Учет тенденций развития современного социума, системы высшего профессионального образования делает очевидной значимость эвристического подхода для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля, который помогает развить самостоятельность в получении знаний, продуктивное мышление, сформировать представления о собственной жизненной позиции и будущей профессии, осознать себя целостной личностью.
Несомненно, что стратегические ориентиры трансформации высшего образования сегодня должны быть связаны с всемерным развитием творческого потенциала студентов, в том числе и по вопросам финансовой грамотности.
Цель исследования – изучение методических условий, при которых возможна эффективная организация учебной деятельности в ВУЗе с использованием методов активного обучения, в том числе и по вопросам финансовой грамотности.
Задачи исследования:
Объект исследования - учебный процесс в ВУЗе.
База апробации: Калужский филиал Финуниверситета.
Цель проведения круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему по вопросам финансовой грамотности, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон. Спровоцировать процесс активного осмысления учащимися исследуемой проблематики в ходе дискуссии.
Организационные особенности круглых столов: относительная дешевизна проведения по сравнению с другими открытыми форматами мероприятий; отсутствие жесткой структуры, регламента проведения; камерность мероприятия.
Рассмотрим подробнее педагогические технологии, используемые преподавателем кафедры «Менеджмент и маркетинг» Калужского филиала Финуниверситета, которые позволяют развить и формировать профессиональные компетенции у студентов различных уровней образования: бакалавр, магистр. Среди них наибольшее распространение получили активные и интерактивные технологии (проект, ролевая игра, круглый стол, case-study (кейс-метод), дискуссия, работа в малых группах и другие).
Одним из способов активизации навыков устного общения студентов является проведение «круглого стола». Это одна из популярных и любимых студентами форм проведения занятий, при которой студенты в творческой и непринужденной обстановке обмениваются мнениями по вопросам финансовой грамотности. Обсуждение темы часто проходит с опорой на мультимедийные презентации. Следует отметить тот факт, что при выборе тем для «круглого стола» преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг» Калужского филиала Финуниверситета руководствуется не только принципом целостного и разностороннего формирования личности студентов, но и их личным интересом.
Круглый стол предполагает в значительной степени равенство и активность, дискуссию как между студентами и преподавателем, так и между собой. Студенты не отвлечены другими делами, они подготовлены к теме по существу и психологически. Организация подобной атмосферы, то есть иллюзии равенства и равного спора межу всеми участниками лежит на преподавателе.
Зачем необходимо проведение круглых столов? Ответ на этот вопрос достаточно прост - студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки.
Общая информация о проведении круглых столов преподавателем Губановой Е.В. представлена в таблице 1.
Таблица 1. Круглые столы в Калужском филиале Финуниверситета
№ |
Название темы круглого стола |
Дата проведения |
Группы, участвующие в проведении мероприятия |
Форма обучения участников |
Количество членов экспертного совета |
Количество докладчиков |
1 |
Возможности повышения уровня инвестиционного климата Калужской области в условиях введения экономических санкций в отношении России |
17 ноября 2014 года |
3МБ, 4ЭБФ1, 5ФМ1, 5У1 Бакалавры
|
очная |
6 |
11 |
2 |
Использование инструментов финансового анализа при оценке финансово-хозяйственной деятельности организаций в условиях неопределенности |
20 мая 2015 года |
4ЭБФ1, 5ФМ1, 5У1 Бакалавры
|
очная |
7 |
5 |
3 |
Стратегические направления развития компаний в современных экономических условиях: проблемы и пути их решения |
31 мая 2016 года |
3ЭБФ1, 3ЭБФ3, 3ЭБФ5, 2ЭБФ1, 2МБ1 Бакалавры |
очная |
6 |
7 |
4 |
Социально-экономическое развитие Калужской области: проблемы и перспективы |
20 января 2017 года |
5МБМз2, 5МБФМз2, 5МБФМз4 Бакалавры |
заочная |
6 |
11 |
5 |
Состояние, проблемы и перспективы инвестиций в национальную экономику |
17 апреля 2018 года |
2МБ1, 3МБ1, 1МБ1 Бакалавры |
очная |
5 |
8 |
6 |
Актуальные вопросы управления денежными потоками в коммерческих организациях |
27 марта 2018 года |
2МБ1, 3МБ1, 1МБ1 Бакалавры |
очная |
5 |
6 |
7 |
Состояние, проблемы и перспективы инвестиций в национальную экономику |
17 апреля 2018 года |
2МБ1, 3МБ1, 1МБ1 Бакалавры |
очная |
5 |
9 |
8 |
Управление денежными потоками как способ защиты бизнеса во время кризиса |
03 декабря 2020 года |
4МБ1, 3МБ1, 4ЭББ1 |
очная |
4 |
10 |
Алгоритм проведения круглого стола таков:
Далее, подробно опишем процесс подготовки и реализации данного мероприятия на практике.
Первоначально осуществляется выбор тематики круглого стола, которая должна быть актуальна в современных реалиях и интересна студентам.
Примеры обоснования актуальности и подтемы приведены ниже.
17 апреля 2018 года (304 аудитория на ул. Чижевского, 17 в 15-40) состоялся круглый стол на тему «Состояние, проблемы и перспективы инвестиций в национальную экономику». Актуальность темы мероприятия не вызывает сомнений, т.к. необходимость привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику страны, которая живет более двух лет в условиях санкций со стороны Евросоюза и США бесспорна. В условиях экономического кризиса и его последствий, нестабильности в политической, экономической конъюнктуре в различных регионах мира, иностранные западные инвестиции в российскую экономику осуществляются в малых объемах, краткосрочно и неравномерно, а из страны происходит отток инвестиционного капитала.
Всего на круглом столе были заслушаны выступления 8 докладчиков, по результатам которых состоялись дискуссии участников круглого стола (Таблица 2).
Таблица 2. Темы докладчиков на круглом столе
ФИО |
Группа |
Тема |
Буравцова Валерия |
2МБ1 |
Эффективное использование инвестиций в национальной экономике |
Никольская Виктория |
2МБ1 |
Иностранные инвестиции и условия их привлечения в РФ |
Королева Алина Платонова Наталья |
2МБ1 |
Инвестиции в будущее России: какие из реализуемых сегодня в России проектов в области науки, образования, культуры и спорта действительно работают на будущее страны? |
Терехов Николай |
2МБ1 |
Инвестиционная стратегия региона (на примере Калужской области) |
Куликова Анастасия |
2МБ1 |
Инвестиционный климат региона (на примере Калужской области)
|
Прокудина Анастасия |
2МБ1 |
Инвестиционная привлекательность региона. Причины снижения и ожидания (на примере Калужской области)
|
Семина Оксана |
2МБ1 |
Инвестиционная привлекательность полуострова Крым |
Афоникова Анастасия |
2МБ1 |
Перспективные направления для инвестиций в будущем |
27 марта 2018 года (304 аудитория на ул. Чижевского, 17 в 15-40) состоялся круглый стол на тему «Актуальные вопросы управления денежными потоками в коммерческих организациях». Актуальность темы мероприятия не вызывает сомнений, т.к. рациональное и оперативное управление денежными потоками способно обеспечить постоянную платежеспособность организации, снизить риск неоплаты задолженности поставщикам и работникам, повысить инвестиционную привлекательность, высвободить дополнительные денежные ресурсы.
Всего на круглом столе были заслушаны выступления 6 докладчиков, по результатам которых состоялись дискуссии участников круглого стола (Таблица 3).
Таблица 3. Темы докладчиков на круглом столе
ФИО |
Группа |
Тема |
Ким Юлия Игоревна |
3МБ1 |
Сущность, виды и факторы, оказывающие влияние на движение денежных потоков в деятельности организации |
Жукова Виктория Александровна |
3МБ1 |
Движение денежных потоков организации и их анализ |
Андреева Екатерина Сергеевна |
3МБ1 |
Система управления денежными потоками в коммерческих организациях |
Шихшунатова Альбина Рабазановна |
3МБ1 |
Отчет о движении денежных средств как средство повышения информативности финансовой отчетности |
Финашова Наталья Владимировна |
3МБ1 |
Анализ тенденций изменения интереса пользователей к отчету о движении денежных средств |
Мичурина Юлия Владимировна |
3МБ1 |
Планирование денежных потоков организации |
Далее осуществляют отбор аудитории. Важным является тот факт, чтобы участники круглого стола были со старших курсов и обладали уровнем компетентности, достаточным для участия в обсуждении выбранной темы.
Исходя из того, что предлагалось обсуждать научную проблематику, можно определить, что эти круглые столы объединили в себе исследовательскую деятельность студентов по своей основной специальности и практическую направленность в плане развития коммуникативных навыков.
В ходе подготовки к докладам студенты работают с большим объемом информации. Они осваивают работу с данными Росстата, пользуются электронными библиотеками (znanium, book, grebennikon, urait), научной электронной библиотекой КиберЛенинка, электронной библиотекой научных публикаций eLIBRARY.RU, национальной электронной библиотекой НЭБ, электронной библиотекой Финуниверситета (http://elib.fa.ru/) и т.д.
Круглый стол открывает ведущий/модератор. Он представляет участников дискуссии, направляет ее ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения.
Концепция дискуссии состоит в следующем. Каждый студент в течение определенного времени высказывает свои суждения и идеи в отношении выбранной подтемы. В качестве сопровождения высказываний используется PowerPoint - презентации с видеороликами. Студенты делали очень интересные, яркие и содержательные презентации, которые помогали нагляднее представить заявленную тему.
Остальные участники круглого стола развивают озвученные взгляды и идеи или подготавливают вопросы, занимают позицию «за» или «против».
По окончании круглого стола всем участникам выдаются сертификаты, что, в свою очередь, является стимулом для тех студентов, кто регулярно участвует в конкурсах на получение повышенной стипендии. Участие в таком мероприятии – это первый или очередной шаг к достижению некой большей цели (например, опыт публичного выступления, публикация научной статьи).
По итогам каждого круглого стола экспертный совет распределяет призовые места (I, II, III). Победителям вручают грамоты.
Также всем участникам круглого стола раздаются анкеты. Участие в анкетировании принимают как правило 100% участников мероприятия. Какие вопросы предлагаются к рассмотрению респондентами (Таблица 4)?
Таблица 4. Анкета участника круглого стола
1 |
Удовлетворены ли Вы итогами круглого стола? |
|
- да |
|
- нет |
2 |
Получили ли Вы ответы на те вопросы, которые мотивировали Вас принять участие в круглом столе? |
|
- да |
|
- да, но не на все |
|
- нет |
|
- воздержусь от ответа |
3 |
Узнали ли Вы для себя что-то новое? |
|
- да |
|
- нет |
4 |
На какие вопросы по этой теме Вы не услышали ответов? |
|
Свободный ответ |
5 |
Общие впечатления, пожелания организаторам « круглого стола» |
|
Свободный ответ |
Рассмотрим результаты, полученные по итогам анкетирования (Таблица 5).
Таблица 5. Итоги анкетирования
№ |
Вопросы |
Порядковый номер круглого стола (по таблице 1) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
1 |
Удовлетворены ли Вы итогами круглого стола? |
|
|
|
|
|
|
|
- да |
76,2 |
78,9 |
80,6 |
90,4 |
93,5 |
98,4 |
|
- нет |
23,8 |
21,1 |
19,4 |
9,6 |
6,5 |
1,6 |
2 |
Получили ли Вы ответы на те вопросы которые мотивировали Вас принять участие в круглом столе? |
|
|
|
|
|
|
|
- да |
100 |
100 |
100 |
98 |
100 |
100 |
|
- да, но не на все |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
|
- нет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- воздержусь от ответа |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
Узнали ли Вы для себя что-то новое? |
|
|
|
|
|
|
|
- да |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
- нет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
На какие вопросы по этой теме Вы не услышали ответов? |
По итогам анкетирования представлено не более 4-5 вопросов, которые не освещали в рамках проводимого круглого стола. |
|||||
|
Свободный ответ |
||||||
5 |
Общие впечатления, пожелания организаторам «круглого стола» |
1) Обеспечить большую явку участников 2) Пригласить преподавателей из других ВУЗов 3) Использовать раздаточный материал при выступлениях 4) Ввести лимит времени на обсуждение вопросов 5) Предоставить кофе-тайм для участников |
|||||
|
Свободный ответ |
Основным мотивом участия в работе круглых столов был интерес к рассматриваемым темам (85%), также опрошенные участники отметили, что круглый стол помог им получить углубленные знания по освещенным вопросам (74%). Круглый стол также предоставляет возможность для встречи с представителями бизнес-сообщества в неформальной обстановке (77%). Другие факторы участия в круглом столе оказались менее значимыми: надежда получить более высокую оценку по дисциплине способствовала работе только для 9% участников, желание показать себя с хорошей стороны перед преподавателем, руководством факультета, представителями бизнес-сообщества – для 19%.
Таким образом, участие в круглом столе для студентов в меньшей степени связано с желанием «выслужиться» перед преподавателями и руководством ВУЗа. Получить с помощью работы в круглом столе высокую отметку надеялись преимущественно студенты с низким уровнем успеваемости (чаще всего задействованы не в качестве основных докладчиков), которые, возможно, имеют трудности с освоением программы и пытаются улучшить отметки с помощью других мероприятий. Большинство же участников проявляют интерес именно к заявленной тематике.
Круглый стол эффективен и для выявления интеллектуального и образовательного уровня студентов, их ораторских и, даже, морально-деловых качеств, возможности которых в дальнейшем можно попытаться раскрыть. Также круглый стол - это и способ воспитательного воздействия, так как обеспечивает осознание студентом своей индивидуальности и значимости как части коллектива и коллективного мнения, что дает толчок к становлению активной позиции в обучении и жизни.