Процесс обучения является неотъемлемой частью педагогического процесса, и требует к себе особого внимания. В связи с быстрым развитием науки и техники, также актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», которые бы соответствовали современным требованиям общества. В наши дни проблема обучения ОБЖ становится актуальной не только для педагогов, но и для всего общества и государства.
Из всего многообразия современных педагогических технологий, используемых на уроках ОБЖ, педагогу предоставляются широкие возможности по выбору чего-то конкретного, так и по комбинированию технологий в зависимости от целей и содержания образовательного процесса.
Важными моментами в проведении успешного урока с применением личностно-ориентированных технологий обучения является:
• создание ситуации успеха с осознание радости от проделанной на уроке работы;
• мотивация для четкого понимания то, для чего изучается тот или иной материал;
• ясное представление о результатах своей работы на уроке;
• создание педагогом благоприятной атмосферы для эффективной поисковой деятельности;
• опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;
• использование дифференцированного подхода;
• возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями;
• возможность наблюдать собственный рост, т.е. динамику развития; • педагогическое сотрудничество;
• учет жизненного опыта каждого ребенка и его семейной ситуации.
Используя на уроках предметно-ориентированные технологии обучения, рекомендуется обратить особое внимание на:
• значение системы целеполагания и умение формулировать цели в когнитивной, аффективно и психомоторной областях;
• концентрация усилий на главном в образовательном процессе;
• ясность и гласность в совместной работе педагога и обучающихся;
• создание эталонов оценки результатов обучения;
• активное запоминание;
• фронтальное повторение;
• повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания;
• формирование умений творческого применения знаний;
• преодоление разобщённости содержания и увязывает элементы обучения в единое целое.
При использовании информационных технологий необходимо руководствоваться принципами целесообразности применения компьютера и целеполагания (для каких целей используется компьютер – демонстрации нового материала или контроля знаний). Важно рассматривать компьютер не просто как инструмент визуальной наглядности материала, но средство применения готовых мультимедийных программ и создания собственных разработок с помощью стандартного программного обеспечения.
При внедрении в образовательный процесс технологий оценивания достижений учащихся следует опираться на следующие положения: оценка должна иметь комплексный подход (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов); в качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ; качество образования достигается путем сочетания внешней и внутренней оценки; накопительная система оценивания (портфолио) характеризует динамику индивидуальных образовательных достижений.
Использование интерактивных технологий ставит своей целью активизировать индивидуальные умственные процессы учащихся; стимулировать у них внутренний диалог. При внедрении таких технологий обеспечивается понимание информации, являющейся предметом обмена, происходит индивидуализация педагогического взаимодействия. Немаловажной особенностью интерактивного обучения становится вывод учащегося на позицию субъекта обучения и достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.
Итак, ОБЖ – дисциплина, максимально приближенная к нашей повседневной жизни. Каждый современный человек, в том числе и каждый школьник, должен быть в состоянии оказать в случае необходимости помощь себе и своему близкому. Только грамотный человек способен быстро оценить ситуацию, принять единственно правильное решение, отчего зависит не только здоровье, но, зачастую, и жизнь попавшего в беду человека.