«Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
В.А. Сухомлинский
Прислушиваясь к слова современной музыки, в голове возникает вопрос, это разве музыка?? Кто эти песни пишет? И какой пример для подражания подают герои мультфильмов, музыкальных клипов, современным детям? Самые популярные современные исполнители, несут с эстрады далеко не художественно – эстетическую музыку не говоря уже о том, что они в своих произведениях не учитывают возрастных особенностях детей.
И как это не прискорбно, дети дошкольного возраста с легкостью могут подпеть или даже спеть эту современную песню. И к сожалению все реже они поют детски репертуар знакомый нам с детства. Родители в шоке, откуда дети знают эти песни? И хорошо если дома такую музыку не слушают?
Но ведь и не парадоксально, что порой от этих треков, даже если захочешь, просто невозможно скрыться, - звучат буквально из каждого утюга. А в результате слова из этих песен напивают не только подростки, а куда страшнее дети от 3 лет и старше.
Конечно можно провести беседу, о бессмысленности такой музыки, но мы понимаем, что это современное поколение, которое будет взрослеть именно под такие песни.
Музыка — в лучшем смысле этого слова — меньше нуждается в новизне; напротив, чем она старей, тем правильней, тем сильнее она воздействует.
И. Гёте
У ребенка одним из первых формируется слуховой анализатор, поэтому музыка, самое раннее среди всех видов искусств, которое становится доступным для восприятия ребенка. Приятные, согласованные звуки нужны для гармоничного, физического и интеллектуального развития ребенка. Они благоприятно действуют на настроение ребенка, вызывают у него чувство удовлетворения.
«Благодатные звуки музыки»
Медики утверждают, что недостаток в жизни современных детей благодатных звуков вызывает болезни. Журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц и много других звуков, среди которых человек жил в течение тысячелетий, сегодня изменились на гул реактивных самолетов, грохот автомобилей и бытовой техники. Ребенок чаще слышит выстрелы, бранные слова, звуки ужаса по телевизору, чем нежное пение матери. Обидно, но родители обычно не придают этому значения, они просто не знают, что благодатные звуки природы и музыки имеют огромное влияние на организм на физиологическом уровне.
Доказано, что музыка может успокаивать или возбуждать нервную систему, ускорять или замедлять работу сердца и дыхания, нормализовать артериальное давление, повышать уровень эндорфина (вещества, которое вырабатывается в мозге и способствует повышению жизненного тонуса человека, устранению болевого синдрома), регулировать температуру тела, активизировать иммунитет, стимулировать выработку гормонов, которые блокируют стресс.
Музыка обладает мощным психологическое воздействие на человека. Учитывая это, важно обратить внимание, какую музыку слушают родители и их дети.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека — и взрослого, и ребенка — состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях, например, на рок — концертах, побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гиперактивным, расторможенным детям со слабым контролем — она усиливает негативные проявления в их поведении.
можно использовать перед сном, чтобы помочь ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, родители могут включить спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросить ребенка закрыть глаза, представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в каком — либо другом месте, которое вызывает положительные эмоции. Нужно обратить внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть тела Спокойная музыка дарит ощущение радости, любви; способна гармонизировать эмоциональное состояние юного слушателя. Такую музыку.
Отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и высказывают своё отношение, объясняют свои ощущения, то ребенок духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке, и увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.
Музыкально-эстетическое воспитание детей должно быть построено на музыке добра и гармонии, на лучших образцах русской, классической музыки, на наших прекрасных песнях, созданных отечественными композиторами, способных возвышать сердца и души детей и взрослых Не надо предлагать ребенку плясать под музыку, не предназначенную для плясок.
Нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо — но не громко.
Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем музыкальней он становится, чем музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой.
Встречайтесь с музыкой чаще, пусть она станет Вам другом и помощником. Если Вы развиваете у ребенка музыкальные способности, то значит, Вы развиваете его внутренний мир, его память, его фонематический слух, его координацию движению и ритмическую активность, его организованность и внимание. А разве эти качества не нужны современному человеку, чтобы быть мобильным, опытным и успешным? Так дайте пережить ребенку разнообразие чувств вместе с музыкой и он станет уверенным в себе и чутким к окружающим.