Рано или поздно любой человек задается вопросом, как же ему правильно обращаться с финансами, как увеличить его благосостояние? Почему у одних людей получается не только достойно зарабатывать, но и приумножить свои доходы, а у других любая сумма уходит, как вода в песок. Что нужно знать о деньгах и как правильно ими распоряжаться, чтобы их всегда и на всё хватало.
К сожалению, в настоящее время в России финансовая грамотность находится на низком уровне, большинство граждан не умеют грамотно обращаться с активами, не планируют доходы и расходы на ближайшее время и на перспективу; плохо осведомлены о потребительском и ипотечном кредитах, рынке ценных бумаг российских компаний; банковские карты держатели используют, в основном, для снятия наличных денег и т.д.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни, И что самое главное, нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. И поэтому, воспитание детей финансово грамотными является очень важным, ведь тогда мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Формирование у школьников финансовой грамотности является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Знакомство с основными понятиями должно происходить не только на уроках обществознания, но и на других предметах. Например, русского языка и математики.
Тема: « Банкиром можешь ты не быть, но о финансах знать обязан». К финансовой грамотности посредством уроков русского языка и математики.
Тип урока: обобщения и систематизации предметных знаний.
Урок – ассорти, интегрированный урок: русский язык, математика, финансовая грамотность.
Форма урока: квэст.
Способ организации общения : группы учащихся и их родители.
Тема урока: Банкиром можешь ты не быть, но о финансах знать обязан.
Цель урока: к финансовой грамотности посредством уроков русского языка и математики.
Задачи урока:
Обучающие:
· повторить и обобщить знания лингвистических понятий по теме «Синтаксис»;
· проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения;
· закреплять умение правильно оформлять на письме предложения разных видов.
- повторить основные математические действия, проверить умение составлять выражение.
Развивающие:
· продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
· создать ситуацию успеха, направленную на развитие творческих способностей учащихся;
· продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.
Воспитательные:
· формировать эстетический вкус к слову;
· содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
· направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.
-формировать понимание необходимости обладать финансовой грамотностью.
Планируемые результаты:
предметные:
метапредметные:
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости! Приглашаем вас на не совсем обычный урок.
Прочтем название урока ( Банкиром можешь ты не быть, но о финансах знать обязан) . Да, неплохо, конечно, если кто-то из вас в будущем станет банкиром, но знать о финансах должны, безусловно, все и уже сейчас. Для чего нам знать о финансах? Кто скажет?
Да, ребята, умение грамотно вести свои финансы – это не только ключ к личному финансовому благополучию, но и залог здорового развития экономики России в целом. Если вы успешно овладеете навыками финансовой грамотности, то в дальнейшем вы сможете принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами.
Урок еще необычен тем, что это урок- ассорти. Скажите,что означает это слово? А с чем оно у вас ассоциируется?
АССОРТИ (франц. assorti - хорошо подобранный) - специально подобранная смесь, набор (напр., конфеты ассорти).
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Так вот наш урок это тоже смесь. Посмотрите, что входит в наш набор: ( на доске) финансовая грамотность, русский язык, математика. Обратите внимание на стрелочки от слов русский язык и математика. Куда они направлены? Верно, к словосочетанию финансовая грамотность! Что же мы ждем от урока? Какова будет цель нашего занятия? Как будем добиваться цели? (дети предлагают)
-Итак, наша цель - приобрести знания по финансовой грамотности через уроки русского языка и математики. Обобщая знания по русскому языку и математике, мы обратим внимание на некоторые понятия из области финансов.
А какие задачи поставим перед собой?
-выполнять задания по русскому языку и математике и понять значимость финансовой грамотности в современном обществе.
Урок будет проходить в форме квеста. У нас 4 команды и четыре задания. Каждая команда получит по 5 золотых монет. Это ваш начальный капитал. Вы можете за время урока, выполняя задания, увеличить его. Если команда справилась с заданием первой и правильно, то она получает еще 5 монет, справившиеся вторыми получат 4 монеты и так далее. Если команда чувствует, что нужна помощь, пожалуйста, мы готовы вам помочь, но это будет стоить вам одной монеты. Следить за тем, кто выполнил быстрее, проверять правильность выполнения и, конечно, подсчитывать доход команд будут представители банка.
( звучит музыка из к/ф «Приключения Буратино»
А вот и они!
(входят Лиса Алиса, кот Базилио и Буратино-роли исполняют родители)
Сценка из сказки А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик».
- Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя
денег стало в десять раз больше?
– Конечно, хочу! А как это делается?
– Проще простого. Пойдем с нами.
– Куда?
– В Страну Дураков.
Буратино немного подумал.
– Нет, уж я, пожалуй, сейчас домой пойду.
– Пожалуйста, мы тебя за веревку не тянем, – сказала лиса, – тем хуже
для тебя.
– Тем хуже для тебя, – проворчал кот.
– Ты сам себе враг, – сказала лиса.
– Ты сам себе враг, – проворчал кот.
– А то бы твои пять золотых превратились в кучу денег…
Буратино остановился, разинул рот…
– Врешь!
Лиса села на хвост, облизнулась:
– Я тебе сейчас объясню. В Стране Дураков есть волшебное поле, – называется Поле Чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза:
“Крекс, фекс, пекс”, положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь
солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое
деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты. Понятно?
Буратино даже подпрыгнул:
– Врешь!
– Идем, Базилио, – обиженно свернув нос, сказала лиса, – нам не верят
— и не надо…
– Нет, нет, – закричал Буратино, – верю, верю!.. Идемте скорее в
Страну Дураков!..
Ребята, думаю, всем знакомы эти литературные герои? А вот роли их исполняли ваши родители, а на нашем уроке они же представители банка.
Родители: Ребята, могло ли вырасти такое дерево? Конечно, нет. Значит, кот и лиса обманывали Буратино? Для чего? А как называют тех, кто хочет завладеть чужими финансами обманным путем? Правильно: финансовые мошенники. Остерегайтесь тех, кто предлагает легкий путь зарабатывания денег.
-Что же , дети, чтобы заработать, надо потрудиться. Этим мы сейчас и займемся. Но у нас сегодня вырастут денежные деревья, чтобы ваши доходы мы могли еще и увидеть. Заработанные монеты вы прикрепите к своим деревьям ( на доске прикреплены трафареты деревьев, к ним в конце урока крепятся монетки).
3 Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации
Итак, первая станция « Финансовая разминочка».
Задание 1.
Согласны ли вы с данными утверждениями? Напишите «да» или «нет».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
( После каждого выполненного задания)
(Выполнив задание, дети отдают карточку в конверте представителям банка. Пока учитель вместе с детьми обговаривает , как выполнялось задание, выясняет трудности, в банке проверяют правильность ответов, а затем возвращают конверт командам, но уже с монетами. Сколько монет заработала каждая команда остается в секрете до конца урока.)
Ну что ж, ваш первоначальный капитал увеличился, т.е. вы получили…что же вы получили? Правильно прибыль или доход. Итак, станция вторая «Доходная». Посчитаем доходы некоторых литературных героев.
Задание 2.
Выполнив вычислительные операции, посчитайте доход персонажей и впишите ответ.
Иванушки, если он в первый день продал 9 яблок, во второй день -7, а в третий – 5? Цена одного яблока 5 монет.
|
|
Пятачок за месяц (30дней), если он делает 20 шариков в день, а за каждый шарик ему заплатят 2 монеты?
|
|
|
|
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Беседа с родителями.
Шарики, стихи, яблоки…А сейчас мы спросим у ваших родителей, каков их источник доходов?
- Заработная плата.
-А какую заработную плату вы получаете?
-Повременную.
-От чего она зависит?
-От количества отработанного времени.
-Значит, Вы не можете повысить доход своей семьи?
-Могу: если буду хорошо трудиться или выполню какую-либо дополнительную работу, то директор может выделить мне премию.
Вот и наши команды сейчас повысят свой доход. Потому что мы на станции «Премиальная». Командам предстоит сначала собрать пословицы, затем объяснить одну из них. Команда может отказаться от объяснения, но тогда она останется без премии.
Задание3.
Найдите соответствия и соберите пословицы.
|
А. кто деньги бережет |
|
Б. но легко деньги прожить |
|
В. проживёт семейка. |
|
Г. тот денег не скопит. |
|
Д. на душе тяжело
|
Кто готов дать объяснение пословице и получить премию за дополнительную работу?
( ученики объясняют пословицы после того , как сдадут задание)
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Чтобы попасть на следующую станцию, надо отгадать загадку:
У взрослых людей есть такая забота:
Ходить целый год каждый день на работу.
За эту работу им платят зарплату.
А эту зарплату рассчитывать надо.
И вот собирают семейный совет,
Где создается семейный …….(бюджет)
Станция называется «Бюджетная».
А что такое «бюджет»? Ответ на этот вопрос вы найдете в следующем задании.
Задание 4.
1.Устраните ошибку в построении текста, объясните постановку тире в первом предложении, составив его схему.
Бюджет – это распределение доходов и расходов. Каждый человек должен уметь составлять бюджет. Бюджет считается правильным, если расходы человека или семьи меньше или равны доходам, при условии наличия сбережений. Бюджет будет неправильным, если расходы окажутся больше доходов.
2. Поставь знаки «больше», «меньше» или «равно» между обозначениями расходов (Р) и доходов (Д).
Бюджет составлен правильно, если Р……..Д или Р……..Д.
Бюджет составлен неправильно, если Р……..Д
3.Реши задачи и ответь, правильно ли спланировали свои бюджеты
сказочные герои?
1.Правильно ли спланировал свой бюджет почтальон Печкин?
Доходы |
Расходы |
|
1. Конфеты 10 монет |
2. Деньги, вырученные от продажи простреленной шапки 5 монет |
2. Сушки к чаю 10 монет |
3.Заработная плата почтальона 40 монет. |
3. Ремонт велосипеда 10 монет |
|
4. Лечение зубов 10 монет |
|
5. Сбережения 40 монет |
Ответ:
Доходы |
Расходы |
1. Продажа молока 15 монет |
1. Сено для коровы Пестравки 15монет |
2. Продажа сметаны 10монет |
2. Корм для Галчонка 5 монет |
3. Продажа творога 5 монет |
3. Кости псу Шарику 5 монет |
4. Почтовый перевод от Дяди Федора 10 монет |
4. Подписка газеты «Кот и пес» 5 монет |
Ответ:
Доходы |
Расходы |
1. Подарил папа 20 монет. |
1. Почтовый перевод в деревню Простоквашино 10 монет. |
2 . Подарила мама 10 монет. |
2. Мороженое 5 монет |
3. Сдал макулатуру 5 монет. |
3. Билеты в театр 5 монет |
|
4. Подарки друзьям в Простоквашино 15 монет.
|
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
5 Рефлексия
Ну что ж, ребята, вы справились с последним заданием и пополнили свой капитал. Но мы не знаем, каков был ваш доход. Приглашаем вас к доске. Прикрепите свои монеты на деревья.
Вот такие денежные деревья у вас выросли.
Послушаем представителей банка.
(родители объявляют результат)
А я вновь хочу обратиться к сказке про Буратино. После того, как Буратино обманули кот и лиса, он попадает на пруд. А там…
Но это была не змея. Это была никому не страшная, пожилая черепаха Тортила с подслеповатыми глазами.
- Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! - сказала Тортила. - Сидеть бы тебе дома да прилежно учиться! Занесло тебя в Страну Дураков!
- Так я же хотел добыть побольше золотых монет для папы Карло... Я очччень хороший и благоразумный мальчик...
- Деньги твои украли кот и лиса, - сказала черепаха. - Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала, как они хвастались, что выкопали твои деньги, и как подрались из-за них... Ох ты, безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями!..
- Не ругаться надо, - проворчал Буратино, - тут помочь надо человеку...
Скажите, ребята, чем помог вам сегодняшний урок?
Урок заставил задуматься….
На уроке я понял….
На уроке я узнал…
Спасибо вам, ребята, за урок и спасибо вашим родителям, что с таким желанием исполнили и роли литературных персонажей, и роли представителей банка.