Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные, такие нужные, навыки кооперации
Известно, что игра для обучения и воспитания дошкольников является самым традиционным и признанным методом. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. В игре дети охотно делают то, что для них полезно, и даже то, что еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, проявляют терпение и настойчивость. Все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения взрослого.
Однако это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает способности. Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.
Игра-драматизация - это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. Конституирующими признаками игры, по утверждению А.Н. Леонтьева, являются потребность, которой игра отвечает, и безотносительность к предметному ее результату. Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате. Эти признаки выражают процессуальность самой игры: ее мотив, проще говоря, не в том, чтобы «сделать постройку, а в том, чтобы делать ее». В игре-драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по-своему .
Не сложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а, значит, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом воспроизведения.
Многие видные деятели педагогики и искусства высказывались по – поводу необходимости использования театрализованных игр. К. С. Станиславский говорил: «…Искусству актерам нужно учиться у детей в игре, там есть настоящая вера и правда». Психолог Б. М. Теплов отметил, «в театрализованной игре можно видеть переход игры к драматическому искусству». В.А. Сухомлинский писал, «что только через обыгрывание сказки детьми, можно лучше понять душу ребенка». Л. С. Выготский отметил, «что все образы воображения основаны на впечатлениях из реальной жизни».
Как отмечали Т.И Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, их большое и разнообразное влияние на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Известно, что театр – один из самых демократических и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения), воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативной фантазии, диалогической и монологической речи, созданием положительного эмоционального настроя. Самое главное, что театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Участие детей в театрализованной игре подразумевает разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый и другие виды театров, доступные детям
развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.
Театрализованная игра является эффективным средством реализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.
Игра имеет большое значение в жизни ребёнка. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему, по-своему объясняя его. Именно, благодаря знакомству с художественной литературой и её разнообразием, ребёнок примеряет на себя той или иной образ в театре.
Театрализованная игра дошкольника способствует развитию психических процессов и различных качеств личности - самостоятельности, инициативности, эмоционального мира и воображения. Так же этот вид игры оказывает большое влияние и на развитие общения, связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей.