Автор: Харченко Мария Ивановна, Бобрышева Ирина Викторовна
Страна: Российская Федерация
Город: город Белгород
Организация: ОГАПОУ "Белгородский техникум общественного питания"
Проект: "ФинБанкси" (2021)

"Урок финансовой грамотности"

 

 

Урок финансовой грамотности

                                                                                

 

Методическая разработка

 

воспитательного мероприятия

по специальностям

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

19.02.10 Технология продукции общественного питания

 

Авторы:

 Харченко Мария Ивановна

 Бобрышева Ирина Викторовна

 

Аннотация

 

В условиях рыночной экономики вопросы личной финансовой безопасности приобретают жизненно важное значение практически для каждого человека. Именно от Правительства молодое поколение ждет «хороших советов в области финансов». И в ответ на это ожидание Правительство озаботилось созданием Проекта Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения.

Обучающиеся техникума разных специальностей и курсов обучения владеют различным уровнем знаний в области экономики и финансов, поэтому для проведения урока были выбраны различные формы подачи материала -  информация, просмотр видеофильма, экономическая викторина, решение задач, разгадывание ребусов и т. д.

Наряду с игровыми элементами в ход мероприятия включены серьёзные темы, позволяющие обучающимся самостоятельно осмыслить и сделать выводы к ним: что такое финансы, роль денег в нашей жизни, советы по экономному использованию денежных средств.

Все перечисленные формы подачи информации позволяют обучающимся расширить свои познания в области финансовой грамотности.

Содержание

                                                                                                               стр.

1.

Введение

4

3.

Практическая часть

6

4.

Заключение

11

5.

Список использованных источников

12

6.

Приложения

13

 

Введение

 

Развитие человечества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации во всем мире. Кризисы и дефолты постоянно сотрясают нашу жизнь, перестраивая ее по типу «взлетов» и «падений». Многие взрослые столкнулись с такой проблемой: они не знают и не умеют управлять своими финансовыми потоками. Потому что их не обучали этому целенаправленно, как учили математике в школе, и они не могут сформировать правильное отношение к деньгам у своих детей. Умение управлять финансовыми потоками – это не врожденная способность человека, это приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек. Чаще всего ребенок перенимает опыт своих родителей автоматически, именно семья закладывает фундамент будущей успешности и финансового благополучия взрослого человека.

Финансовая грамотность необходима людям в любом возрасте.  Поскольку уровень финансовой грамотности россиян по экспертным оценкам невысок, актуальным становится вопрос повышения финансовой грамотности населения. В молодом возрасте люди постоянно чему-то учатся – в школе, колледже, институте, на курсах. Освоение азов финансовой грамотности может войти в образовательные программы в качестве еще одной компетенции, которую молодые люди получат в процессе своего образования.

Согласно международному исследованию финансовой грамотности обучающихся 15-17-летнего возраста российские подростки недостаточно осознают необходимость финансового планирования; плохо понимают механизмы кредитования, не задумываются о безопасности и рисках при покупке товаров в Интернет-магазинах и т.д. А хороший уровень финансовой грамотности необходим каждому человеку не только для достижения его личных финансовых целей, но и для обеспечения жизненного цикла. Какой бы ни была конкретная цель, выигрышем от финансовой грамотности будет повышение уровня жизни и уверенность в будущем, стабильность и процветание экономики и общества в целом.

 Цель внеклассного мероприятия -  совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к предмету экономике, осознание личной ответственности за результаты своего труда.

Задачи:

  1. содействовать повышению финансовой грамотности обучающихся;
  2. раскрытие сущности, функции и роль финансов, денег как в экономике страны в целом, так и в рамках семейного (личного) бюджета, сущность и функции денег, денежного обращения;
  3. ознакомление с правилами осуществления денежных расчетов; анализом результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций торговли и общественного питания.

Прогнозируемый результат: в результате проведенного мероприятия обучающиеся должны освоить следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнений профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственности

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий

 

Практическая часть

План:

  1. Вступительное слово преподавателя
  2. Что такое финансовая грамотность?
  3. Викторина на знание экономических терминов
  4. Из истории денег - видеофильм
  5. Экономические задачи
  6. Ребусы
  7. Рефлексия - разработка памятки

 

Ход мероприятия

Вступительное слово преподавателя

Здравствуйте уважаемые участники и гости.  С окончанием товарных отношений именно финансы стали играть главенствующую роль в экономике. Правильное и грамотное использование финансовых средств является залогом устойчивого развития государство и экономики.
          В настоящее время именно финансовые средства тем основанием, на котором строится реализация того или проекта. Промышленные предприятия, реклама, социальные проекты и многое другое, все это зависит от финансового обеспечения.

В современной России сейчас придается большое значение развитию финансовой грамотности. Повышение финансовой грамотности населения, а особенно молодежи является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Вопрос: Что такое финансовая грамотность? (ответы участников)

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. (Приложение 1)

Мероприятие будет проходить в формате интеллектуальной игры. У нас 2 команды – «Потребители» и «Кредиторы». Каждая команда подготовила девиз и эмблему, которые сейчас и представят на суд нашего жюри. А судить нашу игру будут:

- Решетняк Е.Н. – преподаватель экономики

- Мельник Денис –обучающийся 42тех

- Дегтярева Александра – обучающаяся 42тех

Итак, мы начинаем…

  1. Викторина на знание экономических терминов

Вопросы викторины:

  1. Вещи, сделанные на продажу (товар).
  2. Денежная единица Англии (фунт).
  3. Плата за пользование кредитом или денежной ссудой (процент).
  4. Вклад в банке (депозит).
  5. Выдача в долг денег или товара (кредит).
  6. Денежная единица Японии (иена).
  7. Учреждение, где заключаются сделки (биржа).
  8. Разорившийся предприниматель (банкрот).
  9. Лицо или учреждение, которые дают в долг деньги или товары (кредитор).
  10. Основная единица какой-либо страны (валюта).
  11. Изменение цены валюты или акции на бирже (курс).
  12. Ценная бумага (акция).
  13. Посредник по заключению сделок на бирже (брокер).
  14. Денежная единица Беларуси (рубль).
  15. Денежное выражение стоимости товара (цена).
  16. Информация о товарах и видах услуг с целью привлечения к ним внимания (реклама).
  17. Денежная единица европейских стран (евро).
  18. Публичная продажа (аукцион).
  19. Учреждение, где хранятся деньги и осуществляются операции с ними (банк).
  20. Занятие, которое приносит доход (бизнес).
  1. Из истории денег – просмотр и обсуждение видеофильма «Из истории денег».

 В качестве закрепления участникам предлагается узнать название денег для указанных стран:

Государство (территория)

Название

 Азербайджан

Манат

 Ангола

Кванза

 Армения

Драм

 Болгария

Лев

 Бразилия

Реал

 Вьетнам

Донг

 Израиль

Шекель

Индия

Рупия

 Киргизия

Сом

 КНР

Юань

 Монголия

Тугрик

 Таджикистан

Сомони

 Таиланд

Бат

 Эфиопия

Быр

 Япония

Иена

 

  1. Экономические задача:

В городе С. началось строительство крупного спортивного объекта, которое продлится 5 лет, после чего строительство полностью закончится. Строительная компания для реализации этого проекта нанимает на работу людей, имеющих соответствующую профессию. Выпускник строительного университета Владислав имеет 4 возможности устроиться работать в данную строительную компанию на данный проект.

1. Разнорабочий с зарплатой 20 тысяч рублей в месяц (предварительного обучения не требуется).

2. Механик с зарплатой 25 тысяч рублей в месяц (требуется обучение течение года общей стоимостью 100 тысяч рублей).

3. Заведующий складом с зарплатой 30 тысяч рублей в месяц (требуется обучение в течение двух лет общей стоимостью 150 тысяч рублей).

4. Бухгалтер с зарплатой 40 тысяч рублей в месяц (требуется обучение течение трёх лет общей стоимостью 200 тысяч рублей).

При этом Владиславу нужно снимать квартиру в городе С. на время работы над проектом. Аренда квартиры стоит 120 тысяч рублей в год. Однако на время обучения Владиславу будет предоставляться бесплатное общежитие. Ни в какой момент времени Владислав не может класть деньги в банк. В настоящее время у Владислава имеются сбережения в размере 1 млн руб., которые он хранит у себя дома. Какой вариант работы выберет Владислав, какой доход он в итоге получит, если его цель – накопить как можно больше денег? __

Ответ: второй вариант, 620 тысяч рублей.

  1. Ребусы. Участникам предлагается разгадывание ребусов по финансовой тематике:

 

  1. Проверка домашнего задания. Командам было предложено разработать рекомендации «Как правильно распоряжаться деньгами»
  2. Подведение итогов, награждение победителей. Слово предоставляется жюри…
  3. Рефлексия - разработка памятки «Как правильно управлять деньгами» - участникам предлагается возможность предложить свои варианты, а также им предлагается памятка, подготовленная заранее.

 

Заключение

 

«Нажить много денег – храбрость; сохранить – мудрость, а умело расходовать – искусство». Участникам было предложено проанализировать это высказывание Арнольда Адольфа Бертольда, немецкого физиолога и зоолога. Обучающиеся – участники мероприятия показали зрелость и логичность в своих умозаключениях. Этому способствовало вдумчивое, ответственное отношение к деньгам, особенно заработанным самостоятельно. Все участники смогли самостоятельно сделать несколько серьёзных выводов и почувствовать вкус «победы над незнанием».

Список использованных источников:

 

  1. ФГОС СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
  2. http://retrobazar.com/journal/izvestnye-ljudi/1032_aristotel-istorija-drevnegrecheskogo-filosofa.html
  3. http://www.peoples.ru/science/philosophy/aristotel/photo.html
  4. http://readly.ru/author/5596/
  5. http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_480.php
  6. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/04/04/den-finansovoy-gramotnosti
  7. https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2017/10/07/urok-finansovoy-gramotnosti-dengi-zachem-oni-nuzhny
  8. https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2017/01/08/urok-finansovoy-gramotnosti
  9. https://businessman.ru/new-torgovlya-eto-chto-vidy-i-funkcii-torgovli.html

 

Приложение 1

 

Проблемы финансовой грамотности в подростковой среде

 

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения – важное направление государственной политики во многих развитых странах, например, в США, Великобритании и Австралии. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.

По данным Всемирного банка и последующего мониторинга Национального агентства финансовых исследований, 49% россиян хранят сбережения дома, а 62% предпочитают не использовать какие-либо финансовые услуги, считая их сложными и непонятными.

О системе страхования вкладов осведомлено 45% взрослого населения России, причем половина из этого количества только слышали данное название, но не могут объяснить его. Лишь 25% россиян пользуются банковскими картами. При этом у держателей кредитных карт наблюдается низкий уровень знаний о рисках, связанных с этим продуктом. Только 11% россиян имеют стратегию накоплений на период пенсионного возраста (для сравнения: 63% – в Великобритании). Большинство наших сограждан принимают решения об управлении своими финансами не на основе анализа полученной информации, а по рекомендациям знакомых или заинтересованных сотрудников финансовых учреждений.

Также следует отметить, что в России низкая информированность населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. К примеру, свыше 60% семей не знают об обязанности банков раскрывать информацию об эффективной процентной ставке по кредиту, лишь 11% осведомлены об отсутствии государственной защиты в случае потери личных средств в инвестиционных фондах. Порядка 28% населения не признает личной ответственности за свои финансовые решения, считая, что государство все должно возмещать.

Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

Впервые эту проблему в России стали обсуждать в 2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов G8, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ.

Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года оно рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России.

Министерство финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на пять лет и на первом этапе будет реализовываться в нескольких российских регионах. Она будет включать в себя подготовку конкретных учебных программ и продуктов, совершенствование законодательства в сфере финансовых услуг и прав потребителей. Также данный проект должен по возможности объединить, обеспечить координацию уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере финансовой грамотности. Общий объем затрат составляет 110 млн долларов. Основная часть (80%) будет финансироваться из федерального бюджета, оставшаяся – за счет средств Всемирного банка.

На сегодняшний день по-прежнему большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках.

Приложение 2

 

Советы как правильно распоряжаться деньгами:

 

1. Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и      вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем    желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди   более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить    сбережения.

8. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь.  Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

9. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие    деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.

10. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте.

      Заведите лист доходов и расходов.

11. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом.

12. Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно на регулярные платежи? (коммунальные услуги, телефон, интернет и т.д.). Откладывайте сумму расходов заранее.

    

14 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий