Звучит веселая казачья музыка. Дети заходят в музыкальный зал.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на нашем празднике. Велика и красива Россия! В ее наряде есть жемчужина, которая зовется Кубанью!
У Кубани моей золотая душа
Над полями летит свет её не спеша,
Над лесами, морями и степью родной,
Над любимой, прекрасной, великой страной. /Донченко С./.
Ребята, наш праздник называется «Кубань родная». А любой важный праздник начинается с прослушивания гимна. Давайте и мы с вами встанем и в торжественной обстановке послушаем самую главную песню нашего Краснодарского края.
Гимн «Ты, Кубань, ты – наша Родина». Сл. К. Образцова.
/дети слушают стоя/. /дети садятся/.
/к Ведущему подходят 2 ребенка/.
Ребенок 1: Степные просторы. Высокие горы,
Два ласковых моря – все это Кубань.
Родная станица, открытые лица,
Густая пшеница – все это Кубань.
Ребенок 2: И хутор, и город, живут без раздоров,
Имеют свой говор – все это Кубань,
Не смотрят здесь хмуро, не ходят понуро.
Своею культурой гордится Кубань. /Нестеренко В./.
Ведущий: Какие красивые стихотворения написаны нашими кубанскими поэтами! Прекрасна наша кубанская земля! Здесь не смолкают веселые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки. Наш край, действительно, самый красивый, самый богатый, самый щедрый и, конечно, живут здесь самые веселые и гостеприимные люди. Вот и мы сегодня с вами пригласили к нам Атамана и Казачку. Встречайте их!
/под веселую музыку входят Атаман и Казачка/.
Атаман: Здорово, казаки та казачки!
Дети: Здравствуйте!
Казачка: Ну что, будем песни петь да плясать, всех вокруг собирать?
Дети: Да!
Атаман: А мы шли по вашей станице мимо вашего куреня. Услыхали такое веселье, что ноги сами сюда привели.
Не могу их удержать, так и хочется плясать.
Казачка: Эй, казачки молодые, казаки наши лихие,
Выходите поплясать, свою удаль показать!
Общий танец. Казачья песня «Чорноморец».
/после танца девочки садятся, мальчики собираются возле Атамана; Атаман разворачивает грамоту/.
Атаман: Я казак удалой, принес приказ небольшой.
Внимание! Внимание! Проверяю я кубанских казаков!
Ведущий: Батько Атаман, наши мальчишки растут настоящими мужчинами, и очень хотят стать настоящими казаками.
Атаман: Это хорошо. И казачьи заповеди соблюдаете?
Ведущий: А что за заповеди такие.
Атаман: Первая заповедь такая: “Люби Россию, ибо она твоя Мать и ничто в мире, не заменит тебе ее”!
Ведущий: Батько Атаман, наши ребята-казачата любят свою Родину, свою Кубань. Они занимаются спортом, хотят быть сильными и крепкими.
Атаман: А это я сейчас проверю. Казак должен быть всегда спортивным, подтянутым, и с удовольствием по утрам делать зарядку. Вы делаете зарядку?
Дети: Да!
Ведущий: А наши ребята делают не просто зарядку, а казачью зарядку.
Атаман: А ну – ка, покажите.
Зарядка для казачат.
Казачата вышли дружно, чтобы праздник свой начать,
А поэтому всем нужно в нем участие принять. /шагают/.
Каждый должен свою силу, свою ловкость показать, /наклоны/.
Быть здоровым и веселым, и конечно не скучать.
Казачата все проснулись, выше к солнцу потянулись, /потянулись/.
Казачонок не ленись, нога выше поднимись! /высоко колени/.
Повернулись влево, вправо, джигитуем мы на славу! /повороты/.
Мах ногой, мах другой, Конь казачий мчит стрелой, /махи ногой/.
Сели, встали, сели встали, мы нисколько не устали! /приседания/.
Прыгай выше, казачонок, будто маленький зайчонок! /прыжки/.
Атаман: Ай, да, молодцы, казачата. Казак. А задания мои выполните? Или боитесь? Нет! Тогда, надо построить крепость, чтобы ни один враг не смог ее разрушить.
Эстафета “Построй крепость”
/играют в 2 командах по 5 человек; из кубиков выложить «крепость»/.
Ведущий: А какая же вторая заповедь?
Атаман: Вторая заповедь. “Честь и доброе имя казака дороже жизни”. Казаки умеют преодолевать любые препятствия. И сейчас вам надо пройти через этот узкий ход.
Игра «Пролезь в обруч».
/играют в 2 командах по 5 человек, по сигналу пролезть через небольшой обруч, оббежать ориентир и вернуться к своей команде/.
Ведущий: Атаман, а что же гласит третья заповедь?
Атаман: А вот что - “Все, кто идет против твоей Отчизны – твои враги”.
Ведущий: Да, не раз отважные казаки защищали нашу Кубань – матушку от врагов разных.
Казачка: Что, правда, то, правда. Когда казаки собирались в поход, казачки помогали им взять с собой все необходимое. Атаман, смотри, и наши девчата знают, что же пригодится казаку в походе.
Эстафета для девочек
“Собери казака в дальнюю дорогу”.
/играют 2 команды девочек по 5 человека; на противоположной стороне на стульчиках лежат платочки – котомки; в «котомки» собрать – полотенце, кусочек хлеба, мешочек с землей, ложка, кружка/.
Атаман: Да, молодцы казачки! Ну, тогда слушайте четвертую заповедь казака “Держись веры предков православных-христиан, поступай по обычаям своего народа”.
Казачка: А на земле кубанской силен был обычай песни петь, да танцевать. Казаки говорили, жить без песни привольной – значит постареть. И решили казаки очень просто: не стареть, а с песней молодеть! Давайте и мы с вами будем петь и танцевать, и никогда не унывать.
Как на нашей улице, да народ волнуется.
Ай, да наши казаки, молодцы да удальцы!
Пляску начинают, шашки их сверкают!
Им казачки молодые дружно помогают!
Общий импровизированный танец. Казачья песня «Молодычка».
/все дети садятся/.
Атаман: Вот мы подошли и к пятой заповеди: В этой заповеди говорится “Чти старших, уважай старость”. С детства воспитывали у казачат уважение к старшим. Маленький казачок стремился быть таким же быстрым, сильным, смелым, как его отец. В народе говорили: «Добрый сын – отцу радость! Каков казак – отец, таков и сын – молодец!». Казаки учли своих детей владеть шашкой, стрелять, скакать на коне.
Есть и у меня для вас игра, нелегкое задание.
За дело взяться нам пора, и проявить старание!
К услугам вашим два ведра! А ну-ка, напои коня!
Игра «Напои коня».
/играют мальчики в 2 командах по 5 человек. По сигналу верхом на спортивной палке проскакать до ведра и вернуться к команде/.
Атаман: А вот еще одна заповедь: “Сам погибай, а товарища выручай”. Вы знаете, что казаки никогда не оставляют своих друзей в беде. Они всегда подадут руку помощи другу и при этом их не пугают никакие сложности и преграды. И сейчас я вас проверю, какие вы дружные ребята.
Игра «Пройдите парами».
/играют мальчики в 2 командах по 6 человек; мальчики становятся парами, скрещивают руки крестиком,
и по сигналу двигаются до ориентира и обратно/.
Казачка: Атаман, дай казачатам немного отдохнуть. А сейчас я хочу проверить всех. Знаете ли вы, что означают следующие кубанские слова.
Викторина «Что означают кубанские слова?».
Люлька – трубка для курения. Черевички - туфельки.
Глечик – кувшин для молока. Горница – комната.
Чувал – мешок. Дивчина – девушка.
Хлопец – парень.
Атаман: Молодцы, справились и с заданием моей Казачки. И последняя заповедь: “Береги, как зеницу ока, семью свою”. Семьи у казаков были большие, в каждой было много детей, и жили они в любви и дружбе. Трудились много, не покладая рук. А вечерами собирались вместе и отдыхали – пели песни, играли в казачьи забавы. И я предлагаю вам поиграть в старинную казачью игру «Передай подкову».
Казачка: А я, казачата, хочу напомнить вам старинное казачье поверье. В старину на Кубани считалось – кто надет подкову, тому она счастье принесет. Давайте и мы с вами посмотрим, кому же сейчас повезет.
Игра «Передай подкову».
/дети становятся в общий круг, под музыку передают подкову. Музыка останавливается, у кого оказалась подкова – выходит
в центр круга и танцует/. /после игры дети садятся на стульчики/.
Ведущий: Ну что, батько Атаман, проверил ты наших и казаков и казачек, что скажешь?
Атаман: Вижу, вижу, что мальчишки ваши – настоящие казачата, а девчонки – верные их подруги. Ну, казаки, желаю вам, быть добрыми казаками, любить свою Родину! Пусть будут у вас горячие сердца, холодный ум и добрые души! Защищайте свой дом, защищайте землю русскую!
Казачка: А вам казачки, быть хорошими, добрыми хозяйками. Всем вам мира и счастья.
Атаман: Славно мы с вами провели время. Пора и честь знать. Как говорили казаки – делу время, потехе – час.
Казачка: Нам пора прощаться, а вас мы хотим угостить кубанским караваем.
/угощают ребят караваем, прощаются и уходят/.
Ведущий: Вот какой у нас народ кубанский – хлебосольный,
Много в нем душевной теплоты.
Славься край, певучий и раздольный. Красота родимой стороны!
Праздник наш окончен! До свидания, ребята.