Автор: Шаньгина Елена Владимировна, старший воспитатель
Страна: Российская Федерация
Город: город Череповец
Организация: БУ СО ВО Череповецкий центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Наши дети"
Проект: "ФинБанкси" (2021)

Методическая разработка интерактивной игры по формированию основ финансовой грамотности Артсити

 

Интерактивная игра является оптимальной формой усвоения знаний, формирования у детей и подростков практических умений по финансовой грамотности в условиях организации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе игры дети получат базовые основы управления своими игровыми денежными средствами, опыт принятия решений при реализации финансовых планов.

Организация игры позволяет участникам в значительной степени влиять на ход, содержание, процесс, темп игры; обеспечивает быструю и качественную обратную связь, поскольку позволяет получить конкретный материал (действия участников) и на его основе выстраивать обсуждение.

Для организации и проведения игры создается Оргкомитет, который разрабатывает игровой пакет игры (программу мероприятий), определяет регламент мероприятий.

Интерактивная игра «Арт-сити» проводится в выходной день или в каникулярное время.

Пояснительная записка.

Интерактивная игра «Арт-сити» рассчитана на закрепление теоретических знаний финансовой грамотности в практической деятельности у воспитанников социальных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

Сегодня мало у кого остаются сомнения в необходимости формировать у молодёжи знания по финансовой грамотности. Получая теоретические знания, дети практически не знакомы с основами грамотного обращения с финансами, как следствие отсутствие умения планировать личный, а позднее и семейный бюджет.

Считается,  что всё, связанное с финансами скучно, сложно и не интересно. Следовательно, организация занятий для воспитанников учреждения социального обслуживания должна быть интересной. Для детей и подростков оптимальной формой усвоения знаний по финансовой грамотности  является игра. Дети, не зависимо от возраста все любят играть. Психологи убеждены, что игра помогает детям усвоить теоретический материал лучше.  Что даёт игра: возможность освоить сложное через простое. В процессе игры лучше усваиваются правила и понятнее роли. Финал игры позволяет увидеть успешность или неуспешность выбранной стратегии. То есть, в несерьёзной форме игра позволяет производить серьёзные ситуации. Игра интерактивна, она позволяет выстроить весь цикл обучения: участники получают опыт «здесь и сейчас», обсуждают его, делают выводы и обобщения и могут продумать, как применить полученные знания и навыки в своей практической деятельности. Игра дает каждому ребёнку возможность участвовать, проявить активность, предоставляет участникам разнообразный по спектру и содержанию опыт, помогает выявить установки, типы поведенческих реакций, используемые техники и технологии, имеющиеся навыки. Позволяет участникам в значительной степени влиять на ход, содержание, процесс, темп игры; обеспечивает быструю и качественную обратную связь, поскольку позволяет получить конкретный материал (действия участников) и на его основе выстраивать обсуждение. Участвовать в интерактивной игре детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если игра хорошо продумана. Этап подготовки к игре очень трудоёмкий и  требуется кропотливое планирование игры.

Цель и задачи интерактивно игры.

Основные цели игры:

Повышение финансовой грамотности воспитанников старшего школьного возраста, содействие формированию разумного финансового поведения, принятию обоснованных решений, проявление ответственного отношения к личным финансам.

Знакомство с профессиями в игровой форме для реализации раннего профессионального самоопределения;

Организация интересного и полезного детского досуга в каникулярное время;

Подготовка воспитанников к взрослой самостоятельной жизни.

Основные задачи игры:

  1. Пробуждение интереса к финансовой грамотности, закрепить при помощи игровых ситуаций основные понятия финансовой грамотности ( зарплата, доход, расход)
  2. Развивать умения соотносить свои желания и возможности.
  3. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.
  4. Закрепить практическим путем операцию обмена товара на товар, обмена товара на деньги.
  5. Развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры.
  6. Привлечь старших воспитанников к участию в мероприятиях, направленных на проведение досуга с профессиональной направленностью, предоставить возможность воспитанникам в игровой ситуации раскрыть свои способности в рамках заданных профессий.

Условия и порядок проведения интерактивной игры.

Арт-сити – это развивающий интерактивный детский город, в котором размещены игровые площадки, копирующие взрослый мир в миниатюре для обучения детей основам финансовой грамотности. В городе работают мастерские, пекарня, медицинский центр, фитнесс клуб и другие игровые площадки. Участникам игры объясняют условия проведения игры. Дети становятся гражданами этого удивительного города.

Работодатели (взрослые сотрудники учреждения) принимают на работу граждан города, достигших 14 лет. Дети смогут «примерить» на себя профессии: врача, флориста, артиста, пекаря, инструктора по фитнесу и многих других.

Ребята получают возможность работать и зарабатывать деньги (артики), осваивая разные профессии: пекари пекут кондитерские изделии, флористы составляют красивейшие букеты, медики измеряют рост, вес и проводят прививочную кампанию (прививка против короновируса) и т.д.  

Жители младше 14 лет в сопровождении взрослого «родителя» посещают медицинский центр, спортивный клуб, кинотеатр. Родитель покупает билеты в кинотеатр, оплачивает услуги инструктора в спортивном клубе и т.д.

В обеденный перерыв, когда все предприятия закрыты,  жители могут посетить театр. После рабочего дня дети-работники предприятий получают зарплату. На вечерней «Ярмарке» можно продать за деньги-артики  продукцию предприятий (цветочные букеты, выпечку, поделки и т.д.) Все заработанные деньги-артики можно потратить  в магазине «Чудесная покупка», который открывается в вечернее время (можно купить сладости, канцтовары, игрушки и т.д.)

Дети в игре овладевают навыками  разных профессий, учатся понимать ценность труда и практического опыта, узнают основные понятия финансовой грамотности (доход, расход, зарплата, прибыль, конкуренция, спрос, скидки и т.д.).  Деловая игра поможет привить детям любовь к труду, ответственность за взятые обязательства, необходимость добиваться цели и ценить деньги как результат вложенных усилий.

Интерактивная игра «Арт-сити» проводится в выходной день или в каникулярное время.

Участники интерактивной игры

Участники игры: дети, жители города «Арт-сити» в возрасте от 7-17 лет, взрослое население города (сотрудники учреждения).

К исполнительным органам игры относятся: руководители (работодатели) мастерских Оргкомитет игры разрабатывает регламент мероприятия и следит за его соблюдением; игровой пакет игры, включающий программу проведения  интерактивной игры.

Этапы организации проведения интерактивной игры.

Подготовительный этап

 

Разработка игры

Создание инициативной творческой группы по разработке и проведению игры.

Разработка сценария и плана проведения.

Подбор актуальных тем и эффективных форм для проведения мероприятий.

Общее описание игры.

Подготовка материально-технического обеспечения: подручные материалы, техническое оборудование, канцелярские товары, спортивный инвентарь, методические разработки, методическая и художественная литература и т.д.

Ввод в игру

Постановка проблемы, инструктаж, регламент, правила, распределение ролей, формирование групп.

Основной этап

 

 

Процесс игры

С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий (работодатель) может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры.

Заключительный этап

Анализ и обобщение.

По окончании игры проводится обобщение и подведение итогов. «Круглый стол» для обмена мнениями участников игры, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, Также участники отмечают достигнутые результаты, отмечает ошибки, подводит окончательный итог игры.

Механизм проведения интерактивной игры.

Название предприятия

Часы работы

Содержание деятельности

Цветочный магазин «Флорист»

10.30-11.30

13.30-14.30

обед

11.30-13.30

Работодатель предлагает флористам работу по  созданию букетов из искусственных материалов для продажи на «Ярмарке»

Швейная мастерская «Волшебная иголочка»

10.30-11.30

13.30-14.30

обед

11.30-13.30

Работодатель предлагает работу по изготовлению поделок из ткани (прихватки, носовые платочки и т.д.)

Трудовая бригада

10.30-11.30

13.30-14.30

обед

11.30-13.30

Работники трудовой бригады  получают задания от работодателя завхоза города (подмести территорию, вынести мусор, оказать помощь в разгрузке канцтоваров и т.д.)

Медицинский центр «Неболейка»

10.30-11.30

13.30-14.30

обед

11.30-13.30

Медицинские работники оказывают медицинские услуги жителям города: осмотр врача – педиатра, измерение температуры тела, измерение веса и роста пациента. При согласие пациента проводится вакцинация против короновируса.

Пекарня «Ванилька»

10.30-11.30

13.30-14.30

обед

11.30-13.30

Сотрудники пекарни выпекают кондитерские изделия для продажи в магазине «Чудесная покупка»

Спортивный клуб

10.30-11.30

13.30-14.30

обед

11.30-13.30

Работники спортивного клуба, инструктора по фитнесу проводят спортивные эстафеты для младших жителей города. В клубе можно купить абонемент на посещение цикла занятий.

Кинотеатр

10.30-11.30

13.30-14.30

обед

11.30-13.30

Сотрудники кинотеатра кассир, контролёр, оператор для младших жителей города показывают мультипликационный фильм.

Театр юного зрителя

10.30-11.30

репетиции

начало спектакля «Три поросёнка»

12.00

Цена билета 1 артик

Актёры (дети-работники театра)готовят премьеру кукольного спектакля «Три поросёнка». На спектакль (когда на всех предприятиях города обеденный перерыв) могут прийти все жители города. Актёры не только получат зарплату, но  и премию (50% от продажи билетов).

Караоке клуб

10.30-11.30

13.30-14.30

обед

11.30-13.30

Музыканты (дети-работники) проводят для младших жителей города музыкальную викторину и караоке

Ярмарка

16.00-17.00

Дети-работники предприятий на ярмарке могут продать свою продукцию взрослым жителям города

Магазин

«Чудесная покупка»

18.00-19.00

На заработанные деньги (зарплата, выручка с продажи на ярмарке и т.д.) житель города старше 14 лет может купить в магазине сладости, канцтовары, игрушки, сувениры и т.д.

Предполагаемые результаты.

В ходе проведения интерактивной игры ожидается:

  • приобретение новых знаний и умений основ финансовой грамотности, в результате игры дети научаться понимать что:

- деньги не появляются сами собой, а они зарабатываются;

- сначала зарабатываем, а потом тратим;

- стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того на сколько сложно его произвести;

- деньги любят счёт (дети должны уметь считать деньги, например сдачу в магазина);

- финансы нужно планировать (доход и расход);

- твои деньги бывают объектом чужого интереса (необходимо знать правила финансовой безопасности);

- финансы это интересно и увлекательно;

- не всё в жизни покупается.

  • укрепление психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
  • повышение общей культуры воспитанников, привитие им социально-нравственных норм;
  • развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  • получение участниками умений и навыков индивидуальной, коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

Социальная значимость проведения интерактивной игры:

для воспитанников:

  • получение  нового  опыта и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных возможностей.
  • выступление старших детей по отношению к младшим в качестве наставника;
  • развитие творческих способностей детей  в различных видах деятельности.

для педагогов:

  • поиск продуктивных и результативных форм работы, их разработка, апробация и внедрение в работу с воспитанниками  в условиях организации для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • оказание психологической помощи воспитанникам учреждения;
  • обобщение и транслирование опыта работы на МО, семинарах и публикациях.

Перспективы дальнейшей работы:

Проведение интерактивной игры «Арт-сити» и её вариативных форм с воспитанниками на базе социальных  учреждений города.

Привлечение воспитанников к проектно-исследовательским работам по вопросам финансового просвещения.

Поиск единомышленников, установление связей с другими учебными заведениями города, оперативный обмен опытом в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства.

50 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий