Автор: Костяков Олег Степанович
Страна: Российская Федерация
Город: с.Фрунзе Сакского района
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Фрунзенская средняя школа" Сакского района Республики Крым
Проект: Вне проекта

Анализ полученных результатов проведения учебных сборов

 

В ходе изучения опыта организации и проведения учебных сборов нами выявлены ряд инициатив, направленных на совершенствование этого вида учебной деятельности. Это следующие организационные инициативы (нововведения):

1) привлечение к решению вопросов организации учебных сборов администраций муниципальных образований;

2) привлечение военнослужащих (сержантов) воинских частей к проведению учебных занятий в качестве командиров взводов;

3) обмен профессиональным опытом между преподавателями-организаторами ОБЖ:

С целью выявления, являются ли эти нововведения инновациями, мы провели изучение и анализ педагогических результатов. Исследование проводилось на базе МБОУ «Фрунзенская средняя школа» Сакского района Республики Крым  и СОШ Сакского района путем анкетирования учащихся.

В МБОУ «Фрунзенская средняя школа» учебные сборы по начальной военной подготовке проводились с введением организационных инициатив; в остальных школах такие инициативы введены не были.

В анкетировании участвовали 20 учащихся МБОУ «Фрунзенская средняя школа» – экспериментальная группа и 21 учащихся (юноши) остальные школы – контрольная группа. Анкетирование проводилось в два этапа.

 Первый этап анкетирования был проведен с учащимися 10 класса в мае 2019 года после изучения основного учебного материала раздела «Основы военной службы», но перед началом учебных сборов.

 Второй этап – в июне 2020 года, после прохождения учащимися учебных сборов.

При анкетировании учащимся были заданы следующие вопросы:

  1. Нужна ли нашей стране армия?
  2. Как вы относитесь к службе в армии?
  3. Считаете ли вы, что каждый уважающий себя мужчина должен пройти службу в армии?
  4. Какие качества могут быть сформированы в армии?
  5. Согласны ли вы с утверждением, что армия делает из юноши настоящего мужчину?
  6. Считаете ли вы себя патриотом?
  7. Как вы представляете себе подготовку к военной службе?

 

Результаты ответов учащихся экспериментальной и контрольной групп на вопросы анкеты существенных отличий не имели. Это свидетельствует о том, что выборка репрезентативна (Приложения 3, 4).

Второй этап анкетирования был проведен с этими же учащимися уже 11 класса в июне 2020 года после прохождения учебных сборов в воинской части.

К вышеуказанным вопросам были добавлены два новых вопроса:

  1. Изменилось ли ваше отношение к армии после прохождения учебных сборов?
  2. Какие занятия во время учебных сборов произвели на вас наибольшее впечатление?

В динамике результаты анкетирования учащихся экспериментальной группы представлены в Приложении 3 и на Рисунке 1 (частично).

Рисунок 1

Результаты ответов учащихся экспериментальной группы на второй и третий вопросы анкеты

 

Вопрос 2. Как Вы относитесь  к службе в армии?

Варианты ответов:

  1. Положительно
  2. Отрицательно
  3. Затрудняюсь ответить

 

 

Вопрос 3.Считаете ли вы, что каждый уважающий себя мужчина должен пройти службу в армии?

Варианты ответов:

  1. Да
  2. Нет
  3. Затрудняюсь ответить

 

 

Результаты анкетирования позволили сделать следующие выводы:

1. У учащихся изменилось отношение к армии и к службе в армии в положительную сторону. Например, при ответе на вопрос «Считаете ли вы, что каждый, уважающий себя мужчина, должен пройти службу в армии?» на первом этапе анкетирования положительный ответ составил 20% опрошенных, а на втором этапе анкетирования положительный ответ составил 60% опрошенных.

2. У большинства учащихся появилось осознание себя как гражданина своей страны, патриота. Например, при ответе на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» на первом этапе анкетирования положительный ответ составил 20% опрошенных, а на втором этапе анкетирования положительный ответ составил 60% опрошенных.

В то же время нами было проведено анкетирование учащихся (юношей) 10-ых классов (контрольная группа). В этом учреждении при организации учебных сборов не были введены указанные выше инициативы. Результаты анкетирования учащихся в динамике представлены в Приложении 4.

Сравнив результаты анкетирования обеих групп можно сделать вывод, что учащиеся экспериментальной группы показали более высокий уровень  готовности к службе в Вооруженных Силах РФ. Это показывает динамика результатов ответов учащихся на все вопросы анкеты (Приложения 3, 4).

Например, при ответе на вопрос «Считаете ли вы, что каждый, уважающий себя мужчина, должен пройти службу в армии?» положительно ответили 60% учащихся экспериментальной группы (отрицательных ответов не было; затруднились ответить 40% школьников). В контрольной группе этот показатель составляет 42% (отрицательных ответов – 10%; затруднились ответить 48%). На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» положительно ответили 60% учащихся экспериментальной группы (отрицательных ответов 4%; затруднились с ответом 36%). В контрольной группе на этот вопрос положительно ответили 45% (отрицательных ответов 8%; затруднились с ответом 47%). (Рисунок 2).

Рисунок 2

Результаты ответов учащихся экспериментальной и контрольной групп на второй и третий вопросы анкеты

 

Вопрос 2. Как Вы относитесь  к службе в армии?

Варианты ответов:

  1. Положительно
  2. Отрицательно
  3. Затрудняюсь ответить

 

 

 

Вопрос 3.Считаете ли вы, что каждый уважающий себя мужчина должен пройти службу в армии?

Варианты ответов:

  1. Да
  2. Нет
  3. Затрудняюсь ответить

 

 

Анализ результатов проведенного исследования показал, что в экспериментальной группе они существенно выше, чем в контрольной. Это означает, что предложенные нововведения в организацию учебных сборов способствуют совершенствованию образовательного процесса, а значит, их можно рассматривать как инновации.

 

Выводы

 

1. Изучение опыта проведения учебных сборов по начальной военной подготовке показало, что преподаватели ОБЖ ищут пути совершенствования их организации, учитывая конкретные условия своего образовательного учреждения/образовательных учреждений.

В ходе изучения такого опыта в Сакском районе Республики Крым нами выявлены ряд инициатив, направленных на совершенствование организации и проведения учебных сборов. Это следующие организационные инициативы (нововведения):

1) привлечение к решению вопросов организации учебных сборов администраций муниципальных образований;

2) привлечение военнослужащих (сержантов) воинских частей к проведению учебных занятий в качестве командиров взводов;

3) «разделение труда» между преподавателями-организаторами ОБЖ: проведение занятий по отдельным темам не только со своими учащимися, но и с учащимися других школ.

 

2. С целью определения, являются ли выявленные нами нововведения инновациями, мы провели экспериментальное исследование. Анализ полученных педагогических результатов показал, что предложенные нововведения в организацию учебных сборов способствуют совершенствованию образовательного процесса, а значит, их можно рассматривать как инновации.

Таким образом, нововведения в организации и проведении учебных сборов по начальной военной подготовке, разработанные применительно к конкретным условиям образовательной организации/образовательных организаций, можно рассматривать как инновации, если они содействуют повышению успешности образовательного процесса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Актуальность данного исследования обусловлена наличием противоречия между значимостью проведения учебных сборов по начальной военной подготовке, их объемным содержанием и требованиями к образовательным результатам, с одной стороны, и сложностью решения вопросов организации и проведения таких сборов, с другой. Разрешению такого противоречия могут содействовать инновации в организации и проведении учебных сборов, разработанные применительно к конкретным условиям образовательного учреждения/образовательных учреждений.

Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п. Инновации в педагогической практике направлены на повышение успешности образовательного процесса и содействуют этому.

В курсе ОБЖ педагогические инновации успешно применяются. Это, прежде всего, инновационные технологии и средства обучения. Важно, что в условиях современной школы требует инновационных преобразований и организация образовательного процесса по ОБЖ.

Значимой составляющей курса ОБЖ старшей школы являются учебные сборы по начальной военной подготовке. Учебные сборы проводятся на завершающем этапе изучения раздела курса ОБЖ «Основы военной службы». Учебные сборы для юношей являются формой обязательной подготовки граждан к военной службе. Конечный результат такой подготовки - готовность юношей к защите Отечества, которая представляет комплекс морально-психологических, военно-технических и физических качеств, способность к их мобилизации в экстремальных ситуациях.

Помимо ключевой задачи – подготовки юношей к службе в армии, важными задачами современных учебных сборов являются пропаганда здорового образа жизни, разностороннее развитие молодых людей, воспитание морально-волевых качеств, формирование сознательного гражданского отношения к вопросам личной и общественной безопасности.

Учебные сборы – вид образовательной деятельности, сложный в организационном отношении. Рациональные способы организации учебных сборов, в т.ч. инновационные, будут способствовать повышению успешности их проведения.

Изучение опыта проведения учебных сборов по начальной военной подготовке показало, что преподаватели ОБЖ ищут пути совершенствования их организации, учитывая конкретные условия своего образовательного учреждения/образовательных учреждений.

В ходе изучения такого опыта в Сакском районе Республики Крым нами выявлены ряд инициатив, направленных на совершенствование организации и проведения учебных сборов. С целью определения, являются ли выявленные нами нововведения инновациями, мы провели экспериментальное исследование. Анализ полученных педагогических результатов показал, что предложенные нововведения в организацию учебных сборов способствуют совершенствованию образовательного процесса, а значит, их можно рассматривать как инновации.

Таким образом, нововведения в организации и проведении учебных сборов по начальной военной подготовке, разработанные применительно к конкретным условиям образовательной организации/образовательных организаций, можно рассматривать как инновации, если они содействуют повышению успешности образовательного процесса, что подтверждает справедливость гипотезы нашего исследования.

37 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий