Автор: Григорьева Александра Ильинична
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: БГУ
Проект: Вне проекта

Роль самооценки в развитии личности

 

Человек является неотъемлемой частью социума, для которого важна оценка со стороны окружающих. Но не менее важным является процесс самооценки. Самооценка – это отношение к себе, которое формируется годами, проходя вместе с индивидом каждый этап развития, укрепляясь или ломаясь в противостоянии с возрастными кризисами.

Самооценка имеет определённую классификаций: адекватная и неадекватная (реальная и мнимая).  Адекватная самооценка формируется благодаря настоящему, в период побед и поражений. Самооценка проявляется в согласованности представлений человека о себе и действительности. Люди с адекватной самооценкой без труда справятся с заданием на психологическом тренинге, где нужно указать свои плюсы и минусы. Характерными чертами для таких людей является: чувство юмора, энергичность, активность, коммуникабельность. Адекватная самооценка – это не данность, а результат работы над собой. Необходимо с детствами формировать у ребёнка адекватную самооценку через упражнения на развитие навыка оценивания.

Неадекватная самооценка делится на: пониженную и завышенную. Обе формы являются деструктивными и вносят свои особенности в восприятие личности и в характер взаимоотношения с социумом. При неадекватной самооценка человек не способен воспринимать действительность, происходит грубое искажение в оценке своих недостатков и достоинств. При этом часто завышенная самооценка является защитным механизмом, а заниженная – последствием детских травм и фиксация на определённых этапах развития. Люди с заниженной самооценкой не смогут охарактеризовать себя, из-за привычного следования чужим оценкам. Для таких людей характерными качествами являются: мнительность, тревожность, обидчивость, неуверенность в себе, ранимость. Вследствие чего возникают трудности в общении, сложности в адаптации к изменяющимся условиям и отчаянные мысли по поводу своей неполноценности. «Комплекс неполноценности» проявляется в отсутствии веры в себя, и в неспособности видеть свои сильные стороны, которые могли бы поспособствовать личностному и карьерному росту.

Для людей с завышенной самооценкой характерно переоценивание своих возможностей, преобладают такие качества как: высокомерие, самоуверенность, рискованность, бестактность, доминирование в общении. Совокупность данный черт негативно сказывается на взаимоотношениях, отталкивает сверстников и формирует вероятность возникновения рискованных ситуаций, ведь человек не способен адекватно оценивать свои существующие ресурсы.

Е.А. Серебрякова в своих работах проиллюстрировала значимость самооценки в достижении положительных результатов деятельности. Получается, что люди с адекватной самооценкой с большей вероятностью достигают успеха.  Благодаря своим исследованиям, Е.А. Серебрякова выделила авторскую классификацию самооценки:

- устойчивая адекватная;

- неадекватная пониженная;

- неадекватная повышенная;

- неустойчивая.

Условиями формирования и развития самооценки является: 1) общение с ближайшим окружением и 2) деятельность субъекта, которые вносят свой вклад в конструирование. Общение – один из важнейших видов деятельности, благодаря которому индивид принимает определённые схемы поведения, принципы построения взаимоотношений и критерии оценок, и в процессе деятельности данные схемы оттачиваются, принимая устойчивую форму в ходе накопления индивидуального опыта.  

В понимании развития самооценки необходимо акцентировать внимание на трёх убеждениях.

1) Сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. согласованность имеющегося образа и желаемого. Действующее правило: Чем меньше разрыв между данными образами, тем выше самооценка.

2) Склонность человека идентифицировать себя с окружающими, т.е. индивид переносит реакции и оценки других людей на собственное представление о себе.

3) Наличие реальных достижений оказывают прямое влияние на формирование самооценки. Соответственно, мы можем говорить о том, что значимость успехов повышает самооценку. 

Выделяют несколько групп факторов в структуре социального контакта индивида, оказывающих воздействие на развитие того или иного уровня самооценки:

- семейные факторы;

- социальные факторы;

- принципы «самости».

1) Семья – источник зарождения личности, большинство концепций исходят из положения о том, что структура личности формируется в первые годы жизни, закладывая основы зарождения Я-концепции.

В работах С. Куперсмита говорится о взаимосвязи размера семьи, порядка рождения детей с уровнем их самооценки. По исследованиям автора около 60% детей, у которых была выявлена высокая самооценка, являлись первенцами или единственными детьми в семье. Дети, у которых были старшие братья и сёстры, оказывались с низкой или средней самооценкой. Высокая адекватная самооценка, сформированная в процессе воспитания, внутри семьи, является залогом успешного построения социальных контактов в будущем, позволяет проиллюстрировать свою ценность, без прилагаемых усилий. Ребёнок приобретает в семье такие ключевые качества как: уверенность в себе и своих силах, способность и тяга к схеме сотрудничества во взаимоотношениях с другими людьми. Всё это создаёт благоприятную почву для социального развития в будущем. Низкая самооценка формируется у детей, в чьих семьях принята авторитарный тип воспитания. Дети в данных семьях вынуждены к приспособительному поведению. Родители требуют послушания, умения подстраиваться под других, бесконфликтного взаимодействия. Исходя из этого можно сделать вывод, что успех, достигаемый с помощью умения подстраиваться под других, а не успех, достигнутый, благодаря собственным усилиям и достижениям, формирует низкую самооценку [6].

Выделено четыре типа поведения людей, имеющих заниженную самооценку:

- льстить с целью ликвидации злости со стороны другого человека;

- обвинять для того, чтобы показаться сильнее другого;

- рассчитывать чёткие стратегии поведения, чтобы избежать провала или опасности;

- отклоняться, игнорируя угрозу. [7, с. 94]

 С. Куперсмит выделил базовые основания самооценки:

1) власть – способность контролировать и воздействовать;

2) значимость - быть нужным и ценным для других;

3) добродетель – соблюдение морали;

4) компетентность – достижение поставленных целей [6, c.49].

В. Сатир выделила две системы семьи: закрытые и открытые. Основное различие заключается в том, что части закрытой системы являются неподвижными, соответственно, обмен информации не происходит. Данная семья характеризуется отсутствием тесных контактов, необщительностью. Закрытые семьи не являются нормой, и возникают в следствии определённых жизненных обстоятельств. Члены семьи не могут полноценно жить, находясь во внешней и внутренней замкнутости. Открытая семья характеризуется тем, что все части подвижны и взаимосвязаны, информация циркулирует в полном объёме. Члены семьи характеризуются такими личностными качествами как: общительность, доброта, раскрепощённость, открытость. В зависимости от вида системы семьи, формируется различная самооценка у детей. В закрытой системе происходит зарождение низкой и неустойчивой самооценки, которая в большей степени исходит от оценки окружающих людей. Стиль общения в закрытой системе проявляется в обвинении других, угождении, рассудительности и отстранении. В открытой системе самооценка у детей адекватная, с тенденцией к завышению, устойчивая и зависит от внутренней оценки, в следствии продуктивной саморефлексии [8].

2) Развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Самооценка формируется так же, преобразовываясь, благодаря новому опыту человека как в общении с другими, так и в отношении к самому себе.

 Социальные контакты, межличностное общение являются значимыми в формировании самооценки. Нехватка общения приводит к низкому развитию способности оценивания, что ведёт к определённым отклонениям в самооценки личности. Причина неадекватной самооценки может заключаться не в том, что человек не хочет видеть свои недостатки, а в его неумении и неспособности их видеть. Общение помогает увидеть свои недостатки и достоинства, корректируя самооценку [9].

Самооценка подразделяется на общую и частную. Общая формируется в младшем возрасте, под влиянием семейного фактора. Частная самооценка является ситуативной и может видоизменяться в процессе воздействия факторов окружающей среды. Снижение общей самооценки встречается в юношеском возрасте под влиянием неудач, формируя комплекс неполноценности, в то время как успешно оценённая способность оказывает положительный эффект и повышает уровень самооценки. На формирование самооценки и её изменение влияет множество факторов, таких как: личностные особенности, значимость успеха или неудачи, достоверная информация и специфические черты характера. Человек с заниженной самооценкой болезненнее воспримет неудачу, которая отразится на его психологическом состоянии, чем человек с адекватной средней самооценкой, он спокойно проанализирует ситуацию, сделав необходимые выводы. Любая ситуация оценивается исходя из личностного опыта и уровня прошлой оценки.

3) Принципы «самости»

Наше представление о себе формируется под влиянием окружающей среды, т.е. коллективной оценки. При благоприятном мнении самооценка повышается, соответственно, при негативном мнении – понижается. Данный сдвиг является устойчивым, благодаря изменению уровня самооценки, подвергаются корректировке другие личностные характеристики, на которые не воздействуют напрямую, но имеют связь с формированием самооценки.

- Принцип интериоризации чужих оценок – говорит о том, что значительнее те изменения, которые происходят под влиянием образа Я, внешних оценок и социально-нравственных установок, при условии, что мнение в оценке со стороны других значимых людей единогласно, чем несогласованные мнения, порой противоречащие друг другу. Каждый человек в силу своей восприимчивости и степени чувствительности по-разному относится к чужой оценке: от безразличия до трансформации «самости». Интериоризация мнений со стороны окружающих основывается на таких процессах как: социальное сравнение, атрибуция, когда нам свойственно приписывать определённые свойства человеку при первой встрече, а после этого анализировать и корректировать свою оценку, исходя из полученной информации, в соответствии с ценностными установками.

· Принцип социального сравнения – в основе лежит суждение о том, что личность сравнивает не только своё настоящее и прошлое или настоящее и будущее Я, свои требования со своими успехами, но и проводит сравнение себя с другими членами общества. Социальное сравнение – это двусторонний процесс, поскольку индивид оценивает себя в сравнении с другими, и при этом других меряет по себе. Таким образом проанализировать себя легче, чем других. Можно сделать вывод: то, что является непосредственным знанием себя является итогом атрибуции, т.е. присваивание себе определённых черт [10, с.43].

Также на развитие самооценки влияет возрастной фактор. Есть исследования, которые указывают на предположение о том, что с возрастом адекватность уровня самооценки повышается. Самооценка взрослого человека является реалистичной и основана на опыте, в отличие от юношеской, которым свойственно оценивать себя положительно, не акцентируя внимание на неудачи, приписывая им ситуативный характер.

С возрастом так же трансформируются критерии самооценки. Для юношеского возраста одним из ключевых параметров является внешний облик, в то время как для взрослого человека на первый план выходят нравственные и интеллектуальные способности человека. Общая самооценка закладывается в процессе воспитания в период раннего детства, в дальнейшем развиваясь и изменяясь на протяжении всей жизни под влиянием окружающей среды, социальных контактов, получаемого опыта, формируя частную самооценку.

Важным в понимании самооценки является наличие такой черны как критичность, и способность её применения на практике в процессе оценки себя. Если индивид находит в себе множество недостатков, переходящих в комплексы, он не сможет повысить свою самооценку и стать уверенной, успешной личностью, пока не устранит данные комплексы.

Каждый человек в оценке себя исходит из своих реальных достижений, которые в дальнейшем влияют на его развитие, постановку целей, формируют мотивацию и уверенность, способствуют продуктивной деятельности и коммуникации.

Самооценка – важный компонент в структуре личности, который обладает множеством функций, рассмотрим каждую подробнее.

1) Регуляторная - самооценка стимулирует индивида к достижению поставленных целей, оценивая и регулируя выполнение задач и принятие решений;

2) защитная - индивид становится независимым и обретает определённую стабильность, при адекватной устойчивой самооценки;

3) эмоциональная - обеспечивает чувство удовлетворённости от своих результатов и жизни в целом;

4) отражающая - иллюстрирует человеку его поступки и имеющиеся черты, помогая осознать их;

5) развивающая - позволяет увидеть свой истинный уровень и стимулирует человека к развитию, получению новых знаний и навыков;

6) мотивирующая - желание одобрения со стороны окружающих и получения позитивных внутренних реакций, таких как: самоуважение, гордость за себя, способствуют активной деятельности к достижению результата;

7) адаптационная - самооценка позволяет влиться в социум, формируя социальные контакты и взаимодействие;

8) контролирующая - способствует самоконтролю в процессе жизнедеятельности;

9) прогностическая - регулируется активности индивида на начальном этапе, формируются определённые схемы и стратегии поведения;

10) ретроспективная - оцениваются результаты на конечном этапе;

11) терминальная - в случае, когда деятельность человека вызывает критику со стороны окружающих или внутреннее недовольство, индивид останавливает данные действия [11, c.70].

В общем виде процесс формирования оценки можно приставить как поэтапное развитие личностных качеств, способности к сравнению и оцениванию, коммуникационных навыков, которые возникают под влиянием определённых факторов, параллельно с возрастным развитием. 

Детство – появляется осознание себя. На данном этапе родителям необходимо аккуратно говорить об успехах своих детей. Часто родители совершают ошибку: сравнивают своих детей с другими, полагаясь на то, что подобные высказывания замотивируют их ребёнка. Но это может лишь занизить самооценку и испортить отношения внутри семьи.

Подростковый возраст – сам по себе является непростым. Здесь важно дать поддержку своему ребёнку, показать веру в него. Подросток не должен думать, что его любят только за его успехи, это повлияет на формирование неадекватной и неустойчивой самооценки. Но и воспитывать детей на похвале не является правильным решением, по окончанию подросткового возраста индивиду будет тяжело перестроиться и начать работу над собой, развивая положительные черты и устраняя негативные.

Переизбыток лести в детстве является источником проблем в зрелом возрасте, поскольку происходит диссонанс между действиями и словами родителей и реальным миром.

Проблемы с самооценкой – результат влияния окружения, положения в обществе, достатке, образования и других факторов. Низкая самооценка взрослого – результат проблем в школе, например, когда подросток подвергается буллингу в школьные годы, то в дальнейшем ему необходимо работать над комплексами и фобиями, устраняя их для здоровой взрослой самооценки и жизни. Самооценка – это динамический показатель, который видоизменяется, во многом благодаря самому человеку и его изменениям.

Рассмотрим структуру самооценки, у мужчин и женщин она состоит из нескольких компонентов.

По А. А. Реану самооценка состоит из когнитивного и эмоционального компонента [12].

Когнитивный компонент – это широта суждений человека, его способ выражать свои мысли, воспринимать окружающий мир. С помощью когнитивного компонента человек выражает свои знания. 

Эмоциональный компонент – отражает отношение к себе. Здесь проявляются эмоции, которые возникают от оценок окружающих и переживаний по этому поводу.

Во время оценивания своих достижений, качеств, навыков и т.д., личность объединяет два компонента, которые в дальнейшем невозможно разделить. Эмоции проявляются в зависимости от значимости общения для индивида, которое даёт ему индивидуальные знания о себе.

Структурные компоненты самооценки формируются в индивидуальном порядке. Выявлены три уровня развития:

1. Высокий – мнение о себе исходят от реальных качеств индивида.

2. Средний – анализ оценок нестабильный и непоследовательный. Акцент делается на мнение окружающих, но учитываются реальные факты.

3. Низкий – здесь характерна неадекватная оценка своих результатов, качеств, способностей. Суждения не соответствуют действительности.

Нарушение самоконтроля является следствием неустойчивости параметров самооценки.

Подробнее рассмотрим уровни самооценки (высокий, средний, низкий) с учётом параметра адекватности.

1) Высокая самооценка - личность склонна идеализировать свои черты характера и успехи, преувеличивая их значимость в глазах социума. Характерными являются такие черты как гиперактивность и высокомерие. Свойственна фамильярность при общении с другими людьми. При высокой неадекватной самооценке индивид не способен принимать свои поражения, требуя лишь признания своего превосходства от окружающих. Проявляется фундаментальная ошибка атрибуции, когда человек своим неудачам приписывает влияние внешнего фактора, а удачам, исключительно, личностного фактора. Во внешних проявлениях свойственны: ровная осанка, взгляд прямо в глаза, приподнятая голова.

2) Средняя (нормальная) самооценка - характерна осознанность человека и здоровая психика. Индивид способен анализировать свои поступки, развита критичность, самоирония и навык эффективной саморефлексии. Средняя самооценка – это оптимальный уровень, к которому необходимо стремиться для достижения внутреннего баланса между образом реального Я и образом идеального Я.

3) Низкая самооценка – возникает при неправильном воспитании, когда родители директивно общаются с ребёнком, подавляя его. Характерными чертами является чрезмерная самокритичность, нерешительность, ранимость. Из-за комплексов формируется устойчивая неуверенность в себе, которая мешает продуктивному общению с социумом. Данная категория людей склонна к обидам, уклонению от инициативы и взаимодействию с окружением. Внешне характерны: низко опущенная голова, сжатые плечи, глаза отводит в сторону, речь тихая и неуверенная. Личность проявляет неадекватную требовательность к себе, что может является следствием психологических травм детства [11].

Люди с неадекватной самооценкой склонны к возбуждению конфликтов со стороны своего окружения, вызывая негативные эмоции из-за высокомерия при завышенной самооценки и чрезмерном акценте на свои и чужие ошибки при заниженной самооценки. Причина неадекватной самооценки в воспитании, личностных особенностях, условиях жизнедеятельности. Необходимо работать над собой, с помощью тематических тренингов и психологических консультаций корректировать свои черты характера. 

Изучив литературу по вопросам самооценки можно сделать ряд выводов:

1) Самооценка – это отношение к себе, которое формируется годами, проходя вместе с индивидом каждый этап развития, укрепляясь или ломаясь в противостоянии с возрастными кризисами. Самооценка иллюстрирует разрыв между образом реального Я и образом идеального Я.

2) Самооценка классифицируется по определённым уровням: высокий, средний и низкий. Так же важным параметром является – адекватность. Адекватность указывает на соответствие притязаний личности и действительности. Каждый уровень самооценки характеризует личность по определённым качествами: высокая самооценка – высокомерие, отсутствие критичности, самоуверенность и фамильярность в общении; средняя самооценка является универсальной, личность адекватно оценивает себя и свои возможности, способна к эффективной саморефлексии; низкая самооценка формируется из-за комплексов, которые накапливаются годами и мешают адекватному восприятию себя и окружающей среды. Стоит заметить, что адекватная самооценка с тенденцией к завышению является показатель уважения к себе и своим результатам, характеризуя личность как уверенного в себе человека в объективном отношении.

3) Самооценка – динамический процесс, который требует проработки. Рекомендовано посещать тематические тренинги, читать соответствующую литературу, при необходимости обращаться к психологу для консультации. Адекватная самооценка способствует развитию продуктивных отношений с социумом, личностным успехам, психологическому и соматическому здоровью.

19 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий