Дисфункциональная семья: определение, классификации.
Семья - основа всего человеческого и основа нашего общества. Без наведения порядка в каждой конкретной семье, без внимания к семейным заботам и радостям не будет порядка и в нашем общем доме, не воспитаем мы и нашу смену.
Существуют различные определения «семьи»:
Семья - малая социальная общность, основанная на единой общественной деятельности людей, связанных узами супружества, родительства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.
В современной научной литературе, очень часто можно встретить понятие «дисфункциональная семья». Чёткого определения этого понятия ни один учёный не даёт, каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «дисфункциональная семья» можно встретить такие понятия, как: «деструктивная семья», «неблагополучная семья», семья «группы риска», «негармоничная семья» и др.».
Дисфункциональная семья – это семья, которая не выполняет своих функций, или выполняет их не в полной мере, т. е. идёт какое-либо нарушение в функционировании или жизнедеятельности семьи.
Для понимания дисфункции семьи мы приводим основные функции семьи. Так А.В. Мудриком выделяются следующие функции:
1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека.
2. Семья влияет на формирование психологическое пола ребенка.
3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.
4. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.
5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека.
6. Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимсяобстоятельствам его жизни.
Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует образ семьи, возникает угроза ее распада.
В связи с этим существует множество классификаций, представленных различными авторами, дисфункциональных или неблагополучных семей.
В основе некоторых классификаций — тип воспитания в семье и его последствия развития личности ребёнка.
Для целей государственной семейной политики типы семей выделяются по объективному риску социальной уязвимости, а значит нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах:
- семей одиноких матерей.
- семьи военнослужащих срочной службы с детьми.
- семьи с детьми-инвалидами.
- семьи с родителями-инвалидами.
- семьи, взявшие детей под опеку (попечительство).
- многодетные семьи.
- семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет).
- студенческие семьи с детьми.
- семьи беженцев и вынужденных переселенцев.
- семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей.
- девиантные семьи (это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.).
Мы видим огромный «веер» различных типов семей, нуждающихся в социально – педагогической поддержке и помощи.
В этой связи возникает необходимость работы социального педагога с этими семьями по нормализации условий жизни и развития детей, сопровождения ребенка в семье.
Принципы социально – педагогической поддержки дисфункциональной семьи.
Л.Я. Олиференко утверждает, что при социально-педагогической поддержке и помощи нелагополучной семье социальный педагог руководствуется следующими основными принципами:
➢ Соблюдение приоритета интересов ребенка.
➢ Максимально возможное сотрудничество с биологическими
родителями ребенка: не игнорирование их, а партнерство.
➢ Защита права ребенка на воспитание по возможности в своей
биологической семье.
➢ Тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и т.д.
Также она называет основные принципы включения семьи в работу:
➢ необходима координация действий социального педагога со всеми заинтересованными службами и организациями (школа, Центр по трудоустройству, милиция, медицинские учреждения и т.д.);
➢ контакт с семьей обязателен и является основой для изменения ее жизни;
➢ надо проявлять уважение к членам семьи, отмечать положительные моменты;
➢ надо избегать сильного противостояния семьи действиям профессионала; давление на семью обычно не идет на пользу, очень важно подчеркивать право семьи на выбор, помогая сделать его;
➢ необходимо показывать, как противостояние семьи защищает ее от основных страхов и какова в этом роль взаимодействия социального педагога с семьей; для этого надо выяснить, что сильнее всего оказывает влияние на семью, и помочь ей найти облегчение, чтобы члены семьи могли трезво посмотреть на то, что происходит, понять, что они рискуют потерять, если все будет продолжаться так же, как и раньше .
Реализация этих принципов является важнейшим условием высокой результативности деятельности социального педагога при социально- педагогической поддержке дисфункциональной семьи.
Этапы социально-педагогической поддержки дисфункциональной семьи.
Работа социального педагога с родителями из неблагополучных семей, как утверждает Л.Я. Олиференко, строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Источником информации могут выступать: школа, детский сад, поликлиника, участковый милиционер, соседи, родители других детей и т.д.
Этап I. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка социальный педагог производит первичную оценку ситуации.
Этап П. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический и психиатрический диспансеры, районное отделение милиции, соседей, коллег родителей по работе и т.д.
Этап III. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка.
Этап IV. Диагностика семейного благополучия будет неполной без ознакомительной беседы с ребенком. Такую встречу наедине желательно организовать в школе (дошкольном, внешкольном детском учреждении), где посредством наводящих вопросов выясняются некоторые детали, связанные с отношением родителей к ребенку.
Этап V. Далее следует первая встреча социального педагога с проблемной семьей. Специалисты рекомендуют организовать ее за пределами места проживания семьи. Лучше назначить родителям и ребенку встречу в учреждении: в школьном кабинете или в помещении органов опеки и попечения.
Этап VI. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечения, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи.
Этап VII. Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа по определению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.
Этап VIII. Дальше следует посещение социальным педагогом семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт с социальным педагогом как представителем власти. Родители используют при этом свое право на неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего.
Этап IX. Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет социальному педагогу сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи. Готовность родителей участвовать в разработке плана действий по повышению своего воспитательного потенциала свидетельствует об их стремлении сохранить ребенка в семье.
Также Л.Я. Олиференко выделяет шаги при работе с неблагополучной семьей.
Первый шаг направлен на осознание существующих проблем, чтобы защитить и сохранить семью. Семья, находящаяся в кризисе, стоит на краю пропасти: одно неверное движение — и она падает. Специалист должен продвигаться крайне осторожно, постоянно опасаясь того, что семья откажется принять его помощь: ведь любой неправильный шаг, поступок может закрыть перед ним дверь.
Второй шаг направлен на поиск помощи в окружении семьи. Мы знаем, что семьи группы риска имеют очень ограниченный круг общения: часто это некоторые сохранившие с ними отношения родственники и друзья, работники школы и других служб, оказывающие им помощь и поддержку.
Третий шаг связан с оценкой того, как члены семьи отрицают очевидные чувства и факты, смысл того, что с ними случилось, с оценкой их неискренних реакций.
Четвертый шаг направлен на выявление насилия и пренебрежения по отношению к детям и другим членам семьи. Такие семьи озабочены страхом повторения того, что было с ними, и все их усилия направлены на предупреждение этого. Среди членов семьи обязательно существуют роли работника, героя, заброшенного ребенка, талисмана, козла отпущения
Т.А. Шишковей в содержании социально-педагогической поддержки семьи выделяет следующие действия социального педагога:
- раннее выявление неблагополучных семей;
- создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;
- пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;
- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
-духовно-ценностное просвещение;
-содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;
-организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.
Также можно сказать о направлениях работы с родителями, которые выделила Т. Шипунова. Эти направления, по её словам могут оказаться полезными и эффективными:
•
повышение ответственности родителей за воспитание ребёнка, а также убеждение в необходимости изменить ситуацию;
•
активизация тёплых отношений, эмпатии и способности воспринимать потребности ребёнка даже вопреки сложным социальным условиям;
•
установка на помощь в деле воспитания ребёнка и решения проблем;
•
гибкость в решении проблем и изменении образцов поведения;
•
установка на кооперацию со специалистами в воспитании и решении семейных проблем;
•
использование всех ресурсов семейного окружения.
Предложение помощи должно быть сделано в корректной форме, иначе помощь не будет принята. Т. Шипунова предлагает соблюдать следующие правила, которые помогут избежать недоразумений:
- не проявляйте напористой активности;
- не навязывайте помощь, в которой семья может и не нуждаться;
- делайте упор на активизацию всех ресурсов семьи;
- предлагайте поддерживающую, а не контролирующую помощь;
- поясните смысл и цель каждого предложения;
- ищите приемлемое решение проблемы вместе с семьёй .
Заключение.
В нашей стране возникает острая необходимость в совершенствовании социально-педагогической поддержки детям и их семьям. И особая роль в данной работе по праву отводится социальному педагогу, ибо его главная сфера деятельности, в рамках социально-педагогической поддержки, — сфера отношений в семье и её ближайшем окружении. Именно он стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие её, обеспечить профилактику различных негативных явлений, отклонений в поведении личности. Социальный педагог изучает и реально оценивает возможности личности, влияние микросреды, особенности семьи, соседского окружения, сверстников, взрослых.
Правильная организация социально-педагогической деятельности способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия для успешной социализации ребенка.
Литература:
1.
Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптациянесовершеннолетних. Свердловск, 1986. – 247 с.
2.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно – издательский центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1994. – 220 с.
3.
Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - № 2. - 2005. – С. 21-31.
4.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 160 с.