Быть финансово грамотным очень важно для современного человека. Ежедневно человек сталкивается с финансами и не знает как ими правило воспользоваться.Люди должны уметь принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами. Финансовая грамотность является важным фактором жизненного благополучия человека. Поэтому, я считаю что финансовая грамотность должна изучаться в школе отдельной дисциплиной. Изучаю финансовую грамотность дети узнают, что заработать деньги не совсем просто, а правильно распорядится ими еще труднее. Детям интересно решать финаносовые задачи, они рассматривают бюджет семьи, с большим интересом объясняют как уменьшить расходы семьи и увеличить доходы. В качестве примера, я представила конспект урока на тему "Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи."Дети проводят исследования "Расходы семьи", с удовольствием участвуют в различных проектах. Таким образом, финансовая грамотность способствует принятию правильных решений, помогает нам мыслить болле рационально, планировать свое будущее. Именно финансовая грамотность учит нас, как правильно копить и создавать свои сбережения.
Этапы урока |
Время |
ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный этап |
2 мин |
Слайд 1,2 |
Называет тему, цель и задачи урока. |
В тетрадях записывают тему урока, число. |
2. Мотивационный этап |
5 мин |
Слайд 3 |
- Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки: а) Маленькая, кругленькая Из кармана в карман скачет. (Монета) б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет. (Деньги) Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы? Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы. План • Как появились первые деньги? • Что такое деньги? • Какие бывают деньги? • Как появились монеты? • Что такое бартер? • Что такое личные финансы? • Что такое бюджет? - Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать. Стадия вызова Вопрос, (дети поднимают катрочки с +,-) Верю (+) Не верю(-) Когда люди охотились на мамонтов, денег не было. + Товар – это обмен игрушками. - Деньги – это товар, которым удобно обмениваться.+ Бартер – это деньги другой страны.- Монеты – это бумажные деньги. –
- Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает. - А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?
Прослушайте притчу. «Ученик спросил Мастера: — Насколько верны слова, что не в деньгах счастье? Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум». |
Слушают, отвечают на вопросы. |
3.Актуализация знаний |
5 мин |
|
Задает вопросы - Что за таинственная сила скрыта в деньгах? (могут удовлетворить любые запросы или потребности людей) - Как к ним относиться? (к ним надо относится серьезно) - Чего больше - добра, или зла приносят они людям? - Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.) - Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)
Просмор фрагмента «Галилео-галилей» «о деньгах» - Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги? - Какие из этих современные, а какие устарели? - Как называют эти деньги? - Из чего они сделаны? - Как называют бумажные деньги? - Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете? - Как называют иностранные деньги? - Как называют международную валюту? - Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами? - Что заменяло деньги в старые времена? - И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? ( Не путайте с фальшивыми). - Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями - бумажными купюрами и металлическими монетами. |
Отвечают на вопросы |
3. Изучение нового материала |
13 мин |
Слайд4 |
Объяснение материала - Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах. Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей) Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка». Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда». - Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту. - Попробуем проверить, как вы ориентируетесь в ценах на самые необходимые продукты питания. В карточках расставьте номера по порядку от самого дорогого товара, до самого дешевого товара. - Кто может поставить рядом цену? ( Вслух 1-2 человека зачитывают. Совместно делаем исправления.)
- Мы с вами разобрались с ценами. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне) - Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.) - Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.) - Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.) - Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. А теперь мы поговорим с вами о БЮДЖЕТЕ СВОЕЙ СЕМЬИ. Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам. 5 Работа в группах Практическое задание (Группа №1) Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи 1. Деньги в вашей копилке. 2. Зарплата папы. 3. Бабушкин кошелёк с деньгами. 4. Премия за победу в олимпиаде по математике. 5. Ваши карманные деньги. 6. Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру. 7. Подаренные вам на день рождения деньги. - Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.
Практическое задание (Группа №2) А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство? - Какие расходы у человека каждый день? - Какие расходы реже?
- Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.
Практическое задание (Группа № 3) Выберите правильный ответ. 1) -Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить: А) 20 порций мороженого по 35 рублей. Б) 4 куклы по 200 рублей. В) 3 машинки по 100 рублей. Г) 10 шоколадок по 40 рублей. - Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить? 2) -Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов: 1. Положишь в банк. А. Можешь забыть, где ты их спрятал. 2. Будешь носить в кармане. В. Сохранишь деньги, но не заработаешь. 3. Спрячешь в копилку. С. Можешь потерять их или растратить. 4. Зароешь в землю. Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты |
Слушают, отвечают на вопросы. Работа в группах |
4. Первичное закрепление |
5 мин |
|
Игра «Денежные пазлы». А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей) |
Собирают пазлы |
5. Физкультминутка |
2 мин |
|
А сейчас немного разомнемся. Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем. 1. ЗП папы 50 000 тыс рублей. 2. Оплата коммунальных услуг. 3. Плата за обучение дочери. 4. Накопления в банке. 5. Покупка одежды. 6. Оплата мобильной связи. 7. Пенсия бабушки. 8. Похлопайте сами себе! Молодцы, закончили. Мы продолжаем |
Выполняют упражнения |
6.Закрепление изученного материала. Прием Инсерт |
4 мин |
Слайд 5 |
7. Закрепление изученного материала. Деньги выражают….. стоимость товара, услуги, труда. По их числу можно сказать:… богат человек или беден. Из-за денег люди могут потерять …честь, совесть, разум, и даже жизнь. Каждый день мы имеем дело…. с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют …..достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Пользоваться бартерным обменом не удобно, потому что …: 1) получение обеими сторонами выгод от обмена; 2) каждый продавец должен произвести товар; 3) бартерный обмен усиливает зависимость между людьми; 4) затрачивается много времени на обмен товара; 5) затрачивается много времени на поиск необходимого товара.
Пользоваться бартерным обменом удобно, потому что …:
1) получение обеими сторонами выгод от обмена; 2) каждый продавец должен произвести товар; 3) бартерный обмен усиливает зависимость между людьми; 4) затрачивается много времени на обмен товара; 5) затрачивается много времени на поиск необходимого товара.
|
Дети приставляют к написанным заданиям ответ со стола. |
7. Подведение итогов. Рефлексия |
4мин |
Слайд6 |
Учитель организует рефлексию с использованием приема «Дерево чувств». Сегодня нашу работу на уроке мы будем оценивать при помощи цветных кружочков у вас на столах: Если вы считаете ,если много чего узнали нового на уроке и у вас радостное и приятное настроение поднимаете - жёлтый – радостное, приятное; Если что-то не допоняли и у вас остались вопросы или вы не совсем удовлетворены работой сегодня на уроке, то поднимаете зелёный –волнительное; И ,если не удовлетворены работой на уроке синий – неудовлетворенное, грустное. |
Оценивают работу на уроке при помощи цветных кружочков на столах. . |
Приложение1
Практическое задание (Группа №1)
Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи.
1. Деньги в вашей копилке.
2. Зарплата папы.
3. Бабушкин кошелёк с деньгами.
4. Премия за победу в олимпиаде по математике.
5. Ваши карманные деньги.
6. Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.
7. Подаренные вам на день рождения деньги.
- Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.
Практическое задание (Группа №2)
А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?
- Какие расходы у человека каждый день?
- Какие расходы реже?
- Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.
Практическое задание (Группа № 3)
Выберите правильный ответ.
1) -Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить:
А) 20 порций мороженого по 35 рублей.
Б) 4 куклы по 200 рублей.
В) 3 машинки по 100 рублей.
Г) 10 шоколадок по 40 рублей.
- Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?
2) -Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:
1. Положишь в банк. А. Можешь забыть, где ты их спрятал.
2. Будешь носить в кармане. В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.
3. Спрячешь в копилку. С. Можешь потерять их или растратить.
4. Зароешь в землю. Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты
Интернет-ресурсы
1. Федеральный методический центр по финансовой грамотности НИУ ВШЭ. https://www.hse.ru/org/hse/61217342/61217360/mcfc.
2. Минфин России. www.minfin.ru.
3. Хочу. Могу. Знаю. http://хочумогузнаю.рф.