Автор: Ролич Александра Аркадьевна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: БГУ
Проект: Вне проекта

Взаимосвязь стрессоустойчивости и оптимизма у студентов

 

Стрессоустойчивость личности играет важную роль, потому что от нее зависит не только психическое состояние человека, но и профессиональная и повседневная деятельность, ведь чем выше стрессоустойчивость, тем лучше и быстрее преодолевается стресс тем менее разрушительное воздействии он оказывает на человека. Именно поэтому нами было проведено исследование, позволяющее определить, может ли такое личностное качество как оптимизм быть положительно взаимосвязано со стрессоустойчивостью.

Под термином «стрессоустойчивость» понимаются такие явления, как эмоциональная устойчивость, психологическая стойкость к стрессу, жизнестойкость, стресс-резистентность, адаптация и многие другие. В данной работе под стрессоустойчивостью понимается совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить стресс без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [1].

Смысл оптимизма закреплен в важности принятия мира, принятия его «здесь и сейчас», что зачастую описывается через ассоциации «умение радоваться каждой прожитой минуте» [5]. Оптимизм – независимый индивидуально-психологический феномен, который связан с переживанием счастья [4].

Как полагал М. Селигман пояснял – суть оптимизма состоит в исключительном способе атрибуции, а именно – в стиле объяснения причин положительных или отрицательных эмоций у человека. Сам же стиль атрибуции, по мнению М. Селигмана, является основой «оптимизма-пессимизма» как свойства личности. Стиль атрибуции, описывается тремя параметрами, постоянство, широта и персонализации. которые по-разному проявляются при объяснении человеком причин плохих или хороших событий.

Поставленная гипотеза заключалась в том, что у студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости уровень оптимизма будет выше, чем у студентов с низким уровнем стрессоустойчивости.

В исследовании приняли участие 30 студентов в возрасте от 18 до 22 лет. Из них 16 человека – женского пола и 14 – мужского.

Исследование проводилось в декабре 2019 года на основании письменного тестирования, при добровольном согласии и с возможностью конфиденциальности.

Уровень оптимизма у студентов оценивался с помощью опросника «оптимизма – пессимизма» Мартина Селигмана [3].

Анализ результатов по индексу конечного итога, а также индексов «G» и «B», показывает, что среди испытуемых наиболее распространен (57%) весьма пессимистичный уровень, 33% студентов с умеренным уровнем пессимистичности. Но, в испытуемой группе студентов, как показали результаты (0% и 7%), не преобладает уровень оптимистичности. Следовательно, можно сделать вывод, что в группе, где проводилось исследование, преобладают студенты с весьма пессимистичным уровнем. Для лучшей визуализации результаты проиллюстрированы на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты исследования индекса оптимизма

Уровень стрессоустойчивости у студентов оценивался с помощью теста на самооценку стрессоустойчивости личности. Результаты, полученные по итогам проведения диагностики отображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Распределение испытуемых в зависимости от уровня стрессоустойчивости

У испытуемых студентов наиболее выражен уровень стрессоустойчивости «чуть выше среднего». Это проявляется в стремлении к конкуренции, высоком уровне самозащиты и в достижении поставленной цели, но в тоже время неудовлетворённостью самого себя как личности и обстоятельствами, высокой конфликтностью в отношениях с окружающими. Полученные данные предположительно связаны с особенностями учебной деятельности и личностными характеристиками студентов.

Для исследования взаимосвязи между стрессоустойчивостью и оптимизмом, а также расчёта статистической значимости средних величин использовался корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена - rs).

Для обработки полученных данных был использован пакет статистик Statistica 6.0. Для лучшей визуализации данные проиллюстрированы в таблице.

Таблица. Корреляционная связь между индексами оптимизма и уровнем стрессоустойчивости.

Название переменной

Spearman R

Уровень значимости

Сила зависимости

Направление зависимости

PmB & Stress

0, 38

0, 03

слабая

прямая

B & Stress

0, 41

0, 02

слабая

прямая

  • PmB «Permanent bad» - постоянство плохих событий;
  • В – итог по неблагоприятным событиям.

В ходе работы были выявлены прямые слабые корреляционные связи между индексом PmB («Permanent bad» - постоянство плохих событий), и уровнем оптимизма, индексом В (итог по неблагоприятным событиям), и уровнем оптимизма. При этом отсутствуют связи между остальными индексами уровня оптимизма – пессимизма, это говорит о том, что тип стрессоустойчивости сам по себе еще не является признаком высокого уровня оптимистичности у студентов, который может является необходимым условием для успешности человека.

Корреляционный анализ результатов исследования показал, что между стрессоустойчивостью и оптимизмом выявлены прямые корреляционные связи, которые указывает на то, что человек с оптимистической настройкой на жизнь, будет проявлять высокий уровень стрессоустойчивости.

При этом отсутствуют связи между остальными индексами уровня оптимизма – пессимизма, это говорит о том, что тип стрессоустойчивости сам по себе еще не является признаком высокого уровня оптимистичности у студентов, который может является необходимым условием для успешности человека.

Таким образом, гипотеза, что у студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости уровень оптимизма будет выше, чем у студентов с низким уровнем стрессоустойчивости нашла частичное подтверждение в данном исследовании.

Литература

  1. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л. А. Китаев-Смык. – М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.
  2. Селигман, М. Новая позитивная психология. Научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман. – М.: София, 2006. – 368 с.
  3. Seligman, M.E.P. Depressive attributional style / M.E.P. Seligman, L.Y. Abramson, A. Semmel, C. von Baeyer // Journal of Abnormal Psychology. – 1979. – Vol. 88. – 242-247 p.
  4. Сычев, О. А. Психология оптимизма: учебно-методическое пособие к спецкурсу / О. А. Сычев; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 69 с.
  5. Юсупов, П. Связь пессимистического и оптимистического мироощущения с процессом индивидуализации [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые данные / П. Юсупов // Режим доступа: http://www.follow.ru/article/221. – Дата доступа: 30. 10. 2020.
25 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий