Аннотация: Методическая разработка урока по дисциплине ОП.06 «Экономика организации» на тему: «Общая характеристика налоговой системы» отражает методику проведения урока контроля, оценивания и коррекции знаний в виде урока-квеста.
Предназначена для проведения занятий по дисциплине «Экономика организации» в ПОО у обучающихся 2 курса по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной ориентации в информационных полях, формирование универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни. Одним из способов решения данных задач является использование образовательных квестов. Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации.
Квест – это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, подразумевает активность каждого участника. В ней задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность. [5]
Кроме того это игра, которая способствует:
- коммуникационному взаимодействию между игроками.
- развитию аналитических способностей.
- повышению заинтересованности у обучающихся в изучении учебной дисциплины;
- творческому осмыслению материала,
-закреплению знаний по данной дисциплине.
В общей классификации выделяют следующие виды квестов:
Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен, как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Поэтому целью данной методической разработки является описание использования технологии проведения урока-квеста по дисциплине «Экономика организации» специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
В методической разработке представлены: порядок проведения квеста, задания для команд, бланки для проведения квеста и оформления результатов.
Методическую разработку можно использовать для проведения квеста по другим дисциплинам и специальностям ПОО, заменив задания на соответствующие их специфике.
Основная часть
Учебное занятие на тему: «Общая характеристика налоговой системы»
Профессиональный цикл - ОП.06 «Экономика организации»
Вид учебного занятия: урок-квест
Тип урока: урок контроля, оценивания и коррекции знаний
Цели урока:
Методы контроля и рефлексии:
Используемые образовательные технологии: квест, технология рейтингового контроля.
Формы работы: работа в малых группах
Методы работы: словесный, наглядный, практический,
Межпредметные и внутрипредметные связи: «Экономика организации», дипломное и курсовое проектирование.
Ресурсное обеспечение
Оборудование:
• Аудитория №212
• проектор, экран
Методическое обеспечение:
Прогнозируемый результат:
По итогам урока обучающиеся должны освоить следующие профессиональные и общие компетенции:
ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения задания
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, осознанно планировать повышение квалификации
ОК9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности
ПК 2.3. Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов.
ПК 3.1.Осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении СМР, текущего содержания и реконструкции строительных объектов
ПК 3.2. Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач
ПК 3.3. Контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений
1. Этапы занятия
Этапы занятия:
1.Организационный момент
2. Целеполагание и мотивация
3. Проверка уровня знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности обучающихся.
4. Применение знаний в стандартных и измененных условиях.
5. Сбор выполненных заданий, проверка, анализ и оценивание.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
7. Информация о домашнем задании.
План занятия
№ этапа |
Этап урока |
Время, мин |
1. |
Организационный момент. |
10 |
2. |
Конкурс «Приветствие» |
10 |
3. |
Конкурс «Разминка» |
10 |
4. |
Конкурс «Экономические синонимы и антонимы» |
10 |
5. |
Конкурс «Что бы это значило? » |
10 |
6 |
Конкурс «Конкурс капитанов» |
5 |
7 |
Конкурс «Практическое задание» |
15 |
8 |
Конкурс «Слова или кто больше» |
10 |
9. |
Подведение итогов урока |
10 |
|
Всего: |
90 мин |
2.1 Организационный момент
Квест – это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, подразумевает активность каждого участника. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность.
На уроке будет использован кратковременный линейный квест по теме «Общая характеристика налоговой системы».
Цель квеста – собрать ключевую фразу. Выигрывает та команда, которая допустила минимальное количество ошибок (набрала больше баллов). На каждом этапе преподаватель и модераторы следят за правильностью выполнения заданий, а также выдают (за правильное их выполнение) подсказку, где находится «фрагмент» ключевой фразы. Если команда затрудняется в ответе или отвечает неправильно, то «фрагмент» ключевой фразы не выдается. Однако, следующие задание, команды, получают в любом случае. Заданий для команд всего 7 – по количеству фрагментов фраз.
Ключевая фраза для каждой команды своя озвучивает в конце занятия.
Цели урока:
После подведения итогов, участники победившей команды получают оценки «отлично», а остальные участники оценки «хорошо».
2.3 Проверка уровня знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности обучающихся
Конкурс № 1 «Приветствие»
В данном конкурсе оцениваются: название, девиз и капитан команды. Максимальная оценка команды 3 балла. Задание для команды (приложение 1) и бланк ведомости для модераторов (приложение 2) выдается преподавателем.
Конкурс № 2 «Разминка»
Участвуют обе команды. Преподаватель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднимет руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Задание для команды (приложение 1) и бланк ведомости для модераторов (приложение 2) выдается преподавателем
Конкурс № 3 «Экономические синонимы и антонимы»
Командам из представленных экономических понятий должны найти сочетания терминов, близких по значению или противоположные по значению. Каждая правильно подобранная пара – 1 балл. Задание для команды (приложение 1), карточка с заданием для команды (приложение 3) и бланк ведомости для модераторов (приложение 2) выдается преподавателем.
Конкурс № 4 «Что бы это значило»
Командам в данном конкурсе необходимо отгадать зашифрованные экономические понятия. За каждое правильно угаданное слово дается определенное количество баллов в зависимости от использованных студентами подсказок. Задание для команды (приложение 1) и бланк ведомости для модераторов (приложение 2) выдается преподавателем
Конкурс № 5 «Конкурс капитанов»
Капитаны получают цветные карточки с заданиями. Переставив буквы в приведенных ниже словах, получите экономические термины. Время на выполнение задания 5 минут. За каждое правильное слово капитан получает 1 балл. Задание для команды (приложение 1), карточка с заданием для капитанов (приложение 3) и бланк ведомости для модераторов (приложение 2) выдается преподавателем.
Конкурс № 6 «Практическое задание»
Команды должны решить задачи. Правильно выполненное задание приносит команде 5 баллов. Задание для команды (приложение 1), карточка с заданием для команды (приложение 3) и бланк ведомости для модераторов (приложение 2) выдается преподавателем.
Конкурс № 7 «Слова или кто больше»
Команды за определенное время (10 минут) должны написать максимальное количество экономических терминов, изученных в теме «Общая характеристика налоговой системы» по дисциплине «Экономика организации». Каждый термин – 1 балл. Задание для команды (приложение 1), карточка с заданием для команды (приложение 3) и бланк ведомости для модераторов (приложение 2) выдается преподавателем.
3. Рефлексия
- При изучении темы «Общая характеристика налоговой системы» я узнал термины……
- Самым важным на уроке для меня было………
Подведение итога занятия и определение победителя осуществляется по баллам, зафиксированным в ведомостях каждого конкурса (приложение 2) Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов по итоговой ведомости.
4. Домашнее задание
Домашнее задание не предусмотрено, так как это итоговое занятие по теме «Общая характеристика налоговой системы».
Заключение
Использование технологии квеста на занятиях делает обучающегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности. С использованием игровых технологий преподаватель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Игровые методы необходимы в рамках преподавания предметов, имеющих "практическую составляющую”, таких, например, как «Экономика организации».
Представленный в методической разработке материал позволяет преподавателям ПОО:
- организовать и осуществить коммуникационное взаимодействие между обучающимися.
- развить у обучающихся аналитические способности.
- повысить заинтересованность у обучающихся в изучении учебной дисциплины;
- добиться творческого осмысления материала,
- обеспечить закрепление знаний по данной дисциплине.
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Конкурсные задания для команд
Конкурс 1. «Приветствие»
Представление команд - название, девиз, выбор капитана
Подсказка 1 для команды 1: находится там, где находится инструкция по охране труда /«Экономика/
Подсказка 1 для команды 2: находится там, где находится ответственный по технике безопасности /«Экономика/
Конкурс 2. «Разминка»
Вопросы для команд:
1) Как называется обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащим им денежных средств? Ответ: налог
2) Как называется обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридических действий?
Ответ: сбор
3) Какой налог включается в стоимость здания или сооружения?
Ответ: НДС
4) В каком документе говорится: « Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы…»?
Ответ: Конституция РФ
5) Как называется экономическая категория, связанная с появлением, существованием и функционированием государства?
Ответ: налоги
6) К какому из видов налогов относится налог на имущество строительной организации?
Ответ: региональный налог
7) Как еще называется бюджетная функция налогов?
Ответ: фискальная функция
8) Как называется совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке?
Ответ: налоговая система
9) Какой документ регулирует порядок начисления, уплаты и взимания налогов в РФ?
Ответ: Налоговый кодекс РФ
10) Как называется организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать сборы?
Ответ: плательщики сборов
11) Как называются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги?
Ответ: налогоплательщики
12) Что является налоговым периодом?
Ответ: календарный год
13) В какой период подается налоговая декларация?
Ответ: не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
14) В каком размере взимается налог на доходы физических лиц?
Ответ: 13%.
Подсказка 2 для команды 1: находится там, где смотрят успеваемость - /это/
Подсказка 2 для команды 2: находится там, где смотрят информацию /это наука/
Конкурс 3. «Экономические синонимы и антонимы»
Юридическое лицо, организация, прибыль, физическое лицо, гражданин, обязательный платеж, налоговый период, обязательный взнос, сбор, календарный год, доход, налог.
Ответы: Юридическое лицо - организация, физическое лицо- гражданин, обязательный платеж -налог, обязательный взнос- сбор, налоговый период- календарный год, прибыль-доход
Дефицит, предложение, экспорт, спрос, прибыль, убыток, скидка, наценка, доходы, профицит, расходы, импорт
Ответы: предложение- спрос, прибыль- убыток, скидка- наценка, доходы- расходы, экспорт-импорт, дефицит - профицит
Подсказка 3 для команды 1: находится там, где изучают стандарты /умение/
Подсказка 3 для команды 2: находится там, где смотрят классификацию предприятий /которая/
Конкурс 4 «Что бы это значило»
Термин 1
Федеральный налог |
5 баллов |
Косвенный налог |
4 балла |
Взимается через надбавку в цене |
3 балла |
Ставка 20% |
2 балла |
Ответ: НДС |
|
Термин 2
Федеральный налог |
5 баллов |
Прямой налог |
4 балла |
Взимается с субъекта налога (физического лица) |
3 балла |
Ставка 13% |
2 балла |
Ответ: НДФЛ |
|
Термин 3
Региональный налог |
5 баллов |
Прямой налог |
4 балла |
Единицей обложения является 1 л/с |
3 балла |
Ставка зависит от мощности двигателя |
2 балла |
Ответ: Транспортный налог |
|
Подсказка 4 для команды 1: находится там, где разгадывают кроссворд / пользоваться/
Подсказка 4 для команды 2: находится там, где ставят цветы /рассматривает/
Синяя карточка: переставив буквы в приведенных ниже словах, получите экономические термины.
1) Б И Л Ь П Р Ы (прибыль)
2)ЯДКЛЦАРЕАИ (декларация)
3) ЮБДТЕЖ (бюджет)
4) ЖПАЛТЕ (платеж)
Красная карточка: переставив буквы в приведенных ниже словах, получите экономические термины.
1) Г А Л О Н (налог)
2) БКОТУЫ (убыток)
3) ЗОСВН (взнос)
4) ФДИТЦЕИ (дефицит)
Подсказка 5 для команды 1: находится «в главном документе в аудитории» /жизнью/
Подсказка 5 для команды 2: «вся в мелу лежу, на вас гляжу» /все явления/
Конкурс 6. «Практический расчет»
Задача 1 для команды №1:
Рассчитать размер НДФЛ, взимаемого с работника, если ему начислено в марте 2019г. 22050 руб. На иждивении работник имеет двоих детей в возрасте до 18 лет.
Задача 1 для команды №2:
Рассчитать размер НДФЛ, взимаемого с работника, если ему начислено в марте 2019г. 21560 руб. На иждивении работник имеет одного ребенка в возрасте до 18 лет.
Подсказка 6 для команды 1: « на полке лежу, на тебя гляжу» / наилучшим/
Подсказка 6 для команды 2: « на главном столе лежу, на тебя гляжу» /с точки зрения/
Задание: написать максимальное количество слов, связанных с содержанием тем квеста.
Подсказка 7 для команды 1: « на стене, где портреты лежу» /способом»
Подсказка 7 для команды 2: «на стене, где благодарности лежу» /цены»
Ключевая фраза (для каждой команды):
Команда 1: «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим способом»
(Бернар Шоу)
Команда 2: «Экономика – это наука, которая рассматривает все явления с точки зрения цены.
(Херберт Джозеф Давенпорт)
Приложение 2
Бланки ведомостей для подведения итогов конкурсов
ВЕДОМОСТЬ
подведения итогов конкурса «Приветствие»
критерии оценок конкурс:
Максимальная оценка команды 3 балла
Критерий |
Команда № 1 |
Команда № 2 |
название команды
|
|
|
девиз команды
|
|
|
обоснование выбора капитана команды
|
|
|
Итого баллов
|
|
|
Члены жюри _________________________
_________________________
ВЕДОМОСТЬ
подведения итогов конкурса «Разминка»
критерии оценок конкурс:
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
№ задания |
Команда № 1 |
Команда № 2 |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
Итого баллов |
|
|
Члены жюри _________________________
_________________________
ВЕДОМОСТЬ
подведения итогов конкурса «Экономические синонимы и антонимы»
критерии оценок конкурс:
Каждая правильно подобранная пара – 1 балл.
№ Вопроса |
Команда № 1 |
Команда № 2 |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
Итого баллов |
|
|
Члены жюри _________________________
_________________________
ВЕДОМОСТЬ
подведения итогов конкурса «Что бы это значило»
критерии оценок конкурс:
За каждое правильно угаданное слово дается определенное количество баллов в зависимости от использованных студентами подсказок.
№ Вопроса |
Команда № 1 |
Команда № 2 |
Термин 1 |
|
|
Термин 2 |
|
|
Термин 3 |
|
|
Итого баллов |
|
|
Члены жюри ________________________
_________________________
ВЕДОМОСТЬ
подведения итогов конкурса «Конкурс капитанов»
критерии оценок конкурс:
За каждое правильное слово капитан получает 1 балл.
№ задания |
Капитан № 1 |
Капитан № 2 |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
Итого баллов |
|
|
Члены жюри _________________________
_________________________
ВЕДОМОСТЬ
подведения итогов конкурса ««Практический расчет»
критерии оценок конкурс:
Правильно выполненное задание приносит команде 5 баллов.
Не правильно выполненное задание и задание, выполненное не полностью, приносит команде 0 баллов.
№ задания |
Команда № 1 |
Команда № 2 |
Задача
|
|
|
Итого баллов |
|
|
Члены жюри _________________________
_________________________
ВЕДОМОСТЬ «Результаты игры»
|
«Приветствие» |
«Разминка» |
«Экономические синонимы и антонимы» |
«Что бы это значило» |
Конкурс капитанов |
«Практический расчет»
|
«Слова или кто больше» |
Итого баллов |
Команда № 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Команда № 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Члены жюри _________________________
_________________________
Приложение 3
Карточки с заданиями для команд
Конкурс № 3 «Экономические синонимы и антонимы»
Команда №1
№ |
Синонимы |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
№ |
Антонимы |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
Конкурс № 3 «Экономические синонимы и антонимы»
Команда №2
№ |
Синонимы |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
№ |
Антонимы |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
Конкурс № 5 «Конкурс капитанов»
Синяя карточка:
1) Б И Л Ь П Р Ы_____________________
2)ЯДКЛЦАРЕАИ_____________________
3) ЮБДТЕЖ _________________________
4) ЖПАЛТЕ _________________________________
Конкурс № 5 «Конкурс капитанов»
Красная карточка:
1) Г А Л О Н________________________
2) БКОТУЫ________________________
3) ЗОСВН__________________________
4) ФДИТЦЕИ ______________________
Конкурс № 6 «Практическое задание»
Задача для команды №1:
Рассчитать размер НДФЛ, взимаемого с работника, если ему начислено в марте 2019г. 22050 руб. На иждивении работник имеет двоих детей в возрасте до 18 лет.
Решение:
Конкурс № 6 «Практическое задание»
Задача для команды №2:
Рассчитать размер НДФЛ, взимаемого с работника, если ему начислено в марте 2019г. 21560 руб. На иждивении работник имеет одного ребенка в возрасте до 18 лет.
Решение:
Конкурс № 7 «Слова или кто больше»
Команда №1:
1______________________________________________________________
2_______________________________________________________________
3_______________________________________________________________
4_______________________________________________________________
5_______________________________________________________________
6________________________________________________________________
7________________________________________________________________
8________________________________________________________________
9________________________________________________________________
10________________________________________________________________
11________________________________________________________________
12________________________________________________________________
13________________________________________________________________
14________________________________________________________________
15________________________________________________________________
16________________________________________________________________
17________________________________________________________________
18________________________________________________________________
19________________________________________________________________
20________________________________________________________________
Конкурс № 7 «Слова или кто больше»
Команда №2:
1______________________________________________________________
2_______________________________________________________________
3_______________________________________________________________
4_______________________________________________________________
5_______________________________________________________________
6________________________________________________________________
7________________________________________________________________
8________________________________________________________________
9________________________________________________________________
10________________________________________________________________
11________________________________________________________________
12________________________________________________________________
13________________________________________________________________
14________________________________________________________________
15________________________________________________________________
16________________________________________________________________
17________________________________________________________________
18________________________________________________________________
19________________________________________________________________
20________________________________________________________________
Приложение 4
Презентация к уроку на тему: «Общая характеристика налоговой системы»
Слайд№1
Слайд№2
Слайд№3
Слайд№4
Слайд№5
Слайд№6
Слайд№7
Слайд№8
Слайд№9
Слайд№10
Слайд№11
Слайд№12
Слайд№13
Слайд№14
Слайд№15
Слайд№16
Слайд№17
Слайд№18
Слайд№19
Слайд№20
Слайд№21