Автор: Костяков Олег Степанович
Страна: Российская Федерация
Город: с.Фрунзе Сакского района
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Фрунзенская средняя школа" Сакского района Республики Крым
Проект: Вне проекта

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету ОБЖ

 
  1. Позитивная динамика учебных достижений

 

Счастье зависит от Здоровья.

Следуя этой мудрой народной пословице, я на своих уроках по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» учу детей укреплять здоровье, относится к нему как к особой ценности и беречь его всегда и везде. Считаю, что главной целью курса ОБЖ является формирование культуры безопасности.

                  С первых уроков я стараюсь внушить школьникам, что ОБЖ очень важный для них предмет в школе, что именно благодаря правильным действиям, на основе полученных знаний на уроках, они смогут сохранить свою жизнь и здоровье, оказываясь в опасных ситуациях. Многие ученики правильно понимают значение данного предмета и относятся к нему достаточно серьезно.

 

Я считаю, что внедрение инновационных технологий, оказывающих эффективное влияние на воспитание, развитие, социальную адаптацию, защиту прав и законных интересов учащихся школы, является важным в педагогической деятельности современного учителя.

Занимаясь проблемами индивидуализации обучения, стараюсь оптимально сочетать и традиционные, и инновационные образовательные технологии. Использование современных образовательных технологий в практике обучения считаю обязательным условием интеллектуального и нравственного развития учащихся школы. В своей работе я применяю следующие образовательные технологии:

1.    Технология уровневой дифференциации. От степени развития того или иного компонента зависят уровни физической и интеллектуальной активности. Идея заключается в том, чтобы через организованный процесс обучения целенаправленно вести учащихся от одного уровня физической и интеллектуальной к другому, более высокому. Решить эту проблему возможно только при дифференцированном подходе.

Дифференцированный подход осуществляется мною по трём направлениям:

- изучение и учёт индивидуальных особенностей и здоровья учащихся;

- управление деятельностью учащихся;

- активизация самостоятельной деятельности учащихся.

2.    Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.

.

При планировании своей педагогической деятельности стараюсь придерживаться следующих принципов:

- создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям ученика;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

3.      Технология модульного обучения – это единое целое, составленное из взаимосвязанных элементов, т.е. определенных видов работы, которые выполняют учащиеся. Таким образом, учитель разделяет занятия по определенным модулям:

1. Выживание в экстремальных ситуациях.

2. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

4. Основы обороны государства.

4.    Интерактивные технологии – я использую для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Вместе с ребятами мы разрабатываем упражнения для урока, обсуждаем их здоровьесберегающую направленность и степень полезности для формирования безопасной жизнедеятельности учащихся. У ребят развивается взаимоответственность, вера в силу собственных возможностей и товарищей. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.

5.      Проектная технология помогает активизации познавательной деятельности, развитию личности способностей учащихся в процессе обучения, побуждает проявлять способности к:

- осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода;

- самообразованию и самоорганизации;

- синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников.

В целях развития у учащихся потребности добросовестно трудиться на благо Родины и готовности с достоинством и честью защищать своё Отечество в школе большое внимание уделяется их военно-патриотическому воспитанию. В этой работе активное участие принимает весь педагогический коллектив.

Результаты инновационных образовательных технологий в обучении и воспитании 

Сущностные характеристики опыта

 

 

 

Тема инновационного педагогического опыта

Роль ситуационного обучения в преподавании курса ОБЖ

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Анализируя содержание программы курса ОБЖ и учебников по предмету, я пришёл к выводу, что они предусматривают, в основном, проведение занятий информационного характера. Недостаточное внимание уделяется занятиям, которые могли бы научить обучающихся, оказавшихся в опасных ситуациях, правильным практическим действиям.  

Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

С целью выработки навыков правильного поведения обучающихся при их попадании в экстремальную или чрезвычайную ситуации больше времени на уроках уделять практическим действиям, применяя разработанные мною ситуационные задания, выполненные с использованием компьютерной техники.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна,  трудоёмкость, риски)

Из всех существующих методов, на мой взгляд, особого внимания при преподавании курса ОБЖ заслуживает метод ситуационного обучения, конечной целью которого является воспитание у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, выработка навыков правильного анализа ЭС и адекватность поведения, обучения грамотным действиям.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый уровень профессионализма)

Имея опыт работы преподавателем-огранизатором ОБЖ я убедился в целесообразности использования метода ситуативного обучения при изучении разделов «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» и «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» программы курса ОБЖ.

Результат изменений

Важный момент в преподавании курса ОБЖ – выработка у учащихся положительных мотивов к изучению предмета. Мотивация учения формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий. Необходимо, чтобы каждый обучающийся понял «Это может случиться со мной», тогда они будут готовы, на основе полученных знаний, к грамотным действиям при попадании в опасные ситуации. Большинство моих учеников хорошо усвоили эту истину, о чём говорит их успеваемость по предмету. Средний балл -4,5.

 

II Описание инновационного опыта учителя

Опыт работы преподавателем-организатором ОБЖ показывает, что на сегодня, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета в отечественной системе образования, каким является курс ОБЖ. Так как каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, когда от наших действий может зависеть наша жизнь и здоровье. Поэтому на первый план выходит качество преподавания курса ОБЖ в школе, с использованием различных методов обучения. Немаловажную роль, на мой взгляд, в получении учащимися глубоких и прочных знаний и выработке навыков адекватного поведения при попадании в опасные ситуации играет ситуационное обучение. Данный метод призван воспитывать у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, научить правильно анализировать сложившуюся ситуацию и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья. Положительным моментом данного метода является и то, что решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!» Таким образом, у учащихся появляется в том числе и положительные мотивы к изучению курса  ОБЖ.

При составлении ситуационных заданий я придерживаюсь следующим принципам:

- моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;

- постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;

- создание ситуации с элементами риска и опасности.

Сочетание разнообразия и повторения сложных задач и условий их выполнения эффективно вырабатывает готовность, устойчивые психофизиологические структуры, обобщённые способы действий.

Эффективность подготовки учащихся по ОБЖ довольно высока при использовании в учебном процессе специальных алгоритмов поведения в ЧС, которые легко запоминаются и воспроизводятся. Применение их в ходе учебных игр помогает достаточно быстро выработать стереотип поведения, необходимый для той или иной опасной ситуации. С проблемами, поставленными в ситуационных заданиях, обучаемые не всегда могут справиться на уроках, т.е. иногда получают домашнее задание – доработать поставленный вопрос.

Ситуационные задачи и специальные алгоритмы я использую также и для проведения контрольных занятий.

При применении метода ситуационного обучения не последнюю роль играет и компьютерная техника как при составлении ситуационных задач и алгоритмов, так и при обучении и проверке знаний обучающихся.

 

Таким образом, роль ситуационного обучения по многим разделам и темам курса ОБЖ неоценима для получения учащимися глубоких и прочных знаний, выработки правильного поведения при попадании в опасные ситуации.

 

III. Использование игровых методов и тестирования.

 

К сожалению, должен заметить, что специальные олимпиады и научно

практические конференции всех уровней по курсу ОБЖ не проводятся.

Тем не  менее, у учащихся есть возможность проявить свои знания и практические навыки  в игровых  конкурсах и тестах. Так в 7-9 классах целесообразно применять игровые методы обучения  используя  например популярный способ РАЗГАДЫВАНИЯ КРОССВОРДОВ  (см.приложение 1.2.3.)

В более старших 10-11 классах учитывая предстоящие ЕГЭ вполне оправданно применение  в обучении ТЕСТИРОВАНИЯ (см. приложение 4. 5.6.7).

 

IV. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Неоспоримая истина – чем шире круг знаний учителя, тем лучше учитель, тем больше его ценят и любят ученики. А жизнь теперь ставит перед учителем всё новые проблемы и задачи, решить которые без глубоких и обширных знаний просто невозможно. Поэтому считаю, что одним из способов повышения эффективности работы педагога является непрерывное образование. Мною большое внимание уделяется самообразованию, для меня характерен постоянный поиск приемлемых для преподавателя курса ОБЖ современных образовательных технологий. В то же время, используя передовой опыт коллег-преподавателей ОБЖ, стараюсь вносить новые элементы в «старые» методы преподавания предмета.

Примерное использование инновационных образовательных технологий в процессе преподавания курса ОБЖ.

№ п\п

Этапы

Содержание работы

Сроки

Формы представления результатов

1

Диагнос-

тический

1.Анализ затруднений.

2.Постановка проблемы.

3.Изучение методической литературы и опыта преподавателей ОБЖ.

 

1.Консультации с руководителем МО преподавателей-организаторов ОБЖ

2. Подбор и составление списка литературы по теме.

2

Прогнос-тический

1.Определение цели и задач работы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

 

1.Прохождение курсов повышения квалификации

3

Практический

1.Внедрение передового педагогического опыта.

2.Формирование методического комплекса.

3.Отслеживание процесса.

4.Корректировка работы.

 

1.«Применение здоровьесберегающей технологии обучения».

2.«Роль ситуационного обучения в преподавании ОБЖ».

3.«Дифференцированный подход к формированию культуры безопасности личности».

4.Мастер-класс «Использование ИКТ при проведении занятий по теме «Безопасность на дорогах».

5. Урок «Аварии с выбросом радиоактивных веществ».

4

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

3.Представление материалов.

 

1.Выступление на   окружном заседании по ОБЖ «Роль и значение применения инновационных образовательных технологий на уроках».

2.Выступление на заседании РМО «Использование ИКТ на уроках ОБЖ».

 

5

Внедрение в практику

1.Использование опыта в процессе дальнейшей работы.

2.Распространение опыта.

 

Индивидуальный творческий проект «Роль инновационных образовательных технологий в процессе преподавания курса ОБЖ».

 

46 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий