Паспорт социального проекта
Сведения о направляющей организации |
|
Название |
МБОУ гимназия имени Ф.К. Салманова |
Координатор |
Куйчогло Елена Валериевна |
Контактный телефон (рабочий, мобильный) |
|
Сведения о проекте |
|
Название проекта |
Детско-юношеское гимназическое издание «Пять с плюсом» как социальный медиапроект |
Тематика конкурсной проектной работы |
«Информационное развитие», создание гимназической газеты |
Аннотация к проекту |
Гимназическая газета «Пять с плюсом» выпускается на базе МБОУ гимназия имени Ф.К. Салманова с 2012 года. Работая в редакции, юнкоры могут как постигать теоретические основы журналистики, так и оттачивать перо, освещая значимые для гимназистов и школьников города культурные, спортивные и профориентационные мероприятия, проекты, образовательные события. |
Участие в других конкурсных мероприятиях регионального уровня, проводимых в предыдущем и текущем годах, итоги |
нет |
Сведения об участниках |
|
Фамилия, имя, отчество (полностью) |
Оськина Ангелина Андреевна Лескова Екатерина Михайловна Горбунова Елизавета Евгеньевна |
Образовательная организация (полное наименование, сокращенное наименование) |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени Фармана Курбановича Салманова, МБОУ гимназия имени Ф.К. Салманова |
Класс |
9Г класс |
Сведения о руководителе |
|
Фамилия, имя, отчество (полностью) |
Харченко Светлана Николаевна |
Место работы (полное наименование, сокращенное наименование) |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени Фармана Курбановича Салманова, МБОУ гимназия имени Ф.К. Салманова |
Должность |
Педагог дополнительного образования |
Квалификационная категория |
нет |
Ученая степень |
нет |
Ученое звание |
нет |
Контактный телефон (рабочий мобильный) |
|
|
|
Содержание
Грюнвальдская декларация Организации объединенных наций по вопросам ЮНЕСКО обращает особое внимание на то, что средства массовой информации (далее – СМИ) играют значительную роль в современном обществе, поэтому разносторонние и систематические формы образования в сфере СМИ являются составной частью образования современного гражданина. Многие международные организации – ЮНЕСКО, Совет Европы и другие – неоднократно ставили задачу просвещения и образования в сфере средств массовой информации. По существу, речь идет о развитии у подростков понимания деятельности СМИ, которые являются необходимым элементом общественной жизни, повседневной профессиональной деятельности и свободного времени.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации считает одним из своих приоритетов развитие у пользователей интернета медиаграмотности, включающей в себя умение отличать правдивую информацию от манипулятивной.
Это приобретает особую важность еще и потому, что в современном обществе родители все меньше могут контролировать доступ детей к электронным СМИ – телевидению, форматному радио, интернету, компьютерным играм. Информационная безопасность ребенка – это задача как семейного, так и школьного воспитания.
Дети и подростки сегодня владеют навыками использования технических средств (компьютеры, планшеты, смартфоны, интерактивные возможности телевизоров и т.д.) и технологиями производства и передачи текстовой и визуальной информации (текстовые редакторы, приложения для редактирования фото и видео информации, графические редакторы) на более высоком уровне, чем их учителя или родители. Кроме того, в последние 20 лет произошла настоящая революция во взаимодействии аудитории с медиа: если раньше в подавляющем большинстве случаев это была одноканальная передача информации аудитории от медиа или посредством медиа, то сейчас – это интерактивное взаимодействие медиа и аудитории.
Сегодня, в период роста интерактивных возможностей медиа, в первую очередь – социальных медиа в интернет – остро стоит вопрос об ответственном отношении к той информации, которую осознанно или спонтанно производят и распространяют в сети пользователи.
Актуальность проблемы получения детьми и подростками специальных знаний в области взаимодействия с медиа можно определить следующим образом:
- необходимость получения навыков критического восприятия информации;
- необходимость получения навыков ответственного отношения к производству и распространению информации;
- возможность освоения техники и технологии производства и передачи информации (контента).
Таким образом, сегодня огромную значимость приобретают проекты, направленные на воспитание медиагромотной компетентной творческой личности, хорошо понимающей потребности социума.
Социальное проектирование, как отмечает Валерий Андреевич Луков, «это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам»[1]. Основная идея социального проектирования состоит в конкретном представлении желаемого будущего. Уникальная отличительная особенность проектной деятельности это то, что создатель проекта ставит перед собой абсолютно реальные цели и задачи, имея для их выполнения все необходимые ресурсы. Если социальное проектирование это деятельность, то проект – это инструмент, с помощью которого эти изменения в социуме и осуществляются.
Сложность организации социальной жизни трактует необходимость наличия механизмов ее контроля и регулирования. Одним из таких механизмов является медиапроект.
Медиапроект – «качественный коллективный блог культурной и социальной тематики, предоставляющий аудитории уникальный контент авторских программ, репортажей и видеосюжетов. Кроме того, это средство массовой коммуникации, которое представляет площадку для ведения диалога с аудиторией по наиболее актуальным проблемам современного общества»[2].
Большинство медиапроектов основываются и осуществляются путем коллективного творчества, что позволяет расширить круг затрагиваемых тем и продуктивность редакции. Журналистский материал это плод труда не только самого журналиста, но и всего редакционного состава.
Зацепина И.А. в своей работе «Понятие, типы, признаки медиапроектов социальной направленности» приводит классификацию проектов, благодаря которой можно сказать, что на сегодняшний день на основе международного опыта медиапроектирования можно выделить следующие функционирующие типы:
Основной фактор, определяющий ход реализации медиапроекта - это сегмент аудитории, на который он рассчитан. Необходимо учитывать возрастные и психологические особенности аудитории, составить наиболее точный портрет вашего потенциального читателя: что он любит делать, его образ жизни, его страхи и желания.
На начальном этапе создания медиапроекта необходимо определить тактику его реализации и регулирования, рассмотреть возможные кризисные ситуации и пути их решения, продумать этапы реализации проекта, конкретные сроки его осуществления. Для того чтобы проект состоялся, необходимо сделать его эффективным, актуальным и еще один немаловажный факт – грамотно составленным. Только тогда вы сможете приступить к его реализации.
2. Детско-юношеское гимназическое издание «Пять с плюсом» как социальный медиапроект
По словарю под редакцией Н. В. Ушакова, концепция есть ничто иное,«как замысел, теоретическое построение; то или иное понимание чего-нибудь»[3].
Детско-юношеское печатное издание – по определению Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. "газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название», текущий номер с конкретно указанной целевой аудиторией.
Приступая к анализу детско-юношеской аудитории ее предпочтений и потребностей, остановимся на самом определении понятия «аудитория».
Если опираться на исследования Мурзина Д.А., аудитория средств массовой информации – это «совокупность людей, к которым обращаются средства массовой информации, отдельный журналист в своем произведении, и которые воспринимают обращенную к ним информацию».
Следует отметить что, «чем более четко, узко определена целевая аудитория, тем лучше: тем больше шансов у издания в полной мере соответствовать ее информационным потребностям. Ясно, что потребности, равно как и функции, рабочих и менеджеров, например, во многом различны. Поэтому различны и функции предназначенных для них корпоративных СМИ».
Мурзин Д.А. также упоминает о взаимосвязи определения аудитории и функций СМИ как факторов, определяющих концепцию издания. И если «аудитория СМИ чётко не обозначена, то его доминирующая функция размыта до неопределённости».
Аудитория школьного СМИ должна быть выявлена точно, иначе оно не сможет выполнять свои функции.
В первую очередь аудиторию анализируемого издания составляют учащиеся и учителя общеобразовательных школ города Сургута. Если учитывать возрастные особенности учащихся, то родители тоже проявят интерес к изданию.
Если продолжить следовать системе деления аудитории, то можно прийти к выводу, что целевой аудиторией являются подростки 11-18 лет, это учащиеся 5-11 классов, а все остальные вышеперечисленные группы читателей формируют вторичную аудиторию издания.
Также необходимо заметить, что данная аудитория наиболее подходит в качестве целевой, так как именно в данном возрастном периоде формируется будущая социализированная и всесторонне развитая личность и детско- юношеское СМИ имеет возможность влиять на ее развитие, учувствовать в воспитании, выполняя важную социальную функцию.
Выявим особенности характерные для нашей аудитории. Главный и определяющий фактор - это возраст. Для определения потребностей аудитории необходимо изучить круг возможных интересов ребят данного возраста. Анализ возрастных особенностей аудитории выбранного нами издания позволит определить, как периодическое школьное издание может удовлетворять читательские потребности и способствовать формированию всесторонне развитой личности.
Ранее мы определили нашу целевую аудиторию – это школьники 11 -17 летнего возраста. Этот период возрастных изменений является основной в жизни каждого человека и называется переходным. «С. Холл назвал подростковый период периодом «бури и натиска в бунтующем отрочестве», что связано с гормональной перестройкой организма подростка и изменением его социального статуса» .
В юношеском возрасте наблюдается активизация потребности в коммуникации, общении, стремление к активному обмену информацией, мнениями. Критичность мышления подростка в юношеском возрасте требует от собеседника наиболее подробной аргументации того или иного явления, возможно, личное присутствие для полной уверенности в том, что это правда. Игра в этот период не теряет своей актуальности, лишь принимает другие формы. Помимо физической активности, такие игры подразумевают демонстрацию профессиональных, личностных и творческих особенностей каждого участвующего, что способствует всестороннему гармоничному развитию человека.
Детско-юношеская аудитория как аудитория СМИ отличается потребностью в самостоятельности, желанием избавиться от недостатков и всевозможных комплексов, желанием найти в каждом материале газеты что – то свое, в каждом коммуникаторе «хорошего друга».
Название проекта |
Детско-юношеское гимназическое издание «Пять с плюсом» как социальный медипроект |
|||||
География проекта (место реализации) |
город Сургут |
|||||
Краткая аннотация
|
Гимназическая газета «Пять с плюсом» выпускается на базе МБОУ гимназия имени Ф.К. Салманова с 2012 года. Работая в редакции, юнкоры могут как постигать теоретические основы журналистики, так и оттачивать перо, освещая значимые для гимназистов и школьников города культурные, спортивные и профориентационные мероприятия, проекты, образовательные события. Издание цветное, формат А4, страничность - от 16 полос. В рамках проекта осуществляется сотрудничество редакции газеты с медиасообществом города, общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников», общероссийской общественной детской организацией «Лига юных журналистов». |
|||||
Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект |
Сегодня, в период роста интерактивных возможностей медиа, в первую очередь – социальных медиа в интернет – остро стоит вопрос об ответственном отношении к той информации, которую осознанно или спонтанно производят и распространяют в сети пользователи. Очевидно, что помощь подрастающему поколению в духовном развитии, самореализации и профессиональном самоопределении – вопрос социальной и стратегической важности. Создание газеты – кропотливый труд. Далеко не все школы города могут похвастаться собственной редакцией. Тем не менее, запрос у ребят подросткового периода на творческую самореализацию в школьном издании достаточно высокий.
|
|||||
Целевая группа, на которую направлен проект |
От 11 до 17 лет |
|||||
Основные цели и задачи проекта |
Цель – социализация подростков и воспитание медиаграмотной компетентной личности через создание гимназической газеты Задачи: 1. Обучение редакционного коллектива основам журналистики; 2. Выпуск газеты и ее распространение; 4. Участие редакционного коллектива в конкурсах и мероприятиях для юнкоров; 5. Воспитание самостоятельной, трудоспособной, активной, креативной, творческой личности; 6. Помощь в учебном и внеучебном процессах, своевременное профориентирование старшеклассников. |
|||||
Методы реализации проекта (описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач) |
||||||
1. Проведение практических занятий и мастер-классов по основам журналистики и верстке школьного издания. |
||||||
2. В рамках корреспондентской практики проведение экскурсий в музеи, телерадиокомпании, высшие учебные заведения города. |
||||||
3.Создание устойчивой модели издания и организация работы творческого коллектива. |
||||||
4. Выпуск издания и его распространение среди педагогического и школьного сообщества города. |
||||||
5. Участие редакционного коллектива в конкурсах и мероприятиях для юнкоров города; Создание Интернет-площадки издания. Организация обратной связи с целевой аудиторией издания. |
||||||
Количество методов реализации проекта не ограничено (описываются пункты календарного плана) |
||||||
Календарный план реализации проекта на 2019-2020 учебный год (последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления) |
||||||
№ |
Мероприятие |
Сроки (дд.мм.гг) |
Результат |
|||
1 |
Обучающие мастер-классы, практические занятия, экскурсии. |
сентябрь 2019 г.– май 2020 года
|
мастер-классы, практические занятий, экскурсии |
|||
2 |
Участие в акциях, освещение гимназических и городских мероприятий |
сентябрь 2019 г.– май 2020 года
|
материалы юнкоров размещаются на сайте гимназии, сайте департамента образования, на сайте ООДО «Лига юных журналистов» |
|||
3 |
Выпуск издания и его распространение |
сентябрь 2019 г.– май 2020 года
|
Выпуск ежемесячно, тираж 60 экземпляров, электронная версия издания выставляется на сайте внеурочной деятельности МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова, на портале школьной прессы, в группе Вконтакте «Золотое перо» |
|||
4 |
Подготовка материалов на региональный конкурс школьных СМИ, муниципальный конкурс юных журналистов «Юнкор года-2019». |
октябрь-декабрь 2019. |
Победители и призеры среди участников из числа членов школьного СМИ |
|||
5 |
Совещание редакционного коллектива |
сентябрь 2019 г.–май 2020 года
|
ежемесячно |
|||
Количественные показатели |
Ежемесячные выпуски гимназической газеты, состав редакции часто меняется, но в течение года, как правило, остается стабильным, ежегодное участие в мастер-классах и городских мероприятиях для юнкоров «Школа молодого журналиста», «Под парусом мечты», «Юнкор года», региональный конкурс школьных СМИ.. |
|||||
Качественные показатели
|
Создание условий для профориентации подростков в области журналистики, оказание помощи при поступлении в профильные вузы (формирование творческого портфолио); медиаобразование детей и юношества. |
|||||
Основные исполнители проекта
|
||||||
Педагог дополнительного образования |
Харченко Светлана Николаевна |
|||||
Учитель русского языка и литературы |
Шадрина Вера Анатольевна |
|||||
Информация об организациях (партнерах), участвующих в реализации проекта |
||||||
МБОУ гимназия имени Ф.К. Салманова, департамент образования администрации города Сургута, ГОУВПО Сургутский государственный педагогический университет, ОО «Сургутская городская организация журналистов» |
||||||
Источники поддержки и финансирования проекта |
||||||
Администрация МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова |
||||||
Достижения |
||||||
Школа молодого журналиста «Меди@полигон» – игра-соревнование школьных печатных СМИ «Гамбургский счёт», 31.03.2018 - №2, 2018. Диплом Iстепени; День славянской письменности и культуры. Конкурс стенных газет, посвящённых этому событию (городской) - №3, 2018. Диплом III степени; Диплом I степени в номинации «Лучшее школьное СМИ» в конкурсе юных журналистов «Юнкор года-2018»: Диплом II степени в номинации «Лучший материал для печатного издания» в конкурсе «Юнкор года-2018»; Диплом II степени в номинации «Лучший материал для социальной сети» в конкурсе «Юнкор года-2018»; Диплом II степени в номинации «Лучший материал для печатного издания» в конкурсе «Юнкор года-2019»; Диплом III степени в номинации «Лучший материал для печатного издания» в конкурсе «Юнкор года-2019»; Диплом I степени в номинации «Лучший материал для печатного издания» в конкурсе региональных СМИ-2019»; Гран-при конкурса ООДО «Лига юных журналистов» (приз – поездка юнкора на медиасмену в «Артек») |
||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Луков В. А. Социальное проектирование и прогнозирование: Учеб. пособие/Ин-т молодежи. — М.: Социум, 1998. — 160с.
[2] Всероссийская научно-методическая конференция «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры» (Ежегодная научно-методическая конференция ОГУ) URL: http://conference.osu.ru/ (дата обращения 31.05.2018)
[3] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.