Автор: Анушкевич Марина Геннадьевна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет
Проект: Вне проекта

Особенности развития эмоционального интеллекта у детей-сирот

 

М. Г. Анушкевич

Научный руководитель: Т. В. Тратинко, ст. преподаватель

Белорусский государственный университет, г. Минск, Беларусь

 

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ-СИРОТ

 

Особенности эмоционального интеллекта детей-сирот обусловлены наличием депривации, в том числе, оказывающую влияние на и их последующую социализацию и интеграцию в общество. В статье представлены результаты эмпирического исследования, позволяющие выявить особенности эмоционального интеллекта у детей-сирот и детей, воспитывающихся в кровных благополучных семьях.

Ключевые слова: семья, эмоциональный интеллект, дети-сироты.

 

Актуальность изучения особенностей эмоционального интеллекта у детей-сирот, обусловлена психотравмирующей ситуацией изъятия из биологической семьи, отсутствием эмоциональных отношений со значимыми взрослыми, нарушениями в формировании личностных структур, определяющих характер социального взаимодействия, поведенческие стратегии, психоэмоциональное и психосоциальное здоровье.

В современных условиях социальность становится важнейшим фактором, определяющим успешность человеческой жизни. Эмоциональный интеллект является основой социальной успешности личности, лежит в основе собственного эмоционального благополучия и психологического здоровья в целом.

Проблемы личностного развития детей-сирот представлены в работах исследователей Т.А. Костюковой, В.В. Мартыновой, Н.Н. Красовской, В.Н. Ослон, Т.В. Тратинко, А.В. Синициной и др.

По мнению авторов, в развитии интеллектуальной, эмоциональной сфер, а также в особенностях поведения детей-сирот существует определенная специфика, которая интерпретируется не как отставание в психическом развитии, а как качественно иной его характер, проявляющийся в несформированности внутреннего, идеального, субъективного плана психики, в связанности мышления; в мотивации поведенческих реакций внешней ситуацией.

Эмоциональный интеллект представляет собой совокупность способностей к отслеживанию своих и чужих чувств и эмоций, их пониманию и использованию данных знаний для более эффективного мышления и принятия оптимальных решений. К наиболее разработанным концепциям эмоционального интеллекта относятся: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она, двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта.

С целью выявления особенностей эмоционального интеллекта у детей-сирот, нами было проведено исследование.

В исследовании приняли участие 70 подростков в возрасте от 13 до 16 лет. В первую группу были включены 35 детей-сирот, возраст испытуемых – от 13 до 16 лет. Вторую группу составили 35 подростков, воспитывающихся в кровных благополучных семьях, возраст испытуемых от 13 до 16 лет.

В исследовании применялась стандартизированная психодиагностическая методика диагностики эмоционального интеллекта (МЭИ) М.А. Манойловой.

В соответствии с полученными данными, в 1 группе наиболее развитым компонентом эмоционального интеллекта является осознание своих чувств и эмоций, находящееся на границе низкого и среднего уровня выраженности (4,03). Низкая способность к осознанию чувств и эмоций других людей (3,89) проявляется недостаточным развитием ориентации на другого человека, несформированностью механизма идентификации. Низкая способность к управлению чувствами и эмоциями других людей (3,74), говорит об их неспособности оптимизировать состояние партнера по общению, проникать во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Низкий уровень способности управлять своими чувствами и эмоциями (3,71) проявляется импульсивностью, неспособностью контролировать свое психоэмоциональное состояние, недостаточным пониманием собственных эмоциональных состояний и чувств других людей.

Группа подростков из 2 группы характеризуется средним уровнем выраженности по следующим шкалам: осознания своих чувств и эмоций (5,29); способности к управлению своими чувствами и эмоциями (5,11); способности к осознанию чувств и эмоций других людей (4,94); управления чувствами и эмоциями других людей (4,91).

Таким образом, в ходе диагностики эмоционального интеллекта мы установили, что у подростков, имеющих статус детей-сирот, средние значения по всем показателям эмоционального интеллекта ниже, чем у подростков из кровных семей. Это позволяет нам заключить, что дети-сироты отличаются менее развитым эмоциональным интеллектом, сниженным благополучием в эмоциональной сфере.

В связи с тем, что в качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о существовании различий в показателях эмоционального интеллекта у детей-сирот и  у детей, воспитывающихся в кровной благополучной семье, нами проводилась статистическая обработка полученных данных.

Наиболее выраженные различия (p˂0,001) установлены по интегральному показателю эмоционального интеллекта (t=5,06), индексу внутриличностного аспекта эмоционального интеллекта (t=4,62).

Высокий уровень статистических различий (p˂0,01) также выявлен по индексу межличностного аспекта эмоционального интеллекта (t=3,36), шкалам осознания своих чувств и эмоций (t=2,94), управления своими чувствами и эмоциями (t=3,11), управления чувствами и эмоциями других людей (t=2,68).

 Существуют статистически значимые различия на уровне p˂0,05 по шкале осознания чувств и эмоций других людей (t=2,29).

Данные особенности обусловлены спецификой социальной ситуации развития детей-сирот, материнской депривацией, дефицитом позитивного социального опыта и степенью эмоционально насыщенных социальных отношений.

Исходя из результатов проведенного исследования, могут быть предложены следующие направления работы по развитию эмоционального интеллекта у детей, воспитывающихся в приемных семьях:

  • организация работы по развитию самосознания, способностей к самоанализу, формирование навыков рефлексии;
  • стимулирование процесса личностного развития, реализация творческого личностного потенциала;
  • развитие коммуникативных навыков, эмпатии, толерантности, способности к принятию других, повышение конфликтологической компетентности;
  • коррекция неконструктивных когнитивно-аффективных поведенческих паттернов и стратегий;
  • повышение уровня эмоциональной устойчивости, обучение техникам позитивного мышления;
  • коррекция импульсивности, преодоление предвзятости по отношению к окружающим;
  • формирование социальной ориентации, поощрение просоциального поведения;
  • развитие прогностического мышления.

Для реализации поставленных задач целесообразно сочетать различные формы и методы социально-психологической, психологической и педагогической работы.

 

Список использованных источников

  1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78–86.
  2. Красовская, Н.Н. Деинституализация как условие формирования социальной адаптации детей-сирот / Н.Н. Красовская // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2012.– №6. – С. 8–11.
  3. Тратинко, Т.В. Социальная работа с несовершеннолетними группы риска: пособие / Т.В. Тратинко, Н.Н. Красовская. – Минск: Институт бизнеса БГУ, 2018. – 263 с.
42 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий