Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить значимость питания для ценности здоровья.
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Тип занятия: закрепление ранее приобретенных знаний.
Форма занятия:групповая
Продолжительность:25 минут.
Возраст обучающихся: 5-6 лет.
Материалы и оборудование: схемы, карточки, баночки с водой, трубочки, конфеты.
. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций ЗОЖ, дидактические игры,
чтение произведений о здоровье
Методы и приемы:
Наглядные– презентация «Где живут микробы","Если хочешь быть здоров"
Словесные – коммуникативное упражнение, чтение отрывка стихотворения, беседа, рассказ воспитателя, словесные упражнения, словесная игра, вопросы.
Игровые –сюрпризный момент, оживление игрушки, роль Карлсона.
Практические – физическая минутка, дидактическая игра.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, физическое.
Структура занятия:
Этап занятия |
Содержание |
Время |
1.Орг. момент |
Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!» - объединение и сплочение детей в группе. |
2 минуты |
2. Основная часть |
Мотивационный момент: приглашение в страну "Здоровье". Словесная игра:" Доскажи пословицу" Упражнение «Какие витамины?» - Формировать понятия о витаминах. Рассказ воспитателя о правилах гигиены и чистоты. Физическая минутка:"Веселая зарядка". Словесная игра : «Как защитить себя от микробов?» , презентация Игра «Полезное не полезное» - развивать зрительное восприятие, память, внимание. Опыт: что, произойдет с конфетами?
Сюрпризный момент – появление Карлсона с гостинцами. |
20 минут |
3. Рефлексия |
Обобщающая беседа - учить отвечать развернутым предложением. |
3 минуты |
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Поздоровайтесь с гостями. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку своего тепла, потому что вы сказали: “Здравствуйте!” Здоровья желаю.
Как вы думаете, что такое здоровье?
(ответы детей)
Воспитатель:Сегодня , я предлагаю отправиться в страну "Здоровье", но чтобы попасть туда вам необходимо продолжить пословицы о здоровье:
В здоровом теле...( здоровый дух)
Где здоровье....( там красота)
Здоров будешь....( все добудешь)
Здоровье дороже...( богатства)
Здоров скачет..( захворал плачет)
Быстрого и ловкого...( болезнь не догонит)
Закаляй свое тело..( с пользой для дела)
Аппетит от больного бежит...(а к здоровому катиться)
Чистота...( залог здоровья)
Начина свою жизнь не понедельника...( с утренней зарядки)
Солнце, воздух и вода...( наши лучшие друзья).
Воспитатель: Вот мы и оказались в городе " Здоровья".
Первая улица называется " Витаминная"
- Ребята, а какие витамины вы знаете? Правильно это витамины A, B, C, D, их очень много в различных продуктах питания, особенно, как вы думаете где? Давайте найдем продукты в которых содержатся эти витамины.
Витамин" А" - находиться в моркови, в сладком перце, яйце петрушке- важен для нашего зрения.
Витамин" В" - находиться в мясе, молоке, курице, хлебе- он укрепляет нашу сердечную мышцу.
Витамин "С"- много его в капусте, луке, апельсинах, смородине, лимонах- спасает от простуды.
Витамин "D"- в рыбьем жире , сыре- важен для укрепления костей.
Мы закрепили какие витамины входят в состав продуктов питания и как важны для нас и нашего организма.
Следующая улица в городе "Здоровья" улица " Гигиены и чистоты"
- Какие правила гигиены и чистоты мы соблюдаем дома и в детском саду?
-Какие предметы личной гигиены должны быть индивидуальными? ( Дети выбирают)
- Для чего нам это нужно?( чтобы быть чистыми, хорошо выглядеть, быть закаленными, кожа была здоровой, смыть микробы)
- Правильно микробы могут отнять у нас здоровье. Они есть везде в воздухе, в воде, на нашем теле.
-Не все микробы вредные, есть и молочнокислые бактерии с помощью, которых делают кефир.
- Вредные микробы попадая в наш организм , размножаются , выделяют яд,. возникают разные болезни.
- А как попадают микробы в организм?( не мыть руки, не мыть овощи и фрукты, при чихании, после туалета).
Игра " Как защитить себя от микробов?" ( показ слайдов, дети объясняют свой выбор). Молодцы!
Следующая улица " Улица движения"
-Ребята , а что означает пословица: " Если хочешь быть здоровым- бегай
Если хочешь быть сильным- бегай
Если хочешь быть красивым- бегай"
-Правильно , если человек ведет малоподвижный образ жизни , он не может быть здоровым. Его мышцы и сердце не тренируются и ослабевают. Движение делают на сильными, ловкими, закаленными.
-Будем спортом заниматься?
Будем вместе все стараться?
Спинки ровные держать, только носиком дышать.(Кукутики " Зарядка")
- В город влетает Карлсон
- Я самый упитанный, самый воспитанный в мире мужчина.
- А что вы здесь делаете? (ответы детей)
- Я все, все знаю сплю до обеда, кушаю в постели, зарядку не делаю и люблю всякие вкусные штучки, вот и вас хочу угостить.
- Ребята давайте проведем эксперимент: полезными ли конфетами угощает нас Карлсон. -Как проверить ?
( Конфеты заливаются водой и размешивают палочкой)
- Почему вода поменяла цвет?
- Краску можно кушать?
- Значит эти конфеты вредные или полезные?
- Запомните эти продукты-вредны!
- А что будет полезно для твоего организма мы узнаем на следующей улице?
Двигаемся на улицу " Питания"
Игра "Полезное не полезное"( Дети выбирают по обручам- с зеленый значком- полезные продукты, с красным значком- не полезные). Давайте, подарим Карлсону карточки и расскажем правила здорового образа жизни:
Настя
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Гриша:
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна
Помогает здорово.
Коля:
На прогулку выходи
Свежим воздухом дыши
Только помни при уходе
Одевайся по погоде!
Матвей:
Чтоб здоровым остаться,
Нужно правильно питаться.
Пищей сладкой шоколадной
Ты не увлекайся.
Очень кислого, соленого
Ты остерегайся.
Только овощи и фрукты,
Очень вкусные продукты.
Кирилл:
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам
Уля:
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
-Спасибо вам друзья, все запомнил, постараюсь следовать вашим советам. Нам тоже пора возвращаться в детский сад. Я открою вам секрет сохранить хорошее настроение и здоровье поможет витаминный напиток из шиповника. Угощайтесь, пожалуйста.
Рефлексия: Для чего мы путешествовали по стране " Здоровья"? На какой улице вам понравилось больше всего?
- Давайте улыбнемся друг другу и гостям и пожелаем всем хорошего здоровья.
Мы желаем вам, друзья,
Быть здоровыми всегда.
Литература:
1. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ"- М.Айрис, 2006 г.;
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» - 2010.
3. Борисова Е.Н" Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками– М., 2012г.
4. ГончаренкоМ.С."Основы валеологического воспитания" Харьков 2006г..
Проект «Будьте здоровы!»
Вид проекта:информационно-творческий средней продолжительности
Продолжительность проекта:1 месяц
Участники проекта:дети старшей группы, родители детей, воспитатели, медсестра, музыкальный руководитель, физ.руководитель
Образовательная область:познавательное развитие, здоровье, развитие коммуникативных навыков, физическое развитие, социализация, безопасность.
I этап (подготовительный)
Актуальность проблемы:
Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Воспитание у детей осознанного отношения к себе, к своему здоровью – важная задача для взрослых. Очень хочется, чтобы дети вместе с нами, взрослыми, разобрались в этой теме и поняли, что компонентами здоровья являются: сбалансированное питание, витамины, занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе, воспитание культурно-гигиенических навыков, эмоциональное воспитание.
Цель проекта:
Вызвать интерес к сохранению своего здоровья, ответственности.
Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта
Привлечь родителей в помощь для укрепления здоровья своих детей.
Предполагаемый результат:
Владеть понятиями «здоровый человек», что необходимо соблюдать и делать, чтобы сохранить здоровье, иметь представление о взаимосвязи человека с обществом, природой.
II этап
Ввод детей в ситуацию:
Ребята, я принесла вам журналы и энциклопедии. Рассмотрите их. Как вы думаете, о чем рассказывает вся эта литература? А у вас дома есть журналы, энциклопедии, справочники? Смотрите ли вы дома телепередачи «Жить здорово»?, «О самом главном»? А подскажите, если знаете, что значит фраза «Быть здоровым»? Значит, мы можем сделать вывод: чтобы быть здоровым, надо: правильно питаться, много гулять, заниматься физкультурой, соблюдать чистоту, посещать врача, делать прививки, быть всегда в хорошем настроении.
Задачи проекта:
1. формировать представление о строении своего тела и здоровом образе жизни
2. формировать навыки поисковой деятельности
3. развивать самостоятельность, инициативу
4. воспитывать бережное отношение к себе, к природе
5. воспитывать уважение к человеку-труженику, к результатам его труда
6. воспитывать уважение и доброе отношение к товарищам
Предварительная работа:
- подобрать иллюстрационный материал
- познакомить с литературными произведениями
А.Барто «Грипп», «Прививка»,
К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»
«Ох и Ах»
М.Долотцева «Крошка Енот»
- разучить стихи Е.Багрян «Маленький спортсмен»
пословицы, поговорки, пальчиковые гимнастики
- рассматривать репродукции натюрмортов
- прослушивать песни: Лебедев-Кумач «Если хочешь быть здоров», Высоцкий «Утренняя гимнастика», песня Медуницы из м/ф «Незнайка с нашего двора», песенка про зарядку из м/ф «Зарядка для хвоста»
- посмотреть м/ф «Крошка Енот», «Как бегемот прививок боялся», «Ох и Ах»
Сотрудничество с семьей:
1. консультации «Безобидные сладости», «Сон», «Игры на свежем воздухе»
2. выпустить газету «Выходной день нашей семьи»(фотографии, рассказ ребенка)
3. «Народная аптечка» - лечение народными средствами
4. Сундук «Бабушкины рецепты» - любимые блюда детей
5. Подготовить конкурс «Вкусные фруктовые десерты»
6. занятия в кулинарном классе «Шеф-повар отвечает на вопросы родителей»
Взаимодействие со специалистами:
1. организовать «Веселые старты» с физкульт.работником
2. встреча с медсестрой «Правильное поведение при профилактике простуды»
Акции:
Витаминизация – посадка лука на зелень
Продукт проектной деятельности:
- коллаж из рисунков детей «Полезные продукты»
- создать музей-экспозицию «Эти разные, разные, разные энциклопедии»
- организовать и провести «день здоровья», приготовить витаминный салат
План реализации проекта:
Виды деятельности |
Совместная деятельность |
Образовательная область |
Предметно-развивающая среда |
Познавательно-эксперементальная |
1.Тематически беседы: «Как устроено наше тело» «Эта вредная еда» «Микробы и мыло» «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья» 2.Поход по стране здоровья 3.Опыты с водой и соломинками А)«Кто дольше» Б)«Какие крупы быстрее и больше впитают воды» |
Познание |
- схема мытья рук - мнемотаблицы «Как сберечь глаза, уши, зубы» - энциклопедии - видеофильмы - мультфильмы - стаканчики, банки, крупы, соломинки - разные сорта мыла, зубная паста, салфетки, платочки, щетки - песочные часы |
Речь и речевое развитие |
1.Составление рассказов на тему: - что я думаю о своем здоровье - мой лучший друг - как мы провели выходной день - пишем письма заболевшему товарищу 2.Словотворчество А)Образование сложных слов Б)Сочини стихотворение В)Назови ласково Г)Словесные игры с мячом «Скажи наоборот» 3.Работа по ЗКР «Придумай слово, связанное со здоровьем на заданную букву» 4.Составление словарика имен членов семьи «Что означают имена» 5.Драматизация «Как овощи и фрукты о пользе спорили» (развитие диалогической речи) 6.Игры на развитие координации (речь с движением) |
Коммуникация |
- почтовые конверты или любые открытки - шапочки фруктов, овощей - карточки с буквами - предметные картинки, связанные с темой |
Социально-личностная (игровая) |
1.Сюжетно-ролевые игры «Больница» «доктор ЛОР, окулист, стоматолог» «Повар» «Почта» 2.Дидактические игры - «Что такое хорошо, что такое плохо» - составить калейдоскоп дней рождений по знакам Зодиака 3.Игры-драматизации - упражнения на релаксацию - чувства и эмоции - сочинение театральных этюдов 4.Выпуск семейных газет «В здоровом теле здоровый дух» |
Социализация |
- предметы-муляжи - предметы-заменители - различные сорта тканей - фартуки, косынки, прихватки - модели, технологические карты - карточки, обозначающие чувства, и маски к ним |
Музыкальная деятельность |
1.Прослушивание и заучивание песен: - М.Танич «Если с другом вышел в путь» - М.Плицковский «Улыбка» - Лебедев-Кумач «Если хочешь быть здоров» 2.Разучить танец «Коробейники» 3.Хороводная игра «Дедушка Ау» 4.Провести досуг-дефиле «День бантиков» |
Музыка |
- аудиокассеты, диски - атрибуты для танца «Коробейники» - ложки, трещотки - всевозможные варианты бантов
|
Продуктивная деятельность |
1.Рисование - нарисовать различные полезные продукты, способствующие росту волос, ногтей, оздоровлению кожи, зрения, зубов (сделать коллажи) - «В какие подвижные игры играем на прогулке» (вернисаж) - дизайн обоев в новую квартиру (детская комната) - сотворчество детей с родителями «Мы на отдыхе» (аппликация, рисование, лепка) 2.Лепка - «Эти ужасные микробы» 3.Конструирование - плоскостное моделирование «Чудо тренажеры» 4.Аппликация - оформить рамочки для выставки работ (техника: ажурное вырезывание, квиллинг) - из полосок бумаги склеить бантики |
Художественное творчество |
- обводки - альбом с образцами различными по текстуре и рисунку обоев - каталоги с тренажерами - книги по квиллингу - различные мозаики для конструирования геометрических узоров |
Здоровье и физическое развитие, безопасность |
1.Беседы - правила безопасного поведения - «Эта вредная еда» 2.Дидактические игры - «Опасно-неопасно» - Н/п игры: «Осторожно, микробы» «Путешествие витаминки» Пазлы «Назови виды спорта и атрибуты к ним» 3.Подвижные игры (картотека) 4.Спортивные упражнения - научиться забрасывать мяч в кольцо 5.Провести веселые старты 6.Разработать «правила чистюли» 7.Беседа с врачом о правильном поведении по профилактике простуды 8.Написать детскую книгу «Приключения в стране Витаминии» 9.Организовать семейное мини-кафе (конкурс «Вкусные фруктовые десерты») |
Здоровье, физическое развитие, безопасность |
- предметные картинки - н/п игры - атрибуты для спортивных упражнений (мешочки с песком, кольцеброс, скакалки, кегли) - дорожки для плоскостопия - картотеки А)подвижных игр Б)утренней гимнастики В)пальчиковых игр
|
Трудовая деятельность |
1.Дежурство по столовой, порядок в группе 2.Следить за чистотой одежды, опрятностью 3.Посадить лук 4.Приготовить витаминный салат |
Труд |
- график дежурств - фартуки, шапочки - щетки для чистки одежды, губки для обуви - семена лука - поддоны, леки - одноразовая посуда |
Чтение художественной литературы |
1.А.Барто «Прививка», «Грипп» К.Чуковский «Айболит», «Мой додыр» К.А.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» М.Долотцева «Крошка Енот» 2.Заучивание стихотворения Е.Багрян «Маленький спортсмен» Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться» 3.Пословицы и поговорки о здоровье 4.Загадки |
Чтение художественной литературы |
- книги - картотеки пословиц и поговорок - картотека загадок - мнемотаблицы на заучивание стихов |
III этап (заключительный)
1. Презентация по теме «Будьте здоровы»
2. Провести «день здоровья»
А. Веселые старты
Б. Приготовить вместе с детьми витаминный салат
В. Подвести итоги конкурса родителей «Вкусные фруктовые десерты»