Главная задача воспитания дошкольников - гармоничное формирование личности ребёнка, которое совершается в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, скопленному предыдущему поколениями . Изобразительное искусство является составной частью этого опыта, которая играет значительную роль в становлении личности.
К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно прикладное искусство. Самым распространённым видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике.
Иллюстрации по установлению Курочкиной. Н.А, это рисунки, образно выявляющие текст, подчинённые содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшают книгу и обогащают её декоративный строй. С помощью графических средств они раскрывают и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения .
Книжная графика детям помогает глубже и совершеннее понять текст, об окружающим мире даёт знания. (Это обосновано в обследованиях В.А. Езикеевой, Р.И. Жуковской, В.Я. Кионовой, Т.А Кондратович, И.О. Котовой, Т.А. Репиной, Е.А. Флериной, А.Ф. Яковличевой и другие.) Вместе с тем, иллюстрация владеет редкими художественными совершенствами самостоятельного вида изобразительного искусства, первым подлинным произведением является из всех его видов, которые входят в жизнь ребёнка.
Это начальная ступень в понимании детьми иных видов изобразительного искусства, более трудных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).
Период дошкольного детства является одним из самых благоприятных периодов в общении детей с изобразительным искусством, в формировании у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого к опыту художественной деятельности не может приобщиться, который скоплен человечеством. В понятие художественной деятельности входит основание художественных ценностей, их восприятие и приобретение нужных знаний по искусству. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное формирование, в совершенной мере будет зависеть от всеобщего культурного уровня и мастерства педагога.
Цель данной работы-раскрыть специфику содержания изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада.
Изобразительная деятельность в детском саду формирует у детей мелкую моторику, внимание, образное мышление, воображение и художественный вкус. Они также свою деятельность учатся планировать и начатую работу довести до конца.
На занятиях дети работают красками, со свойствами глины и пластилина знакомятся. Шаг за шагом одолевают работу с природными и с иными самыми многообразными материалами.
Помимо классических приемов употребления материалов инновационные художественные техники и приемы педагог предлагает. На занятиях дети учатся технике рисования пальчиками, ладошкой, обрывной бумагой, перчатками, кляксографией и т. д.
Изобразительная деятельность абсолютно волнует ребенка, порождая позитивные эмоции и интерес. Яркие итоги воодушевляют, разрешают предельно обнаружиться фантазии. Перед детьми открывается мир творчества и красоты.
В развитии личности ребёнка неоценимое значение имеет многообразные виды художественной - творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, основание разнообразных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятие детям дарят радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребёнка, которой он только начинает завладевать, в квалификационном руководстве со стороны взрослого нуждается. Но чтобы сформировать у ребёнка воспитанника творческие способности, заложенные природой, в изобразительном искусстве педагог должен сам развиваться, в детском творчестве, обладать нужными способами художественной деятельности.
Изобразительная деятельность дошкольников, как вид художественной деятельности эмоциональный, творческий характер должна носить. Педагог обязан основывать для этого все ситуации: он, прежде всего, эмоциональное, образное восприятие реальности должен обеспечивать, учить детей способам основания изображений, средствам их выразительного осуществления.
Процесс учебы должен быть сосредоточен на формирование детского изобразительного творчества, на творческое отображение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, главное предназначение которой - образное отображение реальности.
Изобразительная деятельность - для детей дошкольного возраста одна из самых интересных.
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание реальности. Как любая познавательная деятельность для умственного воспитания детей имеет значительное значение.
Овладение умением изображать невозможно без целеустремленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы какой либо предмет нарисовать, вылепить, нужно предварительно хорошо с ним ознакомиться, его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей запомнить.
Для умственного развития детей имеет значительное значение постепенное расширение запаса знаний на основании представлений о многообразии форм пространственного расположение предметов окружающего мира, разнообразных величинах, разнообразии оттенков цветов.
Различают два типа занятий по изобразительной деятельности: занятия на тему, предложенную воспитателем (усвоение нового программного материала, повторение пройденного), и на тему, избранную всяким ребенком (по его замыслу).
Избрание того или другого типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями .
В младших группах усвоение нового программного материала меньше места занимает, чем занятия по укреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия для работы детей по личному желанию обыкновенно отводится.
Во второй младшей группе приблизительно треть занятий рисованию или лепке может быть отведена на свободные темы, избранные самими малышами. Главная цель таких занятий — укрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно употреблять усвоенные приемы .
В средней группе повторение изученного программного материала — укрепление навыков изображения центральное место продолжает занимать, однако повышается число времени на усвоение нового программного материала.
В старшей и подготовительной группах работе по замыслу детей главное место отводится. Цель таких занятий — формирование умений самостоятельно устанавливать тему работы, употреблять усвоенные приемы изображения.
Исследование нового программного материала. Центральное место на этих занятиях усвоению нового программного материала отводится. Задачи формирования творческих способностей дошкольников являются сопровождающими, и поэтому на постановление учебных задач воспитатель должен, прежде всего, обратить внимание детей. Например, главная цель занятия в старшей группе при рисовании многоэтажного дома — овладение умением двух или трехэтажного дома скорее строить рисунок, окна которого ровными рядами расположены. Это — главная программная задача. В процессе исполнения изображения дети самостоятельно обдумывают цвет стен и крыши, постановляют вопрос о числе окон и их форме, употребляя имеющиеся у них умения и навыки.
На этом занятии перед ребенком и такую задачу не рекомендуется ставить — нарисовать красивый дом или дом, в котором он живет. Исполнение ее потребует от ребенка значительной творческой энергии, что его внимание расслабит к постановлению учебных задач . Такое задание на последующих занятиях можно дать, при укреплении пройденного материала.
Таким образом, инициатива детей должна быть сосредоточена в первую очередь на овладение новыми приемами, умениями, а не на расширение содержания задания.
В младших и средней группах восприятие детьми словесных и наглядных разъяснений воспитателя и активное воспроизведение его действий значительное место будут занимать. Самостоятельность ребят выражается в избрании цвета, размеров, дополнении изображения некоторыми подробностями. В старшем дошкольном возрасте она также выразится при восприятии задания, но уже в форме анализа натуры или образца, при установлении порядка работы, постановлении вопросов формы, цвета, композиции.
Повторение пройденного материала. Главная цель этих занятий — укрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предшествующих занятиях .
Упражнения в приемах изображения желательно осуществлять на новом содержании, так как безупречное повторение изученной темы занятие сделает скучным, неинтересным. При повторении программный материал многообразными темами может быть представлен. Например, при укреплении умения бумагу разрезать по прямой линии в средней группе можно дать ребятам задание на занятиях аппликацией вырезывать крышу для дома, парус для лодки и т. д.
Ставя перед детьми творческие задачи, об главной цели занятия педагог не должен забывать — укреплении приобретенных умений и навыков. Например, дети младшей группы приему изображения округлых форм при рисовании мяча учились. Для укрепления этого умения на следующем занятии воздушные шары им было предложено изобразить. По сути это повторение изображения знакомой формы, но для них такое задание звучало как новая интересная тема.
На втором занятии могут быть шире творческие моменты, чем на первом. Если при рисовании мяча дети могли выразить самостоятельность только в передаче его размера, то при изображении шаров они без поддержки педагога постановляли вопросы и размера, и цвета, и их числа.
Для детей средней и старшей групп занятия по укреплению умений и навыков с изображением предметов должны быть связаны, имеющих уклонения от усвоенной формы . Дошкольникам из ряда находящихся перед ними однородных предметов можно предложить избрать тот, который они хотели бы изобразить. Например, в средней группе для укрепления умения изображать округлые формы в сочетании с иными перед детьми расставляют предметы для избрания: погремушку, неваляшку, будильник. Педагог обязан подобрать натуру в соответствии с заданием. В основании такого задания творческие задачи лежат — формирование замысла, опоры на имеющийся у детей опыт. Кроме того, в процессе самостоятельного исполнения замышленного образа будет укрепляться навык основания округлой формы.
Цель этих занятий — формирование самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые будут выражаться при избрании темы и приемов изображения.
При этом ребенок может удовлетворить свой интерес к какому-нибудь предмету или явлению и, кроме того, он не только творчески продумывает тему, но и самостоятельно работает над ее осуществлением в рисунке, лепке, аппликации и т. д.
Проведение таких занятий дает возможность воспитателю судить об интересах детей, степени формирования их творческих способностей, овладении изобразительными умениями и навыками.
Временами воспитатель до некоторой степени облегчает задачу — сам предлагает тему (например, слепить любимого сказочного героя), а каждый из ребят устанавливает (постановляет), кого он будет лепить — Конька-Горбунка, Сивку-Бурку, Змея-Горыныча или другого героя .
Успешным для работы по замыслу может служить рисование на тему «Праздник в детском саду», разрешающее всякому ребенку избрать наиболее понравившийся момент праздника и изобразить его . Избрание такой интересной темы содействует расширению содержания детских работ, так как в некоторых случаях свобода в избрании своей темы может привести к однообразию в творчестве . Один ребенок будет рисовать только пароходы или машины, иной — дома, третий — узоры и т. д.
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми иными ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее разнообразии; ознакомлением с различными видами искусства, как классического, современного, так и народного, подключая литературу, а также различными видами деятельности детей.
Особенно для воспитания и развития ребенка важное значение имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с многообразными играми. Многосторонняя связь с игрой поднимает интерес детей как к изобразительной деятельности, так и к игре . При этом нужно использовать разнообразные формы связи: основание изображений и изделий для игр («красивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек-зверюшек» и др.); употребление игровых методов и приемов; употребление игровых, сюрпризных моментов, ситуаций («слепить мишке друзей», «расписать крылья бабочки – ее украшения с крылышек смыло дождем» и т.п.) во всех видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Необходимо предоставлять детям вероятность изображать, как они играли в многообразные сюжетно-ролевые и подвижные игры. Для формирования детского творчества значительно образовывать эстетическую развивающую среду, понемногу подключая в этот процесс детей, порождая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; употребляя в оформлении группы основанные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, обдуманный подбор материалов для занятий, формат бумаги для рисунков, аппликаций, соответствующий величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; обдуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т.п.
Существенное значение имеет эмоциональное благополучие детей на занятиях, формируемое интересным для них содержанием, благожелательным отношением педагогов к любому ребенку, развитием у него уверенности в своих возможностях, уважительном отношении взрослых к итогам детской художественной деятельности, употреблении их в оформление групповой и иных помещений детского учреждения, воспитании у ребят позитивного благожелательного отношения друг к другу и т.п .
В основании формирования всяких способностей дошкольников, в том числе и детей 5–6 лет, лежит опыт прямого познания предметов и явлений, сенсорное воспитание. Нужно формировать все виды восприятия, вводить в процесс усвоения формы и величины предметов, их частей поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук, сенсомоторный опыт закреплялся, и на основании его ребенок в результате самостоятельно мог формировать изображения разнообразных предметов и явлений. Этот опыт следует непрерывно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.
Для того чтобы у детей выработать свободу творческого постановления, нужно научить их формообразующим движениям, движениям рук, устремленным на основание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных, во всех видах деятельности (в рисовании, в лепке и в аппликации). Это разрешит детям изображать многообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок завладеет формообразующими движениями во второй младшей, а потом в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах формировать изображения всяких предметов, выражая творчество. Известно, что каждое целеустремленное движение может быть произведено на основании имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия развивается.
Список литературы