Автор: Костяков Олег Степанович
Страна: Российская Федерация
Город: с.Фрунзе Сакского района
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Фрунзенская средняя школа" Сакского района Республики Крым
Проект: Вне проекта

Методы преподавания уроков по курсу ОБЖ

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКОВ:

1. Вводный урок


Характеристика. Урок этого ти­па полностью посвящается построе­нию логической структуры курса го­да или объемного и сложного разде­ла программы. Урок ставит своей це­лью создание у учащихся надлежа­щей психологической установки на предстоящую учебную работу, рас­крытие роли получаемой в будущем информации для выживания в усло­виях современного мира, жизнен­ной ценности курса (раздела).


Состав

1. Представление учителя, знаком­ство с новыми учениками. Эта со­ставляющая урока используется или в начале нового учебного года, или при приеме класса в течение года.

2. Состав, структура и значение материала курса (раздела).

3. Инструктаж, в ходе которого внимание учащихся акцентируется на требованиях, предъявляемых учи­телем к учащимся, правилах работы на уроках при изучении данного предмета (раздела), необходимых для продуктивной работы предме­тов оснащения учащегося (ручки, те­тради, учебника и других принад­лежностей).
 

2. Объяснительный урок


Характеристика. Данный урок це­ликом посвящается изучению ново­го материала.

Состав

1. Подготовительный этап. В него входят постановка задач урока, про­верка готовности учащихся к учеб­ной деятельности.

2. Организация познавательной деятельности учащихся по ходу изу­чения нового материала.
3. Изучение нового материала, оп­ределение его места в системе зна­ний учащихся, его осмысление и обобщение. Обобщение информации происходит по частям, соответствую­щим логическим разделам темы.

4. Постановка заданий на практиче­ское применение полученных знаний.

5. Задание на дом и инструктаж по его выполнению. Урок данного типа применим при значительном объеме и сложности новой информа­ции. Он может быть довольно ши­роко использован при привлечении различных источников знаний (сло­весных, литературных, кино- и ви­деопродукции). Незаменим при ис­пользовании слайдов, диафильмов, кино- и видеофильмов.


3. Учетно-повторительный урок
 

Характеристика. Проводится в кон­це каждого крупного раздела для кон­троля степени его усвоения учащими­ся. Может иметь различную форму: от контрольной работы до зачета.


Состав

1. Постановка задач урока.

2. Разъяснение его цели и формы проведения. Даётся информация о требованиях к ответам, критерии выставления оценок, правилах ра­боты с источниками знаний

3. Постановка и выполнение за­даний.

4. По возможности - подведение итогов с целью характеристики пол­ноты и логичности ответов учащих­ся. При контроле сложных или объ­емных тем и разделов в форме пись­менной контрольной работы дан­ный этап может быть перенесен на один из последующих уроков.


       Повторение занимает важное ме­сто в методике любого предмета школьного курса. Наиболее рацио­нально распределять уроки этого ти­па по сетке всего года. Кроме того, при наличии резерва времени жела­тельно выделить несколько часов в конце года для того, чтобы иметь возможность с одной стороны про­контролировать степень усвоения учащимися всего материала курса, а с другой - акцентировать внимание школьников на общих закономерно­стях и взаимосвязях между различ­ными темами курса.

Учет знаний учащихся осуществ­ляется путем использования различ­ных форм и методов, но, тем не ме­нее, основными являются вопросы учителя. В зависимости от формули­ровки, они заставляют ученика со­поставлять, сравнивать явления, ис­кать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщать материал.

При выставлении итоговой оценки необходимо учитывать степень актив­ности ученика в процессе выполнения групповых работ, качество его докла­дов, выступлений во время дискуссий и выполнения практических работ.

 

4. Комбинированный урок
 

Является наиболее распростра­ненным в практике средней школы.

Характеристика. Имеет несколь­ко дидактических целей и включает в себя все задачи учебного процесса: повторение пройденного материала, изучение нового материала, его ос­мысление, анализ, а также его закреп­ление, запоминание и применение.


Состав

1. Подготовительный этап: разъ­яснение задач урока, проверка го­товности учащихся к учебной дея­тельности.

2. Установление взаимосвязей между предшествующими темами и разделами и новым материалом.

3. Проверка домашнего задания.

4. Изучение нового материала, оп­ределение его места в системе зна­ний учащихся, его осмысление и обобщение.

5. Закрепление и проверка резуль­татов работы на уроке. Этот этап имеет следующую функциональную нагрузку: выделить из материала уро­ка главное и удостовериться в том, что эти части информации усвоены учащимися.

6. Задание на дом и инструктаж по его выполнению. Не всегда целесо­образно переносить этот этап на конец урока, когда внимание учащихся за­торможено. Домашнее задание мо­жет быть объявлено перед изучени­ем нового материала, либо перед закреплением изученной темы. В любом случае оно должно сопро­вождаться детальным и инструкция­ми по его выполнению. Необходимо четко определить и довести до уча­щихся как правильно выполнить до­машнее задание, какие знания и уме­ния необходимо приобрести и хоро­шо усвоить.

Частое использование комбини­рованного урока, к сожалению, при­водит к снижению познавательного интереса учащихся. Некоторый по­ложительный эффект дает измене­ние структуры урока, порядка ис­пользования его частей, но и в этом случае возможности активизации внимания учащихся через некото­рое время исчерпываются. Наибо­лее применим комбинированный урок в изучении объемных тем, в первую очередь в тех случаях, когда вновь изучаемый материал являет­ся логическим продолжением и раз­витием ранее полученной учащими­ся информации.

 

17 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий