Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. Все виды музыкальной деятельности благоприятно влияют на эмоциональное и физическое развитие ребёнка.
Пение- развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание.
Ритмика – улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений.
Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
Валеологические песенки- распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Упражнения на дыхание.
Основные задачи дыхательных упражнений:
Используются в детских садах игровые упражнения из методик Б.Толкачёвой и А. Стрельниковой.
В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика.
Основная цель артикуляционной гимнастики «разогреть» артикуляционный аппарат (губы, язык, мышцы лица).
Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Фонопедические упражнения.
Это игра со звуком, способствует укреплению голосовых связок детей.
Разработки В. Емельянова, М. Картушиной применяются в детском саду. В игровой форме предлагаются упражнения. Дети звуками рисуют сказочные сюжеты, животных, природу. Такие игры стимулируют работу гортанно-глоточного аппарата и деятельность головного мозга.
Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую гимнастику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
Речевые игры.
Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик, и Т. Тютюнниковой текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.
Использование речевых игр на музыкальных занятиях влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов.