Методическая разработка внеурочной деятельности для учащихся 4-6 классов. Тема «Финансовые игры» Цели данного мероприятия: • формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения; • создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций; • формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости. Задачи: • освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами; • овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; • овладеть методами и инструментами финансовых расчетов для решения практических задач; • формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами; • формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики; • воспитывать ответственность за экономические решения. Предлагаемые игры: • Деловая игра «Сам себе бухгалтер» • Игра «Что дешевле» • «Я иду мечту искать» • Сказка «Колобок» • Игра «Доход - расход» • Игра «Покупка Колобка» • Игра «Советы покупателю» • Игра «Размен» I Организационный момент Учитель: добрый день уважаемые ребята, сегодня мы с вами познакомимся и поиграем в интересные игры, которые нас перенесут в финансовый мир. Слово я предоставляю нашей гостье из мира финансов. И так начинаем наше путешествие в мир финансов. Деловая игра «Сам себе бухгалтер» Цели: - помочь учащимся определить различие нравственных понятий «Цена» и «Ценность»; - способствовать развитию границы духовного и материального; - гуманизировать отношения между детьми. Оборудование: набор карточек с названиями разных предметов; карточки с надписями "Зал покупок", "Зал расчёта", "Зал размышлений"; шарф, вязаные варежки. Ход занятия: 1. Приветствие: Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. У нас сегодня очень много гостей. Я полагаю, нам надо поприветствовать их. - Мы приносим извинения нашим гостям за то, что на время забудем о них и будем проводить наше занятие. - Уважаемые гости, если у вас появится желание, вы можете присоединиться к нашей работе. Личное приветствие детям "Вы готовы со мной поработать?" Игра является практической деятельностью групп и знакомит детей с финансово-экономической стороной жизни человека в семье путем моделирования семейного бюджета. Игра может состоять из состоять из следующих фаз: ознакомление с понятиями «доходы» и «расходы», обязательные платежи и т.д.; составление реального бюджета игровой семьи с учетом всех «источников» доходов и статей расходов; если игра завершается на второй фразе, то по окончании учитель инициирует размышления детей о большой ответственности того, кто заводит семью, детей. Попутно затрагивается вопрос о процентной части расходов, потраченной на детей и на родителей; составление проекции идеального (желаемого) бюджета. Учитель: Дорогие ребята, давайте мы с вами разделимся на команды. Придумайте фамилию вашей семьи и распределите роли (роли в карточках для раздаточного материала). Примечание для ведущего: в игре принимают участие 4 или 6 команд по 5–6 человек в каждой команде, представляющей семью. Каждая команда получает 2 варианта карточек. Заполняя карточку №1, команда придумывает фамилию своей семьи, распределяет роли. Ведущий: предлагает сумму годового дохода каждой семьи (сумма должна быть одинаковой). (Для детей 2 класса сумму не называем. Достаточно вспомнить, на что тратятся деньги семьи, расписав статьи расходов. Для ребят 4 класса и старше называем сумму в 1 000 000 рублей. Важно не только научить распределять расходы семьи, но и учить «жить по средствам). Заполняя карточку № 2 каждый из играющих, в зависимости от роли, должен предложить вариант своей мечты и количество денег, которое нужно потратить на её исполнение. (Участники игры выполняют задание) Ведущий: В течение определённого количества времени каждая команда-семья должна рассчитать собственный бюджет, самостоятельно определяя расходы своей семьи на месяц и на год, не выходя за пределы предложенной суммы. (Можно воспользоваться калькулятором). На выполнение этого задания даю вам 15 минут, после чего каждая семья представляет себя, желания и зачитывает статьи расходов на месяц и на год. В это время другие команды-семьи внимательно слушают выступление и проверяют правильность произведённых расчётов. Примечание для ведущего: пока команды-семьи готовятся, ведущий может помогать, объяснять, задавать наводящие вопросы, фотографировать. Ведущий: Пришла пора подвести итоги нашей игры. Каждая «семья» предлагает свой вариант решения. Победит та команда-семья, чей вариант будет признан самым удачным, приближенным к реальной действительности и семья окажется самой дружной. Победителя определим по аплодисментам. 2. Беседа по теме "Мы в мире вещей". - Вы сегодня такие нарядные. И это очень приятно. Нас с вами окружает огромный и очень разный мир вещей. Мы существуем в этом мире. Давайте сегодня поговорим на тему "Мы в мире вещей". - Как вы считаете, для чего человеку нужны вещи? Выслушиваются мнения детей, делается вывод: - Вот сколько разных точек зрения. - Сегодня я предлагаю вам взглянуть на вещи с точки зрения истины, добра, красоты. Детям демонстрируется шарф. - Вот, например, обыкновенный шарф. - Как вы считаете, это дорогая или дешевая вещь? Выслушивается несколько мнений, делается вывод: - У вещи есть своя цена. - Что по-вашему означает понятие "дорогая вещь".? - Эти красивые шерстяные варежки, которые связала вам бабушка. Она вложила в них столько старания, нежности и ласки к вам. - За сколько их можно было бы продать? Мнения детей . . ., обобщение: - Значит, у вещей есть еще и внутреннее, нравственное содержание. Это ценность. - У каждого из вас в доме есть такие вещи. - Представьте себе (но только представьте), что в доме пожар. Какую бы вещь вы стали спасать в первую очередь? Почему именно эту вещь? - Напишите на листочке одну или две вещи. Выслушиваются мнения нескольких детей с объяснением "Почему?", делается вывод: - Да, действительно, у вещи есть две стороны: цена и ценность. (можно вывесить на доске соответствующие таблички) 3. "Магазин одной покупки": - Но таких нравственно ценных вещей очень мало. В основном за обычными вещами мы приходим в магазин. И сегодня я предлагаю вам посетить наш "Магазин одной покупки". Объясняются правила игры: покупатель приходит в магазин (зал покупок), выбирать можно только одну вещь, которая кажется ему по-настоящему ценной, продавец может предлагать свои вещи, покупатель вправе согласиться или нет; далее он проходит в зал размышлений, где объясняет свой выбор; после - в зал расчёта за покупку, где консультант поддерживает или не поддерживает выбор покупателя, советует, покупатель вправе изменить свой выбор; после окончательного выбора и покупки спрашивается мнение экспертов из зрителей. До начала игры из учеников выбираются покупатель, продавец, консультант, остальные зрители могут выступать в роли экспертов; определенное место класса условно делится на Зал покупок, где лежат вещи или карточки с названием, Зал Размышлений и Зал расчёта за покупку. Игра повторяется несколько раз со сменой учеников. В конце делается вывод: - Спасибо тем, кто играл. - Всегда ли в жизни мы можем иметь то, что хотим? Почему? Дети высказываются, объясняют свои ответы. 4. Рефлексия. (обобщение) - Какие чувства возникали у вас при покупке данных вещей? - Почему? - Какие мысли у вас появлялись? - Что вы хотели бы сказать ещё? Выслушиваются все желающие ответить дети. 5. Подведение итогов: - У вас остались на парте листочки с написанным на них названием дорогой для вас вещи. - Теперь вы можете (по желанию) изменить, добавить или оставить все как есть. (Позже листочки собираются и обобщаются учителем). Дети думают, размышляют, пишут. - Какое мнение о нашем занятии у вас сложилось? - Нужно ли оно было или нет, как вы думаете? Выслушиваются ответы детей, объяснения. - Я очень благодарна вам за работу со мной. Вы прекрасно сегодня потрудились. Игра является практической деятельностью групп и знакомит детей с финансово-экономической стороной жизни человека в семье путем моделирования семейного бюджета. Игра может состоять из состоять из следующих фаз: • ознакомление с понятиями «доходы» и «расходы», обязательные платежи и т.д.; • составление реального бюджета игровой семьи с учетом всех «источников» доходов и статей расходов; • если игра завершается на второй фразе, то по окончании учитель инициирует размышления детей о большой ответственности того, кто заводит семью, детей. Попутно затрагивается вопрос о процентной части расходов, потраченной на детей и на родителей; • составление проекции идеального (желаемого) бюджета. II. Основная часть занятия (20-25 мин.) (Объясняются правила игры. Карточки с заданиями приготовлены и разложены на столах заранее). Ведущий: Дорогие ребята, давайте мы с вами разделимся на команды. Придумайте фамилию вашей семьи и распределите роли (роли в карточках для раздаточного материала). Примечание для ведущего: в игре принимают участие 4 или 6 команд по 5–6 человек в каждой команде, представляющей семью. Каждая команда получает 2 варианта карточек. Заполняя карточку №1, команда придумывает фамилию своей семьи, распределяет роли. Ведущий предлагает сумму годового дохода каждой семьи (сумма должна быть одинаковой). (Для детей 2 класса сумму не называем. Достаточно вспомнить, на что тратятся деньги семьи, расписав статьи расходов. Для ребят 4 класса и старше называем сумму в 1 000 000 рублей. Важно не только научить распределять расходы семьи, но и учить «жить по средствам). Заполняя карточку № 2 каждый из играющих, в зависимости от роли, должен предложить вариант своей мечты и количество денег, которое нужно потратить на её исполнение. Ведущий: В течение определённого количества времени каждая команда-семья должна рассчитать собственный бюджет, самостоятельно определяя расходы своей семьи на месяц и на год, не выходя за пределы предложенной суммы. (Можно воспользоваться калькулятором). На выполнение этого задания даю вам 15 минут, после чего каждая семья представляет себя, желания и зачитывает статьи расходов на месяц и на год. В это время другие команды-семьи внимательно слушают выступление и проверяют правильность произведённых расчётов. Примечание для ведущего: пока команды-семьи готовятся, ведущий может помогать, объяснять, задавать наводящие вопросы, фотографировать. Ведущий: Пришла пора подвести итоги нашей игры. Каждая «семья» предлагает свой вариант решения. Победит та команда-семья, чей вариант будет признан самым удачным, приближенным к реальной действительности и семья окажется самой дружной. Победителя определим по аплодисментам. Притча «Лавка возможностей» Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него. Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров. Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды. Даже близко не похожие не те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов. И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, то именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко. Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: - дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: - мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами. Целью глубокого осмысления притчи и учета особенностей русского менталитета школьниками предлагается подобрать к притче пословицы и поговорки. Игра «Что дешевле» Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения. Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники. Содержание. . 1–й вариант подобрать предметы товаров (ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы. 2–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот. 3–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле». 4–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь. Игра является практической деятельностью групп и знакомит детей с финансово-экономической стороной жизни человека в семье путем моделирования семейного бюджета. Игра может состоять из состоять из следующих фаз: • ознакомление с понятиями «доходы» и «расходы», обязательные платежи и т.д.; • составление реального бюджета игровой семьи с учетом всех «источников» доходов и статей расходов; • если игра завершается на второй фразе, то по окончании учитель инициирует размышления детей о большой ответственности того, кто заводит семью, детей. Попутно затрагивается вопрос о процентной части расходов, потраченной на детей и на родителей; • составление проекции идеального (желаемого) бюджета. «Я иду мечту искать» Цель: по средствам материалов внеклассного занятия познакомить детей с понятием «мечта», сформировать положительную мотивацию к самопознанию, саморазвитию. Задачи: 1. Развивать фантазию, умение мечтать 2. Побуждать к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов; 3. Развивать устную речь учащихся, способность высказывать собственное мнение, умение слушать друг друга 4. Воспитать понимание ценности каждого человека Каждый на свете о чем-то мечтает, всем нам чего-то чуть-чуть не хватает. Кто-то мечтает скорей подрасти, кто-то – элитного щенка завести. Новую куртку ты хочешь иль новый планшет, может мечтаешь купить мерседес. Может, к далеким уплыть островам, может, к высоким подняться горам. Кто-то мечтает, чтоб все улыбались, вместе дружили и чаще встречались. Знай, не бывает не неважной мечты! Верь и надейся, и к ней стремись ты! Говорят, что все мечты сбываются, если мечтать правильно. И это действительно так. Мечтал человек раздобыть ковер-самолет, и вот в небесах мы видим разные летательные аппараты: самолеты, вертолеты, ракеты… Мечтал о сапогах-скороходах, и появился у нас - автомобиль. Уговаривал золотое яблочко покататься по серебряному блюдечку, мир показать, и вот, пожалуйста, перед нами – телевизор. Наша сегодняшняя гостья знает секрет исполнения мечты и готова поделиться им с нами. Отгадайте, кто это? Красненький платочек. Сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока, А внутри секретик есть, может три. А может шесть. Разрумянилась немножко, наша русская … Матрешка! Матрешка не просто детская игрушка, она – символ широкой русской души и русского народного характера. И так, матрешка готова раскрыть нам секрет исполнения мечты, но ей нужна ваша помощь. Вы готовы потрудиться? Мастера, скорей за дело! Украшай матрешек смело. Выбирай любой узор, чтобы радовал он взор! Хорошее настроение бывает. Когда мы в чем-то добиваемся успеха. Вспомните пожалуйста, какие ваши увлечения принесли вам радость, победу, похвалу, поощрение. Закрасьте на сарафанчике Матрешки те результаты, которых вы уже смогли достичь. Занимаясь любимым делом. Учащиеся закрашивают кружки, на которых записаны варианты побед, используя при этом цвета радуги. Очень любят все матрешки разноцветные одежки: Всегда расписаны на диво – очень и красиво. Перед вами шесть в красивых сарафанах. Работая над нарядами, каждый и вас задумался о своих любимых увлечениях и достижениях. Своём характере, правильном режиме дня, помощниках. У нас осталась «ненапряженной» самая главная большая матрешка. И ее наряд – МЕЧТА или Заветное желание. Прикрепите на сарафан этой матрешки листочек. На котором напишите свою мечту. Мечтай каждый день, каждый час и минуту! С улыбкой и храбро тянись за мечтой, Ты сможешь, я знаю! И пусть будет трудно, Заветную цель ты достигнешь рукой! Сказка «Колобок» Анализ сказки с точки зрения экономики и финансов Сказка о том, как баба по просьбе деда испекла колобок и «положила на окошко студится». А колобок прыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился, встречал различных зверей (медведя, зайца, волка). Все звери хотели съесть колобок, но он пел им песенку и звери его отпускали. Когда он повстречался с лисицей, колобок спел ей песенку, но она притворилась глухой и попросила колобка сесть ей «на носок, да пропеть ещё разок». Колобок сел лисе на нос, та его и съела. Главная мысль сказки в первую очередь заключается в том, что не стоит разговаривать с незнакомыми людьми на улице. Колобка съел бы еще в начале сказки заяц, если б не его хитрость: «Давай, я тебе песенку спою». Колобок учит не теряться в сложной ситуации, а искать выход. Но какую песенку пел Колобок? Хвастливую. Сказка «Колобок» еще учит не хвастаться. Не всегда люди (животные) говорят то, что думают. Под ласковыми и нежными словами может скрываться злобный, коварный замысел. Экономические понятия: труд, продукт, потребность. В сложных экономических условиях, баба и дед вели натуральное хозяйство, имели очень малый доход и жили бедно. Для удовлетворения потребности в пище дед попросил бабу об услуге - испечь колобок. Баба вложила свой труд в поиски муки по сусекам и в приготовление колобка, и в результате получился вкусный да румяный колобок. Издержки на его приготовление были не велики, доход тоже, но это было экономическое благо, удовлетворяющее первичные потребности Колобок убежал от деда и бабы и превратился в товар, на который имели спрос все встречающиеся животные. Колобок долго не соглашался на такую роль, убегая от всех животных, но жестокие условия рынка привели его в итоге к гибели. Социально-нравственные качества героев: трудолюбие, предприимчивость, хитрость, хвастливость, любознательность, общительность. Все герои сказки «Колобок» положительные. Но у положительных героев тоже выскакивают отрицательные черты. Бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке. Колобок получился румяным, красивым, что вполне соответствует образу положительного героя. Но при этом был хвастуном: решил показать себя всему миру, какой он пышный да румяный. Хвастовство Колобка кто-то должен был остановить. Это сделала Лиса. Почему на эту роль выбрали Лису? Лиса - хитрая, ловкая, находчивая, умная, красивая. А это черты положительного героя, но в нашей сказке Лиса – не положительный и не отрицательный герой. Лиса – орудие судьбы. Сначала Лиса льстит Колобку. «Здравствуй, Колобок. Какой ты хорошенький!» Колобок показал себя не воспитанным, некультурным. Он даже не поздоровался и не поблагодарил за комплемент. Колобок сразу же запел восхваляющую себя песню. Он не видит опасности, которая исходит от Лисы. Лиса – рыжая, с пушистым хвостом, очень красивая! Колобок увидел только ее внешнюю красоту. Внешне Колобок очень красивый, румяный, с хрустящей корочкой. Но это лишь внешняя оболочка. На самом деле Колобок непослушный, хвастливый, самовлюбленный, невежливый, некультурный, высокомерный. Его действия не подходят к образу положительного героя. Своими поступками Колобок превратил себя из положительного героя, в отрицательного. К концу сказки, обычно, даже если главный герой глуповат, то он становится умным. Здесь же все по-другому: из-за глупости своей Колобок поплатился жизнью. Лиса его съела. Во время своего путешествия Колобок встречается с другими героями сказки: с Зайцем, Волком, Медведем и Лисой. Заяц во всех русских народных сказках – трусливый, слабый, всегда кого-то боится, просит помощи. А в нашей сказке Заяц хочет съесть Колобка. Наш «герой!» страшно пугается и начинает петь, чтобы песней разжалобить Зайца. Это не просто песня – это описание его жизни. Колобок решил, что песенка заменит Зайцу обед. Мы опять переживаем, за Колобка, нам его жалко. И очень рады, что Колобок спас себя с помощью песни. Да ведь, если быть правдивым, то Зайца обмануть не так уж сложно. И с волком встретился Колобок. Это - не Заяц травоядный, это - хищник. Правда, Волк какой-то странный: он согласен съесть тесто!!! «Колобок, Колобок, я тебя съем!» Колобок не бросается наутек, он просто поет опять свою песенку!!! И опять это срабатывает! Колобок становится очень уверенным в себе. При встрече с медведем Колобок насмехается над ним: «Где тебе, косолапому меня съесть!» Сказка учит нас слушаться взрослых, родителей, не хвастаться, научиться распознавать лесть, быть умным. Вопросы к сказке с экономической точки зрения: Какую потребность испытывал дед? Кто трудился, чтобы испечь колобка? Если Колобок окажется в продаже, как можно его по - другому назвать? (продукт, товар) Пословицы: «Говори меньше, думай больше», «Догадка не хуже разума», «С умом задумано, да без ума сделано», «Легко хвалится, легко и свалится». Игра «Доход - расход» Цель: дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение). Материал: монетки, герои сказок (пальчиковый театр) Содержание игры: Дети вспоминают сказку, ее героев. Учитель рассказывает: жили-были дед и баба. Они получали пенсию, и все было у них хорошо. Однажды дед попросил бабку испечь ему колобок. Баба испекла и положила на окошко остужать. Колобок остыл, спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. По дороге ему встретился серый волк. Колобок спел свою песенку волку, она очень понравилась, и он дал ему монетку, спел медведю, тот тоже дал монетку. Вечером Колобок вернулся к бабушке и дедушке и отдал им заработанные деньги. Как вы думаете, увеличился или уменьшился доход семьи? Почему? Но однажды Колобок повстречал на своем пути Лису. Она послушала его песню, но была голодная и хитрая, она съела Колобка. Теперь доход семьи как изменился? Игра «Покупка Колобка» Цель: выявить уровень экономического мышления детей, усвоения вычислительных процедур, расчетов, применяемых в экономике. Материал: монеты самодельные, карточки с изображением разных предметов, ценники. Содержание игры: педагог объясняет, что у Колобка 10 рублей и предлагает помочь выбрать тот товар, который мог бы купить Колобок, посчитать, сколько денег он потратит и сколько у него останется. Игра «Советы покупателю» Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка. Материал: фишки, наглядный материал для ситуаций. Содержание игры: Учитель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек. Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему? Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее? Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 рубля, а на рынке - 2 рубля. Где Миша купит бананы? Почему? Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него? Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему? Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд? Игра «Размен» Цель: научить детей считать деньги. Материал: банкноты разного номинала. Содержание игры: Учитель приводит ситуацию: бабушка пошла в магазин. Купила муку для того, чтобы испечь колобка. В магазине не было монет, чтобы сдать бабушке сдачу. Помогите разменять бабушке деньги. Детям выдаем мелкие монеты, а себе оставляем несколько банкнот разного номинала. Дети разменяют выложенную банкнот мелочью. Эту игру можно провести как игра – соревнование.