Автор: Салимова Рамиля Муфасимовна
Страна: Российская Федерация
Город: город Бугульма
Организация: МБОУ СОШ №11 город Бугульма
Проект: "ФинБанкси" (2021)

Методическая разработка урока по теме: «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев» по произведениям «А.Н. Островский «Женитьба Бальзаминова» и Н.В.Гоголь «Портрет»

 

Методическая разработка урока по теме: «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев» по произведениям «А.Н. Островский «Женитьба Бальзаминова»_и Н.В.Гоголь «Портрет» - (учимся писать сочинение)

Цель: разъяснить учащимся значение экономической сферы общественной жизни, формировать потребность экономического соперничества, психологию успеха.

Учащиеся должны: знать значение следующих понятий: экономика, бизнес, предпринимательство, деньги, капитал;

уметь на конкретных примерах рассказать о развитии капиталистического общества.

Ход урока

Учитель: Жизнь в современном мире нельзя представить без денег. Чего не коснись – еда, лечение, одежда, развлечение, - все требует денег. Для кого- то они становятся мерилом счастья,  а для кого-то  - жизненной необходимостью. Вы никогда не ловили себя на мысли, что денег все время не хватает? Пять тысяч на месяц – мало. Кажется, что, когда буду  зарабатывать десять тысяч, мне будет гораздо легче. А когда буду зарабатывать сто тысяч, тогда заживу по-настоящему. А на практике  оказывается все равно мало.

Ключевой вопрос: «Как сбалансировать не только бюджет семьи, но и интересы всех её членов?»

Определить, может ли измениться доходная часть семейного бюджета и за счёт чего?

Ответ учащегося:  Я считаю, что в наше время  эта тема актуальна, так как деньги и связи играют в нашем обществе большую роль. Большинство людей  и в наше время живут по принципам  героев Островского.  Деньги — одна из «вечных» литературных тем. Вопрос о значении денег и богатства имеет долгую историю. Его мы можем проследить и в библейских притчах, и в русском фольклоре, в западной и отечественной литературе.

 Учитель: Любовь к деньгам, золоту — источник многих человеческих пороков. Трудно найти произведение, посвященное только «денежному вопросу», но именно он является той художественной деталью, с помощью которой можно определить образ мыслей и логику поведения персонажей того или иного произведения.

Ученица: В своём сочинении я рассказала о социальном неравенстве описанное в пьесе Александр Николаевич Островский «Женитьба Бальзаминова» и  как люди, имея неодинаковый доступ к богатству, власти, привилегиям, хотят очень быстро разбогатеть. События  развиваются в Москве девятнадцатого века. Миша Бальзаминов служит чиновником, но звезд с неба не хватает. Больше всего на свете он хочет разбогатеть, но совершенно не знает, как именно это сделать. Мишенька абсолютно бесхитростный, и о богатстве все его представления сводятся только к хорошей непромокаемой коляске, серым лошадям и голубому плащу на бархатной черной подкладке. Он каждый день мечтает о приличной жизни, но способов у него никаких нет-с, а значит, остается только одно – жениться на богатой невесте. Бальзаминов, с которым нас знакомит Александр Николаевич, миловидный молодой человек с застенчивой улыбкой, вызывает скорее сочувствие, чем брезгливое осуждение.

   Молодой человек до того простодушен и мечтателен, что в округе приобрел славу «блаженного», «дурочка». Он пребывает в нереальном мире. Ему сложно существовать в условиях мещанского быта, но других вариантов нет. Мишенька живет вместе с маменькой и Матреной, которая всегда говорит правду, поэтому и не любит ее хозяин. Молодой человек работает мелким чиновником и с утра до вечера переписывает разные документы. Бальзаминов вместо того чтобы  учиться, получать образование, работать – ходит кругами. Но Бальзаминов не старается хоть как-то продвинуться по службе, чтобы, например, заработать и купить дом, или насобирать деньги на свою женитьбу. Нет, его вполне устраивает, что живут они с маменькой в съемном доме, а его жалования с трудом хватает, чтобы оплачивать съем. Он постоянно мечтает, и его мечты уносят его в будущее.     Чтобы достичь желаемого, человек  должен развивать активную деятельность. Влечение к знаниям, навыкам так же должны заставлять его прикладывать максимальные усилия. Одни люди очень умны, другие отличаются добротой. Неравенство является стимулом для развития общества, его движения вперед.  Бедному  неумному Бальзаминову приходится выживать в московском обществе. А единственный способ быть признанным – это быть богатым, поэтому он ищет себе обеспеченную невесту.

  Единственным талантом этого «никчемного», казалось бы, человека стала способность улетать далеко от реалий и грезить. Белобрысый, худенький и невысокий снаружи, в своих фантазиях он видел себя полным, высокого роста брюнетом. Робкий по натуре, он при любом строгом взгляде вздрагивал и конфузился. Однако Бальзаминов мог очень быстро перевоплощаться. Он вдруг представлял себя бравым офицером, который смело идет по улице. А иногда, в минуты сильного воодушевления и восторга, он даже мнил себя царем.

Незрелые индивиды, как Михайло Бальзаминов,  рутинной мужской работе по хозяйству предпочтут смотреть сны и фантазии или посиделки с друзьями. Те самые сны, в которых захудалый письмоводитель из Замоскворечья рисуется себе то генералом, то... царем. Те самые сны, в которых лихо гарцует на боевом скакуне генерал Михайло Бальзаминов, дефилируя мимо млеющих от восторга купчих и их румяных дочек. Те самые сны, где генерал М.Бальзаминов, сложив по-наполеоновски руки на груди, позирует перед пузатыми фотоаппаратами, похожими на купеческие сундуки, и вспышки магния гремят, как пушечные салюты. Те самые сны, где окруженный огненно-красными стрельцами Михаил... надцатый в царской мантии со скипетром в руке принимает восторги подданных. Те самые сны, где, как заводные игрушки, бесшумно маршируют по разукрашенному в честь Бальзаминова плацу солдаты, где, словно заведенные, разевают широкие рты адъютанты, безмолвно и восторженно крича тому же Михайло Бальзаминову «ура!» Постоянно терпя поражение в действительности, Бальзаминов у Островского всякий раз берет реванш в мечтах, где для достижения цели не надо пошевелить ни пальцем, ни мозговой извилиной.           Хуже, когда незрелость проявляется во всех сферах жизни. Такого человека, как Бальзаминов, считают инфантильным и не спешат строить с ним отношения. Инфантилы сами боятся и не хотят взрослеть, им так выгоднее жить. В детстве Бальзаминов нуждался во всех видах поддержки со стороны матери. Став взрослым, мужчина живет с оглядкой на маму, которая является для него лучшим советчиком. На самостоятельные решения сын не способен. Человек не любит досконально разбираться в каких-то вещах, его взгляды отличаются легкомыслием, мнения и суждения поверхностны. Сваха находит невесту для Бальзаминова.  Мишенька начинает посещать дом богатых помещиков, где ухаживает за Капочкой Ничкиной. Приходит он в этот дом и с маменькой, чтобы познакомиться с родственниками Капочки. Бальзаминов и матушка девушки находят общий язык, потому, как выражается дядька, они оба глупы. Но побеседовать обо всем им не удалось, так как просыпается дядька Капочки – Неуденов. Он сначала расспрашивает, что за жених появился у его племянницы, а узнав, что у Мишеньки нет ни гроша, и что тот рассчитывает прожить на состоянии своей жены, никак его не преумножая, то просто выталкивает из дома, спуская Бальзаминовых с лестницы. Маменька переживает всю эту ситуацию, а Мишенька уже по дороге перестает даже думать и опять погружается в свои мечты. Отношение к деньгам у Бальзаминова  продиктовано желанием получения сиюминутного удовольствия.

Учитель: Бальзаминов полон благодушных мечтаний. Крылатым выражением стала его фраза: «Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный - на богатой; а кто не послушается, тому смертная казнь».

Мудрецами не рождаются, мудрецами становятся в ходе активной деятельности. Известно, что деятельность - это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром.

На одно мгновенье представим, что чудом вдруг стал – молодой царь Михайло Бальзаминов. Что будет происходить в стране при его правлении?

Ответ учащихся:  Подданные царя жили в  показной роскоши и расхаживали в отороченных мехами мантиях и расшитых бриллиантами соболиных шапках, на улицах валялись трупы. При дворе были бы официальные застолья с 70 блюдами — в том числе с медвежатиной, лебедями, фаршированными шафраном, и т. д. — и ушатами водки. Знатных вельмож, пропускавших церковную службу, при царе Бальзаминове бросали бы в ледяную реку. Он считал себя настолько священной фигурой, что «никому не разрешалось глядеть ему в глаза, и подданные приветствовали его, простираясь ниц». Ответ учениц: Женщины из русского царского рода жили как в мусульманском гареме. Они закрывали лица, а на церковных службах находились за загородкой. Их повозки плотно занавешивали, «чтобы их никто не видел, и они никого не видели». Они всегда прятались бы за ширмами, а «косметику и зеркала им запрещали как дьявольские выдумки». Отвечал бы за проведение пира дворецкий, командовавший стольниками, чашниками и остальной прислугой. Подавать яства и напитки на стол, за которым сидел царь, могли только чашники и стольники знатного, порой княжеского рода. Чтобы обеспечить государю безопасность, царские блюда предварительно проверялись бы. Первые пробы под наблюдением дворецкого снимал повар, потом слуги, относящие блюда в специальную комнату, затем наступала очередь стольника или чашника. Государь прославился бы амурными похождениями гораздо больше, нежели великими делами на благо своей державы.
  Ответ учеников:    Он приказал бы уничтожить старые книги и запрещал носить русский народный костюм и справлять русские обычаи, всё подстраивая под европейскую линейку и шаблоны. Несмотря на безумие, он был бы неплохим правителем в самом начале своего правления, создавая законы, которые даже ставили своей целью улучшение жизни простых людей. Но все это длилось недолго – жесткость царя проявила себя в полной мере, и множество людей, как высокого ранга, так и обычных чиновников и крестьян, были бы замучены.

Ответ учащихся:  Экономика, военное дело, все это было запущено до крайней степени, и понадобилось много времени, чтобы восстановить страну. Постепенно развивающееся психопатологическое расстройство царя, сопровождающее многие заболевания организма как: снижением психической и физической работоспособности, нарушениями сна, повышенной раздражительностью или наоборот вялостью, эмоциональной неустойчивостью, вегетативными нарушениями.  Дети царской четы имели бы все признаки нежизнеспособности. И кончина царя стало, конечно, от острого гастрита желудка, спровоцированного, видно, чрезмерным употреблением алкоголя. Власть официально переходила жене царя.

Реальность в его сознании Михайло Бальзаминова переплетается с мечтами, что приводит к довольно сложным отношениям между ним и потенциальными невестами. В последней сцене он словно оказывается один на один с реальностью.

Учитель: Итак, Михайло Бальзаминов добился-таки своего?

Предполагаемый ответ учащихся:  Обладательница каменного дома с садом в Замоскворечье и лавки в Китай-городе, истомившаяся по мужской ласке вдова Белотелова обратила на него благосклонное внимание. Белотелова мается от своего богатства. Она, как и все герои не обладает большим умом и фантазией, поэтому не может найти применения этим деньгам.

Предполагаемый ответ 2-ого ученика: «Очень полная женщина» - значит, не работает, не двигается, часто сидит на одном  месте. Из этого мы можем сделать  вывод, что она скучает и не знает, как распорядиться своими деньгами и свободным временем. «Вдова лет тридцати шести» - ещё не старая женщина, но уже не молодая. «Говорит с расстановкой» - значит женщина властная, не шутит, слов на ветер не бросает. И вот уже свадебный кортеж тянется через Замоскворечье. Сколько карет, сколько дрожек, сколько гостей! Такое бывает только во сне, недаром же, жених вдруг выскакивает из кареты и пускается в пляс на огромном плацу. Он выделывает своими стрекозиными ножками антраша до тех пор, пока два шафера, хватка которых выдает род их деятельности во вне свадебное время, не доставляют его по назначению, а невеста коротким ударом могучего локтя не дает ему "под дых". Но уже на свадьбе все гости, и даже народ замечает, что жених глуп!

А здесь уже, понятное дело, Миша имеет все шансы выгодно жениться на купчихе и раз и навсегда забыть, каково быть «гольтепой». Но зачем такой властной, состоятельной и состоявшейся женщине, как барыня Белотелова, понадобился такой непрактичный и неприспособленный к жизни человек, как Миша? У Домны Евстигнеевны всё имеется в достатке. В окружении её полным полно сирых и безродных людей, а любящего мужчины, способного скрасить её досуг, нет. Ведь «вместе веселее ничего не делать». Что и требуется от Михайло Дмитрича.

Учитель: Воспользуется ли Бальзаминов умело этой ситуацией? Будет ли он любимым сынком-Мишенькой, или сможет притвориться любящим мужем и станет распоряжаться богатством женушки?

Предполагаемый ответ учащихся: Бальзаминов размышляет так: «А там, глядишь, и маменьке перепадет». Хотелось бы спросить, а как же любовь? Или, как говорит Бальзаминова: «Ничего, с деньгами-то мы и так (дураками) проживём!..» Возможно, потом Миша осмелеет и будет поглядывать на всяких молоденьких «Капочек», весёлых и смелых «Раис». Таким образом, деньги делают человека свободным по отношению к принимаемым им экономическим решениям, поэтому можно утверждать, что деньги - это свобода.

     Свобода - это возможность человека удовлетворить любые потребности. С помощью денег осуществляются престижные потребности, удовлетворение духовной потребности. Наличие денег делает человека независимым.

Итог подводят учащиеся: Главное в погоне за новым не пересечь линию, отделяющую благую цель от порока. Единственно правильным вариантом является стремление человека к выработке здоровой уверенности в себе, способности трезво оценить свои достоинства и недостатки.

Человек, вступая в брак или создавая семью, должен понять серьезность и ответственность этого шага, должен знать функции семьи. Я считаю, что одна из основных функций—это рождение, воспитание детей и продолжение рода. При появлении детей в семье вдвое увеличиваются обязанности, т.к. подарив ребенку жизнь, мы обязаны его воспитывать, одевать, кормить, учить всему, воспитывать в нем здорового и достойного гражданина общества. Для этого необходимо, чтобы семья выполняла экономическую функцию, когда члены семьи обязаны помогать и поддерживать друг друга в случае экономических затруднений.

Учитель:  Действительно, выполняя обязанности перед семьей, человек уменьшает свою свободу. Это наглядно для всех, кто живет в семье. Мы, дети, часто видим, что родителям часто приходится отказываться от чего-либо в пользу детей, будь то покупка для себя новой вещи или поездка.

Учитель: Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» рассказывает нам о бедном, но крайне талантливом художнике Чарткове. Чартков совершенно неожиданно купил старый портрет и в то же время подумал: «Зачем я его купил? на что он мне?» Но делать было нечего. Он вынул из кармана двугривенный, отдал хозяину, взял портрет под мышку и потащил его с собою. Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний. Мысли его вдруг омрачились; досада и равнодушная пустота обняли его в ту же минуту.

Вернувшись домой, герой не может отделаться от тревожного ощущения. Ему кажется, что портрет следит за ним. Ночью ему сниться сон о том, как портрет оживает, и старик начинает пересчитывать свёртки с деньгами. А что происходит на самом деле?

Учащиеся: У героя нет денег, но вдруг в раме портрета оказывается, спрятан свёрток, в котором лежала тысяча червонцев. У героя начинается светлая полоса жизни. Он расплачивается с долгами, покупает новую квартиру, покупает хвалебную статью в газете, и вскоре получает свой первый заказ. Этот портрет мистическим образом меняет судьбу героя, принося деньги славу и почет, правда, отнюдь не бескорыстно. У портрета собственная судьба, он снова меняет хозяина и тот уже знаком с историей его создания, поэтому молодой человек полон решимости положить, конец его дальнейшим странствованиям.

Учащиеся: Чартков становится популярен. Он рисует портреты механически, не вкладывая душу. Лица на полотнах похожи на восковые маски, но заказчиков это не смущало.

На выставке картин художник, рассматривая полотна других мастеров, понимает насколько он бездарен. Все попытки создать что-то стоящее заканчиваются ничем. Как сумасшедший он скупает картины других мастеров, тратя ни них огромные суммы денег, а дома уничтожает их. Он был безумен. Не выдержав такого душевного состояния он умирает в страшных муках. Глаза старика мерещились ему до последней минуты жизни.

Человек с портрета действительно существовал. Он жил в Коломне, работал ростовщиком. Денег у азиата была тьма-тьмущая. Он мог одолжить любую сумму денег. Условия займа были выгодны. Проценты небольшие, сроки возврата удобны. Однако по странному стечению обстоятельств, каждый кто брал у него деньги в долг, становился несчастным.

Учитель: Я согласна с мнением выступающих учеников, но однажды отцу художника Б. поступил необычный заказ. К нему обратился сам ростовщик с просьбой изобразить духа тьмы. Взялся художник за дело с удовольствием, но чем больше вырисовывался портрет, тем сильнее у него возникало отвращение к собственной работе. Почему это так происходит? И последующие действия художника?

Ученик: Он идет к ростовщику и просит избавить его от заказа. Ростовщик падает в ноги, умоляя закончить работу, иначе после смерти жизнь его сохранится в портрете. Художник в страхе убегает от сумасшедшего старика.

Утром служанка приносит ему незаконченный портрет и говорит, что ее хозяин скончался. После смерти азиата художник чувствует в себе пугающие его перемены. Он становится завистлив. Собственный ученик вызывает ненависть. Он умышленно вредит ему. На всех полотнах неизменными остаются глаза ростовщика, проявляясь на каждой картине.

Художник решает избавиться от ненавистного портрета, но сжечь полотно не удалось. Портрет выпросил приятель, которому очень приглянулась картина, но и у него картина не задержалась. Он дарит портрет племяннику, но и племянник вскоре от нее избавляется.

Художник понимает, что старец был прав, предупреждая, что его душа после смерти вселится в картину. Убедился он в этом, когда теряет жену, дочь и сына. Пристроив старшего сына в Академию искусств, он уходит в монастырь. Долгое время он не мог взять кисть в руки, пока ему не предложили написать картину на тему Рождества Иисуса.

Перед отъездом в Италию сын приезжает в монастырь попрощаться с отцом, где и слышит интересную историю про картину с ростовщиком, принесшую столько несчастий. Отец просит найти портрет и уничтожить его.

У рассказчика ушло пятнадцать лет на поиски, пока он не увидел картину на аукционе, но купить ее не успевает. Полотно исчезло.

     Вывод делают учащиеся:         «Не быть жадным - уже есть богатство, не расточительным - доход». На мой взгляд, это высказывание сродни поговорке: «Не тот богат, у кого много денег, а тот, у кого меньше потребностей». О чем же эти высказывания, в чем их суть? Каждый человек сам для себя определяет, богат он или нет, хотя порой его оценка складывается в результате сравнения с другими людьми. Жадному человеку всегда чего-то не хватает.

Итог занятия:    Рациональный потребитель должен руководствоваться рациональной организацией своей жизни, эффективной производственной деятельностью, оптимизацией потребления. Желание иметь вещь лучше, чем у друга или коллеги.

Единственно правильным вариантом является стремление человека к выработке здоровой уверенности в себе, способности трезво оценить свои достоинства и недостатки

 

 

41 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий