Конспект урока в 7 классе по теме: «О Родине, героях, подвигах и славе».
(с использованием сингапурской системы образования)
Тип урока: комбинированный
Изобразительное искусство - основы православной культуры. Слайд 1.
Цель:
Дать знания о подвиге, его понимании христианами на примере жизни святого воина Георгия Победоносца и познакомить с жизнью и деятельностью великого полководца Георгия Константиновича Жукова, его служением Родине. Создать условия для овладения техникой рисования «граттаж» и «монотипия», способами и последовательностью выполнения работы.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить обучающихся с иконописной трактовкой образа Георгия Победоносца;
- познакомить с образом Г.К. Жуков как православного христианина;
- выполнить творческую работу в технике «граттаж» и «монотипия»;
-активизировать познавательную деятельность обучающихся посредством включения их в практическую деятельность.
Развивающие:
- развивать кругозор, память, творческое воображение;
- научить ясно и точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- умение внимательно рассматривать произведения искусства и высказывать своё мнение.
- развивать творческую активность и способности обучающихся путем создания быстрой и эффективной работы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания, уважение подвигу русского народа в Великой Отечественной войне;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе во время использования сингапурской системы образования на уроке.
- воспитывать духовное возрастание человека через доступную ценность – героизм;
- воспитание трудолюбия и аккуратности.
Планируемые результаты:
предметные: умение описать образ человека;
метапредметные: формировать интерес к изобразительной деятельности;
коммуникативные: совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;
регулятивные: учить анализировать и оценивать работу сверстников;
личностные: познакомить обучающихся с иконой Георгия Победоносца, с картиной В. Яковлева «Жуков на коне».
Оборудование: учебник, проектор, компьютер, экран, презентация, видео.
План урока.
1. Организационный момент (5 мин). Подготовка учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (5 мин.).
3. Изучение нового материала. Формирование творческой среды (10 мин.).
4. Творческая практическая деятельность обучающихся (20 мин.).
5. Заключительный этап. Просмотр работ, выставление оценок (2 мин.).
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня наш урок начнется необычно, с прослушиванияклипа. Видео 1. «За Святую Русь».
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Учитель:
- Ребята, послушайте строки стихотворения:
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпенье,
Любви и мольбе…
Учитель:
- Ребята, о чем это стихотворение? Ответы детей.
Учитель:
- В каких жанрах искусства можно рассказать о подвиге? Приведите примеры.Ответы детей.
Учитель: Слайд 2 .
- До наших дней дошли древние былины (литературно-музыкальный жанр).
Васнецов создал картину «Богатыри» (изобразительное искусство).
Бородин написал симфонию, (музыкальное искусство).
Солдатские песни (народное творчество).
Структура СИ ФИНК УАНДЭ
Учитель: Слайд 3.
- Посмотрите на слайд, что вы видите? Под цифрой 1 запишите, что вы видите. Структура СИНГЛ РАУНД РОБИН (На проговаривание своего мнения отводится 1 мин)
- Под цифрой 2 запишите, что вы думаете об этом. Структура СИНГЛ РАУНД РОБИН (Идет обсуждение в группе внутри одного стола 1минута)
- И 3 о чем это заставляет вас задуматься?
Структура СИНГЛ РАУНД РОБИН (по 30 сек на каждого)
- Поделитесь своим мнением с остальными участниками, начинают участники под номером 1.
Опрос учащихся.
Учитель:
- О чем же мы будем говорить сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока. Ответы детей:
Учитель: Тема урока: «О Родине, героях, подвигах и славе».
- Действительно, образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Вспомните и назовите художественные произведения, с которыми мы встречались на уроках, посвященных теме защитников Родины. Ответы детей: былины о русских богатырях…
Учитель: Молодцы, идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве.
Видео 2. Слушание и анализ фрагмента симфонии № 2 часть 1 А.П. Бородина
Вопросы и задания:
Учитель:
- Менялся ли характер музыки? Сколько тем прозвучало? Охарактеризуйте их (1 тема - сильная, песенно-маршевая, богатырская; 2 тема - нежная, лирическая, напевная, тема Родины, души богатырей).
Учитель: (Современники дали название «Богатырская», а А. П. Бородина в мировой музыке называют « богатырем» русской музыки.)
Учитель: С каким произведением искусства созвучна эта музыка? Ответы детей.Учитель:
- Правильно, с картиной В. Васнецова « Богатыри». Слайд 4.
Демонстрация репродукции картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Учитель: - Кто изображен на картине? Ответы детей: (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
- Кто они такие и как их называют? Ответы детей: (Это богатыри, защитники своей земли).
- Как вы думаете, кого называют богатырем? Ответы детей: (Сильного, мужественного человека, богатый).
- Каким изображен каждый из богатырей? Ответы детей.
- Обратите внимание на выражение лица каждого из них? (Одному дана сила, другому - ум, третьему - доброта).
- На ваш взгляд, что важнее для богатыря из этих трех качеств? (только сила, ум и доброта вместе).
3. Изучение нового материала.
Учитель: Первое задание:
- Ребята, на столах у вас лежат листочки со словами. Соберите в правильной последовательности их и прочитайте высказывание:«счастья выше Родины, чем чести выше нету! Нету выше любимой служить»
( Нету счастья выше, нету чести выше, чем любимой Родине служить!
(А. Ерикеев.)
Чтение высказывания и проверка правильности выполнения задания.
Учитель:
Верхом на коне, под копытом – дракон,
Копье вонзается в пасть!
На помощь спешит согрешающим он
И тем, кто в грех может впасть.
Учитель:
- Ребята, как выдумаете. О ком это стихотворение? Ответы детей:
- Правильно, Георгий Победоносец. Слайд 5.
- Скажите, пожалуйста, кому он спешит на помощь.
Второе задание: «Чтение» иконы.
Учитель:
- Рассмотрим икону. Кто изображен на иконе? Ответы детей:
- Что вы можете сказать об этом человеке? Кто он по роду занятий? Ответы детей.
- Что символизирует красный фон иконы и красный плащ на святом? Ответы детей.
- Чья помощь помогает ему одержать победу над страшным змием? Как вы думаете, что это за змий? Ответы детей.
Учитель:
- Правильно ребята, это священномученик Георгий Победоносец.
- Это один из самых почитаемых святых в России. Его изображения есть и на деньгах, и на государственных символах, например на Гербе России, гербе нашей столицы - города Москвы.
- Еще где мы можем увидеть изображение святого Георгия. Ответы детей:
- На монете.
Учитель:
- Как вы думаете, почему на этих государственных символах – изображение святого Георгия? Ответы детей:
Учитель:
- Да, действительно, потому что у нас в стране святого Георгия почитают как защитника Руси.
Видео 3. Знакомство с житием святого Георгия.
Жил он очень давно, в III веке, в южной стране и вырос в глубоко верующей семье христиан. Его отец принял мученическую смерть за Христа; мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Георгий служил в римском войске и был он воином храбрым и мужественным, за что еще очень молодым поставлен был в военачальники. Он имел дар от Бога помогать христианским воинам. Георгия стали называть Победоносцем за терпение и мужество, с которым он победил все страдания, когда император за веру в Христа поверг его тяжелым пыткам.
Учитель:
- Имя Георгия Победоносца неразрывно связано с Великой Победой 9 мая 1945 года. В эти дни 75 лет назад случилось символическое совпадение – именно 6 мая день праздновании святой Пасхи пришелся на празднование дня Георгия Победоносца. К этому времени советские войска взяли штурмом Берлин, водрузив флаг над Рейхстагом, и завершили разгром фашистской Германии, уничтожив мировое зло.
Учитель:
- Ребята, обратите внимание на этот слайд 6. . Сравните две картины, что вы видите? Что между ними общего? В чем различие?
- Дети под цифрой 1 запишите, что вы видите. Структура СИНГЛ РАУНД РОБИН (На проговаривание своего мнения отводится 1 мин)
- Под цифрой 2 запишите, что вы думаете об этом. Структура СИНГЛ РАУНД РОБИН (Идет обсуждение в группе внутри одного стола 1минута)
- И 3 о чем это заставляет вас задуматься?
Структура СИНГЛ РАУНД РОБИН (По 30 сек на каждого)
Учитель:
- Поделитесь своим мнением с остальными участниками, начинают участники под номером 1.Опрос учащихся.
Учитель:
- Во время ВОВ солдаты говорили так: «Где Жуков – там победа!»
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои,
И память, через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.
Сегодня будет день воспоминаний,
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвигах и доблести отцов. Слайд 7.
- Выдающийся русский полководец, маршал Жуков носил при крещении имя Георгий. Названный при крещении в честь Георгия Победоносца, он получил, таким образом, в его лице великого небесного покровителя и сам стал нашим победоносцем в той страшной войне. Как личность и как воин он сложился еще в царской армии, где был удостоен Георгиевских крестов. Сохранилось свидетельство о том, что в двадцатых годах Георгий, тогда еще молодой военный лет тридцати, приехал к великому оптинскому старцу Нектарию. Слайд 8.Прозорливый старец предсказал Жукову в недалеком будущем страшную войну, благословил его на служение Богу и Отечеству. При этом добавил: - Ты будешь сильным полководцем, везде тебе будет сопутствовать победа!
Известно, что маршал Жуков возил с собой по фронтам Казанскую икону Божьей Матери. Каждое сражение он начинал с словами: «Ну, с Богом!». Но главное даже не в этом. Главное – христианский строй души великого маршала. Все, кто знал его, отмечали высокую порядочность, человечность, прощение своих обидчиков. И, как пишет известный старец архимандрит Кирилл (Павлов), за эти качества «Промысел Божий избрал его быть спасителем Руси в тяжелую годину испытаний».
Слайд 9. Первый Парад Победы состоялся 24 июня 1945 года на Красной площади. Его принимал маршал Георгий Жуков, сидя верхом на белом коне, подобно своему небесному покровителю. Особому батальону было поручено бросить к ногам советского народа-победителя 200 поверженных фашистских знамён и штандартов. “Десятками, сотнями падали на мокрую землю знамёнаразбитых немецких корпусов, дивизий, полков, знамёна, ещё недавно кичливоразвевавшиеся над покорёнными странами Европы, знамёна с проклятойсвастикой, которую Гитлер вознамерился водрузить над всем миром”.
А вечером над страной гремел праздничный салют Великой Победы. Слайд 10.
4. Творческая практическая деятельность учащихся. Слайд 11-13.
Сегодня мы изобразим праздничный салют. Для начала в технике монотипия выполним фон. На стекло прямоугольной формы нанесем краску, в нашем случае яркую и светлую. Сверху накладываем бумагу, проглаживаем ее руками. Плавно снимаем лист. Фон для нашей работы готов, но нужно подождать, чтобы он просох. А мы выполним гимнастику для глаз:
- посмотрим влево, вправо;
-нарисуем круг глазами;
-теперь треугольник;
-посмотрим далеко, близко;
-закроем глаза и представим красивый пейзаж. Отдохнули, можно продолжать.
Теперь натрем поверхность листа воском. Затем закрасим лист черной краской. Теперь зубочисткой, процарапыванием нарисовать свой праздничный Салют.
Слайд 14.
5. Итог урока. Проставление оценок за работу на уроке.
Структура:
Самым интересным на уроке было…
Мне понравилось…
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Я научился…
Я был бы рад…
Учитель: И в наше время есть герои: совсем еще юные и многое повидавшие. Кбольшому сожалению, и сейчас в странах мира неспокойно, идут террористические войны, не только за рубежом, но в России.
А от себя хочется вам пожелать, чтобы никогда не было той страшной войны, пусть всегда будет яркое солнце, пусть всегда будет мирное небо, пусть всегда будут счастливы дети.
Дети Мира за руки возьмитесь!
Шар земной обнять под силу вам.
Войны на Земле остановите!
Мир подвластен детским голосам.