Автор: Елисеева Анастасия Федоровна
Страна: Российская Федерация
Город: Архангельск
Организация: МБОУ СШ № 77
Проект: Вне проекта

Возрастные особенности дошкольника и их учет в обучении иностранному языку.

 

В современной дидактике большое внимание уделяется проблеме учета возрастных особенностей учащихся. Важность данного учета нашла свое отражение в системе общих педагогических и дидактических принципов обучения, к которым наряду с принципами сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя, систематичности, последовательности, наглядности, доступности и посильности относится и принцип учета возрастных особенностей учащихся. Бесспорно, что эти принципы лежат в основе организации процесса обучения в школе любой дисциплины, и в частности иностранного языка тоже, так как определяют его содержание, формы и методы работы. В своей деятельности педагогу необходимо учитывать каждый из названных принципов.

 Еще Я.А. Коменский говорил о том, что «все подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте. Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учащихся, учите, опираясь на их возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития». Таким образом, Я.А. Коменский в своей педагогической деятельности не раз отмечал тот факт, что не только учет индивидуальных особенностей личности способствует повышению эффективности педагогической работы, но и знание закономерностей возрастного развития также играет существенную роль в процессе обучения учащихся, так как дает возможность полноценно понять то, каким образом необходимо выстроить педагогический процесс и какие виды деятельности будут иметь наибольшее воздействие на учащихся на данном возрастном периоде их развития.

Особое внимание многие ученые и методисты уделяют видам деятельности учащихся, отмечая необходимость их чередования и эффективность влияния того или иного вида деятельности на психологическое развитие в зависимости от возраста учащихся. Так, Д.Б. Эльконин в своих работах по детской и педагогической психологии наглядно показал, что психическое развитие ребенка во многом зависит от вида деятельности, в которую он вовлечен, открыв закон чередования различных типов деятельности и определив их влияние на развитие ребенка. Д.Б. Эльконин выделил шесть периодов в развитии ребенка: «младенческий, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и юношеский возраст». В воспитательно-образовательной системе работа педагога в основном строится с учетом возрастных, психологических и физических особенностей младшего школьного возраста, подросткового и юношеского возрастов.

Таким образом, можно отметить, что учет возрастных особенностей детей при изучении иностранного языка давно стоит на повестке дня. Однако актуализации данной проблемы именно для дошкольного возраста стала намечаться недавно. Эта тенденция наблюдается и в России, и за рубежом.

Сторонники раннего изучения языка руководствуются тем, что дети до 7 лет усваивают язык естественно и могут достичь успехов, которые с трудом достижимы во взрослом возрасте. Так, ученые, лингвисты и педагоги, Т.И. Зеленина и А.Н. Утехина из Москвы полагают, что необходима система непрерывного изучения языка, начинающаяся в дошкольном возрасте. Педагоги И. Н. Сазонова, Е. А. Коненко полагают, что дошкольный возраст — очень благоприятный период для языкового развития по причине особенностей психики ребенка. Он открыт для всего нового и усваивает информацию не потому, что так надо, а потому, что ему все интересно. Он не осознает, что это может быть сложно или в тягость — это просто еще один жизненный аспект. Этот период надо использовать для создания первичной языковой базы, которая будет способствовать дальнейшему лингвистическому образованию. Раннее обучение детей дает возможность иметь максимум учебного времени для изучения английского как иностранного — чем раньше начать, тем больше времени будет для его изучения. Если суметь увлечь английским языком малыша, то потом, на школьных уроках английского, ему будет гораздо проще и интереснее.

Существуют и доводы против. Некоторые исследователи полагают, что ребенок будет путать слова и звуки родного и изучаемого языка. Также противники раннего изучения языка говорят о когнитивной и психологической незрелости дошкольника, которая не позволяет провести ему анализ информации и сформировать правильные грамматические и лексические конструкции осознанно. Кроме того, ребенок в возрасте до 7 лет, как правило, не может понять, зачем ему необходимо учить язык.

Причины данных противоречий, на первый  взгляд, применительно именно к отечественной практики преподавания иностранного языка лежат в следующих сферах:

  • низкая эффективность изучения языка в школе;
  • высокий спрос на рынке труда на сотрудников, владеющих иностранными языками;
  • ускоренный темп жизни, требующий высокой эффективности во всех сферах, в том числе обучения;
  • глобализация и, как следствие, возможность для путешествий, чтение книг, написанных авторами из разных стран, и пр., что требует знания иностранных языков.

Психологические особенности детей до 7 лет определяют методы, которые необходимо использовать в возрасте 4-7 лет. Новая лексика вводится различными способами, в том числе и в виде картинок, рассказывания сказок, игрушек, другого подручного материала. Не стоит бить тревогу, если ребенок не может или не хочет немедленно повторить слова либо ответить на вопросы. Если ребенок молчит, он все равно слышит учителя или ответы других детей, а значит он обязательно оставит этот фрагмент диалога в своей памяти. Повторение детей за учителем не является залогом того, что они будут способней в языках, чем те дети, которые просто слушали его, отказываясь отвечать. В этот момент они не только «накапливали» слова для пассивного словаря, которым могут в дальнейшем воспользоваться, они впитывали иностранную речь, ее интонацию, произношение.

Нередки случаи, когда дети, молчавшие на уроке, после него вспоминали даже те слова и фразы, на которые не делался акцент на уроке, но ребенку они понравились, поэтому он запомнил их и попробовал применить. В ходе занятий с детьми 4–7-летнего возраста следует учитывать следующие принципы работы:

 – обязательное использование всевозможных средств поощрения, как вербальных, так и материальных;

 – формирование у детей положительного образа учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка;

 – имитирование речи учителя на родном языке до 5–10 %, и, как следствие, доведение речи детей на иностранном языке до 90 %;

– системное введение лексики;

– учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;

– обязательное обучение как усеченным, так и полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения;

 – предпочтение группового обучения (такая работа помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимет языковые барьеры);

– умении организовать свою учебную деятельность, развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.

Виды работы на занятиях:

  1. Работа над произношением: скороговорки, рифмовки, сказки, зарядки, жестикулирование.
  2. Работа с предметами: описание, диалог с игрушкой, игры и сказки.
  3. Работа с картинками: описание, детализация, диалог, игры, сравнение.
  4. Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок конкурс чтецов, разножанровая декламация (в том числе оптимистическая, печальная, сердитая, соревнования в командах и парах.
  5. Разучивание песен.
  6. Подвижные игры: игры с мячом, “цепочка” с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы и хороводы, команды в движении.
  7. Спокойные игры: настольные, лото, загадки, кроссворды.
  8. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты.
  9. Рассказ по картинке: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием.
  10.  Работа с видео-материалом: просмотр и обсуждение

 Решение проблемы находится в двух аспектах:

  1. Продуктивное применение методов, разработанных в опоре на психологические особенности детей дошкольного возраста.
  2. Связь дошкольного и школьного образования для того, чтобы школьные уроки стали естественным продолжением того, что ребенок усвоил ранее.

Таким образом,можно сделать вывод: что  преподавание языков в дошкольном возрасте – продуктивное направление, которое будет развиваться. Возможно возникновение альтернативных методов, использование носителей языка для преподавания, практика более полного погружения в языковую среду.

47 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий