Автор: Морозова Галина Степановна
Страна: Российская Федерация
Город: Вязьма
Организация: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Проект: Вне проекта

«Роль театра в воспитании подрастающего поколения»

 

«Театр - искусство прекрасное.
 Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты». 
К. С. Станиславский

 

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. 

Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова.
Театр обладает огромным благожелательным воздействием на эмоциональный мир ребёнка. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное наслаждение.

Во время занятий театрализованной деятельностью развивается любознательность, стремление к познанию нового и интересного, усваивается новая информация, настойчивость и целеустремлённость. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность.

Театр «Арлекино» Дома детского творчества существует уже много лет, занятия проходят с детьми разного возраста от 8 до 14 лет. Основная задача – помочь ребятам избавиться от уже существующих комплексов, убедиться в своей нужности и уникальности, поверить в себя.

Знакомство с кукольным театром и драматическими театральными формами увлекает детей. И это понятно почему. Театр кукол – распространённая форма организации детского досуга. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник. Драматические театральные формы основаны на действии, совершаемым самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Драматическая форма передачи жизненных впечатлений, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Внешние впечатления от окружающего схватываются и конкретизируются ребенком в подражательной форме. Для неосознанных душевных движений (героизм, отвага, самопожертвование) силою инстинкта и воображения ребенок создает те положения и обстановку, которые не дает ему жизнь. Детские фантазии не остаются в области мечтаний, как у взрослых. Всякую свою выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно в драматической форме воображаемый образ воплощается и реализуется в действительность, хотя бы и условную; стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, здесь находит свое полное осуществление. Ребенок, который в первый раз видит поезд, драматизирует свои представления: он играет роль паровоза, стучит, свистит, стараясь подражать тому, что он видел, и эта драматизация впечатления от увиденного, пережитого и воплощенного им поезда доставляет ребенку огромное наслаждение. Так часто можно наблюдать игру мальчишек в роботов, супергигантов и т.д.

Психологи утверждают, что ребёнок испытывает потребность в игре, и именно в игре формируются его эстетические потребности. Поэтому и репетиционный процесс должен проходить в игровой форме. Последовательность (но не принудительность!), регулярность (но не навязчивость!), и методичность (но не скука!) занятий сделают ваши усилия плодотворными. Театральные игры развивают умение действовать согласованно, пробуждают активность и находчивость у детей, помогают ориентироваться в заданном пространстве. Очень важный момент – игра должна быть коллективной, но при этом каждый участник игры должен чувствовать к себе индивидуальное внимание (обязательно в ходе занятий выделите хотя бы раз из группы занимающихся каждого и найдите, за что похвалить его) – это просто необходимо в работе с детьми данного возраста. Сочетание разных приёмов обучения не утомит ребёнка, а разовьёт интерес и восприимчивость. С участниками театрального коллектива можно повторять одни и те же упражнения по многу раз, но в любой игре и в любом упражнении необходимо выделять и фиксировать трёхчастную структуру, на актёрском языке это: УВИДЕЛ – ОЦЕНИЛ – ДЕЙСТВУЮ.

Игра — жизненная школа ребенка, воспитывающая его духовно и физически. Значение ее огромно для выработки характера и миросозерцания будущего человека. Игру можно рассматривать как первичную драматическую форму, отличающуюся той драгоценной особенностью, что артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице. В ней творчество ребенка имеет характер синтеза, — его интеллектуальная, эмоциональная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни, без излишнего одновременного напряжения его психики.

Немаловажное значение в театральном коллектива имеют речевые игры, они  строятся на любом речевом материале, более всего для этого подойдут чистоговорки, скороговорки, потешки, которые можно «досочинять» и обыграть вместе с детьми. Голос современных детей формируется в крайне неблагоприятной среде (шумовой барьер, голоса окружающих ребёнка людей сливаются с агрессивной музыкой, которая «обваливается» на ребёнка с экрана телевизоров, монитора компьютеров). В результате формируются агрессивные, крикливые голоса. У застенчивых детей, наоборот, от звуковых перегрузок голоса сникают, становятся бесцветными, слабыми. Многие дети говорят тихо, невнятно. Гласных в речи практически нет, согласные произносятся не всегда ясно, речевой аппарат работает плохо, цедят сквозь зубы, рот не раскрывается, губы ленивые, челюсти сомкнуты. При выполнении рекомендуемых речевых игр речь становится красивой, осмысленной. В творческом багаже ребят десятки скороговорок, детских стихов, различных поэтических текстов, речевых игр на развитие мышления, памяти, фантазии и воображения. Детей необходимо накормить дыханием и включить в звучание головной и грудной резонаторы, что и позволяют речевые игры, которые проводятся вместе с играми театральными.

Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его не в результате, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все — от занавеса и до развязки драмы — должно быть сделано руками и воображением самих детей,  тогда только драматическое творчество будет для каждого ребенка значимо. Ценность процессов детского творчества особенно ярко проявляется в том, что моменты вспомогательные, такие как техническая работа по изготовлению декораций, разработка костюмов, создание реквизита и бутафории приобретают для детей значение ничуть не меньше, чем сама пьеса и игра.

Так же точно, как пьесу, нужно предоставить детям делать и всю материальную обстановку спектакля, и точно так же, как навязывание детям чужого текста вызывает ломку в психологической установке детей, так же и цель и основной характер спектакля должны быть близки и понятны ребенку. Ребенка обязательно будут смущать все внешние формы театра взрослых, прямо перенесенные на детскую сцену; помните, ребенок плохой актер для других, но прекрасный актер для себя! Спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля и от самого процесса игры, а не успех или одобрение, выпадающие на долю ребенка со стороны взрослых. Так же точно как дети, для того чтобы писать литературное произведение, должны понимать, для чего они пишут, должны сознавать цель этого писания, так же и спектакль детей должен быть осмыслен для них определенной целью.

Среди элементов театральности педагоги отмечают обычно следующие:

Сценичность - обращенность лицедейства и взаимодействия к зрителю, отчего зритель в зале погружен - силою сценического действия - в мир вне сознания (а сверхсознания), включен в тот обмен символами и энергиями, который составляет основу зрительского переживания;

 Сюжетность действия - наличие сверхцелей и сверхсмыслов, определяющих сюжетную мотивированность каждого сценического хода и выявляющих в них единый поток сценического действия (сквозного и непрерывного дыхания времени).

Лицедейство - искусство выражения внутреннего мира человека, движений и состояний его души в сценическом действии, где элементы обстановки и поведение партнеров доступны зрителю благодаря их наглядности.

Зрительство - сумма навыков театрального смотрения, питавшего самосознание человека как зрителя, дающего возможность выразить свое отношение к происходящему на сцене (перед другими или собой, во время сценического действия или после него);

При грамотно продуманном обучении ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма при создании определенного образа. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык "включения" в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития ребенка и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой, полноценной жизни.

Интеграционный момент в театральном воспитании особенно актуален сейчас, когда общество все более сужает личностный кругозор ученика или студента, твердо встав на путь узкопрофессионального образования и специализации, что, к сожалению, не приближает нас к идеалу духовно богатой личности. При режиссерской работе, ребенок осваивает азы режиссерской композиции, учится подчинить мелочи – сверхзадаче, а случайно – режиссерскому замыслу. В результате он начинает ощущать себя творцом и убеждается в том, что сам может быть режиссером своей судьбы. И главное, приобщаясь к великому чуду театра, маленький человек начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дружественную компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, но чем-то гораздо более важным и удивительным!

Театр - это игра. Игра - современное средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Через игру ребенок учится разрешать жизненные ситуации, связанные с общением, учиться искать решение проблемы вместе с друзьями и взрослыми, действовать в меняющихся условиях, находить общий язык, договариваться, осознавать причинно-следственные связи в жизни. Очень важен показ неоднозначности возможных решений.

 

 

86 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий