А.А. Ролич
Аннотация. Данное исследование было проведено с целью выявления уровня оптимизма у студентов. Объектом исследования являются студенты очной формы обучения в возрасте 18-22 лет. Феномен оптимистичности студентов представляет особый интерес в связи с его связью с успешностью учебной деятельности. После детального анализа научной литературы была выявлена недостаточная информация об исследованиях в области уровня оптимизма у студентов. Материалы, полученные в данной работе, помогают глубже изучить проблему и дают практические рекомендации по ее решению.
Ключевые слова: позитивная психология; атрибуция; психика личности; самообладание; личностное развитие; положительные эмоции.
Одной из главной склонности развития нынешней психологии является то, что вырос интерес к ряду позитивных аспектов человеческого жизни, таких как: личностный рост и самореализация, человеческое счастье, жизнестойкость и прочее. С этим нововведением, одним из направлений исследования в позитивной психологии стала психология оптимизма [1].
Смысл оптимизма закреплен в важности принятия мира, принятия его «здесь и сейчас», что зачастую описывается через ассоциации «умение радоваться каждой прожитой минуте». Всегда оптимизм был символом не только веры, но и убеждений в наилучшее будущее.
В древности оптимистом считали того, кто принимал окружающий мир безупречным и без изъянов, а живущие в безупречном мире люди также единственны и неповторимы [2]. Быть оптимистом в древности означало понимать жизнь как личностное развитие, которое подчиненно циклам, которые ведут к цели.
М. Селигман пояснял, что суть оптимизма состоит в исключительном способе атрибуции, а именно – в стиле объяснения причин положительных или отрицательных эмоций у человека. Через стиль атрибуции можно отследить опыт беспомощности. А именно, в случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта уменьшается, в случае пессимистической – увеличивается [3, 4].
Именно стиль атрибуции, по мнению М. Селигмана, является основой «оптимизма-пессимизма» как свойства личности. Оптимисты, по мнению М. Селигмана отличаются от пессимистов тремя основными признаками стиля атрибуции: широтой, постоянством и персонализацией [5].
Следует выделить, что в рамках данного подхода М. Селигманом разработана уникальная методика диагностики оптимизма-пессимизма, применимая не только к отдельным людям, но и различным социальным общностям.
Уровень оптимизма у студентов оценивался с помощью опросника «оптимизма – пессимизма» Мартина Селигмана.
В результате проведенного исследования были получены результаты, которые будут более подробно описаны ниже.
Проанализируем полученные результаты:
Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 70% респондентов высокий уровень оптимистичности, у 17% выявлен средний показатель, а у 13% низкие показатели оптимистичности. Из этого следует, что испытуемые вполне оптимистично смотрят на происходящие как положительные, так отрицательные, события в жизни.
2. Индекс PmG («Permanent good» - постоянство хороших событий):
Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 3% респондентов высокий уровень оптимистичности, у 18% выявлен средний показатель, а у 60% весьма низкие показатели оптимистичности. Из этого следует, что испытуемая группа склонна не стремиться добиваться успехов и идти к поставленной цели.
3.Индекс PvB («Pervasivness bad» - пространственное распространение плохих событий):
Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 57% респондентов умеренный уровень оптимистичности и пессимистичности, у 43% выявлен средний показатель, высокого уровня оптимистичности и пессимистичности не выявлено. Из этого следует, что испытуемые вполне оптимистично смотрят на происходящие как положительные, так отрицательные, события в жизни.
4.Индекс PvG («Pervesivness good» - пространственное распространение хороших событий):
Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 83% выявлен средний показатель, а у 13% весьма низкий показатель, высокого и умеренного уровня оптимистичности не выявлено. Из этого следует, что испытуемые вполне оптимистично смотрят на происходящие, не замечая неприятности и концентрируясь на хорошем.
5. Индекс PsB («Рersonalization bad» - персонализация плохого):
Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 7% респондентов высокий уровень самооценки, у 90% выявлен средний показатель, а у 3% весьма низкие показатели самооценки. Из этого следует, что испытуемая группа склонна к самокопанию в сути и попытаются найти проблему в себе, что часто приводит к депрессиям.
6. PsG («Personalization good» - персонализация хорошего):
Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 3% респондентов высокий уровень оптимистичности, у 57% выявлен средний показатель, а у 40% весьма низкие показатели оптимистичности. Из этого следует, что испытуемая группа склонна не стремиться добиваться успехов и идти к поставленной цели.
7. Индекс В (итог по неблагоприятным событиям):
Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 20% респондентов высокий уровень оптимистичности, у 50% выявлен средний показатель, а у 30% весьма низкие показатели оптимистичности. Из этого следует, что исследуемая группа в умеренной степени склонна к ярко выраженной негативной реакции на происходящие неблагоприятные события.
8. Индекс G (итог по благоприятным событиям):
Рассматривая данные, можно сделать вывод о том, что у 67% выявлен средний показатель, а у 33% весьма низкие показатели оптимистичности, умеренного и высокого уровня оптимистичности не выявлено, что свидетельствует о том, что испытуемые настроены негативно в их отношении к миру, людям, ситуациям, которые происходят в их жизни.
9. Индекс разности G-B (окончательный итог):
В результате проведенного тестирования, анализ результатов по индексу «В», предполагающий итог по неблагоприятным события, показывает, что в исследуемой группе нет ярко выраженных уровней оптимистичности - пессимистичности, но, незначительный отрыв имеет умеренно пессимистичное значение (30%) у студентов. Из этого следует, что исследуемая группа не склонна к ярко выраженной негативной реакции на происходящие неблагоприятные события.
Результат по индексу «G», предполагающий итог по благоприятным событиям, показывает, что испытуемые вполне оптимистично смотрят на происходящие как положительные, так отрицательные, события в жизни.
Анализ результатов по индексу конечного итога показывает, а точнее разности индексов «G» и «B», что среди испытуемых наиболее распространен (57%) весьма пессимистичный уровень, 33% студентов с умеренным уровнем пессимистичности, что характеризует испытуемых, как задумчивых, не умеющих радоваться мелочам, недоверчивых к окружающим. Но, в испытуемой группе студентов, как показали результаты (0% и 7%), не преобладает уровень оптимистичности. Следовательно, можно сделать вывод, что в группе, где проводилось исследование, преобладают студенты с весьма пессимистичным уровнем.
В ходе работы была реализована цель исследования: выявлен уровень оптимизма у студентов. Сам же смысл оптимизма закреплен в важности принятия мира, принятия его «здесь и сейчас», что зачастую описывается через ассоциации «умение радоваться каждой прожитой минуте». А оптимистичный взгляд на ситуацию позволяет человеку за большим количеством негативных событий увидеть их истинную причину, и, самое главное, адекватно оценить ситуацию и своевременно и разумно на нее отреагировать на нее.