Тема |
Деньги, их функции. |
||||
Цели |
1.Открытие новых знаний по теме «Деньги их функции»; 2. Понимание роли денег как важнейшего элемента современной рыночной экономики. |
||||
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: 1.Овладеть базовыми понятиями: деньги, виды денег, функции денег, Центральный банк, эмиссия, эквивалент, конвертируемость, номинал, аверс, реверс, легенда, гурт; 2.Овладение умением различать виды денег (наличные и безналичные), умение раскрывать на примерах функции денег. 3.Понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе; Личностные: 1.Применение правил делового сотрудничества; 2. Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, посильному и созидательному участию в жизни общества. Метапредметные: Познавательные: - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, выполнение логических действий, сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег; - построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению) - умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение). Регулятивные: -проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; - контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе работая Коммуникативные: -умение работать индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; -умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы. |
||||
Основные понятия |
Деньги, виды денег, функции денег, Центральный банк, эмиссия, эквивалент, конвертируемость, номинал, аверс, реверс, легенда, гурт. |
||||
Целевая аудитория |
Учащиеся 7 классов. |
||||
Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО и ДОТ |
Технология проблемного обучения, работа с учебным обществоведческим текстом, работа в сети Internet, индуктивный, дедуктивный методы. Групповая и фронтальная форма работы. Образовательные ресурсы: http://kvestodel.ru/generator-rebusov https://хочумогузнаю.рф/финансовые-услуги/ https://uchebnik.mos.ru/catalogue?sort_column=average_rating https://vashifinancy.ru/ https://cbr.ru/search/?text=%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81+%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8F https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram/directions/programs/books/ Дополнительные материалы урока: 1.Видеофрагмент «Виды денег» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=uWX4rzXqgNk 2.Видеосюжет «Признаки платёжеспособности и правила обмена банкнот». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=17&v=6KFgVKQcx_s&feature=emb_logo 3. Видеосюжет https://uchebnik.mos.ru/material/app/18217 |
||||
Средства обучения |
Учебник «Обществознание» 7 класса, под ред. Боголюбова Л.Н., М: Просвещение, 2019 г.; карточки с заданиями. |
||||
Организационные условия |
Изучение нового материала |
||||
Учебно-методическое обеспечение |
Материалы урока основаны: 1. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг./Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. 2.УМК Обществознание ред. Боголюбова Л.Н., М: Просвещение, 2019. |
||||
План занятия / мероприятия |
|||||
Этапы занятия / мероприятия (время этапа) |
Используемые дидактические средства |
Деятельность педагога |
Деятельность участников |
Образовательный результат |
|
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. 2.Актуализация знаний.
|
Презентация, учебник. |
Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Анализ проблемной ситуации. Представим, что на день рождение Диме подарили крупную сумму денег, и он решил купить велосипед. Деньги лежали на столе, пока родители собирались в магазин, младший брат на нескольких бумажных банкнотах нарисовал цветным фломастером рисунки. Возникла проблема: что делать Диме и его родителям в данной ситуации? Учитель подводит учащихся к пониманию необходимости изучить само понятие «деньги», их виды и отношение к денежным знакам взрослых и детей. На доске записывается и понятие «деньги». |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Дети предлагаю свои варианты действий участников данной ситуации (родителей и самого Дмитрия). Говорят о возможных ситуации риска, если наличная сумма находится не под контролем взрослых.
|
Умение высказывать собственное мнение и позицию по вопросу, проблеме.
Понятие «деньги». |
|
3.Сообщение темы и цели.
|
Презентация, |
Учитель совместно с учениками формулирует тему и задачи урока. (Например: Чтобы вы хотели узнать о деньгах? Какие бывают виды денег? Каковы их основные функции?) |
Учащиеся формулируют задачи урока. |
Формулировать задачи на урок, организовывать собственную деятельность.
|
|
4.Изучение новой темы |
Видеофрагмент «Виды денег» [Электронный ресурс]. https://www.youtube.com/watch?v=uWX4rzXqgNk
Презентация, учебник Параграф 13, стр.107. |
Предлагает познакомиться с видеофрагментом «Виды денег» и в процессе просмотра зафиксировать в рабочей тетради(маршрутный лист) функции денег и заполните таблицу «Виды денег». Проводит фронтальную работу с классом для проверки понимания материала. На доске записываются основные функции денег. Рассматриваем достоинства и недостатки каждого вида денег. Учитель предлагает: «Давайте возвратимся к нашей ситуации. Мальчик Дима копил деньги на велосипед. Какая функция денег проявляется в данном примере? Работа с учебником (функции денег) Учитель разъясняет понятие «эмиссия» и одну из функций Центрального Банка России, связанную с выпуском денег. Учитель объясняет Центральный банк — это главный банк государства, осуществляющий эмиссию денег и обеспечивающий стабильность функционирования банковской и денежной системы страны. Эмиссия денег — выпуск денег в обращение. |
Учащиеся изучают видеофрагмент, заполняют таблицу (см.приложение 1)
Дети отвечают.
Дети отвечают. (Ответ: средство накопления) Приложение 2 (функции денег) работа в парах.
Записываю понятие: Центральный банк, эмиссия. |
Знакомятся с понятиями: Функции денег, Центральный банк, эмиссия. |
|
6. Беседа. Изучение нового материала. |
Презентация |
Учитель задает вопросы, работа с классом осуществляется фронтально: Какие валюты можно считать мировыми? Валюта, какой страны самая древняя? Что такое - конвертируемость валюты? Какой курс у американского доллара и рубля? Учитель организует выполнение заданий. Он также может актуализировать знания учащихся о том, где, когда и какие деньги удобно использовать. (Например: при расчетах между странами в современном мире, или при расчетах в магазине обычного гражданина РФ). |
Дети отвечают.
Дети работают с информацией в интернете. (сообщают данные на текущий момент) |
Работа с информационными источниками интернета. https://www.sberbank.ru/ru/quotes/currenciesfirst https://cbr.ru/search/?text=%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81+%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8F
|
|
Первичное закрепление |
Раздаточный материал |
Определить, каковы функции денег в следующих ситуациях: Цель данного шага — научить различать функции денег. (маршрутный лист урока задание №3 Верные ответы:1-В,2-А,3-Б,4-Д,5-Г)) |
Дети работают в парах. (Маршрутный лист) |
Умение работать в группе, решать проблемное задание. |
|
Физминутка |
|
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. |
Дети выполняют упражнения |
Двигательная активность |
|
7. Изучение новой темы. |
Учебник П.13 (стр.109)(Путешествие в прошлое) |
Учитель обращает внимание на материал учебника - «Как изменялись деньги». Задание. Какое суждение противоречит содержанию текста? (ответ №3) |
Дети читают учебник, работают в маршрутных листах) |
Формирование читательской грамотности, умение анализировать обществоведческий текст, исходя из задачи урока). |
|
9.Закрепление знаний(самостоятельная работа с материалом)
|
Практическая работа с наглядным материалом.
Видеосюжет «Признаки платёжеспособности и правила обмена банкнот». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=17&v=6KFgVKQcx_s&feature=emb_logo |
А)Работа с наличными деньгами «Язык Монеты» Учитель обращает внимание детей на наглядный материал (монеты, банкноты). Информирует о задании: Рассмотрите их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты. Язык монеты. Аверс - лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства Легенда – надпись на монете. Номинал – нарицательная стоимость монеты Гурт - боковая поверхность монеты. Купюры – бумажные деньги Чеки, Карточки Б) Работа с пластиковыми карточками А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Как дети должны относиться к деньгам? Могут ли дети пользоваться пластиковыми картами? Учитель обращается к проблемной ситуации (начала урока). Просмотр видеосюжет «Признаки платёжеспособности и правила обмена банкнот». Какие советы можно дать мальчику Диме в данной ситуации? |
Дети смотрят, изучают и называют стороны монеты, читают легенду.
Дети формулируют советы(обратиться в банк для замены испорченной банкноты, хранить деньги на банковской карте и др.) |
Умение проводить поиск и извлечение нужной информации в источниках различного типа, формулировать выводы. |
|
Игра «Миллионер». Закрепление.
|
Интерактивное задание |
https://uchebnik.mos.ru/material/app/18217 либо в качестве альтернативы решают ребусы. |
Выполняют задание. (на время 3-4 мин) |
|
|
Итог. |
Презентация, Учебник |
Итак, учитель делает вывод: Деньги - универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами. Мир денег – удивительный и необычный. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно так и надо относиться к деньгам. А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил. 1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. 2.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания. 4.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание. |
|
|
|
Рефлексия.
|
Презентация |
Чем было полезно для вас сегодняшнее занятие? Чем было полезно для вас сегодняшнее занятие? Оцените свою работу на уроке в маршрутных листах. |
|
|
|
Домашнее задание.
|
|
Изучить параграф 13, вопросы стр.111 (в классе и дома №1,2(письменно). Освоить понятия: деньги, виды денег, функции денег, эмиссия денег, Центральный банк, денежная масса. Дополнительно задание: подобрать пословицы о деньгах(5-6) и объяснить смысл. Объяснить выражение: «Деньги не пахнут» |
|
|
|
Маршрутный лист урока Ф.И._____________________ Класс _______
Задание№1. Познакомиться с видеофрагментом «Виды денег», составить и заполнить таблицу
|
|
|
|
|
|
|
|
Оцениваем работу: 6 баллов – все колонки верно заполнены;
5 баллов- 2 ошибки,
4 балла – 3 ошибки;
3 балла – 3 ошибки;
1 балл – более 4 ошибок.
Задание№2. Функции денег:
1______________. 2________________. 3.______________ 4. _____________
Оцениваем работу: 4 баллов – все функции названы; 3 баллов- 3 функции названы;
2 балла – 2 функции названы; 1 балл – 1 функция названа.
Задание№3. Установите соответствие между функциями денег и иллюстрирующими их примерами:
1. Мера стоимости |
А) Нина положила деньги в банк на депозит |
2. Средство накопления |
Б) Артем рассчитался наличными деньги за услуги связи |
3. Средство обращения |
В) Максим приобрел букет цветов за1000 рублей |
4. Средство платежа |
Г) Крупная российская компания совершила внешнеторговую операцию |
5. Мировые деньги |
Д) Марина перевела деньги на счет приюта для животных |
Оцениваем работу: 5 баллов – все верно;
4 балла – 1 ошибки;
3 балла – 2 ошибки;
2 балл – 3 ошибки.
1 балл – 4 ошибки.
Более 4 – о баллов.
Задание№3. Определить верность суждения на основе, прочитанного текста.(учебнк стр.107)
Оцениваем работу: 1 балл – верно; 0 –баллов не верно.
Задание№4.
Решите ребусы
______
_________________?
_______________________________________?
________________?
Оцениваем работу: 3 балл – верно 3 ребуса;
2 балл – верно 2 ребуса; 0 –баллов не верно.
Сформулируй на основе данных понятий вывод по теме урока:___________________________________________________________
3 балла за вывод по теме.
Система оценки: «5» 22-19 баллов
«4» 18-15 баллов
«3» 14-11 баллов
«2» менее 10 баллов
Количество баллов____________
Оцени свою работу на уроке_____
Оценка учителя________________
Приложение 1
Виды денег |
Товарные |
Наличные |
Безналичные |
Электронные |
Содержание, примеры |
Слитки и монеты из золота и серебра |
Современные банкноты и разменные монеты |
Деньги на банковских счетах и вкладах |
Выпускаются частными платёжными системами («Яндекс.Деньги», WebMoney)
|
Приложение 2
Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку (1). (Мера стоимости).
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке.(2) (средство платежа).
Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (3) . (Средство обращения).
«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево (4). (Средство накопления)
Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль (5). (Мировые деньги)
Приложение 3
деньги бережливость человек