«Мыслей у детей не меньше и они не беднее, и не хуже, чем у взрослых, только они другие. Поэтому нам так трудно найти общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение говорить с ними». В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Современная школа осуществляет свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с кризисом нравственного сознания.
В этих условиях борьбы за свое собственное существование школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и созданы условия для формирования, развития и реализации личности.
Воспитание является целенаправленным управлением процессом развития личности. А значит, и воспитательная система школы должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления.
Особенностью становления и развития воспитательной системы нашей школы является постепенное системное развитие структуры, целей, задач, принципов взаимодействия, стиля управления, подходов с сохранением традиций и положительного опыта в поиске перспективных направлений.
Наша школа находиться в 30 километрах от районного центра. Школа сельская. При школе имеется интернат. В интернате проживают дети из близ лежащих сел. Тема работы нашего интерната: «Обновление содержания образования – важнейшее условие изучения и развития личности школьников». Поэтому у меня возникает необходимость в досуге, который обеспечил бы эффективное использование учебного и свободного времени. На протяжении всей работы в интернате, стараюсь привить ребёнку те качества, которые необходимы каждому человеку: привычку к систематическому труду, стремление к хорошо выполненной работе, самооценку и самосовершенствование . Для этого нужна программа, которая дает общую характеристику предполагаемого результата. В ней я выражаю основные социальные требования к личности молодого человека. Эта программа адресована всем организаторам и участникам образовательного процесса: учителям, воспитателям, родителям, подросткам. Здесь раскрываются все стороны учебно-воспитательного процесса ,а также предполагаемые результаты изменения личности молодого человека. Социальная защита личности, как явление всегда связана с возможностями оградить подростка от нежелательных факторов воздействия. Поиск оптимальных путей и педагогических возможностей нужен для укрепления внутренней глубины личности ребенка, становления его защищенности. Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой жизненных сил, ощущений, всесторонностью и долговременностью социальной активностью и гармоничностью развития личности. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность способствующая раскрытию потенциала личности .Одним из условий здоровья ребенка можно считать развитие взаимоотношений между ним и взрослым, которые, свою очередь, становятся источником отношения самих детей к своему здоровью. Учреждения образования детей относятся к числу государственных институтов, реализующих функцию оздоровления, формированию здорового образа жизни у молодого поколения. Работа с родителями, очень важная часть деятельности любого образовательного учреждения. Очень важна мотивационная сторона: творческий поиск активизирует познавательную деятельность, ведёт к качественному усвоению знаний, способствует более успешному развитию и воспитанию личности. Для этого я часто провожу с ними викторины, вечера, беседы- литературная викторина: «Кто ты», беседа « От иллюзии к бездне». Большое значение в работе с подростками имеет психологический аспект воспитания. Данные педагогической и возрастной психологии учитываются при индивидуальном подходе к каждому подростку.
Только при внимательном отношении к детям, можно заметить их индивидуальность. Можно увидеть богатую картину разнообразных человеческих натур, характеров, чувств, способностей и темпераментов.
Много времени было уделено беседам о вредных привычках, о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, как нужно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Здоровье ребенка – главная задача воспитателя, поэтому физическим упражнениям, секциям ,спортивным соревнованиям уделяется большое внимание. Программа рассчитана на учащихся 1-11классов, проживающих в пришкольном интернате.
Цель:
Организация досуговой деятельности учащихся младшего и старшего школьного возраста в учреждении интернатного типа, с учетом их возрастных особенностей, интересов и потребностей.
Задачи:
1.Способствовать взаимопониманию и доверию в отношении каждого учащегося интерната и их родителей.
2. Организовывать различные мероприятия воспитательного и развивающего характера, повышающие мотивацию к учебному процессу.
3. Создать условия проживания приближенные к домашним, а также пространство общения, где подросток будет самим собой.
4. Внедрить в работу формы и методы, востребованные подростками и молодежью.
5.Привлекать подростков к здоровому образу жизни через занятия спортом
(кружки, секции ), внедрить активный двигательный режим и систематические занятия по физической культуре продумав организацию досуга.
6. Приобщать учащихся к нравственным ценностям в процессе духовного, культурного, личностного развития.
7.Укреплять школьные традиции.
8.Формировать патриотизм и гражданское самосознание у каждого школьника.
Тип программы:
Воспитательная программа.
Форма реализации: Смешанная.
Беседы, праздники ,посещение секций и кружков, библиотеки, создание проектов и презентаций ,чаепития.
Вид программы: Долгосрочная.
Данная программа способствует частичному достижению общешкольной цели, так как социализация учащихся- совместная работа школы, общественности по подготовке их к жизни. Программа является ориентиром для воспитателя интерната, так как школа и интернат рассматривается, как единая целостная система воспитания. Главным фактором воспитания является его системность. Воспитательная работа осуществляется в соответствии с концепцией воспитательной работы школы.
Школа и семья – два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Ожидаемый результат:
Оценка эффективности программы:
1.Стимулирует познавательную деятельность: (участие в районных и школьных мероприятиях).
2.Способствует развитию творческих способностей личности :(анкетирование, презентации).
3.Стимулирует стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию :(кружки ,секции).
4.Способствует профессиональному самоопределению.
5.Развивает коммуникативную деятельность .
Тематический план:
Сентябрь.
Целевая программа. |
Содержание деятельности. |
|||
1-я неделя. |
2-я неделя. |
3-я неделя. |
4-я неделя. |
|
«Здоровье». |
«Что такое режим дня» и для чего он нужен? |
|
Организовать дежурство в интернате и столовой.Акция «Чистота залог здоровья». |
|
«Досуг» |
|
Принять участие в проведении «Дня туриста». |
|
«КВН» |
Правоведческие занятия. |
«Инсценировка правомерного (неправомерного) поведения. |
|
Правила поведения в школе. |
|
Октябрь.
Целевая программа. |
Содержание деятельности. |
|||
1-я неделя месяца |
2-я неделя месяца. |
3 –я неделя месяца. |
4-я неделя месяца. |
|
«Здоровье». |
Беседа: »Вступая в век СПИДа». |
|
|
«Оказание первой медицинской помощи». |
«Досуг» |
Беседа : «Наш учитель». |
«Тематическая выставка книг». |
|
|
«Правоведческие занятия». |
|
|
«Правила дорожного движения». |
«Правила хорошего тона». |
Ноябрь
Целевая программа. |
Содержание деятельности. |
|||
1-я неделя |
2-я неделя. |
3-я неделя. |
4-я неделя. |
|
«Здоровье». |
«Если хочешь быть здоров». |
|
«Три кита правильного питания». |
|
«Досуг». |
Беседа:»От иллюзии к бездне». |
|
|
|
«Правиловедение». |
|
Беседа:»Правила хорошего тона». |
|
Правила поведения в лесу. |
Декабрь.
Целевая программа. |
Содержание деятельности. |
|||
1-я неделя. |
2- я неделя. |
3-я неделя |
4-я неделя |
|
«Здоровье». |
«Если хочешь быть здоров –закаляйся». |
|
|
|
«Досуг». |
|
|
«Выпуск стенгазеты». |
«Новогодняя дискотека». |
«Правоведческие занятия».
|
«Правила поведения в общественных местах». |
Беседа и презентация: «Духовное здоровье человека». |
|
|
Январь.
Целевая программа. |
Содержание деятельности. |
|||
1-я неделя месяца. |
2-я неделя месяца. |
3-я неделя месяца. |
4-я неделя месяца. |
|
«Здоровье». |
|
«Первая помощь при ожогах». |
|
|
«Досуг». |
|
|
«Посещение сельской библиотеки». |
|
Правоведческие занятия. |
|
|
|
Беседа:»Соблюдение техники безопасности в зимнее время». |
Февраль.
Целевая программа. |
Содержание деятельности. |
|||
1-я неделя месяца. |
2-я неделя месяца. |
3-я неделя месяца. |
4-я неделя месяца. |
|
«Здоровье». |
Презентация: «Жизнь дается один раз». |
|
|
«Лакомств тысяча ,а здоровье одно». |
«Досуг». |
|
|
« Турнир рыцарей вежливости». |
|
Правоведческие занятия. |
|
«Правила повседневной жизни». |
|
|
Март.
Целевая программа. |
Содержание деятельности. |
|||
1-я неделя. |
2-я неделя. |
3-я неделя. |
4-я неделя. |
|
«Здоровье». |
Беседа и презентация:» О вреде курения». |
|
|
|
«Досуг». |
«А ну –ка девушки». |
|
«Посещение сельской библиотеки». |
Беседа «Поговорим о братьях наших меньших» |
Правоведческие занятия. |
|
Беседа:»О выборе профессии». |
|
|
Апрель.
Целевая программа. |
Содержание деятельности. |
|||
1-я неделя. |
2-я неделя. |
3-я неделя. |
4-я неделя. |
|
«Здоровье». |
Викторина:»Наркотики –белая смерть». |
|
|
«День здоровья»-поход в лес. |
«Досуг». |
|
«День открытых дверей для родителей». |
|
|
Правоведческие занятия. |
«Выставка предупреждающих знаков». |
|
«Суд над вредными привычками» |
|
Май.
Целевая программа. |
Содержание деятельности. |
|||
1-я неделя. |
2-я неделя. |
3-я неделя. |
4-я неделя. |
|
«Здоровье». |
|
|
Поход в лес. |
|
Досуг». |
|
«Они сражались за наше счастье». |
|
Презентация: «Молодежные движения». |
Правоведческие занятия. |
«Эстетические правовые беседы». |
|
«Правила поведения в транспорте». |
|
Условия для реализации программы:
1.Организационно методические (экскурсии ,круглые столы, ,беседы ,игры ,презентации).
2Социально - педагогические: (дни открытых дверей для родителей, родительские собрания, лекции, родительские конференции).
3.Культурно-массовые: (участие в жизни школы и села).
4.Социально-защитные: (обеспечение права ребенка на отдых и досуг, участие в культурной и творческой жизни ,соответствующих их возрасту.
5.Оздоровительные ( секции, кружки).
Психолого-педагогические условия:
1.Школа (участие в мероприятиях местного и районного уровня).
2.Класными руководителями (проверка домашнего задания, дневников).
3.Встречи с родителями (беседы, чаепития, день открытых дверей для родителей ).
4.Посещение библиотеки (диспуты, вечера поэзии).
Материально-технические условия для реализации программы:
1.Компьютер.
2.Микрофон.
3.Музыкальный центр.
4.Бумага.
5.Краски.
6.Книги.
7.Газеты и журналы.
Требования к исполнителю программы:
1.Педагогическое образование
2.Опыт работы.
3.Любовь к детям.
Календарный учебный график.
№
|
Месяц |
Мероприятия |
Сроки |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 11 12
|
сентябрь |
Подготовка помещения интерната к приему детей. Выделить каждому ученику место для сна, занятий, хранения личных вещей. Провести собрание родителей совместно с администрацией школы, интерната. Организовать 3х - разовое горячие питание. Проверить наличие сменной обуви, спортивной одежды, школьных принадлежностей. Ежедневно проводить влажную уборку помещения. Провести общее собрание воспитанников: а) инструктаж по технике безопасности с бытовыми приборами, б) инструктаж при пожаре, как проводить эвакуацию, в) организовать дежурство в интернате и столовой, г) выбрать актив интерната, д) познакомить учащихся с правилами проживания в интернате. Принять участие в проведении « Дня туриста». Контролировать подготовку домашнего задания. Принять участие в проведении « К.В.Н.» Следить за текущей успеваемостью. Отправка детей домой.
|
2.09
2.09
2.09
2.09
Сентябрь
ежедневно
Сентябрь Сентябрь Суббота
|
1 2 3 4 5
6 7 8 |
октябрь |
Утеплить окна. Провести день именинника. Беседа: «Наш учитель» Посещение библиотеки. Беседа: «Вступая в век СПИДа» Проверить состояние учебников. Контроль домашнего задания. Отправка детей домой. |
До 12 октября 02.10. 04.10 Октябрь 28.10 15.10 ежедневно суббота |
1 2 3 4 5 6 7
|
ноябрь |
Итоги 1 четверти. Проверка дневников. Беседа « От иллюзии к бездне». Проверка санитарного состояния спален. Контроль домашнего задания. Генеральная уборка комнат, территории. Отправка детей домой.
|
4.11 12.11 16.11 21.11 ежедневно 1раз в месяц суббота |
1
2 3 4
5 6 7 |
декабрь |
Беседа и презентация:»Духовное здоровье человека». Проверка санитарного состояния спален. Контроль домашнего задания. Подготовка к Новому году: -выпуск газеты, -украшение комнат. Итоги первого полугодия . Генеральная уборка комнат, территории. Отправка детей домой.
|
Декабрь
12.12 ежедневно
28.12 26.12
суббота |
1 1
2
3
4 5 6 |
январь |
Проверка дневников. Беседа: « Соблюдение техники безопасности». Плановая эвакуация из помещения при пожаре. Контроль домашнего задания. Генеральная уборка комнат, территории. Отправка детей домой.
|
15. 01
21.01
21.01
ежедневно 1 раз в месяц суббота |
1
2 3 4 5 6 |
февраль |
Проверка состояния учебников, тетрадей, дневников. Празднование 23 февраля. Презентация: « Жизнь дается один раз». Контроль домашнего задания. Генеральная уборка комнат, территории. Отправка детей домой.
|
4.02
22.02 28.02 ежедневно 25.02 суббота |
1
2 3 4 5 6 7 |
март |
Выездное родительское собрание. Празднование 8 марта . Проверка санитарного состояния комнат. Беседа : «О выборе профессии»- Контроль домашнего задания. Генеральная уборка комнат, территории. Отправка детей домой.
|
2.03 5.03 12.03 19.03 ежедневно 21.03 суббота |
1 2
3 4 5
|
апрель |
День открытых дверей. Собрание с учащимися по подготовке к экзаменам. Контроль домашнего задания. Генеральная уборка комнат, территории. Отправка детей домой
|
10.04 4.04
ежедневно 25.04 суббота |
1 2 3 4 5 6 7 |
май |
Контроль при посещением консультаций. День здоровья. Итоги учебного года. Инструктаж по технике безопасности. Контроль домашнего задания. Генеральная уборка комнат, территории. Отправка детей домой.
|
ежедневно 25.05 30.05 30.05 ежедневно раз в месяц суббота |
Список литературы :