Вид проекта:
По направленности: информационный, практико-ориентированный
По продолжительности: краткосрочный (4 недели: 02.11.2020 – 01.12.2020)
По составу участников: фронтальный
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы (21 ребенок), родители детей.
Актуальность:
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
Постановка проблемы:
Дети вступают в мир принятия самостоятельных решений, готовятся к обучению в школе;
Дети недостаточно хорошо ориентируются в мире денег, а такие знания необходимы им в ближайшем будущем.
Цель проекта:
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста и родителей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности;
Развивающие:
- Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к окружающим предметам
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Основные направления реализации проекта:
- познавательное развитие
- речевое развитие
- социально-коммуникативное развитие
- художественно-эстетическое развитие
Ожидаемый результат:
Для педагога:
Практическое освоение первого опыта системы работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Для детей:
Дети получат теоретическую основу экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями).
Познакомятся с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом.
Научатся быстро и эффективно усваивать математические операции: счет, сложение, вычитание.
Для родителей:
Родители получат дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей
Методы диагностирования результатов:
- Беседы;
- Наблюдения;
- Анкетирование родителей.
Работа с родителями:
- Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамота»
- Консультации «Почему мы пользуемся деньгами?»,
- Рекомендации по экспериментированию совместно с детьми дома.
- Изготовление родителями атрибутов для сюжетно-ролевых игр
- Участие в конкурсе совместно с детьми «Придумай денежку»
- Выступление-презентация коллекции монет и купюр
Содержание проекта приближено к повседневной жизни дошкольников.
Этапы проекта:
1 этап – Подготовительный
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
Книги энциклопедического характера об истории и происхождении денег: «Я познаю мир», «Экономика», «Что мы знаем о деньгах», «Когда и где появились деньги»; Толковый словарь Ожегова (понятие «деньги»); Детский экономический словарь; «История российских денег»;
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Путешествие монетки».
- Подбор художественной литературы, мультфильмов, презентаций, дидактических игр для детей, консультаций для родителей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – Основной
Тематически работа выстраивается по блокам:
1. «Что такое деньги»;
2. «Как и где, печатают деньги»;
3. «Какие бывают деньги»;
4. «Где живут деньги».
Перспективный план работы
Период |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
1 блок: «Что такое деньги» |
||
02.11.2020 |
- «Почему так говорят» пословицы поговорки о деньгах - Чтение и обсуждение стихотворений Ш.Галиева «Три копейки за покупки», И.Ферер «В тех краях…» - Беседа «Зачем человеку деньги?» (Проанализировать знания детей о деньгах, их названии, значении в жизни человека). |
Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамота» (Проанализировать отношение родителей к вопросу финансового воспитания в семье). |
- Презентация «История денег» (Познакомить с историей возникновения денег, их изменением со временем, современным видом денег, электронными деньгами); - ООД «Путешествие в прошлое денег» |
||
03.11.2020 |
- Сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации «Обмен», «Найди и поменяй» (операции купли-продажи); |
Консультация «Почему мы пользуемся деньгами?» |
04.11.2020 |
-Игра дидактическая «Продается или нет»; - «Уроки тетушки Совы. Что такое деньги?» |
|
05.11.2020 |
- ООД «Деньги вчера, сегодня, завтра - Создание книги-ширмы «От ракушек и камней до наших дней»; - Мультфильм «Фиксики. Деньги», |
|
2 блок: «Как и где печатают деньги» |
||
06.11.2020 |
-Беседа «Пермская печатная фабрика - одно из современных полиграфических предприятий в Европе» информация с официального сайта Гознак; - Познавательный видеоролик «Пермский Гознак, там, где рождаются деньги»; |
Подготовка атрибутов к СРИ «Фабрика Гознак»; |
09.11.2020 |
- Рассматривание альбомов по темам «Оборудование для печати купюр», «Профессии людей, которые производят деньги», «Музей фабрики Гознак» (зал «Российские деньги»); -Чтение рассказа «Как печатают деньги». |
|
10.11.2020 |
-Виртуальная экскурсия в «Музей фабрики Гознак» (зал «Российские деньги» - коллекция денежных знаков, собранная Л.А.Харламовым) официальный сайт фабрики Гознак; -Экспериментальная деятельность «Рассмотрим деньги в микроскоп и лупу», Опыт «Мокрые банкноты», «Магнитит - не магнитит», «Тяжелее, легче». |
Экспериментирование «Переведи монетку», Опыт «Зеленая монетка» (с рекомендациями) |
11.11.20203 блок: «Какие бывают деньги» |
||
11.11.2020 |
-Беседа «Что изображено на деньгах» (истории). - Дидактическое упражнение «Размен денег» (Закрепить умение разменивать крупную монету на несколько более мелких, счет монет с разным номиналом). |
Подготовка выступления «Такие разные деньги» |
12.11.2020 |
- Встреча с коллекционером, Андреем Александровичем (дедушка Дениса У.) Коллекция денежных знаков «Такие разные деньги…» (по материалу, по достоинству, иностранные и российские, крупные, мелкие, юбилейные, сувенирные, карманные, наличные и безналичные, современные и древние); - Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы. Карманные деньги»; - Д/и «Деньги в кармане» |
|
13.11.2020 |
- Презентация «Внешний вид современных денег: что изображено на деньгах» - Мастерская «Деньготворчество» по изготовлению групповой валюты (денежной единицы). |
Конкурс на лучшее изображение денег группы (название, форма, рисунок) «Придумай денежку»; |
23.11.2020 |
- Интерактивная игра «Что ты знаешь о деньгах»; |
|
4 блок: «Где живут деньги» |
||
24.11.2020 |
- «Современная система хранения денег» - Чтение книги «Что такое бюджет семьи» или «Надо уметь жить на то, что зарабатывает семья»; |
- Изготовление атрибутов к СРИ «Рекламное агентство»; |
25.11.2020 |
- Нумизмат (деньги живут в частных коллекциях); - Аудиосказка «Заработанный рубль». - Д/и «Теневое лото «Монетки» |
Консультация «Взрослым о детях» |
26.11.2020 |
- «Для чего нужны деньги?» (иллюстрации, таблица); - Книжка-малышка «Я -покупатель» (использование слов, изображений: цена, ценник, касса, продавец, кассир, покупатель, товары); - Развивающий мультик для детей «Деньги и кошелек». |
Посещение с детьми Сбербанка
|
27.11.2020 |
- Мультфильм. «Фиксики .Копилка»; - Составь бюджет семьи «За что приходится платить?», «Для чего нужно экономить деньги»; - Д/и «Наполни копилку» |
|
30.11.2020 |
- Дидактическая игра, «Какие бывают расходы»; «У тебя есть копилка», «Клад» - СРИ «Маленькие покупки в супермаркете», «Банк»; |
|
01.12.2020 |
-Виртуальная экскурсия в Банк (ВТБ, Сбербанк) «Дом, в котором живут деньги»; -Дидактическая игра «Все ли можно купить за деньги?»; ООД «Что можно и нельзя купить за деньги» (Коллективная аппликация в технике «коллаж») (Развивать умение самостоятельно вырезывать картинку из журналов, наклеивать ее на основу. Воспитывать понимание важности дружбы, любви и заботы для каждого человека) |
3 этап – Заключительный
Торговая игра «Оптовичок»;
Игра «Интересные покупки» по закреплению знаний по теме «Деньги».
Задания:
«Считаем монеты»
-«Сколько стоит проезд в автобусе?»
- «Где можно хранить деньги?»
- «Что не деньги?»
- «Как называется Пермская фабрика денег?»
- «Отдели российские деньги от иностранных».
Результат проекта:
Диагностический лист
|
Начало проекта |
Конец проекта |
1 балл |
8 (36%) |
0 |
2 балла |
7 (32%) |
2 (9%) |
3 балла |
6 (27%) |
19 (86%) |
Используемый метод: индивидуальная беседа
Вопросы.
1.Зачем людям деньги, как ты думаешь?
2.Какие бывают деньги?
3.Откуда они берутся?
4.Что было, когда денег не было?
5.Что бы сделал, если бы заработал миллион?
Оценка:
3балла – дети дают такие ответы: «Деньги нужны, чтобы покупать…», «Бывают российские деньги – рубли и иностранные (валюта); бумажные и металлические…», «Деньги зарабатывают.», (Отвечая на последний вопрос, ребенок демонстрирует желание потратить деньги не только на себя, но и на близкого человека).
2балла – ответы беднее по содержанию; не может ответить на два вопроса.
1балл – отвечает на первый и третий вопросы; мотив направлен на удовлетворение только своих желаний и интересов.
Продукт проекта:
- Коллективная аппликация в технике коллаж «Что можно и нельзя купить за деньги»
- Книжка-малышка «Я – покупатель»
- Изготовлена групповая валюта «Восьмерики»
- Книга-ширма «От ракушек и камней до наших дней»;
- Конкурс «Придумай денежку»
Перспективы работы над проектом:
Поскольку дети скоро пойдут в школу, считаю необходимым углубить работу по образовательной области «Познавательное развитие» (Раздел «ФЭМП», закрепить умение разменивать крупные монеты на несколько мелких, таким образом повторяя счет.
В общих и индивидуальных беседах считаю необходимым продолжать воспитывать грамотное отношение к деньгам, чувство бережливости, осознания ценности денег, но в то же время понимания, что деньги зарабатываются трудом и не все в мире можно купить.
Список используемых источников:
Интернет-источники:
Приложения.
Анкета для родителей
«Мой ребенок и финансовая грамота»
1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
2. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?
3. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
4. Как ребенок относится к труду?
5. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
6. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
7. Знают ли дети профессии родителей?
8. Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?
9. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?
Знакомство детей с понятиями «потребности» и «возможности».
Пословицы
- «Каждую крошку в ладошку». Задание: предложите детям вспомнить сценку «Испекли звери каравай».
- «Терпение и труд все перетрут».
Задание: ответить на вопросы:
Почему горожане приобретают дачи?
Легко ли вырастить урожай на дачном участке?
Почему некоторые люди занимаются садоводством, а другие покупают
фрукты и овощи на рынке
Правда ли, что «Богатство не порок, но большое свинство»?
Правда ли, что богатые люди – все плохие, а бедные – все хорошие?
Правда ли, что «Богатство – это везение»?
Много ли нужно трудиться, чтобы стать богатым?
Стихи
ТРИ КОПЕЙКИ НА ПОКУПКИ
Маму в магазин провожает сын.
Три копейки ей даёт:
– Вот! Купи мне самолёт!
А ещё – ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетрадки, краски,
Маски, сказки и салазки!...
Постарайся не забыть!
А на сдачу можно даже
И свистульку мне купить!
Ш. Галиев
В тех краях, где кошельком
Мерят всё на свете,
Правда ходит босиком,
Катит ложь в карете.
Ложь всегда опередит
Истину немножко,
Но не бойтесь: победит
Правда-босоножка!
И. Ферер
Работа с картинками
Рисунок к русской народной сказке «Курочка Ряба».
Задание: раскрасить картинку, ответить на вопросы:
Почему расстроились дед и баба?
Что они хотели получить взамен золотого яичка? Почему?
Как называется распределение доходов и расходов?
Детские рисунки к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Задание: предложите ребенку нарисовать то, что он попросил бы золотой рыбки, если бы оказался:
На месте старика?
На месте старухи?
На своем месте?
Конспект занятия «Путешествие в прошлое денег»
Цель:
Обогащение представлений детейо денежной единице; научить понимать назначение денег; вызвать интерес к прошлому предмета, развить воображение.
Материал:
картинки с изображением денег, монеты, карандаши, альбомные листы.
Ход занятия:
Копейка: Ребята, здравствуйте! Меня зовут Копейка. Я такая несчастная меня все обижают, говорят, что я такая маленькая, что без меня можно обойтись, ведь на 1 копейку ничего нельзя купить.
Воспитатель: Не расстраивайся, Копеечка. Наши ребята знают такую пословицу: «Копейка - рубль бережет!»
Ведь из таких маленьких копеечек, как ты, состоит рубль. Если собрать много твоих подружек, можно купить много конфет и вообще всего, чего пожелаешь.
Копейка (радостно): Ой, правда, ребята? Как я рада. Я сейчас пойду и расскажу об этом своим подружкам.
Воспитатель: Подожди, Копеечка, еще успеешь это сделать. А сейчас мы
хотели бы узнать историю о том, как ты появилась на свет. Правда,
ребята? (Да, хотим.)
Копейка:
Появилась я на свет давно,
Назначенье у меня одно:
В магазине вы берите - все,
Что только захотите,
Только к кассе подойдите
И, конечно, заплатите.
Воспитатель: Как вы думаете, как люди расплачивались, когда денег еще не было?
ответы детей: Может, камешками? Или палочками?
Копейка: Может быть, древние люди действительно расплачивались камешками, но позже ракушками, которые назывались каури. Их собирали на веревочку, как бусы. А до этого люди просто обменивали товар на товар, например, одного быка на 2 топора.
Воспитатель: Как вы думаете, удобно было пользоваться таким расчетом? (Не очень.) Почему? Вот представьте, что вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо с собой взять быка или корову, чтобы расплатиться.
Дети: Это неудобно, потому что они занимают много места, их нельзя положить в карман, как деньги.
Воспитатель: Молодцы. Правильно. А сейчас давайте дослушаем рассказ Копеечки.
Копейка: Позже появились металлические деньги (показывает картинку). Они были тяжелые и занимали много места. И, наконец, появились бумажные деньги (показывает картинку).
Воспитатель: А какими деньгами мы пользуемся сейчас?
Дети: Бумажными, металлическими монетами.
Воспитатель: Чем, по-вашему, удобнее пользоваться?
Дети: Бумажными деньгами, так как они занимают мало места и легче металлических монет.
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем друзей для Копеечки, а потом поиграем с ними в магазин.
План-конспект занятия «Деньги»
Цель занятия:
познакомить детей с деньгами, их предназначением.
Материалы:
для воспитателя: деньги – монеты достоинством один, два, пять рублей; купюры достоинством 10, 50 рублей; копейки; простые предметы, с которыми часто сталкиваются дети, например, ручка, карандаш, наклейка, ластик и т. д. (реальная цена предметов не должна превышать десяти рублей).
Беседа с детьми
Вопросы детям:
кто из взрослых в вашей семье работает?
кем они работают?
что взрослые получают за свой труд?
что такое деньги?
какие российские деньги вы знаете?
зачем они нужны?
Ha что расходуют деньги? (Платят за квартиру, покупают продукты, одежду, вещи, откладывают на отдых.)
Выслушав ответы детей, обсудите их. После этого предложите детям рассмотреть бумажные купюры и монеты, сравнить их и сказать, чем они похожи и чем отличаются. Обратите внимание детей на то, что с одной стороны денежного знака указана его стоимость, есть цифры, слова, а с другой стороны - герб нашей страны. Расскажите, что деньги делают из разных материалов (бумажные, металлические), они бывают разных цветов.
Затем воспитатель показывает какой-либо предмет и спрашивает у детей, сколько рублей он может стоить; если ребенок не знает, педагог называет реальную цену. Например, ручка может стоить 3, 4 рубля и т.д.
Советы воспитателю
Внесите в книжный уголок книги, в которых упоминаются деньги. Можете вспомнить сказку «Золотой ключик», особое внимание уделите деньгам, которые встречаются в ней, рассмотрите иллюстрации. Этот материал понадобится к следующему занятию.
Посоветуйте родителям по дороге из детского сада домой, в магазине, обратить внимание детей на цены на различные товары, особое внимание следует уделить товарам, ценой до 10 рублей, а также отметьте, что один предмет может быть разной стоимости.
План - конспект занятия «Деньги вчера, сегодня, завтра»
Цель занятия:
познакомить с историей возникновения денежных знаков.
Материалы:
для воспитателя: деньги (монеты, купюры)
Беседа с детьми
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о деньгах. За это время мы вспомнили много интересных книг, в которых упоминаются деньги, рассмотрели иллюстрации. Поэтому, я надеюсь, вам нетрудно будет ответить на мои вопросы.
Вопросы детям:
всегда ли деньги были такие, как сейчас?
от какого слова произошло слово рубль?
чем одна монета отличается от другой?
чем отличаются бумажные деньги друг от друга?
всегда ли будут деньги?
Выслушав ответы детей, обсудить их.
Для справки
В древности люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Гончары меняли горшки. Кузнецы наконечники для стрел, топоры. Земледельцы - зерно, масло. Скотоводы овец, шерсть, кожу.
Обмениваться разными вещами было не очень удобно, и люди стали думать, какой предмет можно использовать для любого обмена. Перепробовали многое: и скот, и разные продукты. Но они не подходили: скот надо кормить, продукты портятся.
Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении или при переходе из рук в руки. В разные времена деньгами служили морские раковины, шкурки животных. Самыми удобными деньгами оказались металлические монеты. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди подешевле, из серебра дороже, а из золота самые дорогие. Но у металлических денег тоже есть недостаток: они очень тяжелые и занимают много места. Богатым купцам, которые ездили торговать в далекие страны, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как не прячь, грабители сразу его найдут. И поэтому люди придумали хранить золото в банках, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки. Так появились бумажные деньги. Деньгами оплачивают вещи, продукты, различные товары и услуги.
Обратите внимание детей на то, что слово «рубль» произошло от слова «рубить», что монеты отличаются одна от другой величиной (сравните их, накладывая одну монету на другую). Чем больше размер, тем она дороже, и наоборот. Вместо денег иногда используют карточки (если есть возможность, покажите). Их основное достоинство в том, что они занимают мало места, и с их помощью можно расплатиться за товар в магазине. С этими карточками можно ездить в другие страны, не имея при себе денег. В каждой стране свои деньги, называются они по-разному. Можно спросить у детей, какие еще деньги, кроме российских, они знают.
Консультации для родителей
Почему мы пользуемся деньгами?
Мы используем деньги как средство платежа за товары и услуги. Сегодня люди расплачиваются за что-либо монетами, банкнотами (бумажными деньгами), чеками, кредитными карточками, дебетовыми карточками (карточки, которые используются я при расчетах через кассовые автоматы). А до того как были изобретены деньги, люди могли что-либо приобрести, только давая что-нибудь другое в обмен на желаемую вещь. Сделать равноценный обмен было трудно, да и сделку приходилось завершать сразу. После введения денег появилась возможность большей гибкости при приобретении товаров или услуг: деньги позволили устанавливать стандартные цены, их можно было копить и использовать для покупок в дальнейшем.
У разных народов деньгами служили различные вещи. В качестве денег могло использоваться все, что угодно, любая вещь, которая для какой-то группы людей считалась ценной и важной для жизни. Раковины и перья, меха и ткани, соль и скот использовались в качестве денег в разное время, устанавливая стандарт, по которому измерялись все остальные вещи. С самых ранних времен деньгами служили благородные металлы золото и серебро, так как это были долговечные материалы, которые можно было перевозить, делить на части, и многие группы людей считали их ценными. В качестве денег использовались тщательно взвешиваемые количества этих металлов; эта практика и привела к изобретению монет в VII веке до нашей эры в царстве Лидия (сейчас это Турция). На первых монетах указывался их вес и достоинство.
Бумажные деньги, или банкноты, вошли в обращение в Китае примерно в X веке. Из-за того, что китайские монеты были тяжелыми, люди начали оставлять их у купцов, которые давали расписки, и этими расписками иногда пользовались при покупке товаров. Вскоре китайское правительство взяло на себя работу по печатанию расписок, которые люди могли использовать в качестве денег. Хотя банкноты были просто бумажками и сами по себе ценности не представляли, они стали деньгами потому, что они представляли ценности в частности, золото и серебро, хранившееся в других местах. Монеты впоследствии также стали символом ценности, а не самой ценностью.
Когда-то изготавливающиеся из серебра и других благородных металлов, в настоящее время монеты делаются из недорогих металлов в различных комбинациях. Чеки и кредитные карточки, которые распространены сегодня, также представляют деньги, а применяются потому, что ими удобно пользоваться.
Как происходит обращение денег?
Объясним это на примере Соединенных Штатов Америки. После того как в Бюро чеканки и печати отпечатают новые деньги, Казначейство Соединенных Штатов Америки отправляет их в 12 Федеральных резервных банков, расположенных по всей территории страны. Резервные банки распределяют наличные деньги по коммерческим банкам и другим учреждениям, в которых люди хранят свои деньги. Клиенты забирают деньги из банков и тратят их на горючее, пищу, книги и так далее. Затем магазины сдают деньги в банк, и процесс повторяется.
Что происходит со старыми деньгами?
Когда деньги изнашиваются, становятся грязными или поврежденными, коммерческие банки отправляют купюры в один из Федеральных резервных банков для замены на новые. Если Резервный банк решит, что деньги непригодны для обращения, их уничтожают, (Поврежденные монеты возвращают в Казначейство).
Хотя купюры изготавливают из бумаги более прочной, чем обычная, они, тем не менее, не могут находиться в обращении долго, так как изнашиваются. Банкноты различного достоинства имеют разную устойчивость к износу: банкноты малого достоинства изнашиваются быстрее, так как ими пользуются чаще. Однодолларовая купюра, например, держится в обращении 18 месяцев; двадцатидолларовая купюра может находиться в обращении два года, а стодолларовая в течение восьми с половиной лет. Монеты, естественно, более долговечны они служат примерно 25 лет. Замену старых купюр на новые может производить не только Федеральный резервный банк. Любой человек может сдать изношенную или рваную купюру в местный банк и получить взамен новую. Если сохранилась хотя бы половина купюры, любой банк должен выдать вместо нее новую купюру того же достоинства.
Кто придумал деньги? И почему копейку назвали копейкой?
Деньги придумали люди. Монеты – это самый древний вид денег. Первые монеты стали чеканить в Древнем Китае в 7 веке до нашей эры. Современные российские монеты – это 10 рублей, 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль, 50,10, 5 копеек и 1 копейка.
Существует несколько версий, почему копейку назвали копейкой. Изначально на копейке изображался святой Георгий Победоносец, поражающий копьём Змея. И некоторые считают, что копейка происходит от слова «копьё». Но Владимир Даль в своём толковом словаре живого великорусского языка пишет, что копейка произошла от слова «копить» деньги.
Что такое карманные деньги?
Карманные деньги это деньги, которые родители выдают ребенку каждую неделю. Дети могут тратить эти деньги на свои собственные нужды игрушки, какие-нибудь вкусные вещи, игры и прочую деятельность с друзьями. В некоторых семьях карманные деньги детям не выдаются, а если ребенку что-то нужно, он в каждом случае просит деньги у родителей. Но практика выдачи карманных денег вещь полезная: дети с ранних лет учатся планировать свои расходы и соразмерять их со своими возможностями, так чтобы уложиться в ту сумму, на которую они могут рассчитывать каждую неделю. И дети учатся экономить, откладывать деньги: желая купить что-то дорого стоящее, они каждую неделю откладывают часть своих карманных денег, пока не соберут нужную им сумму.
По мере того как дети растут, они приобретают навыки, как обращаться с деньгами. Но взросление означает и возрастание расходов.
Если вы хотите, чтобы ваши родители увеличили вам сумму карманных денег, вам нужно это обосновать. Составьте список того, на что вы обычно тратите деньги, и покажите его родителям (из него они смогут увидеть, например, что билеты в кинотеатр подорожали). В любом случае вы должны четко, ясно и спокойно изложить родителям свои желания и обосновать их. После этого дайте родителям время на то, чтобы обдумать это и принять решение. Действуя, таким образом, вы можете добиться желаемых результатов.
Взрослым о детях
Дорогие родители, бабушки и дедушки!
В некоторых семьях планируется буквально всё: покупки, поездки, праздники, время завтраков, обедов и ужинов. Другие люди привыкли жить, не задумываясь о будущем, они спонтанно отправляются путешествовать, покупать, что хочется и когда захочется. Третьи увлеченно планируют, но их планы никогда не воплощаются в жизнь. В условиях кризиса тема планирования становится особенно актуальной.
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА.
Существует два вида планирования: долгосрочное и краткосрочное. Обсудите
всей семьёй, какие цели и желания есть у каждого из членов семьи, что из этого наиболее необходимо, что нужно в первую очередь, а что может подождать.
Например, в Вашей семье принято раз в год ездить отдыхать за границу,
ради этого Вы можете отказаться от нового телевизора и посудомоечной
машины. В другой семье иные приоритеты, и соответственно планирование
будет отличаться.
Обсудите, какие доходы и расходы предстоят Вашей семье в ближайшем году.
Чем дети могут помочь родителям. Конечно, планы нужно осуществлять день
за днем, а не откладывать в долгий ящик, но при этом важно понимать, что и
планы могут нуждаться в корректировке в зависимости от ситуации.
ПЛАНИРУЕМ БЮДЖЕТ.
Делите доходы на несколько статей: на коммунальные услуги, средства связи, транспорт, еду, одежду и т.д. Крупные покупки планируйте заранее. Отдельно откладывайте деньги на будущее (например, обучение детей в институте, поездки).
Не стоит ограждать детей от темы денег. Они полноправные члены Вашей семьи, и хотят принимать участие в обсуждении денежных вопросов. Вы можете объяснить ребенку, как и на что тратятся деньги, откуда они берутся. Обучение ребенка финансовой грамотности можно начинать, как только Вы впервые возьмёте его в магазин. В будущем из ребенка, который осознаёт функции денег, вырастет взрослый, умеющий зарабатывать, копить и тратить деньги.
КАРМАННЫЕ РАСХОДЫ.
Карманные деньги – собственность детей. Только на практике дети могут понять, как обращаться с деньгами. Позвольте им самим решать, на что тратить их деньги, но всегда будьте готовы помочь советом и личным примером демонстрируйте разумное отношение к деньгам.
Елена Лаврова (факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова)
Дидактические игры
«У ТЕБЯ ЕСТЬ КОПИЛКА»
Задание:
Ты накопил 10 монет. Пришёл черед их тратить. Подумай, на что ты их потратишь и как. Нарисуй предметы и монеты.
«КЛАД»
Задание:
дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин и галчонок Хватайка нашли клад – 100 золотых монет. Почтальон Печкин помог довезти его домой на велосипеде. Они сдали деньги государству и получили четвертую часть – 25 золотых монет.
Как их разделить? Нужное отметь и объясни, почему ты выбрал такое решение.
Разделить:
– с помощью жребия;
– поровну;
– не будете делить, а поспешите вложить их в прибыльное дело;
– кому-то больше, кому-то меньше;
– другие варианты.