Автор: Климашевская Алина
Страна: Российская Федерация
Город: село Фошня
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Фошнянская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Ю.М. Анохина"
Проект: "ФинБанкси" (2021)

«Советы про деньги от героев: «Рассказы М.М. Зощенко».

 

Эпиграф

«Нажить много денег - храбрость;

 сохранить их - мудрость,

 а умело расходовать - искусство».

 

Бертольд Авербах

 

 Для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого предлагаю отгадать загадки:

           а) Маленькая, кругленькая

               Из кармана в карман скачет

                                                      (Монета)

           б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

                У одних нас много, а у других нас нет.

                                                       (Деньги)

   Давайте поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать. Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.  А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?

         - Что за таинственная сила скрыта в них?

         - Как к ним относиться?

         - Чего больше - добра, или зла приносят они людям.

  • Зачем нужны деньги?

     Заглянем в словарь. Деньги - средство осуществления меновых отношений, всеобщий эквивалент (Большой Энциклопедический словарь). Деньги – металлические и бумажные знаки являющиеся мерой стоимости при купле – продаже (толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова).

     Деньги выражают стоимость товара, услуги, труда. По их числу можно сказать: богат человек или беден. Из-за денег люди могут потерять честь, совесть, разум, и даже жизнь. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства.

    Вот и сегодня, решая актуальные вопросы финансовой грамотности, изучая на занятиях  в школе финансовую грамотность, предлагаю проанализировать произведения Михаила Михайловича Зощенко в контексте проблемы.

Итак, предлагаю Советы про деньги от  героев «Рассказы М.М. Зощенко и деньги».

Перед нами «Голубая книга». Попробуем прочитать  рассказы из цикла «Рассказы о деньгах», в которых идет речь о разных типах заработков, о трудовых и нетрудовых доходах, о желаниях, устремлениях и мечтах советских граждан и о том, как они осуществляются: «Сколько человеку нужно», «Рассказ про няню или прибавочная ценность у этой профессии», «Мелкий случай из личной жизни», «Рассказ про одного спекулянта», «Рассказ про одну корыстную молочницу», «Трагикомический рассказ про человека, выигравшего деньги». Автор начинает цикл рассказов размышлением: «Мы живем в удивительное время, когда к деньгам изменилось отношение. Мы живем в той стране, в которой прекратилось величественное шествие капитала. Мы живем в том государстве, где люди получают деньги за свой труд, а не за что-нибудь другое. И потому деньги получили другой смысл и другое более благородное назначение — на них уже не купишь честь и славу». Называя деньги «могущественным предметом», писатель выводит целую галерею персонажей, по — разному относящихся к финансовым вопросам.

Хочу поделиться впечатлениями от прочитанного.  Когда я читала предложенные рассказы, у меня создалось впечатление, что герои Зощенко не всегда представляют, откуда берутся деньги. Они рассуждают: « У нас некоторые хорошо получают. Некоторые по займам выигрывают. Некоторые вообще пес их знает откуда берут деньги. Но что такое богатство — мы мало себе представляем. Мы почти не знаем, что это за состояние, при котором все можно купить, и рушатся все преграды, и нет ничего на свете, чего нельзя пожелать». Есть в этом какая-то инфантильность, детскость: деньги и богатство сами собой неизвестно откуда и как могут свалиться на голову человека. Похоже на поведение ребенка, который требует что-то купить, топает ножкой и не слушает увещевания взрослых.

В рассказе «Сколько человеку нужно», что его герой решил насладиться катанием на бесплатной карусели. Жадное желание урвать побольше и — главное — бесплатно обернулось для «парнишки» страданием. Зощенко подмечает, что, к сожалению, людям свойственна страсть легкой наживы. Но это чаще всего оборачивается крахом. Надо помнить старую мудрость, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Об истории, описанной в рассказе «Мелкий случай из личной жизни», если опустить все подробности рассказа то вырисовывается сюжет, который заключен в словах старушки: «Тут дочка не рассчитала, а вторые места дороже, чем мы думали». Мне кажется, что здесь обозначена проблема планирования бюджета семьи.

Первый совет состоит в том, чтобы каждая семья при планировании своего бюджета определяла цели и сроки накоплений и трат. Лучше всего это сделать в таблице, где надо указать сумму пополнения бюджета, первостепенные и второстепенные цели, а также обозначить сумму, которую надо запланировать на непредвиденные обстоятельства. Тогда не возникнет ситуации нехватки средств.

     

 

В «Рассказе про одного спекулянта» герой рассказа «кроме стрижки и брижки, … еще иностранной валютой торговал и вообще разные темные делишки обстряпывал». А хранил все свои сбережения в одном месте («взял старую кожаную тужурку, подпорол ей бортик и зашил туда десять царских золотых монет и один золотой квадратик», «… еще в брюки он тоже зашил разные бумажные деньги. И в сапоги под стельки положил более носкую валюту — доллары»), поэтому появился страх, что все его средства, накопленные нечестным трудом, украдут.

Ситуация в виде анекдота, описанная Зощенко, говорит нам, что герои писателя не знают, что такое диверсификация — распределение средств между несколькими активами, имеющими разные характеристики. Это незнание может привести к еще более страшным последствиям, чем страх потери нажитого.

Второй совет: нужно распределять свой бюджет между несколькими активами. К примеру, герой писателя мог бы вложить свои средства между несколькими активами: вложить деньги в недвижимость или в ценные бумаги, ювелирные украшения, драгоценные металлы и камни. В рассказе есть фраза: «Золото не имеет права давать ржавчину, так что оно может лежать до бесконечности» Она как будто подтверждает правило финансовой грамотности.

И третий совет от Зощенко: «…жалко, что валюта лежит без движения. Но, может, она и в движении у других граждан».

    В этом плане можно рассмотреть «Трагикомический рассказ про человека , выигравшего деньги» Прежде всего надо сказать, что призеры лотерей — редкие счастливчики, большинству из которых в жизни приходилось несладко. Многие любители фортуны на самом деле долгое время боролись за выживание, и поэтому долгожданный выигрыш, который решит все их финансовые проблемы, — это невероятное счастье и предел мечтаний. Но есть у лотерей и своя темная сторона. Многие победители заканчивают хуже, чем жили до получения сказочных богатств. Так произошло и с Борькой Фоминым. Он, выиграв пять тысяч, мечется: «половину денег отдать на борьбу с тем и с этим, и в МОПР, и во все места», «отдал двадцатку на дирижабль», с друзьями «празднуют пышный бал». Бездарно потрачены деньги. Разрушены семьи. Маленький человек так и остался ничтожным. И беда героев этого рассказа в неумении определить приоритеты и спланировать расходы.

   В "Рассказе про одну корыстную молочницу" речь шла о женщине. Всё было при ней: деньги, положение, недвижимость. Да только вот муженек помер, а самой найти нового мужа не получалось. Женихов-то не на заводах строгают, а свободных достойных женихов в наличии нема. Вот молочница, которая вдове молоко таскала, решила помочь найти жениха. И понятное дело не бесплатно. Что придумала молочница? Какой план решила провернуть и получилось ли задуманное, Вы можете узнать, прочитав книгу "Рассказ про одну корыстную молочницу" Михаила Зощенко.

Совет четвёртый:  нужно дорожить тем, что имеешь, и не искать приключений, даже если приключения сулят финансовый достаток.

    Главная мысль рассказа Зощенко «Богатая жизнь» заключается в том, что резкая смена уклада жизни может приводить к печальным последствиям. Илья Иваныч был кустарем-одиночкой и привык много трудиться. Выигрыш большой суммы денег сделал его обеспеченным человеком, но, одновременно с этим, сломал привычный уклад его жизни, и его жены. Они не знали, как распорядиться богатством и чем занять себя в новых условиях, отчего оба сделались несчастными. Совет пятый: Рассказ Зощенко «Богатая жизнь» учит грамотно планировать свою жизнь, сообразуясь с окружающей ситуацией и материальными возможностями. Илья Иваныч, став богачом, не придумал ничего лучше, как купить побольше дров и новые кастрюли. Он не знал, как распорядиться оставшимися деньгами и при этом боялся, что его ограбят. Нежданное богатство сделало его несчастным человеком. Деньги требуют умелого использования. Илья Иваныч этого не осознал. Грамотным финансовым операциям следует учиться, иначе можно приобрести лишь одни проблемы. Мы с вами перелистали страницы «Голубой книги» Михаила Михайловича Зощенко. Писатель, заканчивая этот раздел своей книги говорит нам: «Мы видим, что деньги, как это ни удивительно, приносят людям большие огорчения. Но как это бывает — мы не беремся утверждать. Быть может, это происходит от злосчастного свойства денег, а быть может, и наоборот — от горестных сторон наших, в сущности, неважных характеров. Хотя, наверно, и характеры от чего-нибудь зависят. Но, быть может, одно влияет на другое и как-нибудь такое взаимно действует». Кто из вас сделает дополнение к этим словам, исходя из темы наших размышлений?

    Большинство наших проблем происходит не только «от злосчастного свойства денег», а от неумения ими пользоваться, т.е. от отсутствия финансовой грамотности.

Совет шестой: будем учиться финансовой грамотности и читать хорошую литературу.

    И в конце я хочу рассказать одну древнюю примету. Раньше была такая примета. Брали медный пятачок и наудачу перед ответственным моментом клали его в туфельку. Я тоже беру пятачок, грею его в своих ладонях и передаю каждому из вас. Почувствуйте мое тепло и добавьте своего. Беря монетку, говорю, что я хочу пожелать себе удачи. Убираю пятачок в свою туфельку наудачу. В России даже есть памятник «Пятачку».

24 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий