявления с просьбой отправить ее на фронт. Ее, и еще 20 ее землячек в 1942 году отправили на фронт. Тамара Сергеевна попала в штаб и служила при штабе писарем. После окончания войны получила направление на работу в школу в селе Исменцы Звениговского района. Вела "трудный" класс, организовала при школе оркестр. Ставила концерты. Работала агитатором в деревне Мари - Отары. В 1946 году переезжает в поселок Звенигово, где работает учителем начальных классов "Звениговской школы №1" .

Ембатурова Екатерина Васильевна

            В 1941 году закончила Марийский  Государственный Педагогический института им. Н.К.Крупской. Была отправлена на работу в "Звениговскую школу №1" .Вместе с другими молодыми учителями набиралась опыта у старших наставников. В это время в поселке проживало множество переселенцев с Крыма. Учеников в классе было больше 40 человек. Трудно было с учебниками, не хватало письменных принадлежностей, чернил. Школа отапливалась дровами, а дрова заготавливали учителя вместе с учениками под деревней Чуваш - Отары в в8 км от поселка Звенигово. Рубили сосны, затем спиливали сучки, кололи домой возвращались поздним вечером. Очень ждали писем с фронта. Помогали заводу им. С.Н.Бутякова, который в то время перешел на военное производство, со старшеклассниками на санках возили боеголовки к железнодорожной станции поселка Шелангер.                         В  1944 году по призыву ЦК ВЛКСМ Екатерину Васильевну направили на Украину в освобожденные от фашистов районы, для работы в детской колонии. В этой колонии сидели юные нарушители правопорядка. Сними она работала 2 года. После войны, когда вернулась в поселок Звенигово устроилась на работу в школу рабочей молодежи. Затем поступила на работу в "Звениговскую санаторную школу - интернат".

Оля В: (Слайд 11)

Щеглов Михаил Павлович

Щеглов Михаил Павлович учитель "Звениговской школы №2", участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом "Красной Звезды", орденом "Отечественной войны", медалью Ленина, медалью "За победу над Германией", медалью Жукова и всеми праздничными наградами.

          В июне 1941 года Михаил Павлович закончил 8 классов. 7 ноября ему исполнилось 17 лет и через два месяца, 7 января 1943 года в зимние каникулы его призвали в армию. Шесть месяцев он учился на сержанта, затем его направили в Рязанское пулеметно - менометное училище и по окончанию училища в конце лета 1944 года направили на фронт в Прибалтику, в Таршунскую дивизию командиром минометного взвода. Через месяц его направили на Северный фронт в Исакогорку.

         Затем Михаила Павловича с его товарищами перевели на 1-ый украинский фронт в район Кракова, под командование маршала Конева. Здесь шли бои по освобождению Польши. Михаилу Павловичу пришлось пройти с боями от Украины до Чехословакии. За что он был представлен ордену "Красной Звезды". В боях за Катовицу был тяжело ранен и отправлен на лечение в глубокий тыл, в госпиталь имени Свердлова города Кисловодска. Лечился он там 4 месяца. Затем был направлен в Новочеркасск в офицерский резервный полк погрузили в товарный поезд и повезли на восток. Михаил Павлович, как и его товарищи, даже не знал зачем их везут туда.

       Уже когда приблизились к Монгольской границе, они узнали, что началась война с Японией. Наши войска очищали от японцев Манчжурию. Их привезли в Манчжурию, когда война уже закончилась. Им пришлось лишь видеть следы войны: окопы, трупы. Их передали в распоряжение военного интендантства, где они работали до февраля 1946 года, заготовляли мясо, рис, пшеницу.

          В распоряжении Михаила Павловича было четверо солдат и один сержант. Они сопровождали и охраняли заготовителей скота на мясо. Заготовляли большое количество скота, очень много переправлено в Благовещенск. В начале февраля их направили опять в СССР на станцию Песчаново Читинской области. Здесь стали отбирать, кого оставить в армии, а того, кто был постарше - уволить в запас. Их, молодых офицеров, направили в Кенигсберг (Калининград) в гвардейскую часть. В этой части Михаил Павлович служил до сентября месяца. Началось сокращение армии (демобилизация) и Михаил Павлович попросил, чтобы его демобилизовали, так как он был призван в армию из 10 класса, и ему надо закончить десятилетку, а затем решить окончательно вопрос: или вернуться в армию, или поступить в институт, так как Михаил Павлович окончил школу на "отлично", то имел возможность поступать в институт без экзаменов.

          И Михаил Павлович решил поступить в Марийский Государственный Педагогический институт им. Н.К.Крупской на физико - математический факультет. Поскольку материальное положение в семье было трудное, Михаил Павлович решил окончить учительский двухгодичный институт. Окончил он его тоже на "отлично" и получил красный диплом. После окончания института работал в Волжском районе в деревне Красная Горка (в 5 км от Помар) учителем физики, математики, рисования и физической культуры.

         Летом 1950 года он женился на Валентине Павловне, которая, окончив педагогический институт, работала в Суслонгерской школе, Михаила Павловича по их просьбе перевели работать в Суслонгерскую Школу. Там они работали до 1959 года.

Михаил Павлович успеть окончить, педагогический институт на "отлично", затем его перевели работать директором Красногорской школы Звениговского района. Через два года из Красногорской школы его перевели работать директором "Звениговской школы №1".

          С 1974 - 1986 годы работал учителем физике в "Звениговской школе №2". Преподавал математику, физику, астрономию, черчение. А его жена, Валентина Павловна, преподавала математику в "Звениговской школе №1".

       Затем они оба вышли на пенсию. Будучи на пенсии, их часто приглашали в школы города заменять учителей.

          Михаил Павлович скончался в 2002 году.

Динара Р: (Слайд 12)

Рожкин Василий Яковлевич

       С первых дней Великой Отечественной войны В. Рожкин находился в действующей армии, участвовал в обороне Ленинграда и Пскова, в освобождении Польши. Дошел до Германии. В апреле 1945 г. в боях под Берлином получил тяжелое ранение и в течение двух с половиной лет лечился в госпиталях.

       В 1947 г. В. Рожкин вернулся на Родину и стал преподавателем марийского языка и литературы в Кужмарской средней школе Звениговского района, где проработал до выхода на пенсию в 1975 г. В 1959 г. окончил МГПИ им. Н.К. Крупской.

        Поэтическое дарование В.Рожкина расцвело в годы войны. Писал о мужестве советских солдат, о вере в победу. Новые произведения посылал в редакции периодических изданий в Йошкар-Олу. Стихи, написанные в суровые военные годы, вошли в сборник «Боевой знамя» (1945). Тема войны и героизма была продолжена и в других книгах поэта. В 1960—1970 гг. он издал два сборника стихов, опубликовал несколько поэм, ряд очерков и статей мемуарного характера.

       Боевой и трудовой подвиг В. Рожкина был высоко оценен. За проявленные в боях с фашистскими захватчиками мужество и героизм он награжден орденом Красной Звезды (1943). В 1965 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный учитель РСФСР». Награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета МАССР (1974). В Союзе писателей СССР состоит с 1939 года.

Полина М: (Слайд 12)

Козырев Василий Сергеевич

           Родился в деревне Кожласола Звениговского района Республики Марий Эл в крестьянской семье. В 1925 году окончил Большешигаковскую школу первой ступени, Помарскую школу крестьянской молодежи. С 1928 по 1932 год учился на госрабфаке при Казанском госуниверситете.

         Вернувшись в Йошкар-Олу, он стал преподавателем в школе Фабрично-заводского обучения. Одновременно работал корректором газеты «Марий коммуна». В 1933—1935 гг. находился на действительной военной службе в рядах РККА. Затем продолжил журналистскую работу в редакции газеты «Марий коммуна», возглавлял отдел сельского хозяйства, был ответственным секретарем. В предвоенные годы, когда большинство писателей были репрессированы, эту должность он совмещал с должностью редактора марийского альманаха «Пиалан илыш».

          Писать Василий Элмар начал в 1933 году. Его первые стихи публиковались в журнале «У вий», газетах. Активно выступал в печати как журналист. Много занимался переводческой деятельностью. Он познакомил марийских читателей со стихами МЛермонтова, В.Маяковского, Т.Шевченко, И.Франко, М.Гафури, К.Хетагурова, А.Церетели.

        При жизни Василий Элмар успел выпустить лишь один сборник — «Ончыко» («Вперед», 1942). Второй, посмертный, вышел в победном 1945 году. Стихотворение «Мый йоратем родной элемым», давшее название книге, весь советский период включалось в школьные хрестоматии.

Член Союза писателей СССР с 1941 года.

         В декабре 1941 года младший лейтенант запаса Василий Козырев был призван в ряды Красной Армии. В 1942 году был серьезно ранен. Из госпиталя для окончательного выздоровления его отправили на родину. В августе — сентябре 1942 года работал литсотрудником редакции газеты «Марий коммуна». В середине октября он вновь направляется на фронт. В августе 1943 года во время одной из наступательных операций политрук Василий Козырев пал смертью храбрых.

Учитель: (Слайд 15) Если память каждого погибшего в Мировой войне почтить минутой молчания, потребовалось бы 38 лет.

Ребята, у вас на столах лежат лепестки огня, давайте зажжем свой вечный огонь, который будет символизировать ваше отношение к Отечественной войне.

Красный – гордость

Желтый – скорбь

Оранжевый – слезы

Белый – равнодушие

А как вы думаете, фашизм был уничтожен советскими войсками окончательно? 

Да, к сожалению, он возвращается, правда в новом облике крайне правых политических движений с новыми целями.

 … Да это течение… Какую бы маску не одел фашист суть его остается прежней – смерть, жестокость, слезы.

Как же избежать того,  что бы такие движения не разрастались, не пополнялись новыми членами (молодежью)?

Совершенно верно, необходимо усваивать уроки, которые нам преподнесла история. Фашизм был уничтожен в Великой Отечественной , войне, но оставил глубокий след в жизни многих поколений. И хочется верить, что подобное не повторится.

В заключении хочется еще раз акцентировать ваше внимание на необходимость бережного отношения к истории родины, умение достоверно передать ее следующему поколению.

Что нужно делать, чтобы не забыть войну? (рассуждения детей)

Изучать события войны.

Рассказывать младшим школьникам

Участвовать в викторинах, конкурсах

Не забывать ветеранов войны, помогать им

Участвовать в митингах, шествиях, посвященных победе.

(Слайд 13)

Помните! Через века, через года

Помните! О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны…

Памяти  павших,  будьте достойны!

 

На этом наш классный час закончен, всем спасибо!

 

Список использованной литературы и источников:

  1. Газета "Первое сентября. Начальная школа»  № 13/2003, стр.13.
  2. Радченко И. «В день окончания войны»

 3.  Интервью с родственниками ветеранов Великой Отечественной войны.

 4. Летопись "Звениговской школы № 1".

           5. Материалы школьного музея с.Исменцы Звениговского района.

           6. Материалы МБУК «Звениговской межпоселенческой библиотеки»

          Интернет ресурсы:

          1.http://aboutmari.com/wiki/ABOUTMARI.COM

          2. Сайт "Подвиг народа"

          3. http://mincult12.ru/node/2196

45 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий