Автор: Оводова Алина Геннадьевна
Страна: Российская Федерация
Город: Город Ряжск
Организация: МОУ "Ряжская СШ №4"
Проект: "ФинБанкси" (2021)

Конспект урока " Деньги. Для чего они нужны.Бюджет семьи"

 


Быть финансово грамотным очень важно для современного человека. Ежедневно человек сталкивается с финансами и не знает как ими правило воспользоваться.Люди должны уметь принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами. Финансовая грамотность является  важным фактором жизненного благополучия человека. Поэтому, я считаю что финансовая грамотность должна изучаться в школе отдельной дисциплиной. Изучаю финансовую грамотность дети узнают, что заработать деньги не совсем просто, а правильно распорядится ими еще труднее. Детям интересно решать финаносовые задачи, они рассматривают бюджет семьи, с большим интересом объясняют как уменьшить расходы семьи и увеличить доходы. В качестве примера, я  представила конспект урока на тему "Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи."Дети проводят исследования "Расходы семьи",  с удовольствием участвуют в различных проектах. Таким образом, финансовая грамотность способствует принятию правильных решений, помогает нам мыслить болле рационально, планировать свое будущее. Именно финансовая грамотность учит нас, как правильно копить и создавать свои сбережения.

 

Этапы урока

Время

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный  этап

2 мин

Слайд 1,2

Называет тему, цель и задачи урока.

В тетрадях записывают тему урока, число.

2. Мотивационный этап

5 мин

Слайд 3

- Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки:

а) Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет.

(Монета)

б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних нас много, а у других нас нет.

(Деньги)

Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему.  Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы  вы планируете получить ответы? Предлагаю составить  совместный план, включающий в себя интересующие  вас вопросы.

 План

•         Как появились первые деньги?

•         Что такое деньги?

•         Какие бывают деньги?

•         Как появились монеты?

•         Что такое бартер?

•         Что такое личные финансы?

•         Что такое бюджет?

- Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.

Стадия вызова

Вопрос, (дети поднимают катрочки с +,-)

Верю (+) Не верю(-)

Когда люди охотились на мамонтов, денег не было. +

Товар – это обмен игрушками. -

Деньги – это товар, которым удобно обмениваться.+

Бартер – это деньги другой страны.-

Монеты – это бумажные деньги. –

 

- Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

- А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?

 

Прослушайте притчу.

«Ученик спросил Мастера:

— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Тот ответил, что они верны полностью.

И доказать это просто.

Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;

еду, но не аппетит;

лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей;

жилище, но не домашний очаг;

развлечения, но не радость;

образование, но не ум».

Слушают, отвечают на вопросы.

3.Актуализация знаний

5 мин

 

Задает вопросы

- Что за таинственная сила скрыта в деньгах? (могут удовлетворить любые запросы или потребности людей)

- Как к ним относиться? (к ним надо относится серьезно)

- Чего больше - добра, или зла приносят они людям?

- Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.)

- Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)

 

Просмор фрагмента «Галилео-галилей» «о деньгах»

- Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?

- Какие из этих современные, а какие устарели?

- Как называют эти деньги?

- Из чего они сделаны?

- Как называют бумажные деньги?

- Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?

- Как называют иностранные деньги?

- Как называют международную валюту?

- Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?

- Что заменяло деньги в старые времена?

- И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? ( Не путайте с фальшивыми).

- Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями - бумажными купюрами и металлическими монетами.

Отвечают на вопросы

3. Изучение нового материала

13 мин

Слайд4

 Объяснение материала

- Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я  вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.

Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей) Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели  серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка».  Сторона монеты, на которой изображен герб,  портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда». 

- Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.

- Попробуем проверить, как вы ориентируетесь в ценах на самые необходимые продукты питания. В карточках расставьте номера по порядку от самого дорогого товара, до самого дешевого товара.

- Кто может поставить рядом цену?

 ( Вслух 1-2 человека зачитывают. Совместно делаем исправления.)

 

- Мы с вами разобрались с ценами. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)

- Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)

- Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.)

- Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.)

- Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка.  А теперь мы поговорим с вами о БЮДЖЕТЕ СВОЕЙ СЕМЬИ.

Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам.

5         Работа в группах

Практическое задание (Группа №1)

Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи

1.        Деньги в вашей копилке.

2.        Зарплата папы.

3.        Бабушкин кошелёк с деньгами.

4.        Премия за победу в олимпиаде по математике.

5.        Ваши карманные деньги.

6.        Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.

7.        Подаренные вам на день рождения деньги.

- Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.

 

Практическое задание (Группа №2)

А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?

- Какие расходы у человека каждый день?

- Какие расходы реже?

 

- Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.

 

Практическое задание (Группа  № 3)

Выберите правильный ответ.

1) -Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить:

А) 20 порций мороженого по 35 рублей.

Б) 4 куклы по 200 рублей.

В) 3 машинки по 100 рублей.

Г) 10 шоколадок по 40 рублей.

- Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?

2) -Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:

1.        Положишь в банк. А. Можешь забыть, где ты их спрятал.

2.        Будешь носить в кармане. В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.

3.        Спрячешь в копилку. С. Можешь потерять их или растратить.

4.        Зароешь в землю. Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты

 Слушают, отвечают на вопросы. Работа в группах

4. Первичное закрепление

5 мин

 

Игра  «Денежные пазлы».  А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие  купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей) 

Собирают пазлы

5. Физкультминутка

2 мин

 

А сейчас немного разомнемся.

Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.

1.        ЗП папы 50 000 тыс рублей.

2.        Оплата коммунальных услуг.

3.        Плата за обучение дочери.

4.        Накопления в банке.

5.        Покупка одежды.

6.        Оплата мобильной связи.

7.        Пенсия бабушки.

8.        Похлопайте сами себе!

Молодцы, закончили. Мы продолжаем

Выполняют упражнения

6.Закрепление изученного материала. Прием Инсерт

4 мин

Слайд 5

7.        Закрепление  изученного материала.

Деньги выражают….. стоимость товара, услуги, труда.

По их числу можно сказать:… богат человек или беден.

 Из-за денег люди могут потерять …честь, совесть, разум, и даже жизнь.

Каждый день мы имеем дело…. с деньгами, постоянно от них зависим.

Деньги определяют …..достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства.

Пользоваться бартерным обменом не удобно, потому что …:

1) получение обеими сторонами выгод от обмена;

2) каждый продавец должен произвести товар;

3) бартерный обмен усиливает зависимость между людьми;

4) затрачивается много времени на обмен товара;

5) затрачивается много времени на поиск необходимого товара.

 

Пользоваться бартерным обменом удобно, потому что …:

 

1) получение обеими сторонами выгод от обмена;

2) каждый продавец должен произвести товар;

3) бартерный обмен усиливает зависимость между людьми;

4) затрачивается много времени на обмен товара;

5) затрачивается много времени на поиск необходимого товара.

 

 

Дети приставляют к написанным заданиям ответ со стола.

7. Подведение итогов. Рефлексия

4мин

Слайд6

 

Учитель организует рефлексию с

использованием  приема «Дерево чувств». Сегодня нашу работу на уроке мы будем оценивать при помощи цветных кружочков у вас на столах:

Если вы считаете ,если много чего узнали нового на уроке и у вас радостное и приятное настроение поднимаете  - жёлтый – радостное, приятное;

 Если что-то не допоняли и у вас остались вопросы или вы не совсем удовлетворены работой сегодня на уроке, то поднимаете зелёный –волнительное;

 И ,если не удовлетворены работой на уроке синий – неудовлетворенное, грустное.

Оценивают работу на уроке при помощи цветных кружочков на столах.

.

 

Приложение1

 

Практическое задание (Группа №1)

Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи.

1.        Деньги в вашей копилке.

2.        Зарплата папы.

3.        Бабушкин кошелёк с деньгами.

4.        Премия за победу в олимпиаде по математике.

5.        Ваши карманные деньги.

6.        Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.

7.        Подаренные вам на день рождения деньги.

- Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.

 

Практическое задание (Группа №2)

А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?

- Какие расходы у человека каждый день?

- Какие расходы реже?

 

- Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.

 

Практическое задание (Группа  № 3)

Выберите правильный ответ.

1) -Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить:

А) 20 порций мороженого по 35 рублей.

Б) 4 куклы по 200 рублей.

В) 3 машинки по 100 рублей.

Г) 10 шоколадок по 40 рублей.

- Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?

2) -Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:

1.        Положишь в банк. А. Можешь забыть, где ты их спрятал.

2.        Будешь носить в кармане. В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.

3.        Спрячешь в копилку. С. Можешь потерять их или растратить.

4.        Зароешь в землю. Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты

 

Интернет-ресурсы

1. Федеральный методический центр по финансовой грамотности НИУ ВШЭ. https://www.hse.ru/org/hse/61217342/61217360/mcfc.

2. Минфин России. www.minfin.ru.

3. Хочу. Могу. Знаю. http://хочумогузнаю.рф.

17 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий