Автор: Качинская Раиса Нурисламовна
Страна: Российская Федерация
Город: Советский
Организация: МБОУ СОШ № 2 г. Советский
Проект: "ФинБанкси" (2021)

Урок "Деньги и их функции"

 

Тема

Деньги, их функции.

Цели

1.Открытие новых знаний по теме «Деньги их функции»;

2. Понимание роли денег как важнейшего элемента  современной рыночной экономики.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: 1.Овладеть базовыми понятиями: деньги, виды денег, функции денег, Центральный банк, эмиссия, эквивалент, конвертируемость, номинал, аверс, реверс,  легенда, гурт;

2.Овладение умением различать виды денег (наличные и безналичные), умение раскрывать на примерах функции денег.

3.Понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе;

Личностные: 1.Применение правил делового сотрудничества;

2. Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, посильному и созидательному участию в жизни общества.

Метапредметные:

Познавательные:  - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, выполнение логических действий, сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег;

- построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению)

- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение).

Регулятивные: -проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе работая Коммуникативные: -умение работать индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

-умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы.

Основные понятия

Деньги, виды денег, функции денег, Центральный банк, эмиссия, эквивалент, конвертируемость, номинал, аверс, реверс,  легенда, гурт.

Целевая аудитория

Учащиеся 7 классов.

Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО и ДОТ

Технология проблемного обучения, работа с учебным обществоведческим текстом, работа в сети Internet, индуктивный, дедуктивный методы. Групповая и фронтальная форма работы.

Образовательные ресурсы: http://kvestodel.ru/generator-rebusov

https://хочумогузнаю.рф/финансовые-услуги/

https://uchebnik.mos.ru/catalogue?sort_column=average_rating

https://vashifinancy.ru/

https://cbr.ru/search/?text=%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81+%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8F

https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram/directions/programs/books/

Дополнительные материалы урока:

1.Видеофрагмент «Виды денег» [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://www.youtube.com/watch?v=uWX4rzXqgNk

2.Видеосюжет «Признаки платёжеспособности и правила обмена банкнот». [Электронный ресурс].   Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=17&v=6KFgVKQcx_s&feature=emb_logo

3. Видеосюжет https://uchebnik.mos.ru/material/app/18217

Средства обучения

Учебник «Обществознание» 7 класса, под ред. Боголюбова Л.Н., М: Просвещение, 2019 г.; карточки с заданиями. 

Организационные условия

Изучение нового материала                  

Учебно-методическое обеспечение

Материалы урока основаны: 1. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг./Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018.

2.УМК Обществознание ред. Боголюбова Л.Н., М: Просвещение, 2019.

План занятия / мероприятия

Этапы

занятия / мероприятия (время этапа)

Используемые дидактические средства

Деятельность педагога

Деятельность участников

Образовательный результат

1.Организационный   момент. Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализация  знаний.

 

 

 

 

Презентация, учебник.

 Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

 Анализ  проблемной ситуации. Представим, что на день рождение Диме подарили крупную сумму денег,  и он решил купить велосипед. Деньги лежали на столе, пока родители собирались в магазин, младший брат на нескольких бумажных банкнотах нарисовал цветным фломастером рисунки.       Возникла проблема: что делать Диме и его родителям в данной ситуации?

    Учитель подводит учащихся к пониманию необходимости изучить само понятие «деньги», их виды и отношение к денежным знакам взрослых и детей.

На доске записывается и понятие «деньги».

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Дети предлагаю свои варианты действий участников данной ситуации (родителей и самого Дмитрия). 

   Говорят о возможных ситуации риска, если наличная сумма находится не под контролем взрослых.

 

 

 

 

 Умение высказывать собственное мнение и позицию по вопросу, проблеме.

 

   Понятие «деньги».

3.Сообщение  темы  и  цели.

 

Презентация,

Учитель совместно с учениками формулирует тему и задачи урока. (Например: Чтобы вы хотели узнать о деньгах? Какие бывают виды денег? Каковы их основные функции?)

Учащиеся формулируют задачи урока.

Формулировать задачи на урок, организовывать собственную деятельность.

 

4.Изучение новой темы

Видеофрагмент «Виды денег» [Электронный ресурс]. https://www.youtube.com/watch?v=uWX4rzXqgNk

 

 

Презентация, учебник Параграф 13, стр.107.

Предлагает познакомиться с видеофрагментом «Виды денег» и в процессе просмотра зафиксировать в рабочей тетради(маршрутный лист) функции денег и заполните таблицу «Виды денег».

Проводит фронтальную работу с классом для проверки понимания материала. На доске записываются основные функции денег. Рассматриваем достоинства и недостатки каждого вида денег.

Учитель предлагает: «Давайте возвратимся к нашей ситуации. Мальчик Дима копил деньги на велосипед. Какая функция денег проявляется в данном примере?

Работа с учебником (функции денег)

Учитель разъясняет понятие «эмиссия» и одну из функций Центрального Банка России, связанную с выпуском денег.

Учитель объясняет Центральный банк — это главный банк государства, осуществляющий эмиссию денег и обеспечивающий стабильность функционирования банковской и денежной системы страны.

Эмиссия денег — выпуск денег в обращение.

Учащиеся изучают видеофрагмент, заполняют таблицу

(см.приложение 1)

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают.

 

 

 

 

Дети отвечают. (Ответ: средство накопления)

Приложение 2

(функции денег) работа в парах.

 

Записываю понятие: Центральный банк, эмиссия.

 Знакомятся с понятиями: Функции денег, Центральный банк, эмиссия.

6. Беседа. Изучение нового материала.

Презентация

Учитель задает вопросы, работа с классом осуществляется фронтально: Какие валюты можно считать мировыми? 

Валюта, какой страны самая древняя?

Что такое - конвертируемость валюты?

Какой курс у американского доллара и рубля?

Учитель организует выполнение заданий. Он также может актуализировать знания учащихся о том, где, когда и какие деньги удобно использовать.

(Например: при расчетах между странами в современном мире, или при расчетах в магазине обычного гражданина  РФ).

Дети отвечают.

 

Дети работают с информацией в интернете.

(сообщают данные на текущий момент)

Работа с информационными источниками интернета. https://www.sberbank.ru/ru/quotes/currenciesfirst

https://cbr.ru/search/?text=%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81+%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8F

 

Первичное закрепление

Раздаточный материал

Определить, каковы функции денег в следующих ситуациях:

Цель данного шага — научить различать функции денег. (маршрутный лист урока задание №3

Верные ответы:1-В,2-А,3-Б,4-Д,5-Г))

Дети работают в парах. (Маршрутный лист)

Умение работать в группе, решать проблемное задание.

Физминутка

 

Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. 

Дети выполняют упражнения

Двигательная активность

7. Изучение новой темы.

Учебник П.13 (стр.109)(Путешествие в прошлое)

Учитель обращает внимание на материал учебника -  «Как изменялись деньги». Задание. Какое суждение противоречит содержанию текста?

(ответ №3)

Дети читают учебник, работают в маршрутных листах)

Формирование читательской грамотности, умение анализировать обществоведческий текст, исходя из задачи урока).

9.Закрепление  знаний(самостоятельная работа с материалом)

 

 

Практическая работа с наглядным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеосюжет «Признаки платёжеспособности и правила обмена банкнот». [Электронный ресурс].   Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=17&v=6KFgVKQcx_s&feature=emb_logo

А)Работа с наличными деньгами   

«Язык Монеты»

Учитель обращает внимание детей на наглядный материал (монеты, банкноты). Информирует о задании: Рассмотрите их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.  

Язык монеты. 

Аверс - лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал 

Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства 

Легенда – надпись на монете.  

Номинал – нарицательная стоимость монеты 

Гурт - боковая поверхность монеты.  

Купюры – бумажные деньги 

Чеки, Карточки  

Б) Работа с пластиковыми карточками  

 А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит.  

Как дети должны относиться к деньгам?

Могут ли дети пользоваться пластиковыми картами?

Учитель обращается к проблемной ситуации (начала урока).

Просмотр видеосюжет «Признаки платёжеспособности и правила обмена банкнот».

Какие советы можно дать мальчику Диме в данной ситуации?

Дети смотрят, изучают и называют стороны монеты, читают легенду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети формулируют советы(обратиться в банк для замены испорченной банкноты, хранить деньги на банковской карте  и др.)

Умение проводить поиск и извлечение нужной информации в источниках различного типа, формулировать выводы.

Игра  «Миллионер». Закрепление.

 

Интерактивное задание

https://uchebnik.mos.ru/material/app/18217

либо в качестве альтернативы решают ребусы.

Выполняют задание. (на время 3-4 мин)

 

Итог.

Презентация, Учебник

Итак, учитель делает вывод: Деньги - универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами. Мир денег – удивительный и необычный.  Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга».  Именно так и надо относиться к деньгам. 

А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил. 

1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты.

2.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания. 

4.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание. 

 

 

Рефлексия.

 

Презентация

Чем было полезно для вас сегодняшнее занятие?

Чем было полезно для вас сегодняшнее занятие?

Оцените свою работу на уроке в маршрутных листах.

 

 

Домашнее задание.

 

 

Изучить параграф 13, вопросы стр.111 (в классе и дома №1,2(письменно). Освоить понятия: деньги, виды денег, функции денег, эмиссия денег, Центральный банк, денежная масса.

Дополнительно задание: подобрать пословицы о деньгах(5-6) и объяснить смысл. Объяснить выражение: «Деньги не пахнут»

 

 

           

 

Маршрутный лист урока   Ф.И._____________________   Класс _______

Задание№1. Познакомиться с видеофрагментом «Виды денег», составить и заполнить  таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцениваем работу: 6 баллов – все колонки верно заполнены;

                                            5 баллов- 2 ошибки,

4 балла – 3 ошибки;

3 балла – 3 ошибки;

1 балл – более 4 ошибок.

Задание№2. Функции денег:

1______________. 2________________. 3.______________ 4. _____________

Оцениваем работу: 4 баллов – все функции названы;    3 баллов- 3 функции названы;

2 балла – 2 функции названы;           1 балл – 1 функция названа.

Задание№3. Установите соответствие между функциями денег и иллюстрирующими их примерами:

1. Мера стоимости

А) Нина положила деньги в банк на депозит

2. Средство накопления

Б) Артем рассчитался наличными  деньги  за услуги связи

3. Средство обращения

В) Максим приобрел букет цветов за1000 рублей

4. Средство платежа

Г) Крупная российская компания совершила внешнеторговую операцию

5. Мировые деньги

Д) Марина перевела деньги на счет приюта для животных

Оцениваем работу: 5 баллов – все  верно;

                                            4 балла – 1 ошибки;

3 балла – 2 ошибки;

2 балл – 3 ошибки.

1 балл – 4 ошибки.

Более 4 – о баллов.

Задание№3. Определить верность суждения на основе, прочитанного текста.(учебнк стр.107)

  1. Появление "копейки" общегосударственной российской  монеты связывают с деятельностью Елены Глинской.
  2. Слово "денга" - татарского происхождения.
  3. Слово «рубль» возникло впервые в Москве.

Оцениваем работу: 1 балл – верно;    0 –баллов не верно.

Задание№4.

Описание: C:\Users\Саша\Downloads\загруженное (1).pngОписание: C:\Users\Саша\Downloads\загруженное (1).pngРешите ребусы

Описание: C:\Users\Саша\Downloads\загруженное.png ______

_________________?

Описание: C:\Users\Саша\Downloads\загруженное (3).png                                         _______________________________________?

 

 

________________?

Оцениваем работу: 3 балл – верно 3 ребуса;  

                                           2 балл – верно 2 ребуса; 0 –баллов не верно.

 

Сформулируй на основе данных понятий вывод по теме урока:___________________________________________________________

 3 балла за вывод по теме.

 Система оценки: «5»  22-19 баллов

                                 «4» 18-15 баллов

                                 «3» 14-11 баллов

                                 «2»  менее 10 баллов

 Количество баллов____________ 

Оцени свою работу на уроке_____

Оценка учителя________________

 

Приложение 1

Виды денег

Товарные

Наличные

Безналичные

Электронные

Содержание, примеры

Слитки и монеты из золота и серебра

Современные банкноты и разменные монеты

Деньги на банковских счетах и вкладах

Выпускаются частными платёжными системами («Яндекс.Деньги», WebMoney)

 

 

Приложение 2

Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку (1). (Мера стоимости). 

Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей  какому-то мальчишке.(2)  (средство платежа). 

Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (3) . (Средство обращения). 

«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево (4). (Средство накопления) 

 Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль (5). (Мировые деньги) 

 

 Приложение 3

деньги                                             бережливость                                          человек

Описание: C:\Users\Саша\Downloads\загруженное (3).pngОписание: C:\Users\Саша\Downloads\загруженное (1).pngОписание: C:\Users\Саша\Downloads\загруженное.png

 

 

 

65 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий