Автор: Рудницкая Вероника Аркадьевна
Страна: Российская Федерация
Город: Новокуйбышевск
Организация: ГБОУ ООШ №6 имени Героя Советского Союза Новикова А. В. г. Новокуйбышевска Структурное подразделение "Детский сад "Бабочка"
Проект: Всероссийский фестиваль "Я люблю искусство"

Творческий проект для детей младшего возраста "Народное творчество"

 


 

«Народное творчество» – это то, что зародилось, складывалось и проверялось временем, проросло и вызрело, впитав знания и мудрость всех поколений.

К. Д. Ушинский.

Актуальность

Проблема по формированию у детей гражданственности и патриотизма, стала приобретать все большую остроту и актуальность, т.к. дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об особенностях русских традиций и о традициях русского народа.

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее гражданином, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру народа. Существенным содержанием национальной культуры являются устное народное творчество, народно-прикладное искусство и музыка.Поэтому в основу этой работы легло широкое использование элементов национального народного творчества, которые направлены вносить в сознание детей совершенно новую струю, содержащую в себе огромный спектр национальных традиций русского народа, исторического развития и становления.

На занятиях по восприятию художественной литературе и фольклоре  развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании иллюстраций к сказкам формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать об увиденном и из личного опыта.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности.

В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной росписи у детей формируется  свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

Знакомство с народной музыкой и народными танцами  обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях, свободу движений, раскрепощенность, индивидуальность, умение слушать и двигаться под музыку.

 Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, направленные на знакомство с культурой русского народа - одно из условий полноценного нравственного и эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Проблема:           что такое народное творчество?

Цель проекта:    познакомить и приобщить детей к художественному    

                            наследию своей национальной культуры.

Задачи:

•    Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (дымковские игрушки, хохломские изделия);

•    Формировать представления о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки);

•    Обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомства с колыбельной песней;

•    Воспитывать интерес к русской народной сказке.

Участники проекта:    дети  младшей группы , воспитатели, родители.

Тип проекта: краткосрочный (один месяц).

Учебные вопросы: 

1.Познакомить детей с хохломскими изделиями. Рассказать об элементах хохломской росписи.

2.Знакомить с дымковскими игрушками. Формировать умение рисовать элементы дымковской росписи.

3.Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки.

4.Объяснить назначение потешек, загадок.

5.Формировать простейшие навыки выразительного исполнения колыбельных песен.

6.Расширять представления о многообразии русских народных сказок. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций к сказкам.

Подготовительный этап:

•    Рассказывание детям русских народных сказок;

•    Проговаривание знакомых  потешек, частушек, колыбельных песен вместе с воспитателем;

•    Подготовка  наглядно-дидактического материала  декоративно-прикладного искусства.

Работа с родителями:

1.Привлечение родителей к организации выставки изделий и игрушек народно-прикладного творчества

2.Оказание помощи воспитателям в реализации проекта «Народное творчество».

3.Поместить в родительский уголок консультации для родителей.

Консультации для родителей по теме:

 «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи».

 «Развитие речи через сказку»

 «Сказки, но по-новому»

 «Русские традиции»

 «Народные игры в воспитании детей»

«Развитие речи детей через приобщение к народной культуре»

Ожидаемый результат:

-развитие у детей интереса к изобразительному искусству, умение замечать ярость, красоту, выразительность народных игрушек и элементов хохломской росписи;

-развитие у детей интереса и любви к русским народным сказкам; воспитывать желание слушать и рассказывать сказки;

-обогатить музыкальные впечатления детей посредством знакомства с колыбельными песнями;

-сформировать представления о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, прибаутки);

-активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Реализация проекта:

- Создание в группе выставки хохломских изделий, дымковских игрушек.

- Создание выставки детских работ.

- Организация книжной выставки «Энциклопедия детского фольклора и     русских народных сказок»

- Поведение развлечений «Русские народные потешки», «Русские народные колыбельные песни»

- Показ открытого фольклорного занятия «Игра с ложкой»

 

План мероприятий:

«П О З Н А В А Т Е Л Ь Н О Е       Р А З В И Т И Е»

1.    Н.О.Д.: « Путешествие с матрёшкой. Раскрашивание матрёшек»

Цели:   Знакомить детей с разнообразием русской деревянной матрёшки.

                 Показать характерные особенности матрёшки.

                Формировать  эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки  как символа русского народного искусства.   

               Формировать эстетическое  отношение к русскому сувениру- матрёшке.

Материалы и оборудование:

Русский народный костюм для педагога. Выставка – музей деревянных игрушек (матрёшек). Иллюстрации и детские книги с изображением матрёшек. Заготовки матрёшек с нарисованными лицами (на каждого ребёнка), кисточки, гуашь, палочки-печатки. Магнитофон,  аудиозапись «Весёлые матрёшки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой).

 Ход   занятия:

1.Педагог одета в русский народный костюм. Вместе с детьми она посещает выставку деревянных игрушек-матрёшек.

2.Воспитатель читает детям стихотворение С. Я. Маршака:

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой-

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую, — И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая,

А внутри пустая.

В ней живет шестая.

А в шестой — Седьмая,

А в седьмой -Восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

— Сколько вас? — у них мы спросим,

И ответят куклы:  «ВОСЕМЬ»!

3.Рассказ педагога:

Матрёшка – одна из самых любимых игрушек детей в нашей стране. Самая первая матрёшка родилась в старинном русском городе, давным-давно. Почему игрушку назвали матрёшкой, точно не знают, может быть потому что имя  Матрёна  было наиболее распространенным на Руси. Матрёшку сразу полюбили взрослые и дети.Каждый радовался игрушке.Уж больно она хороша! Проста, приветлива, да ещё внутри  целое семейство прячется.Матрёшки отличаются формой, размером, росписью, количеством вкладышей (мест) 3, 8 и 12 – местные матрёшки. А недавно матрёшки заговорили: в них помещают специальное  говорящее устройство.Сегодня матрёшку знают во всем мире. Дарят её на память о нашей стране.  Она стала традиционным русским сувениром.  Для того чтобы матрёшки получились красивыми, сначала их вытачивают на станке (показ нерасписной матрёшки), затем расписывают  (показ расписной матрёшки) и после покрывают лаком несколько раз (показ готовой игрушки).Каждая игрушка хороша по-своему: одна- весёлая, другая – задумчивая, третья – озорная и т.д.Наступит время, и, может быть, кто-то из вас придумает матрёшек, которые будут двигаться и разговаривать.

4.Педагог предлагает поочередно войти в образ говорящей и двигающейся матрёшки:

                   Весь народ глядит в окошки –

                   Танцевать пошли матрёшки.

Педагог приглашает детей на танец матрёшек.

5.Дети, сегодня вы будете настоящими художниками и украсите наряд для матрёшек. Вы хотите мне помочь раскрасить матрёшек? Матрёшку можно украсить любой росписью, с помощью палочек –печаток нужно нанести на наряд матрёшки различные круги и цветы. Затем способом примакивания кисточкой нарисовать листочки (педагог показывает отдельные элементы узора). Педагог предлагает отдельным детям показать, как они будут кисточкой  и печаткой наносить узоры. Самостоятельная работа детей (в процессе рисования педагог осуществляет необходимую помощь).

6.Итог занятия. 

            Рисунки детей выставляются на стенд.

 

2. «Н.О.Д.: «Золотая хохлома. Элементы хохломской росписи.

 Дидактическая игра «Что лишнее?»».

Цели:     Познакомить детей с хохломскими изделиями. 

               Рассказать об элементах хохломской росписи.

                Формировать умение детей находить характерные признаки хохломских изделий.

               Формировать эстетическое  отношение к народному  декаративно-прикладному искусству.

               Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

               Упражнять детей в умении называть обобщающее слово к группе предметов (предметы с хохломской росписью), выделять лишний предмет,  не относящийся к этой группе предметов.

Материалы и оборудование:

Хохломские изделия (посуда), дымковские игрушки, матрёшки; иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства; таблицы с изображением элементов хохломской росписи; магнитофон, диск с записью русской народной мелодией, деревянные ложки.

Ход   занятия:

1. Воспитатель расставляет на столе различные предметы народно-     прикладного           искусства с хохломской росписью (тарелки, ложки, доски, солонки, стаканы, самовар  и многое другое).Воспитатель: Перед вами совершенно необыкновенная посуда. На первый взгляд даже и не скажешь, что она сделана из дерева. Посмотрите, как красиво она расписана: на золотом фоне вы видите красивые завитки, усики, капельки, ветки с разными ягодами – клубникой, рябиной, смородиной. Это изделия хохломской росписи – «хохлома».

2.Воспитатель демонстрирует детям таблицы с изображением элементов хохломской росписи: «ресничек», «травинок», «усиков», «завитков», «капелек» и «кустиков».

3.Воспитатель: Эти предметы сделаны руками русских мастеров. Из дерева вытачивают различные чашки, миски, ложки, после их украшают элементами хохломской росписи.  Воспитатель демонстрирует иллюстрации с изображением  хохломских предметов .

4.Воспитатель предлагает детям вариант игры «Что лишнее?».Выставляет несколько предметов хохломской росписи и один предмет другой (например, дымковскую игрушку). Дети должны сказать, что  лишнее, и если смогут объяснить, почему они так решили. Воспитатель: Сейчас, ребята, мы с вами поиграем и я посмотрю, как сможете вы найти предметы с хохломской росписью. У меня на столе много разных предметов (дымковские игрушки, матрёшки, хохломские изделия (посуда)). Как вы думаете, что общего у предметов с хохломской росписью, чем они похожи?  (если дети затрудняются ответить,  воспитатель подсказывает: «Из чего сделаны все предметы?»).  Да, все эти предметы похожи тем, что они сделаны из дерева, расписаны разными узорами. Вот вы и попробуйте среди всех этих предметов найти хохломские изделия. 

5.Воспитатель раздает детям деревянные ложки (расписанные хохломской росписью) и предлагает под русскую народную мелодию подиграть с помощью их.

 

«Р Е Ч Е В О Е    Р А З В И Т И Е»

1.    Н.О.Д.: Рассматривание сюжетных картинок к сказке  «Три медведя». Конструирование лесенки.

Цели:   Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными; помочь понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами; учить осуществлять сенсорный анализ постройки; дать представление об архитектурных постройках.

Материалы и оборудование: Фланелеграф, иллюстрации к сказке «Три медведя», набор строительных деталей, игрушки (кукла, зайчик).

Ход   занятия:

1.    Рассматривание иллюстраций к сказке  «Три медведя». 

Воспитатель показывает детям иллюстрации к сказке «Три медведя», спрашивает, из какой они сказки. Дети отвечают. Затем воспитатель вместе с детьми вспоминает сюжет сказки, рассматривает картинки и обращает внимание на предметы, принадлежащие медведю, медведице и медвежонку.

2.    Беседа по вопросам.

 Воспитатель показывает картинки и задаёт вопросы:

- Чей это большой стул (Этот большой стул - медведя)

- Его стул? (Воспитатель показывает на медведя, дети отвечают: «Его стул»).

- Чей этот стул поменьше? (Этот стул медведицы-мамы).

- Её стул? (Воспитатель показывает на медведицу, дети отвечают: «Её  стул»).

- Чей этот маленький стульчик? (Этот маленький стульчик медвежонка)

- Его стульчик? (Воспитатель показывает на медвежонка, дети отвечают: «Его стульчик»).

Аналогично ведется беседа с показом тарелок, ложек, кроватей медведей. Воспитатель может несколько раз «ошибиться» , указывая на предмет медведя, спросить: «Это её …?»Дети должны заметить ошибку и сказать, что «это не её, а его» и наоборот.

 3.    Конструирование лесенки из шести кирпичиков.  

Воспитатель: 

Рассказала наша кукла маленькому межвежонку, что ребята для неё построили лесенку, медвежонок просит и ему построить такую же. Из каких деталей  мы строили лесенку кукле? (Из кубиков).  А медвежонок хочет, чтобы у него была лесенка из кирпичиков. Воспитатель рассматривает с детьми образец лесенки из шести кирпичиков, обращает внимание на детали, необходимые для постройки, как много нужно кирпичиков, чтобы построить лесенку, какого цвета кирпичики будут использоваться, предлагает выбрать их. (Дети из набора строительтных деталей выбирают шесть кирпичиков.) После того как лесенки будут готовы, воспитатель говорит: «Рад будет наш медвежонок, у него тоже есть лесенка, по ней он будет лазать вверх-вниз».

 

2.    Н.О.Д.: Рассматривание   иллюстраций    к   сказке   «Гуси-лебеди».    Конструирование ворот.

Цель:  учить рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, высказывать предположения, строить ворота низкие, высокие, разбирать постройки, складывать материал в коробки.

Материалы и оборудование: Набор строительных деталей, матрёшка, машинки, текст русской народной сказки «Гуси - лебеди», иллюстрации и сюжетные картинки к разным сказкам, в том числе и к сказке «Гуси - лебеди».

Ход   занятия:

1.    Организационный момент. Воспитатель сообщает детям, что скоро будет читать сказку, предлагает среди картинок к разным сказкам отобрать те, которые относятся к сказке «Гуси-лебеди», и расположить их в правильном порядке.

2.    Беседа по картинкам. 

По сюжетным картинкам воспитатель беседует с детьми.

Вопросы:

- Кто изображен на картинке?

- Послушной ли была девочка?

- Почему вы так думаете?

- что случилось с братцем?

- Кого встретила на своем пути девочка?

- Где нашла девочка братца?

- Кто жил в избушке?

- Что хотела сделать с девочкой Баба-Яга?

- Кто помог девочке убежать от Бабы-Яги?

- Почему мышка помогла девочке?

- Хорошо поступила девочка, накормив мышку?

- Кто помог девочке с братцем спастись от гусей-лебедей и добраться до дома?

Воспитатель подводит детей к выводу, что всегда нужно откликаться на просьбы, помогать друг другу.

3.    Конструирование.

Воспитатель показывает несколько видов ворот. 

Низкие – из двух стоящих кирпичиков и одного, лежащего на них сверху; 

высокие -  из двух стоящих пластин и одной, лежащей на них;  

низкие – из четырех кубиков (опор) и пластин (перекрытий); 

высокие – из кирпичиков, стоящих на кубиках (опор), и короткой пластины (перекрытия).

Воспитатель: 

Что я построила?

 Где у ворот столбы, где перекрытия?

 (Имя ребенка) покажи высокие ворота и поставь под ними высокую матрёшку. Ворота высокие, и матрёшка высокая. 

А это какие ворота? 

 Из каких деталей построены высокие ворота? 

 Из каких низкие? Какого цвета детали, из которых построены эти высокие ворота?

После этого образцы убираются и детям предлагается построить любые ворота. 

В конце занятия дети играют: возят машинки (большие и маленькие).

Воспитатель обращает внимание на то, какие разные получились ворота, просит рассказать некоторых ребят, как они их строили. 

В конце занятия воспитатель просит разобрать постройки и сложить в коробки.

 

«Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О – Э С Т Е Т И Ч Е С К О Е   Р А З В И Т И Е»

1.     Н.О.Д.:  УКРАСИМ ДЫМКОВСКОГО « БАРАШКА»

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ «ПУТУШЕСТВИЕ В СТРАНЕ МАСТЕРОВ»

Цели: 

    продолжить знакомство с дымковской игрушкой, особенностями узора; 

    учить различать элементы дымковской росписи, лепить  кружочки, колечки налеплять их на силуэт;

   выполнять упражнения пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз; 

   прививать интерес к занятиям физкультурой; 

   развивать умение идентифицировать цвета, любоваться окружающими предметами;

    совершенствовать навыки построения в колонну, ходьбы в колонне, двигательные умения и навыки.

Материалы и оборудование: дымковский барашек, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (игрушки), образец педагогического рисунка, доски, пластилин, вырезанные из картона силуэты барашка, разноцветные флажки, конусы разного цвета.

Ход занятия:

1.    Создание игровой мотивации.

Воспитатель. Посмотрите, на столе у меня новая игрушка (Снимает платок с дымковского барашка). Что это? (Ответы детей). Это барашек, которая сделана мастерами из Дымковской слободы. Давайте вспомним, как её делали. (Сначала игрушку вылепили из глины, потом высушили, окрасили в белый цвет и украсили узором). Барашек получается красивым, нарядным. Хотите стать мастерами и сделать такую игрушку? (Ответы детей).

2.    Лепка «Украсим дымковского барашка»

Воспитатель. А сможете ли вы среди других игрушек найти те, что сделаны дымковскими мастерами? (Прикрепляет к фланелеграфу изображения разных игрушек и просит детей отыскать среди них дымковские игрушки). Мастер нам дал силуэт барашка и попросил его украсить кружочками и колечками. Что для этой работы нам нужно приготовить? (Пластилин, доски).

Посмотрите как я украшу своего барашка (Лепим колечки, кружочки разного цвета). Показывает приёмы налепа готовых колечек, кружочков на силуэт. тычком. Вот и украсила я своего барашка. Посмотрите какой он красивый, но у вас получится ещё лучше.

3.    Комплекс упражнений:

•    «Отправляемся в путь».

Воспитатель. А сейчас мы отправляемся в Страну мастеров.

Ходьба в колонне по одному. Ходьба на носках, руки на поясе.

•    «Крепкие руки».

И.П. – стоя, руки опущены вниз.

1-2 – вытянуть руки вперёд

3-4 – поднять руки вверх.

5-6 – опустить руки.

•    «Зоркие глаза».

Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Посмотреть вправо-влево (на подготовленные ориентиры). Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Посмотреть вверх-вниз.Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть.

•    «Разомнём пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.              Держит перед собой кулачёк.

Этот пальчик в лес пошёл,           Разгибают мизинчик.

Этот пальчик гриб нашёл,            Разгибают безымянный пальчик и т.д.

Этот резал,

Этот ел,

Ну а этот лишь глядел                       Разгибают большой пальчик и 

 щекочут    ладошку.           

•    «Найди свой цвет»

У детей флажки разных цветов. По команде дети бегут к конусу того же цвета, что и флажок.

4.    Лепка узора и украшение силуэта барашка.

Воспитатель. Вот и добрались мы до Страны мастеров. Теперь можно приступать к украшению барашка узором.

Дети лепят кружочки, колечки, налепливают их на барашка под руководством педагога, который оказывает помощь  детям, испытывающим затруднения.

Поделки  детей вывешиваются на стенде.

Воспитатель. Какие замечательные игрушки у нас получились. Яркие, нарядные и хочется поиграть с ними.

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить.

Мастеров из славной «Дымки»

Никогда нам не забыть.

В Твери делают игрушки – 

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

 

2.    Н.О.Д.:  ЗНАКОМСТВО С ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКОЙ «КОРОВА». УЗОР. ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ.

Цели: Познакомить с дымковской игрушкой; учить рисовать точки и линии, создавать выразительные узоры на бумаге; закреплять знания о цвете; прививать желание рисовать; упражнять в ходьбе, координации движений рук и ног; формировать интерес к занятиям физкультурой, к животному миру.

Материалы и оборудование: краски, кисти, салфетки, стаканы с водой, листы бумаги, дымковские игрушки, для фланеграфа (игрушки), образец рисунка, тычки (палочки с намотанной на них ватой), мольберт, фигурки, вырезанные из бумаги белого цвета (баран), кружочки из цветной бумаги (синего, желтого, красного, зеленого цвета).

Ход занятия

1. Создание игровой мотивации.

Воспитатель. Играть любят все. Даже взрослые. А вот этими фигурками из глины (показывает дымковские игрушки) можно и играть, и свистеть, и любоваться. Посмотрите на узоры, которыми они украшены (рассматривают игрушки). Раньше такие игрушки были в каждом доме. Есть ли они у вас? А хотите вы иметь такие красивые игрушки? (Ответы детей.)

2. Знакомство с дымковскими игрушками.

Воспитатель. Эти игрушки называют дымковскими. Изготовлены они из глины. После того как глина высохнет, дымковские мастера раскрашивают вылепленные фигурки. Давайте рассмотрим их получше.

Воспитатель во время чтения стихотворения показывает  детям соответствующие игрушки или прикрепляет к фланелеграфу рисунки дымковских игрушек.

- У этого оленя золотые рога.

Через горные отроги, 

Через крыши деревень, 

Краснорогий , желторогий

Мчится глиняный олень.

Краше всех индюк.

Вот индюк нарядный.

Весь такой он ладный.

У большого индюка 

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост-

Точно солнечный цветок.

Да алеет гребешок.

 

За оленем кони, кони

Вновь за тридевять земель, 

И пестреет от погони

Глиняная карусель.    Что за конь!

Только тронь-

Со всадником вместе

Ускачет вёрст за двести.    Яша – дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У свинки.

        

Барашек – свисток.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток, 

На груди – цветок.

Бока крутые 

Рога завитые, 

Копыта с оборкой, 

На спине Егорка    Утка марфутка

Бережком идёт, 

Уточек Марфуточек

Купаться ведёт    Стоит молодушка, 

А с ней коровушка:

Важная, спокойная

Бурёнушка дойная.

        

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки вятские на все манеры.

Вот вам барыни,

А вот и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

Хоть весь базар обойдёте,

Лучше барынь не найдёте.

Игрушки наши повсюду славятся,

Подходите скорее, и вам понравятся!

 

Все игрушки сначала были покрашены белой краской, а потом на них нанесены узоры. Какую краску использовали мастера для украшения фигурок? (Ответы детей). И красный, и зелёный, и синий, и жёлтые цвета. Полюбуйтесь, какой светлый нарядный узор при этом получается. Узор на дымковских игрушках состоит из разноцветных полосок, линий, кругов и точек. Покажите их на игрушке (Дети выполняют задание).

3. Рисование.

Воспитатель предлагает украсить фигурку «коровы», вырезанную из бумаги, узором из красных, черных  кружочков, полосок  обращая внимание на то, что узор должен располагаться равномерно.

Воспитатель. Давайте научимся рисовать такие яркие узоры (рисует кистью линии и точки черного и красного цвета ). Кружочки и точки можно рисовать не только кистью, но и специальным инструментом. Вот так мастера расписывают свои замечательные игрушки. Попробуйте и вы сделать свои узоры.

    Дети выполняют рисунок, воспитатель помогает тем, кто затрудняется сделать это самостоятельно.

    4. Комплекс упражнений «Экскурсия по выставке дымковских игрушек»

(Фигурки дымковских игрушек прикреплены к фланелеграфу)

•    «Идём на выставку».

Ходьба в колонне по одному.

•    «Скучно лошадкам идти тихо».

Бег по кругу друг за другом.

•    «Петушок крыльями машет».

И.П. – стоя, руки опущены вниз.

1-2 – руки поднять.

3-4 – вернуться в исходное положение.

•    «Играем на гармошке»

И.П. – стоя, руки вытянуты перед собой.

1-2 – руки развести в стороны

3-4 – вернуться в исходное положение.

•    «Зайчики – попрыгайчики».

Дети становятся в круг и выполняют прыжки, двигаясь к центру круга, затем возвращаются к исходному положению.

•    Возвращение домой».

Ходьба в колонне по кругу.

5. Итог занятия.

Рисунки детей выставляются на стенде.

Воспитатель. Ах, какие замечательные узоры получились у вас! Такими узорами можно украсить любую игрушку, и она сразу станет очень красивой.


3.    Н.О.Д.: МАТРЁШЕК РУССКИЙ ХОРОВОД.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ  «МАТРЁШКИ»

Цели: учить рисовать кистью точки и линии разной толщины; развить умение работать гуашью, различать предметы по величине; воспитывать эстетический вкус, дав детям возможность самостоятельно выдрать цвет для рисунка; учить выполнять ритмические движения под музыку, упражнять в выполнении общеразвивающих упражнений, ходьбе.

Материалы и оборудование: игрушки (кубики, кукла, матрёшки разной величины), фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (заготовка и раскрашенная матрёшка), краски, кисти, стакан с водой, салфетки, заготовки матрёшки с нарисованным лицом, мольберт, мешочки, аудиозапись «Весёлые матрёшки» (муз.Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой).

Предварительная подготовка: игра с матрёшками, рассматривание узоров на них.

Ход занятия.

1.    Создание игровой мотивации.

Воспитатель. Есть у нас в группе игрушка, про которую придумали вот такую загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку, 

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Предлагает несколько игрушек, например кубики, куклу, матрёшек.Если дети затрудняются отыскать среди них ответ на загадку, то педагог читает её ещё раз и в процессе чтения расставляет матрёшек по величине). Правильно, это матрёшки. Вот какие они нарядные! Все так похожи друг на друга. Как вы думаете, это мама с дочками или сестрёнки? (Ответы детей).

2.    Рисование.

Воспитатель. А сможете ли вы показать, где самая большая, а где самая маленькая матрёшка? (Дети показывают). Молодцы, справились с заданием. У меня в трёх мешочках лежит по одной матрёшке. Кто сможет на ощупь отыскать самую маленькую? (Дети выполняют задание). Какие молодцы! И с этим сложным заданием справились. А справитесь ли вы с ещё одним? Дело в том, что к нам в садик привезли матрёшек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них (прикрепляет на фланелеграф заготовку матрёшки). И лицо нарисовано, и платочек раскрашен, а платье из простой белой ткани. Матрёшкам так обидно, ведь у их подружек (показывает на игрушки) какие красивые наряды. Поможете подружкам? (Ответы детей). Какой же узор подойдёт для украшения платьев? Я для своей матрёшки выбрала вот такой. (На мольберте рисует узор, составленный из полосок разной толщины и цвета и точек, обращает внимание детей на то, что толщина линий зависит от степени нажима на кисть). Посмотрите что у меня получилось. Матрёшка даже повеселела. А ваши матрёшки всё ещё грустят. Украсьте их платья (Дети выполняют рисунок. Воспитатель контролирует приёмы работы, оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения, поощряет детей, дорисовывающих дополнительные детали).Посмотрите как повеселели матрёшки. Они вам очень благодарны и приглашают нас в гости.

3.    Комплекс упражнений:

•    «Идём в гости к матрёшкам»

Ходьба в колонне по одному.

И.П. – стоя, ладони возле рта в виде шара.

1-2-3-4 – подуть в ладошки, постепенно разводя их и показывая, как надувается шар.

5-6 – подкинуть воображаемый вар вверх.

7-8 – вернуться в исходное положение.

•    «Матрёшки любят чистоту, покажем чистые ручки».

И.П. – стоя, руки опущены вниз.

1-2-вытянуть руки вперёд.

3-4 – повернуть их ладонями вверх-вниз.

5-6 – вернуться в исходное положение.

•    «Поможем накрыть матрёшкам стол».

Воспитатель раздаёт детям кубики, по одному каждому. Дети становятся в круг.

И.П. – сидя, в руках кубик.

1-2 - повернуться влево, положить кубик.

3-4 – вернуться в исходное положение. 

5-6 –.повернуться вправо, взять кубик.

7-8 - вернуться в исходное положение.

•    «А теперь можно потанцевать».

Дети выполняют ритмические движения под музыку «Весёлые матрёшки» (муз.Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой).

Мы весёлые матрёшки, 

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

В сарафанах ходим пёстрых.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сёстры.

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щёчки.

Ладушки, ладушки!

•    «Возвращаемся домой».

Ходьба в колонне по одному.

4.    Итог занятия.

Рисунки детей выставлены на стенде.

Воспитатель. Как весело мы провели время! И матрёшкам помогли, и повеселились вместе с ними. 

Кукла Матрёшка нарядна, красива.

Кукла Матрёшка – улыбка России.

Матрёшка-игрушка, ты всем нам нужна.

Матрёшка – подружка на все времена!

Л. Печников


4.    Н.О.Д.: «КРАСИВАЯ ПТИЧКА» (ПО ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКЕ)

Цели: 

   учить лепить по образцу народной игрушки; 

  закреплять приём прищипывание кончиками пальцев (клюв, хвостик); 

    умение прочно скреплять части из пластилина.

Материал и оборудование: доски для лепки, красивая птичка (дымковская игрушка), полка).

Лепка.

Воспитатель показывает детям красивую птичку (дымковскую игрушку), предлагает рассмотреть, назвать, из каких частей она состоит (голова, туловище, хвост, клюв, крылья).

Воспитатель. Возьмите кусок глины и разделите его на три части разной величины. Из большой части сделаем туловище (Показывает), оттягиваем хвостик и сглаживаем его пальцами. Из маленькой части скатаем голову птички, присоединим её к туловищу, на голове птички прищипываем клювик. Из оставшейся части сделаем пенёк, или гнездо, или подставку. (Показывает).

В конце занятия дети показывают и рассказывают о своих птичках. Готовые игрушки воспитатель ставит на полку и говорит: «Это магазин, и в нём игрушки».

Воспитатель предлагает послушать песенку про птиц из мультфильма «Что услышала медуза» (слова В. Голованова и А. Тимофеевского).

Песенка про птиц

Птицы часто нам встречаются в природе:

На озёрах, и в пустыне, и в лесах, -

Если надо, птицы плавают и ходят,

А не надо – так летают в небесах.

Припев: Не напрасно, не напрасно

Так прекрасны щебетанье и полёт.

Как прекрасно, как прекрасно

Птица по небу летает и поёт!

Птиц по щёлканью и свисту различают,

Их по гомону и пенью узнают,

И поют они, когда им не мешают,

Ну а если им мешают – не поют.

Каждый год птенцов своих выводят

На озёрах, и в пустынях, и в лесах – 

Пусть и эти тоже плавают и ходят,

И летают и щебечут в небесах.

 

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

    Русские народные колыбельные песни «Камаринская», р.н.п.; «Колыбельная» В.Моцарта, «Танец Петрушек», р.н.м., обработка А.Быханова «Танец с платочками», р.н.м., обработка Т.Ломовой «Ходит Ваня», р.н.п., обработка Т.Ломовой.

Цели: Использовать попевки вне занятий. Знакомить детей с русскими народными хороводами и плясками.

 

«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

1.    Игры с куклами «В гости к хозяюшке».

Цели: ознакомление с малыми фольклорными формами. Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и  подговаривания) знакомых потешек, частушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем. Способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.

 2. Развивающие настольные игры (пазлы).

Цели: научить детей различать элементы дымковской и хохломской росписи.

 

Игры с куклами «В ГОСТИ К ХОЗЯЮШКЕ».

Предварительная работа.

Экскурсии в русскую избу.

Знакомство со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, скамейки, деревянные ведёрки, кружки, бочка, короб, посуда, стол, самовар, люльки, куклы, лапти и т.д.).

Пение колыбельных песен.

Знакомство с потешками, пестушками, потягушками.

Ход занятия.

Зал оформлен в стиле русской деревенской избы. Хозяюшка и дети в русских костюмах.

Звучит песня о России.

Входит хозяюшка с детками, здоровается.

Хозяюшка.

Здравствуйте, гости дорогие!

Дай Бог тому,

Кто в нашем дому,

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём,

И здоровьицем!

Хозяюшка обходит избу.

Наша изба ровно тепла,

Домом жить - не лукошко шить,

Домом жить - не развеся уши ходить,

Домом жить - обо всём тужить.

А у меня хлопот полон рот.

Вон сколько детушек-малолетушек.

Мои детушки в дому,

Что оладушки в меду,

Красны яблочки в саду.

Я и прибираю, и подаваю,

Одним одна за всех отвечаю.

Обращается к детям.

Детки мои, посмотрите, какая у нас новая изба. Большая, просторная. Показали ручонками (руки в стороны), вот какая она просторная, (руки подняли вверх) высокая. Попляшем, покружимся, ножками потопаем.

Дети танцуют, смеются, притопывают ножками-топотушками вместе с хозяюшкой.

Мы много раз с вами ходили в нашу избу, знакомились с разными старинными предметами. Она такая же большая?

Дети. Нет. Маленькая. Там тесно.

Хозяюшка. 

А здесь просторно, свободно.

Повторяет с детьми.

Посмотрите, в новой избе есть...

Подходит к печке, поглаживает её.

Дети. 

Печка.

Хозяйка. 

Для чего нужна печка?

Дети. 

Чтобы в избе было тепло.

Хозяйка. А ещё для чего?

Дети. Суп, кашу варить. Спать на ней.

Хозяйка. Вы все на печке полежали, поспали? Я вам колыбельные песенки пела?

Дети. Да!

Хозяйка показывает на ухват, чугунок, кочергу и другие предметы.

Хозяйка. Что это?

Дети называют.

Хозяйка подходит к сундуку, рассматривает его.

А это что такое?

Дети. Сундук.

Хозяйка. Для чего нужен сундук?

Дети. Одежду хранить. Спать на нём.

Хозяйка увидела люльки с куклами и подошла к ним.

Хозяйка. Что перед нами, детки?

Дети. Люльки.

Хозяйка. А ещё как можно назвать?

Дети. Колыбелька.

Хозяйка. Здесь люльки стоят на полу, а в той избе колыбелька подвешена к потолку. А кто в люльках спит?

Дети. Наши детки-доченьки.

Хозяйка. Куклы - ваши дочки, а вы - мамины детки. Все мамы очень любят своих детей. Они целуют их, обнимают, ласково и нежно называют. Как ласково называют вас мамы?

Дети. Танюша, Ванюша, Никитушка.

Хозяйка. Мамы хотят, чтобы их дети всегда были весёлыми, ели, спали, любили умываться, причёсываться.

Хозяюшка подходит к люлькам.

Хозяюшка. Деткам нашим пора просыпаться. Вставайте, просыпайтесь, наши детки.

Дети помогают будить кукол. У одной люльки - Хозяюшка, а около другой - ребёнок.

Потягушки (все дети проговаривают, помогают).

Хозяйка.

Тяги-тяги, потягушеньки,

На Катю порастушеньки.

А в ручки хватушеньки,

А в ножки ходушеньки,

А в роток - говорунок,

А в головку - разумок.

Ребёнок.

Тяги-тяги, потягушеньки,

На сыночка порастушеньки.

Ты расти, расти, сынок,

Как пшеничный колосок.

Ребёнок вынимает куклу из люльки. Хозяйка помогает.

Ой, ты моя маленькая,

Моя хорошенькая,

Ты моя пригоженькая. 

Сейчас мы с тобой умоемся.

Подходит мальчик (может Хозяйка) с кувшином и полотенцем, поливает.

Девочка умывает куклу и читает потешку. Помогают все дети вместе с Хозяюшкой.

Девочка.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Пока ребёнок вытирает кукле лицо, все дети проговаривают и имитируют действия.

Дети.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся, 

Маме улыбаемся.

Хозяйка (обращаясь к кукле). А теперь тебя надо причесать.

Ребёнок причёсывает куклу.

Ребёнок.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Другая девочка берёт куклу, любуется ею.

Девочка.

Вот какая ты у меня красавица!

Глазки - бусинки,

Носик - пуговка,

Ротик - клюковка,

Дочка моя куколка!

Нежно прижимает её к себе, целует.

А теперь пойдём кушать.

Кормит куклу.

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую. 

Напоила чаем.

А теперь пойдём с тобой погуляем.

Хозяйка. Кто хочет погулять с куколкой? Ты, Юля, хочешь? Пожалуйста.

Юля берёт куклу и учит её ходить.

Юля.

Ой, дубок, дубок, дубок,

Скоро Катеньке годок.

Катя, Катя, маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.

На дорожке сидит кошка. Выходит мальчик и обращается к кошке. Все дети помогают.

Мальчик.

Киска, брысь, киска, брысь,

На дорожке не садись,

Наша Катенька пойдёт,

Через киску упадёт.

Кукла “падает” и “плачет”.

Девочка поднимает упавшую куклу.

Девочка.

Не плачь, не реви,

У волка боли,

У зайца боли,

А у доченьки заживи.

Хозяйка. Вот вы и погуляли, теперь можно отдохнуть.

Сажает куклу. Обращает внимание детей на Катиных друзей, которых она пригласила к себе в гости: пришли курочка с петушком, собачка, кошки, поросёнок и др.

Детушки, мои малолетушки, смотрите, а Катины гости заскучали. Надо их развеселить. Можно порадовать гостей потешкой.

Все встали посвободнее по всей избе, разбежались как цыплятки.

Хозяйка берёт петушка и предлагает спеть потешку “Петушок”. Все потешки дети исполняют с движениями.

Дети.

Петя, Петя, петушок,

Золотой гребешок.

Масляна головушка, 

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь.

Хозяйка (обращаясь к петушку). Петушку очень понравилась потешка. Он просит ещё прочитать. Детки, а прочтём ему потешку про его гребешок.

Дети.

Петя, Петя, петушок,

Подари нам гребешок!

Отвечает петушок:

“Подарил бы, если б мог.

Только я без гребешка

Не похож на петушка”.

Хозяйка (закрывает рукой гребешок). Без гребешка на кого похож петушок?

Дети. На курочку.

Хозяйка. А как курочка поёт?

Дети. Ко-ко-ко.

Хозяйка. Может, не будем просить гребешок у петушка? Пусть он будет красивым и радует нас своей песенкой.

Дети соглашаются, и хозяйка сажает петушка.

Слышится на печке: “Мяу-мяу”.

Хозяюшка подходит к печке, на которой лежит кот, гладит печку, показывает на кота.

Хозяюшка. А вот и он. Всё на печке лежит, греется!

Берёт кота, подносит к детям. Дети рассматривают его, гладят, описывают с помощью Хозяйки. Тут появляется белый кот, очень красивый, пушистый. Дети сравнивают котов. Хозяюшка берёт на руки серого кота.

Хозяюшка.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша...

Детки, а может, вы сами расскажете про котика? Очень хочу послушать.

Дети вместе с Хозяюшкой.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Хозяюшка. Спасибо вам, ребятушки! Как вы меня порадовали! Котя-коток, а тебе понравилось?

Кот. Мяу-мяу! Мур-мур!

Хозяюшка. Детки, давайте поиграем с котиком.

Игра “Кот Васька”.

Хозяюшка берёт кота. У него на шее висит сумочка.

Хозяюшка. Котя-коток! А что у тебя в сумочке?

Кот. Пирожок! (Показывает).

Хозяюшка. А где ты его взял?

Кот.

Ходил котик на торжок,

Купил котик пирожок...

Хозяюшка. Оля, а что дальше было?

Оля.

Пошёл котик на улочку

Купил котик булочку...

Хозяюшка.

Самому ли съесть

Либо деткам снесть?..

Кот.

Я и сам укушу

И ребяткам отнесу.

Хозяюшка. Спасибо, котик! Какой ты хороший, добрый, умный. Детки, какой котик?

Дети. Добрый, умный, ласковый.

Хозяюшка. Уж очень ты нам понравился, котенька-коток. Мы тебе ещё споём.

Дети.

Котя-котенька, коток.

Котя серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Нашу детоньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ты уж ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.

Хозяюшка. Детки, а Катюшу-то пора спать укладывать.

Кто-то из детей несёт Катю и укладывает в колыбельку. Хозяюшка и дети поют колыбельную песенку “Серый волчок”.

Хозяюшка. Вот и уснула наша Катенька, пусть поспит, а мы тихо-тихо, чтобы не разбудить её, пойдём погуляем.

Хозяйка держит кота на руках.

Кот. Мур-мур.

Хозяюшка (обращаясь к коту). Ты что, котик, замурлыкал, что-то хочешь сказать нам на прощанье?

Кот. Мур-мур. Мне очень понравились детки, их потешки, и я для них приготовил сюрприз. Эй, чудо-печка, угости деток!

Хозяюшка идёт к печке, принюхивается.

Хозяюшка. Ах, как вкусно пахнет яблоками, грибами, капустой.

Подходит к печке, заглядывает в неё, а там... пироги. Достаёт пироги и благодарит кота, чудо-печку за пироги.

Хозяюшка. Детки мои, вот какой у нас котик-коток, серенький хвосток. Скажем ему спасибо. А теперь пойдём в группу пить чай с пирогами.

Звучит русская народная музыка. 

 

«ИГРОВАЯ (ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

    «Жили гуси у бабуси», «Травка-муравка», «Котик на печке песни поет», «Солнышко появись».

Цель: Приобщать детей к русскому фольклору; включать в инсценировку; учить говорить и действовать от имени персонажей; активизировать партнерское взаимодействие в игре.

«Короб со сказками», «Веселая ярмарка».

Цель: Вспомнить с ребятами знакомые сказки; способствовать вхождению детей в роли героев; активизировать в игре в настольный театр.

 

«Ф И З И Ч Е С К О Е   Р А З В И Т И Е»

Русские народные подвижные игры: «Платок», «Кошка и мышка», «Лошадки», «Жмурки на местах».

Цель: показать особенности проведения русских народных подвижных игр. Формировать умение самостоятельно играть в народные игры, используя считалки. Развивать нравственные чувства в процессе ознакомлении с народными играми. 

 

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ».

 Цели: Обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомства с колыбельной песней. Формировать простейшие навыки выразительного исполнения колыбельных песен. Развивать эстетический вкус. Формировать технические умения и навыки.

Материалы. Магнитофон, аудиокассета с записью колыбельных песен. Книга «Баю-баюшки-баю»/Худ. Е.Ю. Васнецова. – М.: Детская литература, 1990. Иллюстрированные детские книги с колыбельными песенками.

Ход занятия.    

     Педагог рассказывает детям о том, что песни, которые придумал народ, называются народными, знакомит детей с разнообразием русских песен: колыбельных, хороводных, плясовых; раскрывает особенности колыбельной песни: «Колыбельные песни человек слышит с первых дней своей жизни. В колыбельных песнях поёт душа всего русского народа. Чаще всего колыбельные песни поёт мама. Маленький ребёнок слышит её голос и спокойно засыпает под мелодичный напев колыбельной песни. И чего только нет в этих песнях – и красное солнышко светит, и гуленьки-голуби воркуют, и серенький котик ведёт киску за лапочки, и соколы летают, и малина сама в роток летит, и какой-то страшный  Бабай приходит, но его прогоняют, чтоб не мешал, не подсматривал, как «ходит Сон по лавочке в красненькой рубашечке…».

     Педагог предлагает детям прослушать колыбельную песенку. Звучит колыбельная песня, затем педагог показывает детям книгу «Баю-баюшки-баю»; обращает внимание на выразительные особенности иллюстраций к песенкам; предлагает некоторым детям спеть колыбельную песню для своей игрушки.

    

Открытое фольклорное занятие «Игра с ложкой».

Цель: Закрепить у детей знания произведений малых фольклорных форм (потешек, пестушек, прибауток); знакомить детей с русской традиционной игрушкой; воспитывать у детей сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней; развивать любовь к русским народным потешкам, пестушкам. прибауткам; воспитывать коммуникативные навыки, стремление к сотрудничеству.

Материал: деревянные ложки, красивые платочки, плошки с маленькими ложками, русские традиционные игрушки, игрушка петушок.

Предварительная работа: разучивание потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песен, народных игр.

Методы и приёмы: сюрпризные моменты; игры, направленные на организацию детской деятельности с воображаемым предметом; применение выразительных средств речи; использование музыкальной наглядности.

Ход занятия:

Дети, одетые в русские народные костюмы, заходят в «Русскую избу» и садятся на лавочки вокруг стола. На столе на подносе лежат платочки и ложки, деревянные игрушки.

Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Здравствуйте, мои пригожие! А мальчики у нас как ясные соколы! А девочки как аленькие цветочки! Расселись удобно? Вот и хорошо! Сегодня хочу вам показать, как можно найти игрушку в предметах, которые нас окружают. Давным-давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках. У детей было столько игрушек, как у вас сейчас. Дети придумывали себе игрушки сами.

Воспитатель поднимает платок с подноса, на котором стоят разные деревянные игрушки. Дети их рассматривают и играют с ними. Воспитатель предлагает им сделать самим себе игрушку.

Воспитатель: Вот у меня ложка и платок, я сейчас сделаю куколку.

Воспитатель берёт платок, раскладывает его на столе и заворачивает в него деревянную ложку с глазками. Просит детей тоже смастерить для себя куколку.

Воспитатель: Вот и получилась у нас куколка. Давайте каждый назовёт свою куколку именем, побаюкаем её и поиграем с ней.

Дети называют имена своих куколок и поют им вместе с воспитателем колыбельную:

Баю-баю-баиньки,

Маленькие заиньки,

Катеньку качали.

Кате напевали:

Баю-баю! Баю-бай!

Спи малютка, засыпай!

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что наступило утро, встало солнышко, и мы нашу куколку будим.

Катя, Катенька, проснись!

Да с кроватки–то спустись!

Слышишь, крикнул петушок.

Дети пальчиками показывают петушка, воспитатель показывает игрушечного петушка и нараспев исполняет потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Кате спать не даёшь?

Как поёт петушок?

Дети: Ку-Ка-Ре-Ку!

Воспитатель:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, моя Катя!

Встань, моя дочурочка!

Потягушки, потянись.

Поскорей, скорей проснись!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться

Водичка, водичка!

Умой моё личико!

Чтобы глазки блестели!

Чтобы щёчки краснели!

Чтоб смеялся роток!

Чтоб кусался зубок!

Воспитатель: Наша куколка проснулась, умылась и ей пора позавтракать. Сварим для неё кашку - малашку?

Дети: Да!

Дети берут плошки и ложки.

Воспитатель:

Варись, варись, кашка,

Варись, варись, малашка,

Кашка, кашка,

Кашка – малашка.

Кашку мы сварили –

Катю накормили.

Дети кормят куколку.

Воспитатель вместе с детьми читает потешки:

Эта ложечка за мамочку,

Эта ложечка за папочку,

Эта ложечка за дедушку,

Эта ложечка за бабушку,

Эта ложка за тебя!

Расти большой, вот такой!

Катя, Катя маленька.

Катенька удаленька.

Пройдись по дорожке,

Топни, Катя, ножкой.

Воспитатель предлагает детям пойти погулять с куколкой и поиграть с ней.

Проводится игра «Куколка и хоровод».

Воспитатель:

Вот присела на ворота

Говорливая сорока:

«Кра – кра –кра – кра,

Маленькому спать пора!»

В окна голуби взглянули

«Гули – гули – гули -  гули,

Надо маленькому спать,

Чтобы утро не проспать».

Надо положить наших куколок  в люльку и спеть колыбельную песенку, чтобы они быстрее уснули.

Воспитатель и дети исполняют колыбельную песню.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

Надо маленькому спать.

Чтобы утро не проспать.

Воспитатель: Наши куколки уснули. Давайте отойдём, не будем их будить. Вот какую игрушку можно сделать из простой ложки и платочка. На прощание хочу вас, гости дорогие, угостить сушками. Кушайте, на здоровье!

Воспитатель надевает сушки на пальчики детям, при этом приговаривает:

Этот пальчик  - дедушка, (на большой палец)

Этот пальчик - бабушка, (на указательный палец)

Этот пальчик – папа, (на средний палец)

Этот пальчик – мама, (на безымянный палец)

Этот пальчик – я!

Вот, и вся моя семья! (Дети сжимают и разжимают кулачки).

Дети благодарят хозяйку и прощаются.

 

ВЫВОДЫ:

Благодаря проведенным занятиям, беседам, разным видам художественной деятельности направленных на знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством и устным народным творчеством через проект «Народное творчество», воспитало в детях интерес и любовь к наследию своей национальной культуры.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Волчкова В. Н. , Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».

2.    Соломенникова О. А. « Ознакомление детей с народным искусством».

3.    Энциклопедия детского фольклора «Ладушки».

4.    Ушакова О. С., Н. В. Гавриш «Знакомим с литературой детей 3-5 лет».

5.    Доронова Т. Н. , Якобсон «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре».

6.    «Комплексные занятия во II младшей группе» под редакцией                       М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
 

181 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий