Урок, построенный на современных технологиях, в том числе на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности, позволит сформировать у обучающихся не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у учащихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения, способности к самообразованию и саморазвитию обучающихся, формированию безопасного типа поведения и отношения к здоровому образу жизни.
Современную школу невозможно представить без инноваций.
В настоящее время существует множество различных технологий. Например, по классификации технологий Г.К. Селевко это (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М, 1998.- С. 42.): общепедагогические, развивающие, компьютерные, игровые, технология коллективной творческой деятельности, сотрудничества и другие.
По мнению С.А. Мухина (Мухин С.А. Современные инновационные технологии обучения. - М., 2008. - С. 112.), термин «инновация» — это не просто указание на новизну педагогического явления, процесса, действия, но общественное признание появления в педагогической реальности принципиально нового качества. Причем речь идет не о любом новом качестве, а о том, которое совпадает с тенденциями прогрессивного развития педагогической реальности.
Инновационные педагогические технологии, которые могут успешно использоваться в преподавании курса ОБЖ, и преподаватели отдают больше предпочтения это:
Технологии проблемного обучения (включая технологию проблемного диалога);
В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопрос для исследования. Следовательно, поставить учебную проблему, значит, помочь ученикам самим сформулировать либо тему для урока, либо вопрос для исследования.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
Технологии дифференцированного обучения
Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех учащихся, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку. Для одаренных детей проводятся консультации, оказывается помощь в подготовке к олимпиадам школьного, городского уровня. В процессе изучения курса ОБЖ, начиная с 5 класса, формируются навыки работы с тестовыми заданиями, которые тоже могут быть разноуровневыми.
Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося.
Использование игровых технологий.
Использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию мышления, творческой деятельности. Обеспечивает комфортный психологический микроклимат, эмоциональную удовлетворенность всех участников игры.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность ребенка: игры творческие, сюжетно-ролевые, дидактические, деловые, ролевые,поисковые, конструкторские,интеллектуальные ипредметные игры.
Технология интегрированного обучения.
Межпредметные связи в обучении обусловлены объективными процессами в современном мире. Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного ученика. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из разных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления.
Здоровьесберегающие технологии.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
Технология проектной и исследовательской деятельности.
Проект – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Использование проектного образования позволяет:
Продуктом проектной деятельности могут являться: ситуационные задачи, плакаты ЗОЖ, буклеты по профилактике вредных привычек, видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни; видеоролики о вреде курения, алкоголя; презентация о правильном питании и о вреде пагубных привычек; инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени.
Информационные и коммуникационные технологии.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Использование компьютера — это одно из средств, позволяющее интенсифицироватьобразовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, целостность, открытость, проектируемость, индивидуализация.