Актуальность исследования. Одним из приоритетов государственной политики по обеспечению национальной безопасности страны является повышение престижа военной службы, поскольку главным условием комплектования Вооруженных Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами является подготовка граждан Российской Федерации к военной службе.
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают прохождение ежегодных 5-ти дневных учебных сборов в образовательных учреждениях, которые организуются и проводятся в соответствии с Федеральным Законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и соответствующими нормативными актами органов исполнительной власти Российской Федерации в рамках учебного раздела программы курса ОБЖ «Основы военной службы». К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, за исключением имеющих освобождение по состоянию здоровья.
В ходе учебных сборов изучаются размещение и быт военнослужащих, элементы строевой, огневой, тактической, физической, военно-медицинской подготовок и другие вопросы основ военной службы, проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации обучающихся. Важно, что учебные сборы призваны содействовать военно-патриотическому воспитанию школьников. Достижение таких образовательных задач напрямую зависит от того, как организованы учебные сборы.
В этой связи необходимо отметить, что проведение учебных сборов на базе воинских частей - это сложная и трудоемкая в организационном отношении задача. Такие трудности имеют как внешний, независимый от образовательного учреждения, характер, так и внутренний, обусловленный спецификой условий конкретного учреждения/учреждений.
Таким образом, существует противоречие между значимостью проведения учебных сборов по начальной военной подготовке, их объемным содержанием и требованиями к образовательным результатам, с одной стороны, и сложностью решения вопросов организации и проведения таких сборов, с другой. Разрешению этого противоречия могут содействовать инновации в организации и проведении учебных сборов, разработанные применительно к конкретным условиям образовательного учреждения/образовательных учреждений. Это и обусловливает актуальность нашего исследования.
Объект исследования: процесс обучения основам военной службы в курсе ОБЖ.
Предмет исследования: инновации в организации учебных сборов по начальной военной подготовке.
Цель исследования: определить педагогические инновации в организации учебных сборов по военной подготовке.
Задачи, которые следует решить для достижения цели:
1. Изучить нормативную, педагогическую, методическую литературу и интернет-источники по теме исследования;
2. Рассмотреть методические аспекты организации и проведения учебных сборов по начальной военной подготовке;
3. Изучить педагогический опыт по теме исследования;
4. Проанализировать педагогические результаты внедрения нововведений в организацию учебных сборов.
Гипотеза исследования: учебные сборы будут способствовать успешной подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, если организация и проведение учебных сборов по начальной военной подготовке предусматривает:
Методы исследования: изучение и анализ нормативной, психолого-педагогической и методической литературы, изучение и анализ педагогического опыта, педагогическое наблюдение, интервьюирование педагогов и учащихся, анкетирование, эксперимент.
Практическая часть исследования проведена на базе общеобразовательных учреждений Республики Крым (в анкетировании принимали участие учащиеся МБОУ «Фрунзенская средняя школа» Сакского района Республики Крым).
Практическое значение исследования: выявленные инновации в организации и проведении учебных сборов по начальной военной подготовке для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений могут быть использованы в работе преподавателей-организаторов ОБЖ.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений общим объемом 66 страницы. В конце каждой главы имеются выводы.