Цели урока:
Оборудование: доска, медиа-проектор, компьютер, распечатанные тексты для работы.
Урок рассчитан на проведение в конце учебного года, когда курс литературы изучен, обучающиеся устали и «нуждаются» в темах, вызывающих интерес в подростковом возрасте. На уроке есть возможность, повторив изученные теоретические сведения, перейти к теме фанфиков – произведений, активно создаваемых именно в возрасте 14-17 лет. При повторении литературоведческих терминов интегрируем предметы «Литература» и «Русский язык», проводя диктант, цель которого - проверить не только знание теории литературы, но и повторить орфографию. Самостоятельная работа по карточке позволяет вспомнить пунктуационное правило (предложения с обобщающими словами). Таким образом, мы стараемся развеять существующий среди учеников миф об отсутствии связи между разными школьными предметами. Кроме того, просим ребят создать собственные вопросы, связанные с повторенными литературоведческими терминами (подобные задания традиционны на наших уроках, поэтому не отнимают много времени).
При работе с новым термином используем общепринятые приёмы усвоения нового слова, запоминания его звучания и значения. Работаем по привычной схеме изучения лингвистических терминов: что (определение понятия)? какое (характерные признаки, типология)? зачем (цель создания)? В работе используем частично-поисковый метод, анализируя подобранный учителем материал. При возможности используем возможности сети Интерент (общеизвестная «Википедия», сайты-архивы фанфиков). После нахождения ответов на данные вопросы непременно просим ребят обобщить данные сведения по плану, созданному в процессе целеполагания, - для лучшего запоминания и для развития связной речи.
На следующем этапе урока анализируем фанфики, вырабатываем принципы выполнения подобной работы, после чего в группах проходит творческая работа – попытка создать сюжет собственного фанфика по выбранному произведению.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
«Перевёртыши»: определите название художественного произведения, в котором все слова заменены на противоположные по смыслу. Назовите автора. «Переросток» «Крокодилы, приказывающие холопу» «Бубновый валет» «Генеральский сынок» «Юная посредственность» «Легенда многих деревень» «Смерть и туфельки» Какое из прочитанных в этом году произведение запомнилось больше всего и почему? |
«Недоросль», Д.И.Фонвизин «Лягушки, просящие царя», И.А.Крылов «Пиковая дама», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», А.С.Пушкин «Старый гений», Н.С.Лесков «История одного города», М.Е.Салтыков-Щедрин «Жизнь и воротник», Тэффи
|
Как видите, мы в этом году познакомились с большим количеством интересных произведений. Но вместе с произведениями литературы мы изучали и … внимание на доску (запись – «Теория литературы»). Для чего ее нужно знать? Какие цели поставим перед собой на уроке по теории литературы? |
Трудно понять, что хотел сказать автор, если не знать язык, на котором он говорит. Вспомнить изученные в этом году литературоведческие термины, проверить прочность их усвоения. |
Терминологический диктант: ученик на доске записывает диктуемые обучающимися термины и комментирует их написание и значение (домашним заданием было повторение терминов – стр. 388 -395 учебника В.Я.Коровиной для 8 класса). Слова для диктанта: аллегория, беллетристика, гипербола, интерпретация, композиция, кульминация, пейзаж, псевдоним, стихотворения в прозе, трагедия, романтизм, эпиграмма, фанфик. Самостоятельная работа у доски: подобрать однородные члены к обобщающим словам, с полученным материалом составить предложения. Материал для работы: литературные роды, драматические жанры, элементы композиции. (Эту работу проверяет «эксперт»).
Последнее записанное слово вызывает затруднения и вопросы. Так что мы хорошо знаем? А что нам предстоит узнать ещё? Новый этап целеполагания, заполнения подготовленной на доске координатной плоскости: в центре – «Фанфик», на лучах – «Что?», «Какое?», «Для чего?» |
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Элементы композиции: зачин, развитие действия, кульминация, спад действия, концовка, эпилог.
Знаем сведения о популярных жанрах, родах литературы и структуре художественного произведения. Не знаем, что такое фанфик.
Цели: узнать, что такое фанфик, какими бывают фантики (типология, структура), какова цель создания. |
Как мы можем достичь поставленных перед собой целей? Откуда можем почерпнуть информацию?
Какой способ узнавания нового вам больше по душе? Группа учеников работает самостоятельно: ищут материал о фанфиках в Интеренте. Остальные в течение 5-6 минут сравнивают два текста, которые есть на каждой парте (Приложение 1), после комментария учителя: - Попытайтесь дать своё определение фанфику, зная, что текст А.К.Толстого является фанфиком по отношению к фрагменту «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.
Группа, работающая в Сети, выводит на экран полученную информацию.
Ученики на координатной плоскости (что?) «завязывают узелок»: записывают определение фанфика. Затем подчёркивают ключевые слова, называют характерные черты данного жанра.
Далее следует сообщение о разновидностях фанфиков (его заранее подготовил ученик), остальные записывают термины на координатой плоскости (какое?)
Перечитайте запись в тетради и фрагмент «Истории» А.К.Толстого. попробуйте самостоятельно определить, для чего создавались и создаются фанфики.
Какие цели мы ставили перед собой? Достигли? Докажите: расскажите, что вы узнали о термине «фанфик», ориентируясь на заполненную в течение урока схему.
|
Найти материал в словаре, в Интернете, проанализировать материал, являющийся фанфиком.
Произведение Алексея Толстого создано на основе «Истории» Карамзина, писатель использует те же образы, исторический сюжет. Но Алексей Константинович оценивает события иронически, в отличие от Карамзина. Значит, фанфик – переложение известного художественного произведения с ориентацией на известных героев и популярный сюжет. Фанфик (также фэнфик; от англ. fan «поклонник» и fiction «художественная литература») — жанр массовой литературы, создаваемой по мотивам художественного произведения его поклонниками, обычно на некоммерческой основе (для чтения другими поклонниками). Фанфик основывается на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном иликинематографическом) и использует его идеи сюжета и/или персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение,предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений) и так далее. Фанфик — разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, так называемого фан-арта в широком смысле этого слова.
Общие
Любовные
Читатель после прочтения произведения не удовлетворяется предложенным вариантом развития событий и, включившись в авторскую игру, желает додумать историю по-своему. Читатель не хочет расставаться с полюбившимися героями. |
Прочитайте высказывание А.Т.Твардовский, попробуйте определить, каким было бы отношение поэта и писателя к фанфикам: «Все романы обычно на свадьбах кончают недаром:
Докажите, что Евгений Шварц в пьесе «Тень» использовал элементы фанфика. Как соотносится фрагмент произведения Шварца с высказыванием А.Твардовского? (Смотрим фрагмент фильма Надежды Кошеверовой, 1971 г. или читаем фрагмент сказки-притчи (см. Приложение 2). |
В пьесе Е.Шварца упоминаются известные сказки, только герои их оказываются не в сказочном мире, а в реальности; став реальными людьми, они теряют своё сказочное обаяние.
|
Какими, по вашему мнению, качествами, должен обладать автор фанфика? Какие правила ему необходимо соблюдать? (Работа в парах) |
Надо очень хорошо знать произведение, на основе которого создаётся фанфик. Следует продумать логику поведения героев, составить план. Надо подробно описывать эмоции людей, использовать тропы и фигуры речи. Следить за тем, чтобы поступки соответствовали характеру героя. Надо стараться не просто слепо копировать произведение очень хорошего автора, но стараться привнести в фанфик свои собственные мысли. |
Какие из прочитанных в этом году произведения, на ваш взгляд, могут иметь продолжение? Предлагаем перечень для тех, кто позабыл прочитанное:
Попробуйте придумать продолжение «Недоросля»: что произошло с госпожой Простаковой после расставания с сыном? Как жилось Митрофану в армии? Представление сюжетов. Обсуждение полученных работ. |
|
Что нового узнали на уроке? Какая информация запомнилась особенно? |
|
Придумать фанфик по любимому произведению. |
|
Приложение 1
Н.М.Карамзин. История государства Российского (фрагмент)
Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили Самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш Летописец - и рассеянные племена Славянские основали Государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти.
Новгородцы и Кривичи были тогда, кажется, союзниками Финских племен, вместе с ними плативших дань Варягам: имев несколько лет одну долю, и повинуясь законам одного народа, они тем скорее могли утвердить дружественную связь между собою. Нестор пишет, что Славяне Новогородские, Кривичи, Весь и Чудь отправили Посольство за море, к Варягам-Руси, сказать им: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами. Слова простые, краткие и сильные! Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Окруженные многочисленною Скандинавскою дружиною, готовою утвердить мечем права избранных Государей, сии честолюбивые братья навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро в область Финского народа Веси, а Трувор в Изборск, город Кривичей.
А.К. Толстой. История государства Российского от Гостомысла до Тимашева (фрагмент)
1
Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.
2
А эту правду, детки,
За тысячу уж лет
Смекнули наши предки:
Порядка-де, вишь, нет.
3
И стали все под стягом,
И молвят: «Как нам быть?
Давай пошлем к варягам:
Пускай придут княжить.
4
Ведь немцы тороваты,
Им ведом мрак и свет,
Земля ж у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».
5
Посланцы скорым шагом
Отправились туда
И говорят варягам:
«Придите, господа!
6
Мы вам отсыплем злата,
Что киевских конфет;
Земля у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».
7
Варягам стало жутко,
Но думают: «Что ж тут?
Попытка ведь не шутка —
Пойдем, коли зовут!»
8
И вот пришли три брата,
Варяги средних лет,
Глядят — земля богата,
Порядка ж вовсе нет.
9
«Ну, — думают, — команда!
Здесь ногу сломит черт,
Es ist ja eine Schande,
Wir m"ussen wieder fort».
10
Но братец старший Рюрик
«Постой, — сказал другим, —
Fortgeh'n w"ar ungeb"urlich,
Vielleicht ist's nicht so schlimm.
11
Хоть вшивая команда,
Почти одна лишь шваль;
Wir bringen's schon zustande,
Versuchen wir einmal».
12
И стал княжить он сильно,
Княжил семнадцать лет,
Земля была обильна,
Порядка ж нет как нет!
Приложение 2
Е.Шварц. Сказка-притча «Тень» (фрагмент)
Аннуанциата. Мне давно хочется предупредить вас. Не сердитесь... Вы
Ученый, а я простая девушка. Но только... я могу рассказать вам кое-что
известное мне, но неизвестное вам. (Делает книксен.) Простите мне мою
дерзость.
Ученый. Пожалуйста! Говорите! Учите меня! Я ведь ученый, а ученые
учатся всю жизнь.
Аннуанциата. Вы шутите?
Ученый. Нет, я говорю совершенно серьезно.
Аннуанциата. Спасибо вам за это. (Оглядывается на дверь.) В
книгах о нашей стране много пишут про здоровый климат, чистый воздух,
прекрасные виды, жаркое селяне, ну... словом, вы сами знаете, что пишут в
книгах о нашей стране...
Ученый. Конечно, знаю. Ведь поэтому я и приехал сюда.
Аннуанциата. Да. Вам известно то, что написано о нас в книгах, но то,
что там о нас не написано, вам неизвестно.
Ученый. Это иногда случается с учеными.
Аннуанциата. Вы не знаете, что живете в совсем особенной стране, Все,
что рассказывают в сказках, все, что кажется у других народов выдумкой, у
нас бывает на самом деле каждый день. Вот, например, Спящая красавица жила в
пяти часах ходьбы от табачной лавочки - той, что направо от фонтана. Только
теперь Спящая красавица умерла. Людоед до сих пор жив и работает в городском
ломбарде оценщиком. Мальчик с пальчик женился на очень высокой женщине, по
прозвищу Гренадер, и дети их - люди обыкновенного роста, как вы да я. И
знаете, что удивительно? Эта женщина, по прозвищу Гренадер, совершенно поя
башмаком у Мальчика с пальчик. Она даже на рынок берет его с собой. Мальчик
с пальчик сидит в кармане ее передника я торгуется, как дьявол. Но, впрочем,
они живут очень дружно. Жена так внимательна к мужу. Каждый раз, когда они
по праздникам танцуют менуэт, она надевает двойные очки, чтобы не наступить
на своего супруга нечаянно.
Ученый. Но ведь это очень интересно, почему же об этом не пишут в
книгах о вашей стране?
Аннуанциата (оглядываясь на дверь). Не всем нравятся сказки.
Ученый. Неужели?
Аннуанциата. Да, вот можете себе представить! (Оглядывается на
дверь.) Мы ужасно боимся, что если это узнают все, то к нам перестанут
ездить. Это будет так невыгодно! Не выдавайте нас, пожалуйста.
Ученый. Нет, я никому не скажу.
Аннуанциата. Спасибо вам за это. Мой бедный отец очень любит деньги,
я я буду в отчаянии, если он заработает меньше, чем ожидает. Когда он
расстроен, он страшно ругается.
Ученый. Но все-таки мне кажется, что число приезжих только вырастет,
когда узнают, что в вашей странно сказки - правда.
Аннуанциата. Нет. Если бы к нам ездили дети, то так бы оно и было. А
взрослые - осторожный народ. Они прекрасно знают, что многие сказки
кончаются печально. Вот об этом я с вами и хотела поговорить. Будьте
осторожны.
Ученый. А как? Чтобы не простудиться, надо тепло одеваться. Чтобы не
упасть, надо смотреть под ноги. А как избавиться от сказки с печальным
концом?
Аннуанциата. Ну... Я не знаю... Не надо разговаривать с людьми,
которых вы недостаточно знаете.
Ученый. Тогда мне придется все время молчать. Ведь я приезжий.
Аннуанциата. Нет, правда, пожалуйста, будьте осторожны. Вы очень
хороший человек, а именно таким чаще всего приходится плохо.
Ученый. Откуда вы знаете, что я хороший человек?
Аннуанциата. Ведь я часто вожусь в кухне. А у нашей кухарки
одиннадцать подруг. И все они знают все, что есть, было и будет. От них
ничего не укроется. Им известно, что делается в каждой семье, как будто у
домов стеклянные стены. Мы в кухне и смеемся, и плачем, и ужасаемся. В дни
особенно интересных событий все гибнет на плите. Они говорят хором, что вы
прекрасный человек.
Ученый. Это они и сказали вам, что в вашей стране сказки - правда?
Аннуанциата. Да.
Ученый. Знаете, вечером, да еще сняв очки, я готов в это верить. Но
утром, выйдя из дому, я вижу совсем другое. Ваша страна - увы! - похожа на
все страны в мире. Богатство и бедность, знатность и рабство, смерть и
несчастье, разум и глупость, святость, преступление, совесть, бесстыдство -
все это перемешано так тесно, что просто ужасаешься. Очень трудно будет все
это распутать, разобрать и привести в порядок так, чтобы не повредить ничему
живому. В сказках все это гораздо проще.
Аннуанциата (делая книксен). Благодарю вас.
Ученый. За что?
Аннуанциата. За то, что вы со мною, простой девушкой, говорите так
красиво.
Ученый. Ничего, с учеными это бывает. А скажите, мой друг
Ганс-Христиан Андерсен, который жил здесь, в этой комнате, до меня, знал о
сказках?
Аннуанциата. Да, он как-то проведал об этом.
Ученый. И что он на это сказал?
Аннуанциата. Он сказал: "Я всю жизнь подозревал, что пишу чистую
правду". Он очень любил наш дом. Ему нравилось, что у нас так тихо.
Список использованной литературы