Категория участников: учащиеся начальной школы 3 класс (9-10 лет)
Автор: Дмитриева Светлана Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №4», г. Заводоуковск
Цель: дать понятие сущности денег, их роли в повседневной жизни, рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.
Предметные образовательные результаты
Усвоение понятий по теме: деньги, обмен, товар, ликвидность
Овладение предметными умениями: понимание и правильное использование термина «деньги»; представление о роли денег в семье и обществе; умение характеризовать виды и функции денег; проследить процесс развития денег от примитивных форм до современных.
Метапредметные образовательные результаты
познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в словаре и Интернете, проявление познавательной и творческой инициативы; освоение способов решения проблем поискового характера
регулятивные: понимание цели своих действий, проявление познавательной и творческой инициативы, адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,
коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценить собственное поведение и поведение окружающих
Личностные образовательные результаты: создать условия для развития умения оценивать результаты своей деятельности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Финансовая грамотность невозможна без понимания сущности денег и их свойств. Эта тема является интересной и в то же время обязательной для каждого человека, который хочет научиться с ними обращаться и понять, по каким законам они живут. Деньги можно назвать интернациональным языком рынка мира, на котором общаются люди со всей планеты. Понимание функции денег – первый шаг к финансовой грамотности. Предлагаю методическую разработку классного часа по теме «Что такое деньги и откуда они пришли».
Ход занятия
1. Введение в тему занятия.
Учитель: Ребята, вы знаете, к нам пришли гости, они хотят вас куда-то пригласить, хотите узнать куда? Давайте их послушаем.
В класс входят наряжены скоморохи (заранее подготовленные учащиеся)
Скоморох 1.
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гулянье!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
Скоморох 2.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Скоморох 1.
Что душа твоя желает —
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
Скоморох 2.
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается –
Наша ярмарка открывается!
Скоморох 1
Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовем!
Мы игрушки продаем!
А ну, честной народ,
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей!
Ребята, не зевайте,
Кто хочет, покупайте!
Скоморох 2
Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо чудное, а не товар!
Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Учитель: Ребята, куда это мы попали? (на ярмарку)
А что это такое? Что там делают? Зачем она нужна?
2. Игра в «Ассоциации».( Корзина идей)
Ребята, а какие ассоциации у вас вызывает слово ярмарка? С чем мы будем знакомиться? Давайте соберем корзину идей. (Учитель достает корзину и предлагает детям написать на листочке слова, которые у них связаны со словом «ярмарка». Дети пишут на листочках слова: товар, деньги, покупка, продажа, веселье, игры, конкурсы и др. Листочки помещаются в корзину. В конце занятия в ходе рефлексии дети заберут свои листочки, дополнят их новыми понятиями или вычеркнут лишние)
3. Формулирование темы занятия. Целеполагание. Постановка проблемы.
Ребята, вы хотите принять участие в ярмарке? А кто участвует в ярмарке? (продавцы и покупатели)
Распределите в парах, кто из вас будет продавцом, а кто покупателем.
Можем ли мы начать нашу ярмарку? (Дети говорят, что не можем, так как у продавцов нет товаров, а у покупателей нет денег)
А вы знаете, что такое товар и что такое деньги? Предлагаю вам сегодня на занятии выяснить это. А что о них вы хотите узнать? (какие деньги были раньше, из чего их делали и т.д)
4. Работа с источниками информации
Давайте сначала узнаем значение слов товар и деньги
Покупатели будут работать с толковыми словарями, а продавцы найдут значение слов в Интернете.
Результат работы продавцов:
ТОВА́Р
Мужской род
Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путём обмена, купли-продажи.
"Производство товаров"
Вообще — то, что является предметом торговли.
"Хороший т."
ДЕ́НЬГИ
Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже.
Капитал, средства.
"Большие д. Он не при деньгах не имеет средств, денег; разг."
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
Продукты, производимые не для обмена, в экономическом смысле товарами не являются.
Де́ньги — всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться. По своей форме деньги могут быть особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными благами или ценностями, записями по счётам.
Результат работы покупателей:
Словарь Ожегова
ТОВАР
ТОВА́Р, -а (-у), м.
1. Продукт труда, изготовленный для обмена, продажи. Потребительная стоимость ~а (создаваемая конкретным трудом). Товары народного потребления (все ~ы бытового назначения).
2. Вообще то, что является предметом продажи, торговли. Ходовой т. Т. лицом показать (перен.: показать что-н. с лучшей стороны; разг.). У вас т., у нас купец (т. е. вы продаёте, мы покупаем; устар.разг.).
| прил. ~ный, -ая, -ое. Товарное обращение. Товарные запасы. Т. знак (знак предприятия, фирмы). Т. вид (хороший внешний вид продаваемого ~а).
ДЕ́НЬГИ, денег, деньга́м и (устар.) де́ньгам.
1. Металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.
2. Капитал, средства. Большие д. Сумасшедшие д. (очень большие; разг. неодобр.). Бешеные д. (легко доставшиеся большие ~, а также вообще чрезмерно большие ~; разг.). Не при деньгах кто-н. (не имеет средств, денег; разг.). Полтинник не д.(небольшие ~). Время д. (посл.).
• Делать ~ из воздуха получать доходы, не вкладывая ~ ни во что, не имея никакого начального капитала.
| уменьш. денежки, -жек. Д. счёт любят (посл.). Плакали мои д.(пропали, не вернёшь; разг. шутл.).
| унич. деньжонки, -нок (ко 2 знач.) и деньжишки, -шек (ко 2 знач.). Завелись деньжонки.
| прил. денежный, -ая, -ое. Денежная единица законодательно установленная единица всеобщего эквивалента (действительных денег), служащая для соизмерения и выражения цен всех товаров и представляемая денежным знаком (денежными знаками) (спец.).
Словарь Ушакова
ТОВАР
товара (товару), м.
1. (мн. в знач. разных видов, сортов). Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем купли-продажи (экон.); вообще всё, что является предметом торговли. Надо, наконец, понять, что товары производятся в последнем сете не для производства, а для потребления. Сталин. Мой корабль, стоящий на якоре в заливе, полон редких товаров. Жуковский. красный товар (см. красный). В магазинах много товару. Ходкий товар. Лежалый товар. Колониальные товары.
2. только ед. Выделанная готовая кожа (сапож.). Опойковый товар.
Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012
ДЕНЬГИ
денег, деньгам-деньгам, ед. (истор.) деньга, деньги, и (простореч.) деньга, деньги, ж. (тюрк. tamga – клеймо, печать).
1. только мн. Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Медные деньги. Заработал много денег.
2. только мн. Капитал, состояние, средства (разг.). Он теперь при больших деньгах. Ни за какие деньги не отдам. Время – деньги. Пословица.
3. только ед. деньга, деньги, собир. То же, что деньги (простореч.). Зашибать деньгу. У Павлинского всегда водилась вольная деньга. Салтыков-Щедрин.
4. деньга, деньги, ж. То же, что денежка в 1 знач. (истор.).
Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012
5. Введение понятий обмен товарами, рубль, ликвидность
Мы знаем теперь значение этих слов, можем начинать ярмарку? Что может быть товаром у вас, продавцы (дети достают из портфели некоторые вещи). А вы, покупатели, готовы к ярмарке(нет, у нас нет денег). Как же нам быть?
Просмотр мультфильма https://www.youtube.com/watch?v=WGfcUzlozlU
- Что использовали герои в качестве денег? (морковку, фантики)
Такой обмен товарами вместо денег использовали раньше и называли натуральным обменом.
Попробуем осуществить натуральный обмен (дети в парах обмениваются вещами, договариваясь сколько одного товара надо отдать за другой)
А кто знает, что использовали в качестве денег народы разных стран? Давайте посмотрим мультфильм и узнаем. https://www.youtube.com/watch?v=9EDcFosLmEQ
Что использовали в качестве денег (соль, какао-бобы, табак и т.д).
Когда все изменилось (когда вместо них стали использовать слитки золота и серебра)
Как из них появился рубль (слитки нарубили)
Зачем их нарубили (чтобы примерно уравнять по весу)
Почему возникли бумажные деньги ( чтобы не стать жертвой пиратов и грабителей золото и серебро купцы стали обменивать на расписку, в которой было указано, сколько монет отдал купец)
Это количество стали называть номиналом.
6. Рефлексия
Возьмите из корзины свои листочки и проверьте, что вы написали в начале занятия. Хотите ли вы что-то добавить, убрать? (дети исправляют записи)