Автор: Аверина Светлана Богдановна
Страна: Российская Федерация
Город: Балабаново-1
Организация: МДОУ "Детский сад №12 " Маленькая страна"
Проект: Вне проекта

Особенности работы социального педагога с дисфункциональными семьями в условиях городского поселения.

 

Дисфункциональная семья: определение, классификации.

Семья - основа всего человеческого и основа нашего общества.  Без наведения порядка в каждой конкретной семье, без внимания к семейным заботам и радостям не будет порядка и в нашем общем доме, не воспитаем мы и нашу смену. 

Существуют различные определения «семьи»:
Семья - малая социальная общность, основанная на единой общественной деятельности людей, связанных узами супружества, родительства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. 

В современной научной литературе, очень часто можно встретить понятие «дисфункциональная семья». Чёткого определения этого понятия ни один учёный не даёт, каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «дисфункциональная семья» можно встретить такие понятия, как: «деструктивная семья», «неблагополучная семья», семья «группы риска», «негармоничная семья» и др.».

Дисфункциональная семья – это семья, которая не выполняет своих функций, или выполняет их не в полной мере, т. е. идёт какое-либо нарушение в функционировании или жизнедеятельности семьи.

Для понимания дисфункции семьи мы приводим основные функции семьи. Так А.В. Мудриком выделяются следующие функции:
1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека.

2. Семья влияет на формирование психологическое пола ребенка.

3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.

4. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.

5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека.

6. Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимсяобстоятельствам его жизни.

Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует образ семьи, возникает угроза ее распада.

В связи с этим существует множество классификаций, представленных различными авторами, дисфункциональных или неблагополучных семей.
В основе некоторых классификаций — тип воспитания в семье и его последствия развития личности ребёнка.

Для целей государственной семейной политики типы семей выделяются по объективному риску социальной уязвимости, а значит нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах:

- семей одиноких матерей.

- семьи военнослужащих срочной службы с детьми.

- семьи с детьми-инвалидами.

- семьи с родителями-инвалидами.

- семьи, взявшие детей под опеку (попечительство).

- многодетные семьи.

- семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет).

- студенческие семьи с детьми.

- семьи беженцев и вынужденных переселенцев.

- семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей.

- девиантные семьи (это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.).

Мы видим огромный «веер» различных типов семей, нуждающихся в социально – педагогической поддержке и помощи.

В этой связи возникает необходимость работы социального педагога   с этими семьями по нормализации условий жизни и развития детей, сопровождения ребенка в семье.

Принципы социально – педагогической поддержки дисфункциональной семьи.

Л.Я. Олиференко утверждает, что при социально-педагогической поддержке и помощи нелагополучной семье социальный педагог руководствуется следующими основными принципами:

➢ Соблюдение приоритета интересов ребенка.

➢ Максимально возможное сотрудничество с биологическими
родителями ребенка: не игнорирование их, а партнерство.

➢ Защита права ребенка на воспитание по возможности в своей
биологической семье.

➢ Тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и т.д.

Также она называет основные принципы включения семьи в работу:

➢ необходима координация действий социального педагога со всеми заинтересованными службами и организациями (школа, Центр по трудоустройству, милиция, медицинские учреждения и т.д.);

➢ контакт с семьей обязателен и является основой для изменения ее жизни;

➢ надо проявлять уважение к членам семьи, отмечать положительные моменты;

➢ надо избегать сильного противостояния семьи действиям профессионала; давление на семью обычно не идет на пользу, очень важно подчеркивать право семьи на выбор, помогая сделать его;

➢ необходимо показывать, как противостояние семьи защищает ее от основных страхов и какова в этом роль взаимодействия социального педагога с семьей; для этого надо выяснить, что сильнее всего оказывает влияние на семью, и помочь ей найти облегчение, чтобы члены семьи могли трезво посмотреть на то, что происходит, понять, что они рискуют потерять, если все будет продолжаться так же, как и раньше .

Реализация этих принципов является важнейшим условием высокой результативности деятельности социального педагога при социально- педагогической поддержке дисфункциональной семьи.

Этапы социально-педагогической поддержки дисфункциональной семьи.

Работа социального педагога с родителями из неблагополучных семей, как утверждает Л.Я. Олиференко, строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Источником информации могут выступать: школа, детский сад, поликлиника, участковый милиционер, соседи, родители других детей и т.д.

Этап I. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка социальный педагог производит первичную оценку ситуации.

Этап П. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический и психиатрический диспансеры, районное отделение милиции, соседей, коллег родителей по работе и т.д.

Этап III. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка.

Этап IV. Диагностика семейного благополучия будет неполной без ознакомительной беседы с ребенком. Такую встречу наедине желательно организовать в школе (дошкольном, внешкольном детском учреждении), где посредством наводящих вопросов выясняются некоторые детали, связанные с отношением родителей к ребенку.

Этап V. Далее следует первая встреча социального педагога с проблемной семьей. Специалисты рекомендуют организовать ее за пределами места проживания семьи. Лучше назначить родителям и ребенку встречу в учреждении: в школьном кабинете или в помещении органов опеки и попечения.

Этап VI. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечения, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи.

Этап VII. Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа по определению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.

Этап VIII. Дальше следует посещение социальным педагогом семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт с социальным педагогом как представителем власти. Родители используют при этом свое право на неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего.

Этап IX. Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет социальному педагогу сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи. Готовность родителей участвовать в разработке плана действий по повышению своего воспитательного потенциала свидетельствует об их стремлении сохранить ребенка в семье.

Также Л.Я. Олиференко выделяет шаги при работе с неблагополучной семьей. 

Первый шаг направлен на осознание существующих проблем, чтобы защитить и сохранить семью. Семья, находящаяся в кризисе, стоит на краю пропасти: одно неверное движение — и она падает. Специалист должен продвигаться крайне осторожно, постоянно опасаясь того, что семья откажется принять его помощь: ведь любой неправильный шаг, поступок может закрыть перед ним дверь.

Второй шаг направлен на поиск помощи в окружении семьи. Мы знаем, что семьи группы риска имеют очень ограниченный круг общения: часто это некоторые сохранившие с ними отношения родственники и друзья, работники школы и других служб, оказывающие им помощь и поддержку.

Третий шаг связан с оценкой того, как члены семьи отрицают очевидные чувства и факты, смысл того, что с ними случилось, с оценкой их неискренних реакций.

Четвертый шаг направлен на выявление насилия и пренебрежения по отношению к детям и другим членам семьи. Такие семьи озабочены страхом повторения того, что было с ними, и все их усилия направлены на предупреждение этого. Среди членов семьи обязательно существуют роли работника, героя, заброшенного ребенка, талисмана, козла отпущения 

Т.А. Шишковей в содержании социально-педагогической поддержки семьи выделяет следующие действия социального педагога:

- раннее выявление неблагополучных семей;

- создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;

- пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;

- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;

-духовно-ценностное просвещение;

-содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;


-организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др. 

Также можно сказать о направлениях работы с родителями, которые выделила Т. Шипунова. Эти направления, по её словам могут оказаться полезными и эффективными:

• 
повышение ответственности родителей за воспитание ребёнка, а также убеждение в необходимости изменить ситуацию;

• 
активизация тёплых отношений, эмпатии и способности воспринимать потребности ребёнка даже вопреки сложным социальным условиям;

• 
установка на помощь в деле воспитания ребёнка и решения проблем;

• 
гибкость в решении проблем и изменении образцов поведения;

• 
установка на кооперацию со специалистами в воспитании и решении семейных проблем;

• 
использование всех ресурсов семейного окружения.

Предложение помощи должно быть сделано в корректной форме, иначе помощь не будет принята. Т. Шипунова предлагает соблюдать следующие правила, которые помогут избежать недоразумений:

- не проявляйте напористой активности;

- не навязывайте помощь, в которой семья может и не нуждаться;

- делайте упор на активизацию всех ресурсов семьи;

- предлагайте поддерживающую, а не контролирующую помощь;

- поясните смысл и цель каждого предложения;

- ищите приемлемое решение проблемы вместе с семьёй .

Заключение.

В нашей стране возникает острая необходимость в совершенствовании социально-педагогической поддержки детям и их семьям. И особая роль в данной работе по праву отводится социальному педагогу, ибо его главная сфера деятельности, в рамках социально-педагогической поддержки, — сфера отношений в семье и её ближайшем окружении. Именно он стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие её, обеспечить профилактику различных негативных явлений, отклонений в поведении личности. Социальный педагог изучает и реально оценивает возможности личности, влияние микросреды, особенности семьи, соседского окружения, сверстников, взрослых.

Правильная организация социально-педагогической деятельности способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия для успешной социализации ребенка.

Литература: 

1. 
Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптациянесовершеннолетних. Свердловск, 1986. – 247 с.

2. 
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно – издательский центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1994. – 220 с.

3. 
Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - № 2. - 2005. – С. 21-31.

4. 
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 160 с.

23 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий