В настоящее время, когда значительная часть педагогических работников осознает, что традиционная система обучения не позволяет в полной мере решить проблемы образования, появляется необходимость применения в системе повышения квалификации новых технологий подготовки учителя, которые дают возможность качественно изменить профессиональную деятельность педагога. В условиях современного развития образования, в том числе по курсу ОБЖ, технология педагогического проектирования позволяет подготовить преподавателя ОБЖ к успешной деятельности.
Технология проектирования в преподавании ОБЖ рассматривается как часть образовательной технологии, как способ организации деятельности субъектов проектирования с целью их выхода на позиции самоопределения и самопрограммирования. Осуществляя проектную деятельность в преподавании курса ОБЖ, учитель целенаправленно на творческом уровне осваивает новые профессиональные приемы и способствует получению качественно новых результатов в развивающем обучении школьников.
Методологическое становление базируется на таких аспектах, как:
а) умение работать в команде;
б) умение вести диалог и отстаивать свою точку зрения;
Цели достижения положительного педагогического опыта.
1.Формирование осознанной мотивации учащихся для получения знаний о безопасности, как о знаниях, необходимых человеку, для поддержания и сохранения своего здоровья.
2.Обучение учащихся способам выживания при автономном существовании в реальных условиях и с использованием новых технологий проектной деятельности учащихся (например, командно-штабные учения, диалоговые и интегрированные уроки и т.д.).
3.Мотивация своей деятельности, а также деятельности учащихся в получении ими практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи, первой медицинской помощи (1 МП) в экстремальных условиях.
Ожидаемый результат.
В ходе реализации проектной деятельности учащиеся смогут совершенствовать свои знания, умения и навыки при:
Учащиеся приобретают практические навыки и опыт в:
Таким образом, исследуя новые подходы в изучении курса ОБЖ, совершенствуя методологию его преподавания, мне удалось решить следующие взаимообусловленные проблемы:
1.Повысить мотивацию обучающихся к учебному процессу по ОБЖ при соблюдении трех условий:
2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования, т.е. уйти от характерного монологизированного типа взаимодействия «учитель-ученик» (когда сказывается лимит времени, учащиеся не свободны в своих суждениях) и заменить его на диалогизацию взаимодействия учителя и учеников. Это предполагает спроектировать (смоделировать) принятие какого-либо самостоятельного решения, его обсуждение с доказательными точками зрения в составе коллектива (учитель и ученики).
3.Уделять больше внимания изучению проектной педагогической деятельности и овладению современными информационно - коммуникационными технологиями, позволяющими проводить уроки на современном педагогическом уровне и существенно изменить организацию образовательного процесса, особенно в сельской школе.
В конечном итоге вся моя педагогическая деятельность направлена на формирование требований к уровню подготовки выпускников, определенных Госстандартом по ОБЖ и заключающихся в следующем.
Выпускник должен:
а) знать (понимать):
б) уметь:
в) использовать приобретенные знания и умения для:
Достижение целей и результатов инновационной деятельности по предмету ОБЖ, а также позитивная динамика обучения учащихся складывается в основном из их успеваемости, качества усвоения получаемых знаний и навыков в своей дальнейшей деятельности. Анализ этих показателей в течение последних трех лет свидетельствует о хорошей подготовке учащихся школы по основам безопасности жизнедеятельности и составляет: успеваемость – 100%, качество знаний - от 75 до 87%.
Немаловажная роль в получении знаний учащимися, расширении кругозора и мировоззрения, становлении их как личности отводится внеурочной деятельности и воспитательной работе любого преподавателя образовательного учреждения, классного руководителя.
Особое место здесь должны занимать преподаватели ОБЖ, так как они и только они являются основными наставниками в обучении учащихся действиям в опасных ситуациях, которые происходят сейчас на каждом шагу. При этом основной задачей преподавателя ОБЖ является обучение учащихся правильному принятию решения, практическим навыкам по оказанию само- и взаимопомощи в экстремальной ситуации.
Проектная деятельность в воспитательной работе – это своеобразный прогноз (моделирование) воспитательной ситуации в классе. Такой прогноз позволяет упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.
Хорошо продуманный, обоснованный план позволяет:
Деятельность любого преподавателя и классного руководителя напрямую зависит от использования в своей работе передовых воспитательных технологий. К инновационным технологиям, которые я использую в своей работе, относятся:
|
Научно-методическая деятельность педагога, направлена на изучение и овладение современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса не только по предмету. Проектирование учебно - воспитательного процесса по курсу ОБЖ заключается в основании структуры и содержания образования школьников. Эта структура включает в себя новые инновационные технологии по следующим основным направлениям.
1. Педагогический процесс, как условие развития личности, - целостная конструкция, включающая в себя единство процессов обучения, воспитания и образования.
2. Школьник, как активный субъект педагогического процесса, включен в систему разнообразных общественных отношений таких, как идентификация, индивидуализация и персонализация.
3. Предмет ОБЖ, как средство педагогического процесса, ориентированного на формирование личности, в сновании которой лежит деятельность по обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих. Все образовательные программы и технологии ежегодно тщательно отслеживаются, анализируются, и результаты анализа вносятся в основные образовательные программы по ОБЖ для 9-11 классов, обсуждаются на заседаниях МО и после их утверждения рекомендуются для использования в учебном процессе школы.