Автор: Павлова Наталья Анатольевна
Страна: Российская Федерация
Город: Петергоф
Организация: СПб ГБСУСО " Дом- интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 2"
Проект: Вне проекта

ДООП для учащихся с нарушениями интеллекта физкультурно-спортивной направленности «В стране шашек »

 

«Шашечная игра-мать шахматной,

и достойная мать».

 

Эммануил Ласкер

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей учащихся.

Мирная шашечная борьба - это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны.

Очень непросто написать об игре, которую почти все считают, чуть ли не примитивной. Возможно, некоторые отдадут предпочтение активному физическому спорту, и будут правы, так как ребёнку это так же необходимо.

В последнее время, что очень радует, игра в шашки стала более популярной, чем раньше. Министерство просвещения решает вопрос о создании обязательных, обучающих уроков по шашкам и шахматам в начальных классах, ради полноценного воспитания умственных способностей учащихся. Ребёнок, обучающийся таким играм, становится собраннее, привыкает самостоятельно думать и принимать решения, развивает усидчивость, внимательность, целеустремлённость.

Нормативно-правовой базой составления данной программы явились:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831);

- Распоряжение Комитета по образованию №617-Р от 01.03.2017 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;

- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

- Локальные нормативные акты СПб ГБСУСО « Дом- интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 2», регулирующие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « В стране шашек» носит физкультурно - спортивную направленность.

Актуальность и отличительная особенность программы « В мире шашек». В связи с тем, что рекомендованных для использования программ дополнительного образования для обучения учащихся с ОВЗ « В мире шашек» нет, то проблема разработки, апробации и внедрения крайне актуальна.

 Адресат программы.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « В мире шашек» адресована учащимся с отклонениями в умственном развитии от 8 до 18 лет.

У учащихся с интеллектуальной недостаточностью стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного). Психика детей с нарушением интеллекта совершенно не похожа на психику нормального ребенка. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития.

Замедленное, неполноценное развитие анализаторов приводит к тому, что при умственной отсталости, как правило, резко задерживается развитие речи. К тому времени, когда речь должна бы быть средством общения, обозначения и орудием мышления, она оказывается в крайне неразвитом состоянии.

Мышление учащихся с нарушением интеллекта носит конкретный характер, очень медленно переходя от конкретного к обобщенному. Для этих учащихся характерна непоследовательность мышления, а также некритичность суждений. У умственно отсталых учащихся наблюдается низкий уровень развития мышления, что, прежде всего, объясняется неразвитостью основного инструмента мышления - речи. Они часто не могут быть участниками игр своих нормально развивающихся сверстников, так как не понимает необходимых указаний и инструкций.

Внимание умственно отсталых учащихся слабоорганизовано,плохо распределяемо, неустойчиво. Во многом это определяется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, либо поражениеммозга.

Умственно отсталые учащиеся способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.

Новизна программы.  « В стране шашек! » является интегрированной по содержанию деятельности  и предлагает изучение и освоение основных видов и  способов  игры  в шашки.  Освоение  программы  происходит  в  непосредственном  участии  детей  в  игре.  Игровые  партии  по  форме  организации  различны  и  предусматривают  игру  не  только  парами,  но  и  группами: один  против  всех;  группа  с  группой.

Педагогическая целесообразность программы.Данная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. являясь составной частью общего педагогического процесса учреждения, позволяет воспитанникам с ОВЗ овладевать жизненно необходимыми социальными умениями навыками.

Игра  в  шашки  развивает  наглядно - образное  мышление,  способствует  зарождению  логического  мышления,  воспитывает  усидчивость,  внимательность,  вдумчивость,  целеустремленность.  Учащийся,  обучающийся  этим  играм,  становится  собраннее,  самокритичнее,  привыкает  самостоятельно  думать,  принимать  решения,  бороться  до  конца,  не  унывать  при  неудачах.

Цель программы:

Ознакомление учащихся с основами теории и практики игры в шашки.

Задачи реализации программы:

Образовательные:

- учить технике игры в шашки;

- ознакомить детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

- активизировать мыслительную деятельность учащихся  с ОВЗ: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

- развивать умственные способности учащихся: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

- обучать умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

- воспитывать отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

- воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и воли к победе;

Формы занятий: лекция, практическое занятие, занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий), турнир.

Учебный процесс предусматривает следующие формы обучения:

-коллективную.Коллективные игры – вводятся вначале обучения  по  каждому  блоку,  они  наиболее  эффективны  в  начале  обучения  т. к. при наименьших затратах усилий и времени удается выполнить интеллектуальные  задачи. Суть  организации  заключается  в  игре  всех  против  одного (взрослого).  Такая форма работы с учащимися способствует сплочению коллектива, позволяет развивать в учащихся чувство ответственности, сопереживания. Коллективные игры  приучают учащихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

-групповую.Групповая  форма  организации  игровых  партий  также  является  эффективной  формой  учебной  деятельности.  Суть  организации  заключается  в  игре  одной  группы  учащихся против  другой  группы  учащихся.  

-парную.Форма  организации  работы  самая  распространенная.     Однако  не  следует  торопиться   с  введением  данной  формы.  Уместнее  ее  использовать  тогда,   когда  учащиеся  владеют  элементарными  приемами  игры.

-турниры.Итоговая  форма  по  каждому  блоку,  которая  выявляет  степень   обученности  учащихся  по  каждому  блоку.

Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.

  • На  подготовительном этапе - учащиеся знакомятся с историей  развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
  • На втором основном этапе -  учащиеся изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и  принимают участие в турнирах.
  • На заключительном этапе – учащиеся   закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.

Приемы и методы организации учебного процесса:

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Условия реализации программы:

Набор и формирование групп осуществляется на добровольной основе с учетом рекомендаций ПМПК специализированного структурного подразделения. Предполагаемый объем учебного времени - 2 часа в неделю. Продолжительность занятия по времени 35 минут.

Содержание программы ориентировано на группы в количестве от 2 до 8 человек. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.Программу реализует педагог дополнительного образования. Занятия проводятся на русском языке.

Планируемые результаты:

Учащиеся будут знать:

  • шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
  • правила игры – выявляется путем опроса и игры с педагогом.
  • стадии игры - выявляется путем опроса и игры с педагогом.
  • основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.

Учащиеся будут уметь:

  • ориентироваться на шашечной доске;
  • правильно помещать доску между партнерами;
  • правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • применять на практике правила игры;
  • следить за ходами противника, поправлять;
  • решать простейшие комбинации;
  • расставлять позиции с заданными условиями;
  • рассчитывать соотношение сил.

Учебный план.

№ п/п

Название темы программы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1.

« Знакомство с шашками»

4

2

2

Текущий

 

2.

«Цели игры и определение результата партии».  Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

6

2

4

 

3.

«Разные виды ничьей партии».

6

2

4

 

4.

«Знакомство с таблицей шашечного турнира».

6

2

4

 

5.

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».

6

2

4

 

6.

Шашечный турнир

1

 

1

 

7.

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации».

6

2

4

 

8.

 «Умники  и  умницы».

6

 

6

 

9.

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры».

6

2

4

 

10.

 Основные приемы борьбы на шашечной доске. «Комбинационные приемы. Ловушки в начале партии в игре шашки».

6

2

4

 

11.

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание».

6

2

4

 

12.

 «Использование дополнительного темпа».

4

 

4

 

13.

 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания».

4

 

4

 

14.

 «Решение  элементарных  комбинаций».

6

 

6

 

15.

 Основные приемы борьбы на шашечной доске  «Размен».

1

 

1

 

16.

 «Шлагбаум».

2

 

2

 

17.

 «Победитель  - это  я»

1

 

1

 

18.

 «Достижение выгодной оппозиции».

2

 

2

 

19.

 «Турнир сильнейших».

1

 

1

 

20.

Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в  ДДИ».

1

 

1

 

21.

Дружеские  встречи.

2

 

2

 

 

Всего

84

18

66

 

 

Календарный учебный графикреализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограммы

« В мире шашек»

на 2021 учебный год.

 

Год

обучения

Дата начала

занятий

Дата окончания

занятий

Количество учебных недель

Количество учебных

часов

Режим занятий

1 год

11.01.2021 года

31.12.2021 года

42

84

2 раза в неделю по 1 учебному часу

 

Рабочая программа.

Цель программы:

Ознакомление учащихся с основами теории и практики игры в шашки.

 

Задачи реализации программы:

Образовательные:

- учить технике игры в шашки;

- ознакомить детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

- активизировать мыслительную деятельность учащихся  с ОВЗ: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

- развивать умственные способности учащихся: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

- обучать умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

- воспитывать отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

- воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и воли к победе;

 

Содержание программы:

1.Тема: «Знакомство с шашками»

Цель: Познакомить с общими понятиями:   шашечная доска и шашки. Расстановка шашек, основные правила игры.

 Содержание: Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка. Шашечная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек. Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску».

2.Тема: « Цель игры и определение результата партии»

Цель: Познакомить с расстановкой шашек, основные правила игры. Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

 Содержание:Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

3.Тема: «Разные виды ничьей партии»

Цель: Познакомить с видами партий (ничьи).

 Содержание:Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

4.Тема: «Знакомство с таблицей шашечного турнира»

Цель: Познакомить с таблицей шашечного турнира.

 Содержание:Знакомство  с  понятием «Таблица  турнира». Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

5.Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы»

Цель: Познакомить с основными приёмами ходов.

 Содержание:Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки»   Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске.

6.Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Простые комбинации»

Цель: Познакомить с простыми комбинациями.

 Содержание:Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о доске. Игра «уголки»   Игра «поддавки». Основные приемы борьбы на шашечной доске.

7 .Тема: «Умники и умницы»

Цель: Закрепление полученных знаний.

 Содержание:Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля».

8 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Основы позиционной игры»

Цель: Познакомить детей с основами позиционной игры.

 Содержание:Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша.

9 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске

« Комбинационные приёмы. Ловушки в начале партии в игре шашки.»

Цель: Познакомить детей с основами комбинационной игры.

 Содержание:  Практическое закрепление материала.

Игра: «Самый меткий стрелок».Чтение художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой».

10 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске

 « Связывание»

Цель: Познакомить детей с приёмом связывания.

 Содержание: Знакомство  с  понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами.

11 .Тема: «Использование дополнительного темпа»

Цель: Познакомить детей с приёмами дополнительного темпа.

 Содержание: Познакомить  с  понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку».

12 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске

« Шашечные окончания»

Цель: Познакомить детей с приёмами шашечного окончания.

 Содержание: Знакомство с понятием «Шашечные  окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

13 .Тема: «Решение элементарных комбинаций»

Цель: Учить решать элементарные комбинации.

 Содержание: Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной  доске.

14 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске

« Размен»

Цель: Познакомить с приёмами борьбы на шашечной доске.

 Содержание: Знакомство  с  понятием  «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение».

15 .Тема: «Шлагбаум»

Цель: Познакомить с понятием «Шлагбаум».

 Содержание: Работа с диаграммами. Дидактические игры.

16 .Тема: «Победитель - это я»

Цель: Закрепление полученных знаний.

 Содержание: Развлечение. Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. 

16 .Тема: «Достижение выгодной позиции»

Цель: Познакомить  с  понятием  «выгодная оппозиция».

 Содержание: Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания  «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».

18 .Тема: «Турнир сильнейших»

Цель: Практическое закрепление материала.

 Содержание: Подбор  игр  и  заданий  на  обобщение  знаний.

19 .Тема: «Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в Детском доме»

Цель: Практическое закрепление материала.

 Содержание: Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

20 .Тема: «Дружеские встречи»

Цель: Практическое закрепление материала.

 Содержание: Тренировка. Подбор  игр  и  заданий  на  обобщение  знаний.

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план.

 

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Содержание

1.

13.01.,17.01.,20.01.,

24.01. -1 гр.

17.01.(2 ч.), 14.01.(2 ч.)-2 гр.

13.01.,17.01.,20.01.,

24.01. -6 гр.

12.01.,14.01.,19.01.,22.01.-4 гр.

12.01.,14.01.,19.01.,22.01.-3 гр.

 

 

 

 

« Знакомство с шашками»

      4

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка. Шашечная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек. Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску».

2.

27.01., 31.01., 03.02., 07.02., 10.02., 14.02.-1 гр.

31.01.(2 ч.), 07.02.(2 ч.), 14.02.(2 ч.)-2 гр.

27.01., 31.01., 03.02., 07.02., 10.02., 14.02.-6 гр.

26.01.,28.01.,02.02.,04.02.,

09.02.,11.02-4 гр.

26.01.,28.01.,02.02.,04.02.,

09.02.,11.02-3 гр.

 

 

«Цели игры и определение результата партии».  Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

6

Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

3.

17.02.,24.02.,03.03.,07.03.,

10.03.,14.03.-1 гр.

28.02.(2 ч.), 14.03.(2 ч.), 20.02.(2 ч.)-2 гр.

17.02.,24.02.,03.03.,07.03.,

10.03.,14.03.-6 гр.

16.02.,18.02.,25.02.,02.03.,

04.03.,09.03-4 гр.

16.02.,18.02.,25.02.,02.03.,

04.03.,09.03-3 гр.

 

 

«Разные виды ничьей партии».

6

Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

4.

17.03.,21.03.,24.03.,28.03.,

31.03.,04.04.-1 гр.

28.02.(2 ч.), 07.03.(2 ч.), 14.03.(2 ч.)-2 гр.

17.03.,21.03.,24.03.,28.03.,

31.03.,04.04.-6 гр.

11.03.,16.03.,18.03.,23.03.,

25.03.,30.03-4 гр.

11.03.,16.03.,18.03.,23.03.,

25.03.,30.03-3 гр.

 

 

 

«Знакомство с таблицей шашечного турнира».

6

Знакомство  с  понятием «Таблица  турнира». Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

 

5.

07.04.,11.04.,14.04.,18.04.,

21.04.,25.04.-1 гр.

21.03.(2 ч.), 28.03.(2 ч.), 04.04.(2 ч.)-2 гр.

07.04.,11.04.,14.04.,18.04.,

21.04.,25.04.-6 гр.

01.04.,06.04.,08.04.,13.04.,

15.04.,20.04.-4 гр.

01.04.,06.04.,08.04.,13.04.,

15.04.,20.04.-3 гр.

 

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».

6

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки»   Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске.

 

6.

28.04-1 гр.

28.04-6 гр.

22.04-4 гр.

22.04-4 гр.

Шашечный турнир

1

 

7.

05.05.,12.05.,16.05.,19.05.,

23.05.,26.05.-1 гр.

11.04(2ч.), 18.04(2 ч.), 25.04(2 ч.)- 2 гр.

05.05.,12.05.,16.05.,19.05.,

23.05.,26.05.-6 гр.

27.04.,29.04.,04.05.,06.05.,

11.05.,13.05-4 гр.

27.04.,29.04.,04.05.,06.05.,

11.05.,13.05-3 гр.

 

 

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации».

6

Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о доске. Игра «уголки»   Игра «поддавки». Основные приемы борьбы на шашечной доске.

 

8.

30.05.,30.06.,04.07.,07.07.,

11.07.,14.07.-1 гр.

16.05(2 ч.), 23.05(2 ч.), 30.05(2 ч.)-2 гр.

30.05.,30.06.,04.07.,07.07.,

11.07.,14.07.-6 гр.

18.05.,20.05.,25.05.,27.05.,

01.07.,06.07-4 гр.

18.05.,20.05.,25.05.,27.05.,

01.07.,06.07-3 гр.

 

 

 «Умники  и  умницы».

6

Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля».

 

9.

18.07.,21.07.,25.07.,28.07.,

01.08.,04.08.-1 гр.

04.07(2 ч.), 11.07(2 ч.), 18.07(2 ч.)-2 гр.

18.07.,21.07.,25.07.,28.07.,

01.08.,04.08.-6 гр.

08.07.,13.07.,15.07.,20.07.,

22.07.,27.07-4 гр.

08.07.,13.07.,15.07.,20.07.,

22.07.,27.07-3 гр.

 

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры».

6

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки»   Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске.

 

10.

08.08.,11.08.,15.08.,18.08.,

22.08.,25.08.-1 гр.

25.07(2 ч.),01.08(2 ч.), 08.08(2 ч.)-2 гр.

08.08.,11.08.,15.08.,18.08.,

22.08.,25.08.-6 гр.

29.07.,03.08.,05.08.,10.08.,

12.08.,17.08-4 гр.

29.07.,03.08.,05.08.,10.08.,

12.08.,17.08-4 гр.

 Основные приемы борьбы на шашечной доске. «Комбинационные приемы. Ловушки в начале партии в игре шашки».

6

Практическое закрепление материала.

Игра: «Самый меткий стрелок».Чтение художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой».

 

11.

29.08.,29.09.,03.10.,06.10.,

10.10.,13.10.-1 гр.

15.08(2 ч.), 22.08(2 ч.), 29.08(2 ч.)-2 гр.

29.08.,29.09.,03.10.,06.10.,

10.10.,13.10.-6 гр.

19.08.,24.08.,26.08.,31.08.,

30.09.,05.10-4 гр.

19.08.,24.08.,26.08.,31.08.,

30.09.,05.10-3 гр.

 

 

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание».

6

Знакомство  с  понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами.

12.

17.10.,20.10.,24.10.,27.10.-1 гр.

03.10(2 ч.), 10.10(2 ч.)-

2 гр.

17.10.,20.10.,24.10.,27.10.-6 гр.

07.10.,12.10.,14.10.,19.10-4 гр.

07.10.,12.10.,14.10.,19.10-3 гр.

 

 

 

 «Использование дополнительного темпа».

4

Познакомить  с  понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку».

 

13.

31.10.,03.11.,07.11.,10.11.-1 гр.

17.10(2 ч.), 24.10(2 ч.)- 2 гр.

31.10.,03.11.,07.11.,10.11.-6 гр.

21.10.,26.10.,28.10.,02.11-4 гр.

21.10.,26.10.,28.10.,02.11-3 гр.

 

 

 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания».

4

Знакомство с понятием «Шашечные  окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

14.

14.11.,17.11.,21.11.,24.11.,

28.11.,01.12.-1 гр.

31.10(2 ч.), 07.11(2 ч.), 14.11(2 ч.)-2 гр.

14.11.,17.11.,21.11.,24.11.,

28.11.,01.12.-6 гр.

09.11.,11.11.,16.11.,18.11.,

23.11.,25.11-4 гр.

 

 «Решение  элементарных  комбинаций».

6

Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной  доске.

 

15.

05.12.-1 гр.

21.11.-2 гр.

05.12.-6 гр.

30.11.-4 гр.

30.11.-3 гр.

 

 

 Основные приемы борьбы на шашечной доске  «Размен».

1

Знакомство  с  понятием  «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение».

 

16.

08.12.,12.12.-1 гр.

28.11(1ч.)-2 гр.

08.12.,12.12.-6 гр.

02.12.,07.12-4 гр.

02.12.,07.12-3 гр.

 

 «Шлагбаум».

2

Работа с диаграммами. Дидактические игры.

 

17.

15.12-1 гр.

28.11(1ч.)-2 гр.

15.12-6 гр.

09.12-4 гр.

09.12-3 гр.

 

 

 «Победитель  - это  я»

1

Развлечение. Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. 

18.

19.12.,22.12.-1 гр.

05.12(2 ч.)-2 гр.

19.12.,22.12.-6 гр.

14.12.,16.12-4 гр.

14.12.,16.12-4 гр.

 «Достижение выгодной оппозиции».

2

Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания  «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».

19.

26.12-1 гр.

12.12-2 гр.

26.12-6 гр.

21.12-4 гр.

21.12-3 гр.

 

 «Турнир сильнейших».

1

Подбор  игр  и  заданий  на  обобщение  знаний.

20.

29.12-1 гр.

19.12-2 гр.

29.12-6 гр.

23.12-4 гр.

23.12-3 гр.

 

Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в  ДДИ».

1

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

 

21.

26.12(2 ч.)-2 гр.

28.12.,30.12-4 гр.

28.12.,30.12-3 гр.

Дружеские  встречи.

2

Тренировка. Подбор  игр  и  заданий  на  обобщение  знаний.

 

 

 

 

 

 

 

Оценочные и методические  материалы.

 

С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.

Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностического обследования  обучения игре в шашки. (Приложение)

Итоговый контроль выявляет, насколько, обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.

 

 

Критерии отслеживания усвоения программы.

Указаны в приложении.

 

 

 

Условия реализации программы.

Методическое обеспечение.

Дидактический материал.

1.  Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную доску.

 2.  Игра  «Пятый лишний».  На  карточках  фигуры,  пешки, фишки и т. д. Найти  лишнюю  фигуру.

 3.  Игра «Учимся считать». На шашечной таблице на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек. Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.

 4. Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.

 5. Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.

 6. Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.

 7.  Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»? 

 8. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске.

 9. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».

10. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

11. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.

 И  многие  другие,  не  менее  любимые  детьми игры.

Техническое оснащение занятий.

Для успешной реализации учебной программы необходимо иметь просторное помещение с хорошим освещением. Чистота и порядок в ней, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры и творческой активности.

Для работы требуютсяиндивидуальные стулья  и  столы  соответствующие  роста  детей.

 

 

Необходимые материалы.

 

  • Шахматные  доски  плоскостные  (5  штук);
  • Шашки  двух  цветов  (5  наборов);
  • Тетрадь  в  клеточку (10  штук);
  • Карандаши  простые  (10 штук);
  • Стол  дидактический  с  клеточками  в  шахматном  порядке;
  • Крупные  плоскостные  шашки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 72 с.
  2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.:  Ленинздат, 2000. – 128 с.
  3. Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек. Книга для детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 1998.
  4. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1999. – 88 с.
  5. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2007
  6. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 320 с.
  7. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 2010.
  8. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 348 с.
  9. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 187 с.
  10. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.

 

                                      Интернет ресурсы:

  1. Интернет сайт для любителей шашек http://www.kombinashki.ru/roditelyam.php
  2. Шашки в России: http://www.shashki.com
  3. Самарская федерация шашек: http://samarafed.ucoz.ru
  4. Сайт СДЮСШОР №17 по шашкам Нижнего Новгорода: http://shashkinn.ucoz.ru
  5. Шашки в Калуге: http://shashki.my1.ru/
  6. Шашечный клуб "Башнефть": http://club-bashneft.ru
  7. Онлайн-шашки: http://www.gambiter.ru
  8. Всё о шашках: http://damki.net
  9. Союз любителей шашечной игры: http://www.mir642005.narod.ru
  10. Теория русских шашек: http://c3b4.narod.ru
  11. О русских шашках: http://kletka.h1.ru
  12. Днепропетровская областная федерация шашек:
    http://shashki-dnepr.org.ua/

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Диагностика навыков и умений

 

Карта  диагностического обследования  обучения игре в шашки

 

Фамилия, имя ребёнка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до конца

Ход

Бой

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения

«3» - навыки сформированы, «2» - навыки на стадии формирования, «1» - навыки не сформированы

Пояснения:

  1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
  2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру первым и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
  3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как ребёнок делает ходы.
  4. В игре педагог создает такую ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
  5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
  6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
  7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослым, так и со сверстниками.
  8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете сбитых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки

«3» - навыки сформированы: Ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием.

«2» - навыки на стадии формирования: Для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога.

 «1» - навыки не сформированы: Ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

 

31 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий