Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о доброте как о ценном качестве человека.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать коммуникативные навыки, побуждать детей сравнивать, обобщать, учить работать смнемотаблицами, словарная работа-волонтёр, учить подбирать слова-синонимы, учить оценивать и называть положительных и отрицательных героев сказок.
Воспитательные: воспитывать добрые чувства к окружающим людям, природе; помочь понять, что все нуждаются в любви и внимании, приобщать к элементарным общепринятым нравственным правилам и нормам поведения.
Развивающие: развивать речь детей, развивать логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Методы и приёмы:
Игровой, словесные методы (беседа, использование художественного слова), театрализованная деятельность, экспериментирование.
Оборудование и материалы: игрушка зайца, мнемотаблица к сказке «Лиса, заяц и петух», листы чёрнойбумаги по количеству детей, грамзапись песенки паровозика, грамзапись шума ветра, цветки лотоса по количеству детей, ёмкость с водой.
Предварительная работа:чтение художественной литературы о добре, чтение сказки «Лиса, заяц и петух», разучивание песен о добре, рассматривание иллюстраций.
Дети под музыку «Барбарики» входят в зал.
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие. Какие вы все сегодня нарядные, красивые!Чтобы и наше настроение было хорошим, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и передадим друг другу искорку тепла, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта
Друзья, за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Мы собрались в этот круг -
Рядом доброта вокруг.
Разлилась волна добра -
В каждом пусть живет она.
-Воспитатель: Смотрите, к нам в гости пришел солнечный зайчик! (Воспитатель и дети пытаются поймать его)
- Воспитатель: Я поймала, какой он теплый, как приятно его держать в ладошках (показывает сомкнутые ладони) Давайте передадим его по кругу, говоря друг другу любое вежливое, доброе слово, чтобы каждый мог согреться его теплом. (Дети по очереди подставляют ладошки и передают зайчика друг другу, говоря при этом какое-нибудь вежливое слово). Когда зайчик снова оказывается у воспитателя, то тот обращает внимание, что “зайчик”, получив много вежливых слов от детей, вырос и не вмещается в ладонях.
- Выпустим зайчика, пусть он дальше бежит и дарит тепло другим детям. (Воспитатель раскрывает ладони, зайчик убегает в окно).
- Ребята, а солнечный зайчик оставил нам письмо. Давайте его прочитаем. «Скорее, помогите, мы в беде! Баба Яга только и знает, что творит зло, нам очень плохо.Помочь нам могут только дети. Лесные жители.».
-. Ребята, вы согласны помочь лесным жителям? Как мы можем им помочь?
- Ответы детей.
- Ребята, а я предлагаю вам научить Бабу ягу делать добрые дела. Но, чтобы научить чему-то, надо самим это уметь делать.
(Дети садятся на ковёр).
-Подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?
Дети: О человеке, поступке, дне, вечере, пути и т. д.
Воспитатель: Добрый человек, а значит, он еще какой?
Дети: Внимательный, заботливый, щедрый, добродушный, отзывчивый, нежадный.
Воспитатель:А если человек недобрый, он какой?
Дети: Злой, жадный, грубый, равнодушный, нетерпимый.
Воспитатель:Как вы думаете, потрогать доброту можно?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Быть может, ее нетрудно увидеть? А в чем ее можно увидеть?
Дети:В поступках, действиях, чувствах человека.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете какого цвета доброта?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Легко ли быть добрым?
Дети: Ответы.
-Ребятки, скажите, а вы умеете делать добрые дела, совершать добрые поступки?
-Ответы детей.
-Какие вы ребятки, молодцы! Вас можно назвать добровольцами, волонтёрами.
-А вы знаете, кто такой волонтёр? Ребята, волонтёр – это такой человек, который совершает добрые поступки, помогает другим, не требуя ничего взамен. Скажите пожалуйста, а когда вы делаете хорошие дела, какие чувства вы испытываете?
-Ответы детей (радость, удовлетворение, и т.д.).
-Ребята, ну что, пора в путь?
-А на чём-же вы доберётесь до леса? Я предлагаю вам поехать на поезде.Вы не побоитесь одни, ведь я не смогу с вами поехать?
(Дети под музыку едут на паровозике).
-Появляется Баба Яга.
Баба Яга- Здравствуйте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки! Слыхала-слыхала, пришли меня добру учить! Да разве меня научишь!Я ведь даже хороших слов-то совсем не знаю! Научите меня? Давайте-давайте! Я вам буду говорить слова, а вы мне будете называть противоположные.
-Игра «Скажи наоборот!» Я буду называть животное, а вы подберёте к нему добрые слова.
-Волк-злой –волк не злой, а какой? (Быстрый, ловкий, сильный, смелый, отважный).
-Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий ёж.
-Баба Яга: Молодцы, справились с заданием, я тоже много новых добрых слов запомнила.
- Но ведь этого мало, чтобы научиться быть доброй. Вы мне поможете совершить какой-нибудь добрый поступок? Тогда в путь!
-Физкультминутка.
«Раз, два, три, четыре, пять —
Вместе мы пойдём гулять.
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки возьмёмся
И в кружочек соберёмся
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
-Баба Яга: ребятки, смотрите, зайчик сидит, плачет, лапку поранил. Чем можно ему помочь?
-Ответы детей (Перевязать лапку, рассказать сказку).
-Дети рассказывают сказку (Лиса, заяц и петух) при помощи мнемотаблицы.
Баба Яга: Какие вы молодцы, ребятки! Сколько всего знаете! Ой, что это со мной? Мне уже хочется о вас заботиться! Глазки ваши устали? Давайте отдохнём.
-Зрительная гимнастика.
Зайка вправо поскакал,
Каждый зайку увидал.
Зайка влево поскакал
Каждый взглядом увидал.
Зайка — вправо, зайка влево.
Ах, какой зайчонок смелый!
Зайка скачет вверх и вниз.
Ты на зайку оглянись.
Зайчик спрятался от нас.
Открывать не надо глаз.
-Баба Яга- Ребята, я вижу, вы любите сказки. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру: я буду называть сказочного героя, а вы будете определять добрый или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой –топаете ножками. (Иван – Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Гуси – Лебеди, Баба – Яга, Колобок, Серый волк, Кот в сапогах, Белоснежка, Колдунья, Фея, Золушка.)
-Баба Яга: Вот какие молодцы, помогли мне определить, с кем мне дружить! Давайте свами немножко поиграем.
Упражнение на снятие психологической нагрузки «Волшебный мешочек»
-Ребята, давайте попробуем изобразить злого человека. Как он выглядит? Хмурит брови, не улыбается, становится очень некрасивым. Вам приятно смотреть на такого человека??? Давайте скомкаем, листочки черной бумаги и выбросим, чтобы все злое из нас ушло.
Дети выбрасывают бумагу в мешочек.
Баба Яга: ребятки, вы хотите, чтобы я вас научила волшебству? Сейчас мы с вами будем делать волшебную воду.
Экспериментальная деятельность.
Цветки лотоса.
У каждого ребёнка по цветку лотоса, лепестки которого согнуты вовнутрь. Цветки опускаются в воду, и они распускаются. Объяснение:это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
-Баба Яга:Ну ребятки, спасибо вам большое! Помогли вы мне, научили делать добрые дела! А теперь, вам пора возвращаться в детский сад! Хотите прокатиться на ковре-самолёте? Тогда садитесь на пол, закрывайте глазки, полетели!
Релаксация.
Дети «летят» под шум ветра.
-Воспитатель: Ну вот, ребятки, вы и в детском саду! Какие вы молодцы! Скажите, вам понравилось занятие? Если понравилось, то покажите солнышко, если нет- тучку.
Посмотрите, а Баба Яга вам угощение прислала!