Автор: Кремис Лилия Анатольевна
Страна: Российская Федерация
Город: Новоаганск
Организация: МБОУ "Новоаганская ОСШ имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова"
Проект: "ФинБанкси" (2021)

«Формирование основ финансовой грамотности на уроках и занятиях  внеурочной деятельности в начальной школе».

 

         Одной из важнейших задач современного образования является формирование финансовой грамотности школьников, способность активно мыслить, преодолевать трудности  в решении финансовых проблем. Финансовая грамотность - это умение использовать и принимать правильные решения, связанные с деньгами и тратами. И чем раньше дети приступят к изучению основ, тем быстрее станут осознавать их закономерность, и успешнее будут строить своё будущее.

          Развитие способности к позитивному  финансовому поведению дает возможность учащимся в будущем эффективно организовывать своё финансовое пространство наиболее оптимальным образом. Именно в начальной школе начинается и продолжается развитие экономического образа мышления, воспитывается ответственность  и нравственное поведение в семейных отношениях, формируется опыт, применение знаний в элементарных экономических вопросах.

Как показывает мой опыт работы, в настоящее время дети не умеют бережно обращаться с деньгами. В свою очередь,  ребёнок, готовясь к взрослой жизни в современном обществе, должен уже со школьной скамьи, познакомиться с основными понятиями и явлениями финансовой стороны существования. Поэтому работу над финансовой грамотностью на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе  считаю  актуальной. Моя задача  как учителя  и заключается в том, чтобы научить детей быть максимально образованными в вопросах финансов.

         Учитывая актуальность темы «Формирование основ финансовой грамотности на уроках и занятиях  внеурочной деятельности в начальной школе»  поставила перед собой цель: развитие основ финансовой грамотности  детей младшего школьного возраста.

Исходя из цели, обозначила следующие задачи:

  1. Познакомить с основами финансовой грамотности младших школьников используя разнообразные виды деятельности.
  2. Прививать интерес к финансовой грамотности.
  3. Развивать понимания, управления и планирования бюджета.
  4. Способствовать формированию у родителей интереса к обучению детей финансовой грамотности.

      Начать свою работу я решила с анкетирования детей и родителей с целью выяснить уровень финансовой грамотности, а также заинтересованности в получении знаний в области финансов.

      В блиц - опросе приняли участие 16 учащихся. Из представленных данных на диаграмме мы видим, что все считают нужным наличие карманных денег.  9 ответили, что родители дают им карманные деньги. Однако немало детей, а именно 14, считают, что не умеют распоряжаться деньгами.  И в последнем вопросе было выявлено, что 14 из 16 учащихся хотят научиться распоряжаться деньгами.

      Из представленных в диаграмме данных видно, что большинство родителей считают нужным рассказывать детям о деньгах. В вопросе «Должен ли ребенок иметь карманные деньги» мнения разделились пополам. Также результаты показывают - родители понимают, что дети не знают историю денег. Количество родителей, которые не дают денег детям на самостоятельные покупки составило 12 человек. И как мы видим,  все родители заинтересованы в изучении ребёнком финансовой грамоты.

      Проанализировав результаты анкетирования, выявила, что дети и родители заинтересованы в изучении детьми финансовой грамотности. Самостоятельный предмет «Финансовая грамотность» в начальной школе не изучается, его составляющие включаю в основную образовательную программу по предметам «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика», «Изобразительное искусство», а так же изучаем на внеурочной деятельности. Мною была разработана программа «Азбука юного финансиста».

  В рамках данной  программы выделила следующие этапы:

1.Организационно-подготовительный этап

2.Практический этап:

          1 Блок: «Потребности современного человека»

          2Блок: «Натуральный обмен товаров»

3Блок: «Понятия  «деньги», «монета», «банкнота»»

3.Аналитико - рефлексивный этап

1 этап Организационно-подготовительный

Цель: определение заинтересованности детей и родителей в обучении финансовой грамотности и формирование у них рационального экономического поведения.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  2. Подобрать и разработать инструментарий, критерии, показатели и методическое обеспечение;
  3. Разработать систему игр и упражнений.

2 этап Практический

1 Блок: «Потребности современного человека»

Цель: Расширение представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей.

Задачи:

1. Расширить представления детей о разных видах потребностей (естественные: вода, свет, воздух, пища, тепло; материальные: жилище, одежда, средства передвижения; духовные: знания, творчество, общение.)

2. Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

3. Воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость, честность.

В первом классе на уроках «Окружающий мир» провожу беседы «Потребности современного человека», «Потребности животных», провожу игру «Кто что делает?».

На уроках литературного чтения провожу игру «Услуги и товары», а так же читаем и анализируем такие произведения как «Жадная старуха» русская народная сказка, «Лиса и заяц», «Теремок». В программу по изобразительному искусству включаю урок по теме «Изготовление дерева потребностей или дерево моих желаний». На внеурочную деятельность выношу занятия «Кем я хочу быть» и «Чего не сделает один - сделаем вместе».

2 Блок: «Натуральный обмен товаров»

Цель: Формирование информационных перекрестных связей для совершения бартерных сделок (обмен товаров), понимания смысла выражения «равноценный обмен» (справедливый, выгодный)

Задачи:

1. Познакомить с экономическим понятием «бартер»

2. Учить детей отличать равноценный бартер (выгодный) от невыгодного.

3. Ввести в словарный запас такие слова, как «бартер», «мена».

4. Развивать у детей чувство справедливости.

         На этапе изучения темы «Копейка. Рубль» на уроках математики в 1 классе провожу игру «Юные банкиры», во время проведения которой дети  продолжают закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражняться в понятиях больше, меньше. Во 2 классе данная игра усложняется, и дети выполняют задания, которые подводят их к изучению темы «Умножение». В 3 классе дети делятся на группы («Банкиры», «Клиенты банка»). Дети-банкиры принимают оплату квитанций за электроэнергию, квартиру, а дети-клиенты оплачивают. Таким образом, ребята знакомятся с понятием квитанция, сдача, пеня, повторяют состав числа,   активизируют словарь словами купюра, расходный и приходный ордер, закрепляют знание названий дней недели.

         На роках литературного чтения во 2 классе продолжаем читать сказки, где встречаются ситуации для решения которых, нужно применять знания по финансовой грамотности («Лисичка со скалочкой», «Мужик и медведь», «Кувшинчик и дудочка», «Петушок и бобовое зернышко», «Муха - цокотуха», «Муравьи и старый горошек»).

 «Окружающий мир» 2 класс - во время изучения темы «Что такое экономика» провожу игровое упражнение «Экономическая минутка». На классных часах проводим дидактические игры: «Какие бывают доходы», «Груша-яблоко», «Юные банкиры».

3 Блок: «Понятия «деньги», «монета», «банкнота», «карта»

 Цель: Расширение представления детей о деньгах

 Задачи:

1. Закрепить знания детей о внешнем виде денег, (бумажные, металлические);

2. Научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;

3. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережность и честность.

         Результатом третьего блока является проект «Баттл: за и против. Карта или наличные». Перед проектом провели с ребятами следующие мероприятия:

Беседа «История денег», «Слова «хочу» и «надо»», «Доходы и расходы моей семьи»

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

Игровая ситуация  «Волшебные превращения денежки»

Сюжетно-ролевая игра «Маленькие покупки»

3 этап Аналитико - рефлексивный

Цель: установление соответствия результата программы первоначальному замыслу, качество полученного результата.

Задачи:

1. Проанализировать ход реализации программы;

2. Применить финансовые знания и понимания;

3. Соотнести результаты с целью деятельности.

Делюсь опытом с коллегами на методических объединениях учителей начальных классов, на педагогических чтениях в школе.

Ежегодно с детьми участвуем в олимпиадах, конкурсах, провожу ярмарки, аукционы, где учащиеся применяют финансовые знания.  

         На старте работы я сомневалась, смогут ли дети  овладевать знаниями по финансовой грамотности, учитывая возраст. Опасения оказались напрасными:   дети с интересом работают, по-взрослому ответственно и по-детски увлеченно, задают  много вопросов,  а по необходимости обращаются за консультацией к взрослым.

Опыт работы с младшими школьниками подтверждает актуальность и востребованность  формирования жизненных навыков, напрямую связанных с финансовой грамотностью, являющейся основой их нынешней и будущей успешной жизнедеятельности в условиях быстро меняющейся среды.

         Сами школьники и их родители осознают необходимость и важность этих современных тенденций. И даже при всех ощутимых проблемах можно выявить позитивные направленности по реализации поставленных задач, связанных с повышением финансовой грамотности в начальной школе.

86 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий