Психологическая готовность к обучению в школе – одна из значимых проблем современного образования, в том числе и дошкольной педагогики, так как это важный фактор успешности школьного обучения детей. Проблема психологической готовности детей к обучению в школе заключается в том, что школа ко всем ученикам предъявляет одинаковые требования, которые зафиксированы в учебниках, методиках и программах обучения, но в силу различных причин дети имеют неодинаковый уровень психического развития, поэтому при поступлении в школу имеют разные психические способности.
То есть, психологическая готовность к обучению в школе – это соответствие психических возможностей ребенка к предъявляемым в обучении требованиям, это тот уровень психического развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать трудности школьной адаптации.
Структура психологической готовности к обучению в школе состоит из:
- мотивационной готовности (стремление выполнять определенные обязанности, подчиняться новым требованиям и правилам, связанные с новым статусом и новой позицией - школьника), то есть принятие новой социальной роли, когда школьная обстановка и правила поведения в школе ему не в тягость;
- интеллектуальной готовности (не только наличие определенных знаний и умений, но и наличие достаточно высокого уровня психического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, что дает возможность быстро научиться читать, считать и решать задачи «про себя»), проявляющуюся в осознании новой социальной роли и достаточно высоком уровне психического развития;
- волевой готовности (послушание, умение слушать, вникать в содержание того, что говорит взрослый, сосредоточиться на инструкции взрослого, понять и принять задание взрослого, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения), необходимую для нормальной адаптации к школьным условиям, которая проявляется в умении сосредоточиться на инструкциях и требованиях учителей.