Автор: Мингазова Юлия Григорьевна
Страна: Российская Федерация
Город: Оха
Организация: МБОУ СОШ№ 4 г. Охи
Проект: Вне проекта

Урок по обществознанию «Права ребенка» (для обучающихся 7 класса)

 

Цель урока:

- дать обучающимся представление о том, что такое права ребенка, познакомить их с основными документами о правах ребенка.

Задачи:

1. Изучение учащимися международных документов (на примере Конвенции о ПР), регламентирующих права ребенка.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия: ребенок, права ребенка, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка.

Оборудование: текст Конвенции о правах ребенка, карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами.

Ход урока.

IВводная часть.

Познакомить обучающихся с темой урока.

            Наша тема состоит из двух терминов: права и ребенок. Давайте вспомним их значение (права – возможность что-либо делать, осуществлять, ребенок – человек, не достигший возраста 18 лет)

20 ноября – Всемирный день ребенка. В этот день были приняты международные документы по правам ребенка:

 

  1. Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей)

 

  1.  Конвенция о правах ребенка  (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на  утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет)

 

Декларация (с лат. "провозглашение"), Конвенция (с лат. "соглашение").

Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности  правительств и родителей за  благосостояние ребенка. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям.

II. Актуализация знаний.

 Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с Конвенцией о правах ребенка и узнать, какими правами обладают маленькие жители нашей планеты. Проведем мы наш урок в форме путешествия. 

Собираясь в путешествие. Человек берет с собой необходимые вещи. Соберем чемоданы и мы. Но возьмем мы с собой не вещи, а права. 

Работа над понятием права человека (по группам – каждый ряд – группа)):

Вспомните, какие права человека вы знаете? (обсуждение в группах).

            По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты. Обсуждение:

  1. Какие права встречались у всех членов вашей группы?
  2. Какими из перечисленных вами прав может пользоваться ребенок?

Итак, ребенок тоже человек. Как вы думаете, почему возникла необходимость разработать международные документы по правам ребенка? 

     Причины:

1) у ребенка меньше возможности защитить самого себя;

2) ребенок отличается физической и психологической незрелостью;

3) ранимостью;

4) зависимостью от опеки старших.

А теперь поиграем!

Игра «Полет на воздушном шаре». 
Цель: сформировать понимание того, что нет более важных и менее важных прав, все права человека важны и должны соблюдаться в равной степени.

Условия игры:
Класс разделен на группы, детям зачитывается следующий текст:

 «Представьте, что вы летите на воздушном шаре. Ваш воздушный шар начинает падать. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5).     Мешки - это надписи с правами. Выберите, какие права на ваш взгляд наиболее важны.

Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:
 

• Право на образование.
• Право на жилище.

• Свобода слова.

• Право на равенство перед законом.
• Право на жизнь.
• Право на свободу передвижения.

• Право на охрану здоровья.
• Право на свободу передвижения
• Право на социальное обеспечение

• Право на доступ к информации

 

            По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.

 

Легко ли вам было справиться с заданием? Что происходило между вами, когда вы решали какие права можно убрать, а какие нужно оставить?

Какие выводы вы можете сделать после проделанной работы?

Вывод: Все права важны, у других людей тоже есть права, которые нам необходимо соблюдать.

III. Работа с текстом Конвенции.

1) Ознакомление (работа в группе) Просмотрите текст Конвенции и обозначьте те права, которые вам уже знакомы, которые есть в Семейном кодексе РФ.

2) Заполнение таблицы. (у каждой группы своя категория прав) 

 

Группа прав ребенка

Права ребенка

Статьи конвенции

права «заботьтесь обо мне»

(права, которые дают доступ к определенным благам и услугам).

- Право на пользование услугам системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья;

- Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного и нравственного развития ребенка

- Право на образование;

- Право на отдых и досуг

ст. 24

 

 

ст. 27

 

 

ст. 28

ст. 29

права «не издевайтесь надо мной»

(права быть защищенными от определенных негативных действий).

- Право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации;

- право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием для получения образования

 

ст. 19

 

 

 

ст. 32

 

 

 

 

права «я имею собственное мнение»(права на самовыражение).

 

- право выражать свои взгляды по все вопросам, касающимся ребенка;

- право искать, получать и передавать информацию, 

право на свободу ассоциаций и мирных собраний;

Ст. 12

 

Ст. 13

 

Ст. 14

 

            По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.

IV. Закрепление. Выставление оценок.

(в устной форме)

Плюс

Минус

Интересно

 

 все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.  

 

 все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

 

 все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

            V. Домашнее задание (Учащиеся выбирают задание по выбору)

 

            1. Из прессы (газет и журналов), источников Интернет подобрать статьи о нарушении и (или) защите прав детей.

2. Узнать, какие органы и организации в нашей стране занимаются защитой прав детей.

            3. Рисунок (плакат) на тему «Защита прав ребенка». 

Право на образование
Право на жилище
Право на равенство перед законом
Свобода слова
Право на жизнь
Право на свободу передвижения
 Право на охрану здоровья
 Право на свободу передвижения
 Право на социальное обеспечение
Право на доступ к информации

Группа прав ребенка

Права ребенка

Статьи конвенции

права «заботьтесь обо мне»

(права, которые дают доступ к определенным благам и услугам).

 

 

Группа прав ребенка

Права ребенка

Статьи конвенции

права «не издевайтесь надо мной»

(права быть защищенными от определенных негативных действий

 

 

 

Группа прав ребенка

Права ребенка

Статьи конвенции

права «я имею собственное мнение» (права на самовыражение).

 

 

 

 

Статья 12

1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

2. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц; или

b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

Статья 14

1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

Статья 24

1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

2. Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для:

a) снижения уровней смертности младенцев и детской смертности;

b) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;

Статья 27

1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

2. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

3. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Статья 28

  1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей.

Статья 19

1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

  1. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

Статья 32

1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

2. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:

a) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;

b) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;

c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.

29 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий