Участники:
Учащиеся 9-11 классов
Учителя
Ветераны педагогического труда
Руководители района
Приглашенные и гости
Лауреаты премии имени Г.Ф. Лопатина – учащиеся школы
Родители
Выступающие: учащиеся и учителя школы
Ведущие. Слайд 1.
Ведущий 1: С праздником! С самым главным праздником нашей страны!
Ведущий 2: С праздником гордости за доблестные подвиги наших прадедов, защитников Отечества!
Ведущий 3: С праздником благодарности за беспримерное мужество фронтовиков и тружеников тыла!
Ведущий 4: Вас, дорогие ребята, уважаемые учителя, ветераны педагогического труда, гости!
Все: С праздником Великой Победы!
Ведущий 1: Тогда, в 45-м, весь мир увидел мощь и силу нашей страны, был удивлен и восхищен героизмом советских солдат.
Песня «Защитники Отечества» в исполнении хора юношей 11-классов и мужчин-учителей.
Ведущий 1: Наша армия сильна своими победами, традициями и героями.
Ведущий 2: Она стоит на страже мира и сегодня, защищая его от сеющих смерть полчищ международного терроризма.
Ведущий 1: Президент России Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию заявил: «Мы обязаны встретить террористов и уничтожить их на дальних подступах».2
Ведущий 2: Российские солдаты и офицеры выполняют поставленную задачу.
Ведущий 1: Мы умеем воевать лучше всех, поэтому мы любим мир, мы строим мир.
Ведущий 3: Наши солдаты отвоевали мир, солнце, весну, мечту…
Ведущий 4: И если сейчас растет хлеб на родных полях, цветут сады, строятся дома,
Ведущий 3: Смеются дети, то это потому,
Вместе: что была Победа!
Инсценировка по повести С. Баруздина «Ее зовут Елкой»3. Слайд 2.
Выбегают дети.
Колька: Парни, айда в огород за горохом. Свежий, сладкий горох - объедение.
Антон: Давайте лошадей на водопой погоним.
Елка: На речку пойдем. Все кричат «Купаться!» и убегают.
Танец «Дети войны». Танец на фоне хроники. Слайд 3.
Катя: Посмотри, как изменилась наша Нара.
Маша: Страшно, что у Нары есть теперь другой берег, немецкий. Но он есть, там, за Нарой – немцы.
Елка (выносит листовки): Опять немецкие. Сколько их уже было: белые, розовые, зеленые. И везде одно - Москва пала!
Настя: Слушайте, ночью наш самолет сбросил, вместе с почтой (читает). От Советского информбюро. Утреннее сообщение от 31 октября… Мужественно и бесстрашно защищают родную Москву...
Елка (кричит): Слышите! Ведь не сдали Москву! Не сдали!
Настя: Мы ни за что не отдадим им свою землю.
Колька (выбегает): Елка, там пришел за тобой посыльный. Опять пойдешь через Нару? Не боишься?
Елка: Придется пойти! К отцу, в Никольский лес, туда, где он со своим партизанским отрядом.
Выстрелы.
Колька (пригнувшись): Прут черти... Опять пойдешь через реку? Не боишься? Может, я пойду, я ведь все-таки мужчина.
Елка: Я уже ходила. Меня там ждут. Надо узнать, когда немцы начнут атаку. Это - первое, как мост - это второе. Это очень важно, понимаете.
Катя: Понимаем. ( Расходятся)
Стихотворение Д. Кедрина «Россия, которую топчут враги».1 Хроника военных лет. Слайд 5.
Голос за сценой: Когда через три часа Елка добралась до места, она поняла: ждать темноты не придется.
Елка: Я поняла, папа. Немцы начнут форсировать Нару ровно в полночь. Сведения точные. Как только немцы ступят на мост, он взлетит. Ждать до завтра нельзя. Я пойду сейчас.
Елка уходит. Слышны звуки техники, немецкие голоса.
Голос за сценой: Три деревни она прошла благополучно. Немцы пропускали ее. До Нары осталось 100 метров. Слайд 6.
Немец: Хальт! Вер ист да? Ком цурюк! (Стой! Кто идет? А ну-ка, назад!)
Елка: Мне же надо, дяденька! Ой, как надо! Я через мост быстренько-быстренько пробегу, а там и деревня наша - Сережки...
Немец: Идьи, идьи, дэвочка! На мост, на мост идьи! Я тэбья проводимь.
Слайд 7.
Елка: Шаг, два, пять, двадцать пять... Почему наши молчат? Страшно... Я должна идти. Я должна рассказать... От этого зависит так много. Тридцать, тридцать три. Мама! Раздается взрыв.
Елка: Я вырвалась. Ма-а-ма, я вырвалась.3
Второй взрыв, потом тишина.
Голос за сценой: Мама! Мама! Я дошла до цели... Слайд 8.
Но в лесу, на Нарском берегу, (курсив мой)
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.4
Портреты пионеров-героев. Слайды 9-11.
Ведущий 4: Зина Портнова, Лара Михиенко, Марат Казей, Леня Голиков и еще десятки юных героев отдали свои жизни ради нашего будущего.
Ведущий 3: «Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - так когда-то сказал Александр Твардовский5. Слайд 12.
Наталья Бондык- Бондарева «Странный дуэт»6. На фоне видеоряда.
Слайд 13.
Ведущий 1: Горе жгло сердца людей, ломало их судьбы, но и объединяло их.
Ведущий 2: Каждый советский человек чувствовал свою личную ответственность за судьбу страны.
Ведущий 1: Страна стала единым лагерем.
Хроника «Шарканский район в годы войны». Слайд 14.
Ведущий 2: С началом войны ушедших на фронт мужчин заменили женщины, подростки и даже дети, они встали за станки, пришли на поля.
Ведущий 1: 27 молодежных бригад работало в Шарканской районе летом 43 на заготовке кормов, заготовке леса. Слайд 15.
Ведущий 2: Девчонки и мальчишки сначала сами рубили лес, пилили, а потом вывозили на повозках к железной дороге, ночью грузили в вагоны тяжелые бревна. Слайд 16.
Ведущий 1: Иванова Нина Васильевна из деревни Кельдыш также заготавливала лес, а потом сплавляла его7. Слайд 17.
Ведущий 2: При образовании затора худеньким подросткам приходилось толкать бревна длинным багром, прикладывая неимоверные усилия. Слайд 18.
Ведущий 1: Когда затор начинал уходить, нужно было успеть, перескакивая с бревна на бревно, добежать до берега и не упасть.
Ведущий 2: Однажды Нина оказалась в водовороте, почти захлебнулась, выбралась чудом. Другие ребята не смогли и погибли.
Ведущий 1: В 1943 г. н полях Удмуртии работало 742 тракторные бригады, из них - 416 были женскими. 3,5 тысячи девушек и молодых женщин стали трактористками8. Слайд 19.
Ведущий 2: Среди них Воронцова Ева Лаврентьевна. Летом она работала на тракторе, зимой в лесу. Была хорошей работницей, но мечтала об учебе. Слайд 20.
Ведущий 1: В 1943 поступила в Якшур-Бодьинское педучилище. В 1946 году с дипломом приехала в Шаркан и проработала учителем начальных классов в нашей школе 44 года.
Инсценировка «Трактористки военных лет». Слайд 21.
Председатель колхоза садится за стол, пишет. Федор играет на гармошке. Входят девушки, греют руки.
Девушка 1: Мороз, аж бревна трещат.
Председатель: Здравствуйте, уважаемые товарищи. Все на месте? А где Антонина?
Девушка 2: Похоронку она получила…
Председатель: Мы их разобьем, обязательно разобьем фашистов этих проклятых. На повестке дня нашего собрания один вопрос: как помочь стране победить. Весенний сев и уборка, и Удмуртии, и в Шарканском районе отстают от графика. Стране и фронту нужен хлеб! Мы должны выполнить план государственной поставки продовольствия на фронт для наших отцов, мужей и братьев!
Девушка 2: Мы и так уходим в поле на рассвете, приходим домой за полночь. Взяли повышенные обязательства: работать за ушедших на фронт мужчин.
Девушка 3: Но жать и косить приходится вручную.
Председатель: Да, лошадей не хватает: отправили на фронт. Туда же отправили и десятки тракторов, но оставшаяся техника может работать.
Девушка 1: Да кто пахать на ней будет? У нас из мужчин один Федор остался, да и тот на войну рвется.
Председатель: Федор, твое заявление на фронт вернули, сколько годков себе добавил? Два! Успеешь еще повоевать. А пахать, девоньки, будете вы! Больше некому! Советские женщины могут работать на тракторе! Это доказала Паша Ангелина и тысячи девушек, которые вслед за ней пошли на курсы трактористов.
Девушка 3: Послушайте, что решили наши землячки: «Мы, женщины и девушки, учащиеся Сарапульской школы механизации сельского хозяйства, встанем на смену своим мужьям, братьям и отцам. Мы досрочно заканчиваем учебную программу. Подготовим машины, и на колхозных полях поплывут наши корабли...»
Девушка 1: Они смогли, а мы?
Девушка 2: Мы тоже сможем. Выстраивайся в очередь.
Все: Записывай нас на курсы. (Выстраиваются в очередь)
Каждое имя сопровождается фотографией. Слайды 22-27.
1: Воронцова Мария Михайловна, 1922 года рождения, дер. Заречный Вишур.
2: Воронцова Ева Лаврентьевна, 1926 года рождения, д. Кесшур.
3: Кузьмина Ангелина Дмитриевна, 1926 года рождения, д. Порозово.
4: Кардапольцева Нина Архиповна, 1927 года, д. Порозово.
5: Широбокова Елизавета Яковлевна, 1925года, деревня Заречный Вишур.
6: Никитина Валентина Никитьевна, деревня Козино.
Подходят к микрофонам.
1: Хлеба не хватало, люди ели траву, лебеду, опилки, крапиву. Трактористам за выполнение нормы давали 500 г. хлеба или муку, её хватало на похлёбку, спички – поштучно.
2: Осенью сильно мёрзли на работе, так как у колёсных тракторов кабин не было, а у дизельного она была, но открытая. И всё равно все строгие требования к работе старались выполнять безоговорочно.
3: У нас не хватало сил завести мотор, рукоятка давала обратный ход, и если не успевали увернуться, она ударяла по руке, челюсти, рёбрам или голове. Многие девушки получили переломы и сотрясения мозга.
4: Наши тракторные бригады включились в соревнование. Работали посменно, приходилось работать за двоих: трактор не должен простаивать. Слайд 28.
5: Сдав на права, я четыре года трудилась на газогенераторном тракторе, который работал на дровах. Плашки сушили дома и к трактору таскали в мешках. Ночевали в поле. Я начала заводить трактор спросонья и не заметила, что трактор был на скорости. Он наехал на меня. Сломалась в двух местах рука, нога, челюсть была поранена так, что зубы шатались, но осталась жива.
6: Прицепщиками у нас были мальчишки. Однажды ночью мой помощник, 8-летний мальчик, уснул и упал, а я не сразу заметила. Сделав факел, пошла искать его. Услышала плач. Подойдя, увидела, что он завален землей, видна только голова. К счастью, под плуг не попал.
Председатель: В 1940 году в Шарканской машинно-тракторной станции было 13 тракторных бригад, в 1943 их стало 15. Десятки женщин в годы войны сели за руль трактора.9
1: Вот так со словами «надо» мы жили и работали, забывая о себе, о доме, о детях, потому что по-другому не могли.
Ведущий 3: Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни.
Ведущий 4: И подвиг народа – это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллионы.
Ведущий 3: Говоря о Великой Отечественной войне, мы в первую очередь вспоминаем о героизме советских солдат.
Хроника военных лет. Слайд 29.
Ведущий 4: Как великую святыню хранят потомки боевые награды, фронтовые письма. Слайд 30.
Ведущий 3: В этих письмах нет героических слов: солдаты писали о родных полях, о родимом доме, куда каждый мечтал вернуться «всем смертям назло».
Ведущий 4: «Жди меня, и я вернусь», - писал матери Леонтьев Карп Иванович из деревни Вукотлово, цитируя знаменитые строки Константина Симонова. Слайд 31.
Ведущий 3: Последнее письмо было написано 28 февраля 1944 года. 1 марта Карп погиб. Слайд 33.
Ведущий 4: Письма эти были переданы родственником Карпа Ивановича Орловым Дмитрием Леонидовичем в школьный музей. Слайд 34.
Ведущий 3: «Жизнь!» - это главное слово для любого человека. И ради того, чтобы жизнь продолжалась, умирали солдаты той войны.
Чтецы и солдаты. Слайды 35-44.
1: Из мужчин Шарканского района, ушедших на фронт в 1941 году, к концу войны осталось в живых лишь 3 процента.
2: Про то мое слово, какая родня, какая родова была б у меня.
3: Когда дядя Миша бы не был убит,
4: Другой дядя Миша бы не был убит.
5: Когда дядя Петя бы не был убит,
6: Когда дядя Толя бы не был убит.10
Иван: Рядовой Запасов Иван Константинович, родился в 1910 году в селе Шаркан, призван в армию в июне 41, пропал без вести в сентябре 1941 года.
Павел: Рядовой Запасов Павел Константинович, родился в 1912 году, призван в армию в июле 41, пропал без вести в декабре 1941 года.
Федор: Лейтенант Запасов Федор Константинович, родился в 1919 году, призван в армию в июне 41, пропал без вести в январе 1943 года.
1: Навсегда остались на полях сражений братья Исаевы: Иван, Семен, Михаил.
2: Братья Гуменниковы: Афанасий, Иван, Петр, Николай - из деревни Верхние Кивары.
3: Братья Куклины: Гаврил, Николай, Яким - из Верхнего Ягино.
4: Андрей, Федор, Михаил Абросимовы из деревни Верхний Тылой.
5: Николай Хохряков с сыновьями из Пустополья.11
1: И еще тысячи сыновей Шарканской земли.
2: Крепкие, многочисленные семьи осиротели.
3: И мучусь я снова: Какая родня.
4: Какая родова была б у меня!10
Федор: Из Шарканского района ушло на фронт 8180 человек. Не вернулось – 4304.Слайд 45.
3: Не забывайте о солдатах,
Вступившихся за честь страны,
Не забывайте свист снарядов,
И будьте памяти верны!
4: Не забывайте о солдатах!
Тот миг, когда он погибал,
Не похоронки скорбной датой —
Молчания минутой стал!12
Минута молчания. Слайд 46.
Ведущий 1: Право возложить цветы к мемориальной доске Георгия Федоровича Лопатина, директора школы, дважды кавалера ордена Александра Невского, предоставляется его дочери Надежде Георгиевне Зайнаковой, внуку Денису Александровичу и учащимся школы: Хабарову Илье и Кондратьевой Юлии.
Ведущий 1: Не гремят снаряды, не рвутся мины, но в России еще очень много забытых братских могил и незахороненных останков погибших солдат Великой Отечественной.
Ведущий 2: Бойцами Удмуртской региональной молодежной общественной организации «Долг» в феврале 2017 года в Ленинградской области был найден смертный медальон Стрелкова Ивана Демидовича из Нижних Кивар Шарканского района. Слайд 47.
Ведущий 1: Чтобы вернуть из небытия имена погибших воинов, в нашей стране создан Союз поисковых отрядов. Слайд 48.
Ведущий 2: С 1989 г. поисковики перезахоронили более ста двадцати тысяч солдат, установили более девяти тысяч имен.
Танец «Маки». Слайд 49.
Ведущий 3: Редеют ряды великого поколения победителей. Слайд 50.
Ведущий 4: К началу 1990 года в районе было более двухсот участников войны.
Ведущий 3: В шестидесятую годовщину победы в живых осталось менее пятидесяти человек.
Ведущий 4: В шестьдесят пятую годовщину было шестнадцать ветеранов, в год семидесятилетия – четыре.
Ведущий 3: Сегодня в районе осталось в живых всего 2 участника войны: Аркадий Поликарпович Кочуров и Антонида Васильевна Перевозчикова.
Фильм «Воспоминания А.В. Корепановой»
Слайд 51.
Ведущий 4: Вечная память ушедшим и низкий поклон живым.
Ведущий 3: Слова особой благодарности мы произносим ветеранам педагогического труда, детям войны, последним ее свидетелям. Слайд 52.
Ведущий 4: Мы сердечно поздравляем вас с праздником Победы, желаем доброго здоровья и долгих лет жизни!
Ведущий 1: Слово предоставляется заместителю директора по воспитательной работе. Слайд 53.
Ведущий 2: Слово предоставляется Главе муниципального образования «Шарканский район».
Ведущий 2: Слово предоставляется председателю Совета депутатов Шарканского района.
Ведущий 1: Посеянные ветеранами педагогического труда зерна растут, дают плоды.
Ведущий 2: Новое поколение учителей воспитывает в своих учениках чувство патриотизма, трудолюбия, творческую и спортивную активность.
Ведущий 1: Растет достойная смена героического поколения победителей.
Песня «Мы твое будущее». Танец с флагами.
Ведущий 3: В преддверии Дня Победы 7 год в школе проводится церемония награждения учеников, добившихся особых успехов в учёбе, творчестве и спорте. Слайд 54.
Ведущий 4: Они становятся лауреатами премии имени Георгия Фёдоровича Лопатина.
Ведущий 3: Для проведения церемонии награждения приглашается учредитель премии.
Церемония награждения.
Фотографирование лауреатов.
Ответное слово лауреатов премии.
Ведущий 1: Вы сегодня герои – это ваши победы! Благодаря вам из года в год наша школа держит первенство в учебных достижениях, в творчестве и спорте!
Ведущий 2: Пусть упорство, стремление к знаниям, творчество, любовь к жизни останутся с вами навсегда.
Ведущий 1: Будьте достойными наследниками своих прадедов, отвоевавших мир на земле! Слайд 55.
Ведущий 2: Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Ведущий 1: Салют Победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня!
Ведущий 2: Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Ведущий 1: Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым.13
Финальная песня в исполнении хора «Спасибо скажем нашим дедам».
Во время исполнения песни участники выносят портреты своих прадедов. Последний ряд поднимает портреты во время 2 куплета.
Ведущий 1: Программу подготовили учащиеся и учителя Шарканской школы.
Ведущий 2: Давайте дружно поблагодарим их громкими аплодисментами.
Ведущий 1: Мы прощаемся с вами!
Ведущий 2: Желаем новых побед!
Список литературы
Архив новостей. Петербург. Поэзия / http://www.kostyor.ru/5-03/stihi5-03.php12
Баруздин С. Ее зовут Елкойhttps://www.litmir.me/br3
Бондык- Бондарева Н. Странный дуэт/ https:// https://fishki.net/1524258-strannyj-dujet-natalja-bondareva6
Васильев Ф. О том мое слово…/ Ижевск. Издательство «Удмуртия»,1973,с.48
«Дети и война в поэзии Твардовского» / https://www.allsoch.ru/sochineniya/139895
Кедрин Д. Родина. /http://poetrylibrary.ru/stixiya/ves1
Книга памяти. Том 5 / Ижевск. Издательство «Удмуртия», 1994, Стр. 219.11
РИА Новости. Млсква. 3 декабря / https://ria.ru/20151203/1334915760.html2
Твардовский А. 9 мая/ http://thefireofthewar.ru/lirika/?p=25513
Трефилова А. Она выдержала все. Исследовательская работа. Шаркан. 20167
Христолюбова Л.С. Трактористки военных лет/ Ижевск. 2016. Стр. 5-9, 280-287.8, 9