Понятие «традиция», исходит от латинского traditio, означающему «передавать». Первоначально traditio использовалось в прямом его значении, обозначающее материальное действие: так, в римской империи его применяли при вручении какого-либо предмета и даже, при выдаче дочери замуж.
В наши времена, слово «традиция», также имеет связь с прошлым, с тем, что утратило новизну, но, неизменно, не смотря на все исторические катаклизмы, символизирует стабильность их восприятия и соблюдения.
Праздников на Руси было великое множество. Сохранились праздники, которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая об их происхождении.
А ведь существуют праздники, которые вновь применимы и в нашей современной жизни. Возрождаются древние славянские традиции с их неповторимым этническим багажом.
Народные (фольклорные) праздники – это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций и т.п.). Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней.
И в России, и в других странах основные народные праздники носили природно-земледельческий характер. С этой точки зрения, праздники – своеобразный дневник быта людей, их жизненного уклада, времен года в целом, а значит, трудовой культуры.
С другой стороны, народные праздники – это образец высоконравственных отношений, это пример толерантного общения, сотворчества. Сохранившийся культ природы, ее поэтизация и обожествление, приоритет духовных ценностей – это отличительная черта древних славянских племен. Христианские верования, которые тесно сплелись после принятия христианства с языческими представлениями, несомненно, также являются образцом душевного и духовного отношения человека к миру. Нет необходимости доказывать, какой воспитательный гуманистический потенциал имеет обращение детей к духовной культуре народа.
Изучая свои истоки, ученики лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность, приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле.
А использование метода проектной деятельности в исследовании народного богатства дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости.
Метод проектов — комплексный обучающий метод, который дает ученику возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектной деятельности — один из эффективных интерактивных методов обучения и воспитания. Метод проектов активно реализуется в нашей школе в учебно - воспитательном процессе в течение уже многих лет.
В начале учебного года 5-6 класс начал реализовывать долгосрочный социальный проект «Проведение мероприятий по теме «Народные праздники» в 2- 4 классах».
В совместной деятельности мы прошли все этапы проекта.
Описание проекта «Народные праздники».
Цель: формирование этической и экологической культуры школьников через приобщение учащихся к народным, природным праздникам прошлого.
Задачи:
- формировать толерантное отношение к культурам народов России;
-развивать творческое сотрудничество детей между собой, детей и взрослых в процессе собирания материала, подготовки и проведения праздника;
-на примере традиционного для народа преклонения перед природой формировать бережное, ответственное отношение к ней учащихся;
-способствовать самореализации, самовыражению личности школьника.
Этапы проекта.
На этом этапе обсуждались разные идеи, предложенные детьми.
Мысль о проведении мероприятий для учащихся начальной школы показалась самой увлекательной. В этой деятельности учащиеся 5 – 6 класса, могли проявить себя наиболее многогранно и принести пользу другим. Но мероприятие – это форма, труднее было выбрать содержание, актуальное, практически значимое и для самих учащихся 5 – 6 классов, и для ребят начальной школы, ведь поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации проектной деятельности. Среди идей (здоровый образ жизни, вредные привычки, народные праздники, экологическое просвещение и др.) идея знакомства с народными (фольклорными) праздниками показалась на тот момент самой злободневной.
Дети признали, что и у них знаний по этой теме мало, и у ребят начальной школы тоже (ведь они сами были выпускниками начальной школы и могли об этом судить). На этом этапе определили и примерные пути решения проблемы. Обсудили, что может быть результатом проекта: копилка собранного материала по теме, которой могли бы использовать и ученики школы, и учителя при подготовке своих мероприятий; составление и проведение праздников для учащихся 1-4 классов.
Проект решили реализовывать 2 года, так как понимали, что материал очень обширен, богат.
На данном этапе происходил более полный анализ проблемы, определились возможные источники информации, более точно формулировалось, что может входить в копилку «Народные праздники».
Цель и задачи проекта обозначились более четко и полно.
Были выбраны ответственные за подготовку каждой микротемы, определено время на ее разработку и представление.
Результатом 1-го полугодия должна стать копилка собранного материала и проведение праздника « Капустные посиделки» и «Святки» (по готовому и отредактированному сценарию).
Планирование продолжить проект.
2- е полугодие – составление и проведение праздника «Масленица».
Проект «Народные праздники»
сроки |
план |
участники |
Сентябрь |
Анкетирование |
2 – 4 класс |
Сентябрь |
создание плана действий, выбор инициативной группы |
5 – 6 класс |
Октябрь |
собирание материала по теме: «Осенние фольклорные праздники»:
- «Капустные посиделки». (названия, содержание, традиционные формы проведения, музыка, иллюстрации, песни, пословицы, поговорки, загадки, приметы, эскизы костюмов и т.п.) |
5 - 6 класс |
Октябрь Ноябрь |
1.Знакомство с основными осенними праздниками: « Семенов день» «Покров» «Кузьминки»
2. Знакомство и разучивание: пословиц, поговорок, частушек, русских народных песен и игр. 3.Рисунки |
1 - 4 класс
|
Ноябрь |
1.составление сценария праздника «Капустные посиделки» 2.репетиции театрализованной части праздника
|
5 – 6 класс |
Декабрь |
обработка, оформление собранного материала |
5 – 6 класс |
Январь |
Презентация проекта |
5 – 6 класс |
|
Подготовка к празднику «Святки» |
|
Реализация проекта.
1. Информационный во время поиска материала, так как дети учились добывать и анализировать информацию о фольклорных праздниках, используя различные источники. Положительной стороной явилось и то, что ребята обращались не только к книгам, интернету, но и к родственникам (активно принимали участие в подборе материала некоторые мамы, бабушки).
2. Творческий в период составления сценария и подготовки спектакля, потому что форма представления результата (спектакль, игровая программа) требовала от детей выражения креативности (придумывание сценария, подготовка костюмов, актерская работа и т.п.).
3. Практико-ориентированный, так как четко был нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта и внешних заказчиков (учащиеся начальной школы), ориентирован на результат.
Результатом явился конкретный продукт – копилка собранного материала по теме, созданный сценарий, спектакли-праздники по теме. По характеру координирования проекта его можно назвать проектом с явной координацией. Как учителю и руководителю проекта мне пришлось направлять работу ребят, консультировать по разным возникающим в процессе подготовки проекта вопросам, организовывать отдельные этапы проекта (например, редактирование сценария, репетиции). Все это необходимо было делать ненавязчиво, в содружестве с учащимися, чтобы желание продолжать проектную деятельность у них не пропало.
Презентация собранного материала планируется на внеурочной деятельности в январе.
4.Оценка результатов.
На каждом этапе происходил анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Во время представления собранного материала оценивалось его многообразие, точность, информативность, творческие находки в презентации и т.п.
Ученики 1-4 классов с интересом и удовольствием следили за действием спектакля и очень активно принимали участие в игровой программе. Коллективный анализ проделанной работы продолжался после выступления. Инициативная актерская группа выступала и перед своими одноклассниками, которые тоже выражали свое мнение о результатах данного этапа проекта.
Метод проектов – это метод обучения, предполагающий постановку самими учащимися значимой и интересной для них и для других проблемы, которую необходимо решить, получив конкретный, «осязаемый» результат. Для нашего проекта таким «осязаемым», внешним, открытым результатом можно считать Копилку собранного и систематизированного материала по теме «Народные праздники», созданный самими учащимися (с помощью консультаций учителя) сценарий праздника «Капустные посиделки» и спектакль по этому сценарию. А также фотоотчет.
Но при реализации проекта в обучении и воспитании можно говорить и о внутреннем, не сразу открывающемся результате. Дети, реализуя проект, тем более коллективный, находятся в позиции исследователя, творца, что ведет, в конечном итоге, к развитию творческих способностей, к формированию универсальных компетентностей, в том числе коммуникативных. Сотрудничество, сотворчество, атмосфера праздничности, свойственные социально-значимой деятельности, приводит к качественным преобразованиям личности.