Одной из важнейших задач современного образования является формирование финансовой грамотности школьников, способность активно мыслить, преодолевать трудности в решении финансовых проблем. Финансовая грамотность - это умение использовать и принимать правильные решения, связанные с деньгами и тратами. И чем раньше дети приступят к изучению основ, тем быстрее станут осознавать их закономерность, и успешнее будут строить своё будущее.
Развитие способности к позитивному финансовому поведению дает возможность учащимся в будущем эффективно организовывать своё финансовое пространство наиболее оптимальным образом. Именно в начальной школе начинается и продолжается развитие экономического образа мышления, воспитывается ответственность и нравственное поведение в семейных отношениях, формируется опыт, применение знаний в элементарных экономических вопросах.
Как показывает мой опыт работы, в настоящее время дети не умеют бережно обращаться с деньгами. В свою очередь, ребёнок, готовясь к взрослой жизни в современном обществе, должен уже со школьной скамьи, познакомиться с основными понятиями и явлениями финансовой стороны существования. Поэтому работу над финансовой грамотностью на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе считаю актуальной. Моя задача как учителя и заключается в том, чтобы научить детей быть максимально образованными в вопросах финансов.
Учитывая актуальность темы «Формирование основ финансовой грамотности на уроках и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе» поставила перед собой цель: развитие основ финансовой грамотности детей младшего школьного возраста.
Исходя из цели, обозначила следующие задачи:
Начать свою работу я решила с анкетирования детей и родителей с целью выяснить уровень финансовой грамотности, а также заинтересованности в получении знаний в области финансов.
В блиц - опросе приняли участие 16 учащихся. Из представленных данных на диаграмме мы видим, что все считают нужным наличие карманных денег. 9 ответили, что родители дают им карманные деньги. Однако немало детей, а именно 14, считают, что не умеют распоряжаться деньгами. И в последнем вопросе было выявлено, что 14 из 16 учащихся хотят научиться распоряжаться деньгами.
Из представленных в диаграмме данных видно, что большинство родителей считают нужным рассказывать детям о деньгах. В вопросе «Должен ли ребенок иметь карманные деньги» мнения разделились пополам. Также результаты показывают - родители понимают, что дети не знают историю денег. Количество родителей, которые не дают денег детям на самостоятельные покупки составило 12 человек. И как мы видим, все родители заинтересованы в изучении ребёнком финансовой грамоты.
Проанализировав результаты анкетирования, выявила, что дети и родители заинтересованы в изучении детьми финансовой грамотности. Самостоятельный предмет «Финансовая грамотность» в начальной школе не изучается, его составляющие включаю в основную образовательную программу по предметам «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика», «Изобразительное искусство», а так же изучаем на внеурочной деятельности. Мною была разработана программа «Азбука юного финансиста».
В рамках данной программы выделила следующие этапы:
1.Организационно-подготовительный этап
2.Практический этап:
1 Блок: «Потребности современного человека»
2Блок: «Натуральный обмен товаров»
3Блок: «Понятия «деньги», «монета», «банкнота»»
3.Аналитико - рефлексивный этап
1 этап Организационно-подготовительный
Цель: определение заинтересованности детей и родителей в обучении финансовой грамотности и формирование у них рационального экономического поведения.
Задачи:
2 этап Практический
1 Блок: «Потребности современного человека»
Цель: Расширение представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей.
Задачи:
1. Расширить представления детей о разных видах потребностей (естественные: вода, свет, воздух, пища, тепло; материальные: жилище, одежда, средства передвижения; духовные: знания, творчество, общение.)
2. Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
3. Воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость, честность.
В первом классе на уроках «Окружающий мир» провожу беседы «Потребности современного человека», «Потребности животных», провожу игру «Кто что делает?».
На уроках литературного чтения провожу игру «Услуги и товары», а так же читаем и анализируем такие произведения как «Жадная старуха» русская народная сказка, «Лиса и заяц», «Теремок». В программу по изобразительному искусству включаю урок по теме «Изготовление дерева потребностей или дерево моих желаний». На внеурочную деятельность выношу занятия «Кем я хочу быть» и «Чего не сделает один - сделаем вместе».
2 Блок: «Натуральный обмен товаров»
Цель: Формирование информационных перекрестных связей для совершения бартерных сделок (обмен товаров), понимания смысла выражения «равноценный обмен» (справедливый, выгодный)
Задачи:
1. Познакомить с экономическим понятием «бартер»
2. Учить детей отличать равноценный бартер (выгодный) от невыгодного.
3. Ввести в словарный запас такие слова, как «бартер», «мена».
4. Развивать у детей чувство справедливости.
На этапе изучения темы «Копейка. Рубль» на уроках математики в 1 классе провожу игру «Юные банкиры», во время проведения которой дети продолжают закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражняться в понятиях больше, меньше. Во 2 классе данная игра усложняется, и дети выполняют задания, которые подводят их к изучению темы «Умножение». В 3 классе дети делятся на группы («Банкиры», «Клиенты банка»). Дети-банкиры принимают оплату квитанций за электроэнергию, квартиру, а дети-клиенты оплачивают. Таким образом, ребята знакомятся с понятием квитанция, сдача, пеня, повторяют состав числа, активизируют словарь словами купюра, расходный и приходный ордер, закрепляют знание названий дней недели.
На роках литературного чтения во 2 классе продолжаем читать сказки, где встречаются ситуации для решения которых, нужно применять знания по финансовой грамотности («Лисичка со скалочкой», «Мужик и медведь», «Кувшинчик и дудочка», «Петушок и бобовое зернышко», «Муха - цокотуха», «Муравьи и старый горошек»).
«Окружающий мир» 2 класс - во время изучения темы «Что такое экономика» провожу игровое упражнение «Экономическая минутка». На классных часах проводим дидактические игры: «Какие бывают доходы», «Груша-яблоко», «Юные банкиры».
3 Блок: «Понятия «деньги», «монета», «банкнота», «карта»
Цель: Расширение представления детей о деньгах
Задачи:
1. Закрепить знания детей о внешнем виде денег, (бумажные, металлические);
2. Научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;
3. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережность и честность.
Результатом третьего блока является проект «Баттл: за и против. Карта или наличные». Перед проектом провели с ребятами следующие мероприятия:
Беседа «История денег», «Слова «хочу» и «надо»», «Доходы и расходы моей семьи»
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки»
Сюжетно-ролевая игра «Маленькие покупки»
3 этап Аналитико - рефлексивный
Цель: установление соответствия результата программы первоначальному замыслу, качество полученного результата.
Задачи:
1. Проанализировать ход реализации программы;
2. Применить финансовые знания и понимания;
3. Соотнести результаты с целью деятельности.
Делюсь опытом с коллегами на методических объединениях учителей начальных классов, на педагогических чтениях в школе.
Ежегодно с детьми участвуем в олимпиадах, конкурсах, провожу ярмарки, аукционы, где учащиеся применяют финансовые знания.
На старте работы я сомневалась, смогут ли дети овладевать знаниями по финансовой грамотности, учитывая возраст. Опасения оказались напрасными: дети с интересом работают, по-взрослому ответственно и по-детски увлеченно, задают много вопросов, а по необходимости обращаются за консультацией к взрослым.
Опыт работы с младшими школьниками подтверждает актуальность и востребованность формирования жизненных навыков, напрямую связанных с финансовой грамотностью, являющейся основой их нынешней и будущей успешной жизнедеятельности в условиях быстро меняющейся среды.
Сами школьники и их родители осознают необходимость и важность этих современных тенденций. И даже при всех ощутимых проблемах можно выявить позитивные направленности по реализации поставленных задач, связанных с повышением финансовой грамотности в начальной школе.