Изучение начального периода военной службы призванных в армию и на флот юношей показывает, что многие из них испытывают большие трудности, сталкиваются с серьезными проблемами в новом для них качестве военнослужащих срочной службы. Среди основных причин этого:
во-первых, слабо сформированная, а, нередко, и вовсе негативная установка на военную службу;
во-вторых, отсутствие четких представлений о характере воинской деятельности;
в-третьих, низкая психологическая подготовленность к преодолению определенных трудностей, связанных с выполнением задач в условиях военной службы;
в-четвертых, отсутствие элементарных навыков, необходимых для военной службы;
в-пятых, слабое физическое развитие.
Улучшить дело подготовки допризывной молодежи к военной службе, вызвать интерес, стремление, положительное отношение к ней призваны учебные сборы, которые проводятся в 10-х классах образовательных учреждений. От того, как организованы учебные сборы по основам военной службы, напрямую будут зависеть их педагогические результаты: формирование соответствующих знаний и умений, отношение юношей к военной службе, их мотивация на службу в армии и т.д.
Преподаватели ОБЖ во взаимодействии с сотрудниками военкоматов ищут пути оптимизации подготовки и проведения учебных сборов с учетом имеющихся конкретных условий, способы повышения успешности такого вида образовательной деятельности школьников. Рассмотрим подходы к организации учебных сборов по основам военной службы на примере общеобразовательных организаций Приморского района Санкт-Петербурга.
В Сакском районе Республики Крым учебные сборы проводятся на основании распоряжения Главы администрации «Об организации обучения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Сакского района Республики Крым, начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебном году».
К распоряжению прилагается План основных мероприятий по обучению граждан РФ, проживающих на территории района, начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебном году (далее – План проведения учебных сборов). В Плане проведения учебных сборов подробно указываются: наименование мероприятий; срок их исполнения; ответственные исполнители.
Учебные сборы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений района проводятся на базе воинской части. Таким образом, все общеобразовательные организации района проводят учебные сборы на базе одной воинской части. Полагаем, что это является особенностью в организации учебных сборов для Сакского района, т.к. не во всех административных районах реализуется подобная схема (одна воинская часть – все ОУ района).
Ответственные за проведение этого вида учебной деятельности - преподаватели-организаторы ОБЖ Сакского района (в том числе и автор) уже в течение длительного времени реализуют в практике своей работы ряд инициатив, направленных на совершенствование проведения учебных сборов. Это следующие организационные инициативы:
1) привлечение к решению вопросов организации учебных сборов администраций муниципальных образований;
2) привлечение сержантов воинской части к проведению учебных занятий в качестве командиров взводов;
3) обмен профессиональным опытом между преподавателями-организаторами ОБЖ: проведение занятий по отдельным темам не только со своими учащимися, но и с учащимися других школ.
Рассмотрим эти организационные инициативы более подробно.
1. Привлечение к решению вопросов организации учебных сборов администраций муниципальных образований, которые оказывают содействие в обеспечении транспортом.
По просьбе методического объединения преподавателей-организаторов ОБЖ и при содействии главы администрации Сакского района администрации муниципальных образований, находящихся на территории района, выделяют автобусы для перевозки к месту проведения учебных сборов (и обратно) учащихся тех образовательных учреждений, которые находятся на их территории.
Например, муниципальное образование выделяет автобусы для перевозки учащихся . Такая помощь имеет большое значение, поскольку позволяет ускорить доставку учащихся к месту сборов, обеспечить четкую организацию начала мероприятия, а также сэкономить денежные средства родителей учащихся и образовательной организации.
2. Привлечение сержантов воинской части к проведению учебных занятий в качестве командиров взводов. В течение нескольких лет к занятиям со школьниками при проведении учебных сборов привлекаются сержанты воинской части (в качестве командиров взводов).
Сержанты заранее отбираются начальником учебных сборов, знакомятся с учебной программой сборов, темами, по которым им предстоит проводить занятия. Для учащихся сержанты являются примером подготовленности к военной деятельности, они обладают знаниями, умениями и навыками, которые могут им продемонстрировать. Для учащихся общение с сержантами, которые практически являются их сверстниками, чрезвычайно важно, поскольку дает наглядный пример того, чего они могут добиться в ближайшей перспективе. Все это стимулирует у школьников более ответственное отношение к начальной военной подготовке.
3. Обмен профессиональным опытом между преподавателями-организаторами ОБЖ: Программа учебных сборов включает проведение занятий по следующим темам: тактическая подготовка; огневая подготовка; строевая подготовка; Уставы Вооруженных Сил; оружие массового поражения; физическая подготовка; медико-санитарная подготовка. При проведении учебных занятий между преподавателями-организаторами ОБЖ разных учреждений осуществляется своеобразное «разделение труда», которое заключается в том, что каждый педагог проводит учебные занятия по определенной теме не только со своими учащимися, но и с учащимися других школ. Целесообразность такого обмена опытом исходит из того, что преподаватели (в большинстве бывшие военные) имеют разную военную специальность, а значит, проводя учебные занятия по направлению своей военной подготовки, они могут осуществить и более качественную подготовку участников сборов.
Такие организационные инициативы, по мнению педагогов, содействуют повышению успешности проведения учебных сборов.
Учебные сборы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений проводятся на базе воинской части. По прибытии в воинскую часть формируются взводы. Так как количество учащихся школы, принимающих участие в учебных сборах, может быть 8-10 человек, а взвод - это 25-30 человек, то взвод может быть сформирован из учащихся двух-трех школ. Взводу назначается командир – сержант воинской части, который находится вместе с учащимися в период учебных сборов и проводит с ними занятия.
Тематическое планирование учебных сборов по начальной военной подготовке представлено в Таблице.
Таблица
Тематическое планирование учебных сборов по начальной военной подготовке
№ п/п |
Учебные темы |
Количество часов по дням обучения |
Общее кол-во часов |
||||
1 день |
2 день |
3 день |
4 день |
5 день |
|||
1 |
Тактическая подготовка |
- |
- |
2 |
1 |
1 |
4 |
2 |
Огневая подготовка |
- |
3 |
- |
2 |
4 |
9 |
3 |
ЗССМП |
- |
- |
2 |
- |
- |
2 |
4 |
Общевоинские уставы |
4 |
1 |
1 |
2 |
- |
8 |
5 |
Строевая подготовка |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
4 |
6 |
Физическая подготовка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
7 |
Медико-санитарная подготовка |
- |
2 |
- |
- |
- |
2 |
8 |
Основы безопасности военной службы |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
ИТОГО |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
35 |
Учебные сборы начинаются с торжественного открытия, в котором принимают участие учащиеся, прибывшие на учебные сборы, и курсанты воинской части. Торжественное открытие учебных сборов начинается с построения учащихся школ образовательных учреждений и курсантов воинской части на плацу, затем происходит вынос знамени воинской части, прохождение торжественным маршем и с песней военнослужащих. Исполнение указанных воинских ритуалов имеет большое значение, оказывает сильное эмоциональное воспитательное воздействие на учащихся.
После торжественного открытия учебных сборов учащиеся приглашаются в клуб, где им показывается фильм о воинской части, где они будут проходить учебные сборы. Это оказывает на школьников дополнительное мотивирующее воздействие: еще до начала непосредственного обучения они знакомятся с жизнью воинской части.
Кратко рассмотрим содержание учебных занятий по дням проведения учебных сборов.
Первый день. Проводятся занятия:
Второй день. Занятия:
Третий день. Занятия:
Четвертый день. Проводятся занятия:
Пятый день. Занятия:
В последний (пятый) день проводится закрытие учебно-полевых сборов: построение учащихся на плацу воинской части; наиболее отличившиеся учащиеся награждаются грамотами и подарками.
В ходе учебных сборов учитываются результаты обучения, выставляются оценки в журнал, который заполняет не сержанты, проводившие занятия, а преподаватель ОБЖ. Он выставляет оценки учащимся согласно выполненному нормативу.
Результаты освоения программы учебных сборов (раздел «Основы военной службы» курса ОБЖ, 10 класс) отражают сформированность у обучающихся практических умений по начальной военной подготовке, характеризующих уровень их подготовки к военной службе в современных условиях. Это следующие умения:
Как показывает опыт преподавателей-организаторов ОБЖ (в том числе и автора работы) Приморского района Санкт-Петербурга, подобная организация учебных сборов целесообразна; педагогические результаты учебных сборов педагоги оценивают как успешные.
В этой связи полагаем, что обозначенные выше инициативы в организации учебных сборов целесообразно рассматривать как инновации.