В современной школе достижение планируемых образовательных результатов обусловливает необходимость оптимизации учебно-воспитательного процесса, использования эффективных и одновременно ресурсосберегающих педагогических технологий. Такие реалии являются основаниями для педагогических инноваций.
Инновация (от лат. in – в, novus – новый) означает нововведение, новшество. Инновации в образовании – направлены на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом. [30]
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
‒ в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
‒ в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
‒ в систему контроля и оценки уровня образования;
‒ в систему финансирования;
‒ в учебно-методическое обеспечение;
‒ в систему воспитательной работы;
‒ в учебный план и учебные программы;
‒ в деятельность учителя и ученика. [28]
В связи с этим все инновации в сфере образования можно классифицировать следующим образом:
1. Внутрипредметные инновации: инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания;
2. Общеметодические инновации: внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области;
3. Административные инновации: решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности;
4. Идеологические инновации: первооснова всех остальных инноваций, вызваны обновлением сознания, веяниями времени.
Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т. п. [30].
Педагогические инновации можно классифицировать следующим образом:
1) по видам деятельности (педагогические, обеспечивающие педагогический процесс; управленческие, обеспечивающие инновационное управление образовательными учреждениями);
2) по срокам действия (кратковременные; долговременные;
3) по характеру изменений (радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах; комбинированные, основанные на новом сочетании известных элементов; модифицированные, основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм);
4) по масштабам изменений (локальные, то есть независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов; модульные – взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций; системные – полная реконструкция системы как целого);
5) по масштабу использования (единовременные; повторяющиеся);
6) по источникам возникновения (внешние - за пределами образовательной системы; внутренние - внутри образовательной системы);
7) по методам осуществления (авторитарные; либеральные; административные; инициативные). [30]
Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.
Среди проблем внедрения инновационных технологий выделяются следующие: ригидность мышления; неподготовленность к инновационной деятельности педагогических кадров, недостаток педагогических знаний и опыта; необходимость формирования психологических качеств педагогов; слабая и практически отсутствующая технически-информационная база; невозможность прохождения специализированных курсов повышения квалификации в связи с недостаточным финансированием. [28]
Возможные пути решения проблем внедрения инноваций:
√ обобщение и распространение опыта педагогов, которые активно внедряют в практику инновации.
√ доступность и возможность выхода в информационную сеть для каждого педагога учебного учреждения.
√ компьютеризация учреждений дополнительного образования.
√ формирование государственной поддержки и позитивного отношения населения к инновационным процессам в образовании. [28]
Инновационные технологии в преподавании курса ОБЖ
Традиционные методы образовательного процесса, ориентированные на подачу готовых знаний, на запоминание и сохранение материала в памяти и способствуют, как правило, выработке стереотипного поведения. Безусловно, они уже мало удовлетворяют современным требованиям. Роль новых технологий в практике обучения следует рассматривать как необходимое условие развития обучающихся.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются: обучение в сотрудничестве; метод проектов; разноуровневое обучение; компьютерные телекоммуникационные системы; индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии. [19]
Наилучшие результаты для решения этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. В этой связи в учебной деятельности актуальным становится применение нового подхода к организации учебного процесса и современных технологий как методов обучения. Урок ОБЖ с использованием современных технологий позволит сформировать у школьников не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у учащихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые умения. [19]
Современный учитель, приходя сегодня в класс, наверняка задает такие вопросы: «Как заинтересовать учеников своим предметом? Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным?» В решении этих современные образовательные технологии позволяют формировать и развивать учебные знания и умения, развивать положительную мотивацию к изучению курса ОБЖ.
Преподаватели ОБЖ чаще используют следующие технологи: игровые, технологии уровневой дифференциации, технологии интегрированного обучения, проектная и поисково-исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии. [20]
Представляет интерес инновационный проект в работе с допризывной молодежью в Центре допризывной подготовки студентов учреждений СПО в Москве. В полном объеме реализовать такой процесс подготовки допризывников в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга в настоящий момент не представляется возможным из-за финансовых и организационных проблем. Но ознакомиться с опытом коллег из Москвы было интересно, есть к чему стремиться.
Предлагается использовать самые современные инновационные технологии:
- интерактивные занятия и тесты по военно-исторической тематике;
- военно-патриотические медиапрограммы, имеющие целью героизацию образа защитника Отечества и включающие в себя подборку тематического видеоряда, посвященного знаменательным событиям (датам) в истории Отечества;
- виртуальные модели и реконструкции исторических событий и объектов; компьютерные игры военно-патриотической направленности («От Кремля до Рейхстага», «Сталинградское сражение», «Битва за Москву» и т.д.);
- обучающие компьютерные тренажеры и симуляторы («Выполнение стрельб», «Ориентирование на местности» и др.);
- интернет-сайты, виртуальные музейные экспозиции и выставки (биографические фото и печатные документы военачальников, полководцев, национальных героев; исторические карты и документы; описания битв, сражений, подвигов);
- интернет-занятия на тему «Узнай о героическом прошлом своих родных (дедушки, бабушки в годы Великой Отечественной войны; отца, дяди, брата, участвовавших в локальных войнах и вооруженных конфликтах)». [21]
Для физической и морально-психологической подготовки будущих защитников Отечества и разнообразия проведения военно-спортивной игры «Зарница» предлагается создать на базе центра специализированную военно-спортивную площадку с элементами психологической подготовки (модель реалистического образа тактики боевых действий и возможностей «вероятного противника»), объединяющую в себе пейнтбольную площадку и военизированную полосу препятствий.
Для повышения качества огневой подготовки предлагается создать мультимедийный интерактивный страйкбольный тир. В отдельную дисциплину «Основы военной службы» предлагается включить подраздел «Военная психология и педагогика». [21]
Таким образом, инновационные направления и технологии в деятельности Центра позволят качественно решить государственные цели и задачи, направленные на допризывную подготовку студентов учреждений СПО к военной службе по призыву в рядах ВС РФ.
На наш взгляд, такие самые современные инновационные технологии необходимо внедрять и в работе со старшеклассниками, а не только со студентами колледжей.